- 100542 Просмотра
- Обсудить
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ЦИЦЕРОН ( 1 )
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН
КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ЦИЦЕРОН ( 1 )
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН
КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА
ПАРАНОИДНЫЙ ПРИЕМ (paranoid TECHNIQUE) Одиниз четырех ПРИЕМОВ, описанных Фэрбэрном в его «Пересмотренной психопатологии психозов и психоневрозов» (Fairbairn A Revised Psychopathology of the Psychoses and Psychoneuroses) (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ). Эти приемы применяются объектом для осуществления перехода от ИНФАНТИЛЬНОЙ К зрелой ЗАВИСИМОСТИ (см. также ЗРЕЛЫЙ И НЕЗРЕЛЫЙ). По Фэрбэрну, младенец создает два образа МАТЕРИ (ГРУДИ), от которых он изначально зависим: один – образ ее как ХОРОШЕГО, удовлетворяющего объекта, другой – как ПЛОХОГО, фрустрирующего объекта. Эти четыре приема различаются тем, куда помещает субъект эти два объекта. В случае параноидного приема он помещает хороший объект внутрь себя, а плохой – вовне и. по выражению Фэрбэрна, интернализирует принимаемый объект и экстернализирует отвергаемый (см. ИНТЕРНАЛИЗАПИЯ и ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ); при этом младенец идентифицирует себя с хорошим объектом (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ), но считает, что сам он подвержен ПРЕСЛЕДОВАНИЮ со стороны внешних объектов. Посредством этого маневра субъект достигает «КВАЗИНЕЗАВИСИМОСТИ» от матери ценой того, что становится подверженным параноидной тревоге. Поскольку этот прием; подобно трем другим, можно рассматривать как ЗАЩИТУ от СЕПАРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ, его часто называют ПАРАНОИДНОЙ ЗАЩИТОЙ, однако из текста самого Фэрбэрна ясно, что он рассматривал прием как процесс нормального развития. См. Fairbairn (1952). См. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ И ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ.
ПАРАНОЙЯ(paranoia) Функциональный ПСИХОЗ, характеризующийся БРЕДОМ величия и преследования, не сопровождаемый интеллектуальным снижением. В классических случаях паранойи бред организован в логически связанную, внутренне последовательную бредовую систему, на основании которой больной готов действовать. Эта последовательность отличает паранойю от ПАРАНОИДНОЙ ШИЗОФРЕНИИ. См. ШИЗОФРЕНИЯ.
ПАРАПРАКСИЯ (parapraxia) Ошибочное действие, вызванное вмешательством какого-либо бессознательного желания, конфликта, потока мыслей. Оговорки и описки – классические парапраксии. См. «Психопатология обыденнойжизни» Фрейда (1901), где он использует парапраксиикак доказательство существования бессознательных процессов в психической норме.
ПАССИВНЫЙ (passive) «Испытывающий оказываемое воздействие» – C.O.D. Применительно к человеку: не расположенный быть инициатором действия, склонный к зависимости (см. ЗАВИСИМОСТЬ) от кого-либо, ищущий отношений, в которых он может стать ПАССИВНО-РЕЦЕПТИВНЫМ или ПАССИВНО-ЗАВИСИМЫМ. Применительно к сексуальному поведению: либо роли, которые возможны при активности другого, например, пассивная ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ или женская ГЕТЕРОСЕКСУАПЬНОСТЬ, либо роли, которые можно интерпретировать как ОБРАЩЕНИЕ активных инстинктов самого субъекта, например, МАЗОХИЗМ и ЭКСГИБИЦИОНИЗМ, которые, в соответствии с КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ, являются пассивными формами собственного САДИЗМА и ВУАЙЕРИЗМА. Об использовании этих понятий в классическом психоанализе см. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.
ПАТОБИОГРАФИЯ (pathobiography) Психоаналитическое исследование исторической личности, основанное на имеющихся биографических данных, а не на прямом клиническом наблюдении. Удачный пример этого жанра – «Леонардо да Винчи» Фрейда, неудачный – исследование личности Вильсона, проведенное Freud and Bullit (1967), Существенным ограничением данного жанра является отсутствие клинического критерия правильности ИНТЕРПРЕТАЦИИ, а именно: принятие ее пациентом.
ПАТОЛОГИЯ (pathology) cm. ПСИХОПАТОЛОГИЯ. См. также ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ.
ПАТОНЕВРОЗ (pathoneurosis) НЕВРОЗ, симптомы которого локализованы в части тела, ранее пораженной ОРГАНИЧЕСКИМ заболеванием.
ПЕДЕРАСТИЯ (paederasty) Содомия. См. ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ.
ПЕДОФИЛИЯ (paedophilia) Букв.: любовь к детям. На практике, однако, этот термин применяется для обозначения склонности совершать против них сексуальные преступления. Психоаналитических исследований педофилии не существует, однако социологические данные говорят о том, что
а) педофилия лишь в редких случаях связана с насилием над жертвой;
б) не является ПЕРВЕРЗИЕЙ в смысле ПРЕДПОЧИТАЕМОЙ формы сексуального поведения субъекта; и
в) «жертва» нередко сама провоцирует действия. См. Mohr et al. (1965).
ПЕНИСИ ФАЛЛОС (penis and PHALLUS) Строго говоря, ПЕНИС – это анатомический термин, обозначающий мужской производящий орган, ФАЛЛОС - антропологический и теологический термин, имеющий отношение к идее или образу мужского производящего органа, т.е. пенис – орган с биологическими функциями, фаллос – идея, которой поклоняются в различных религиях как СИМВОЛУ могущества природы. Отсюда слова Юнга (возможно, лишь приписываемые ему) о том, что пенис всего лишь фаллический символ. В психоаналитической литературе для обозначение идеи (психического ПРЕДСТАВЛЕНИЯ) пениса употребляются существительные «пенис» и «фаллос», но в качестве прилагательного предпочитается «фаллический», а не «пенисный». Например, о мальчиках говорится, что они проходят через ФАЛЛИЧЕСКУЮ ФАЗУ, во время которой поглощены не только своим пенисом, но также и идеей потенции, половой зрелости, мужественности и вообще – силы и мощи.
ПЕРВЕРЗИЯ, СЕКСУАЛЬНАЯ (perversion, SEXUAL) Любая форма взрослого сексуального поведения, где гетеросексуальный половой контакт не является желаемой целью. Психоаналитическая литература отдает предпочтение термину «перверзия» (а не терминам «отклонение» или «аномалия») на том основании, что такое поведение есть результат отступления и искажения в РАЗВИТИИ как ЛИБИДО, так и ЭГО, т.е. на основании того, что это перверзии РАЗВИТИЯ. В результате психоанализ считает, что сексуальные перверзии несут защитную функцию (см. ЗАЩИТА) и позволяют субъекту избегать ТРЕВОГИ или справляться с ней. Источник тревоги варьирует от одной перверзии к другой. По Freud (1916), перверзия – это негативы НЕВРОЗОВ, поскольку перверзный реализует импульсы, которые невротик вытесняет (см. ВЫТЕСНЕНИЕ). Согласно другой формулировке, перверзный регрессирует к ИНФАНТИЛЬНОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ (см. РЕГРЕССИЯ), в то время как невротик использует другие защиты либо вместо регрессии, либо вслед за ней. Обе формулировки подразумевают, что перверзное поведение взрослого есть возрождение одного из СОСТАВНЫХ ИНСТИНКТОВ, которые образуют инфантильную сексуальность и из которых развивается взрослый гетеросексуальный инстинкт. Еще одно объяснение этого положения заключается в том, что младенец полиморфно перверзен (см. ПОЛИМОРФНАЯ ПЕРВЕРЗИЯ), и что перверзии представляют собой регрессии к той или иной перверзной предрасположенности инфантильной сексуальности. См. Freud (1905, 1916). Несмотря на эти и другие положения, различающие невроз и перверзию, не существует удовлетворительного объяснения того, почему одни индивиды становятся перверзными, тогда как у других развиваются неврозы или, в частности, почему некоторые, по выражению Fairbairn (1952), «пускают в дело» именно те склонности, которые другие, изо всех сил стремятся вытеснить. Мужская ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ – единственная из перверзий, относительно которой в качестве объяснения были приведены конституциональные факторы.
Современная психиатрия квалифицирует перверзии как ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА на том основании, что «симптомами» здесь является доставляющее удовольствие поведение, в отличие от невротических симптомов, которые приносят страдания. Претензия на доставляющее удовольствие поведение, которое в ПСИХОПАТОЛОГИИ считается защитным, поднимает проблему аутентичности перверзного поведения и перверзных отношений (см. АУТЕНТИЧНЫЙ И НЕАУТЕНТИЧНЫЙ). Относительно специфических перверзий см. ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ; ЭКСГИБИЦИОНИЗМ; ВУАЙЕРИЗМ; НАРЦИССИЗМ; САДИЗМ; МАЗОХИЗМ; ПЕДОФИЛИЯ.
ПЕРВИЧНЫЙ (primary) Как часть специального термина означает «принадлежащий к первой стадии РАЗВИТИЯ». ПЕРВИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ названы так Фрейдом в связи с его убежденностью, что они более примитивны, чем вторичные процессы и проявляются на более ранней стадии развития. См. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ. ПЕРВИЧНАЯ или АВТОМАТИЧЕСКАЯ ТРЕВОГА - это та ТРЕВОГА, которая вызывается переживанием СЕПАРАЦИИ с необходимым объектом или распадом ЭГО (извне, как при ТРАВМЕ, или изнутри, как при истинном КОШМАРЕ) и для предотвращения которой позднее развивается механизм СИГНАЛЬНОЙ ТРЕВОГИ.
ПЕРВИЧНЫЙ ОБЪЕКТ– это ОБЪЕКТ, т.е. ГРУДЬ или МАТЬ, с которым младенец изначально связан.
ПЕРВИЧНАЯ ОБЪЕКТНАЯ ЛЮБОВЬ– ЛЮБОВЬ, которую испытывает младенец по отношению к первичному объекту.
ПЕРВИЧНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ– ощущение единства с матерью до того, как младенец обнаружит независимое от него существование объектов. Она противопоставляется вторичной идентификации, которая имеет место после того, как младенец уже научился отличать СЕБЯ от другого.
ПЕРВИЧНЫЙ НАРЦИССИЗМ– та форма любви к себе, которая имеется при рождении; противопоставляется вторичному НАРЦИССИЗМУ, который возникает лишь после появления ОБЪЕКТНОЙ ЛЮБВИ.
ПЕРВИЧНЫЙ ВЫИГРЫШ– освобождение от тревоги и КОНФЛИКТА, приобретаемое ценой развития НЕВРОЗА; противопоставляется вторичному выигрышу, т.е. преимуществам, которые могут быть извлечены из самого факта наличия невроза.
ПЕРВИЧНАЯ СЦЕНА– представление пациента (ребенка) о половом контакте родителей, которое понимается скорее как идея, сплетенная с ФАНТАЗИЕЙ, нежели как воспоминание о чем-то действительно воспринятом.
ПЕРВОБЫТНЫЙ (primal) Примитивный, первородный, изначальный. Часто относится к идеям легендарного или мифопоэтического свойства.
ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА (primal horde) См. ПЕРВОБЫТНЫЙ.
ПЕРВОБЫТНАЯ ОРДА – фрейдовское название того общества, которое, как полагал Дарвин, исходя из данных о поведении человекообразных обезьян, было первой структурой человеческого общества. Оно представляло собой группу, состоящую из мужчины-вожака –ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА - нескольких женщин, которых он сохранял для себя, и нескольких мужчин, которых он держал в подчинении. Фрейд использовал эту гипотезу для объяснения
а) происхождения ЭКЗОГАМИИ и ТАБУ ИНЦЕСТА: первобытный отец оставлял женщин себе, а других сильных мужчин изгонял из группы;
б) происхождения ВИНЫ: сыновья объединились, убили отца и поделили женщин между собой, но почувствовали и передали по наследству вину за совершенное ОТЦЕУБИЙСТВО и инцест; и
в) тотемизма: животное – ТОТЕМ символизирует (см. СИМВОЛ) убитого ОТЦА. См. ОНТОГЕНЕЗ.
ПЕРВОБЫТНЫЙ ОТЕЦ (primal father)См.ПЕРВОБЫТНЫЙ.
ПЕРЕНОС См. ТРАНСФЕР.
ПЕРЕРАБОТКА (working through) Первоначальный смысл термина – это процесс, посредством которого пациент, находящийся в анализе, на протяжении длительного времени постепенно раскрывает для себя полный смысл какой-либо ИНТЕРПРЕТАЦИИ или ИНСАЙТА. Отсюда, в более широком значении термина – процесс привыкания к новому положению дел, преодоления утраты или болезненного переживания. В таком расширенном понимании СКОРБЬ является примером переработки, поскольку включает постепенное признание того, что утраченного объекта больше нет в том мире ценностей, где раньше он был столь привычной фигурой.
ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ (transitional OBJECT) См. ОБЪЕКТ, ПЕРЕХОДНЫЙ.
ПЕРСОНА (persona) ЮНГИАНСКИЙ термин для обозначения «поведения, которое находится в соответствии с требованиями повседневной жизни индивида». См. Bennet (1966). Буквальное значение слова – «маска».
ПЕРСОНОЛОГИЯ (personology) Термин, заимствованный Марджори Брайерли у генерала Сматса для определения подхода к изучению личности «не как к абстракции или набору психологических абстракций, а скорее как к полному жизни организму, как к органическому психическому целому, каковой PAR EXCELLENCE личность и является» (Smuts). Брайерли использовала этот термин для различения науки о личности и МЕТАПСИХОЛОГИИ: первая сохраняет личность и индивидуальный опит, тогда как вторая понимает человека как результат взаимодействия безличных структур.
ПЕССИМИЗМ (pessimism) См. ОПТИМИЗМ.
Р
РАБОТА (work) Серьезная деятельность, обычно противопоставляемая ИГРЕ или ЛЮБВИ. На заре психоанализа восстановление способности пациента любить и работать рассматривалось как критерий эффективности аналитического лечения.
РАЗВИТИЕ (development) Психоанализ утверждает, что поведение человека можно рассматривать в его развитии, т.е. интерпретировать поведение взрослого как усложнение, или эволюцию, ИНФАНТИЛЬНОГО поведения, и что его «высшие» формы можно понимать как усложнение примитивных влечений и паттернов поведения. Процесс развития в целом можно рассматривать как результат двух факторов: эволюции врожденных процессов развития и влияния опыта на эти процессы. ТРАВМАтическим является опыт, который нарушает или искажает развитие; ТОЧКИ ФИКСАЦИИ обусловливают ТОРМОЖЕНИЕ развития. Не существует подходящих терминов для обозначения опыта, ускоряющего развитие (т.е. продуцирующего раннее развитие), как и для обозначения негативного опыта (СТИМУЛЬНАЯ депривация), ведущего к остановке развития. Поскольку КЛАССИЧЕСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ связана с идеей деления ПСИХИКИ на ЭГО и ИД, она вынуждена постулировать параллельные формы развития: РАЗВИТИЕ ЭГО и развитие ЛИБИДО. Первое заключается в приобретении ФУНКЦИЙ ЭГО, увеличивающих его АВТОНОМНОСТЬ, а второе – в превращении ПРЕГЕНИТАЛЬНЫХ сексуальных и агрессивных влечений (см. СЕКС и АГРЕССИЯ) во взрослые сексуальные и сублимированные виды деятельности (см. СУБЛИМАЦИЯ).
РАЗВИТИЕ ЭГО (ego development) Психоаналитическое положение, согласно которому психика делится на ИД и на ЭГО, заставляет делать различие между развитием либидо и развитием Эго; при этом первое является продвижением по различным либидным стадиям, на которых меняются источники и способы получения сексуального удовольствия (см. ЛИБИДО), а второе – ростом и приобретением функций, которые позволяют индивиду все больше и больше управлять своими ИМПУЛЬСАМИ, действовать независимо от родительских фигур и контролировать ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ. Были сделаны попытки соотнести фазы развития либидо и Эго и описать: ОРАЛЬНОЕ Эго, стремящееся лишь к удовольствию и зависящее от матери; АНАЛЬНОЕ Эго, озабоченное управлением и овладением импульсами, и т.д. Наиболее целеустремленная из всех попыток – это СТАДИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона, где вся жизнь от рождения и до смерти поделена на восемь стадий развития Эго.
Развитие Эго можно также отнести к процессу, посредством которого Эго вычленяется из Ид. Согласно Glover (1939), это происходит путем слияния ряда первоначально разрозненных Эго-частиц. С другой стороны, есть представление Fairbairn (1952) о том, что в самом начале у ребенка имеется «единое, подвижное Эго», которое реагирует на ФРУСТРАЦИЮ расщеплением на три части: центральное Эго, либидное Эго и антилибидное Эго, или ВНУТРЕННЕГО ДИВЕРСАНТА. Первое из этих трех приблизительно соответствует фрейдовскому Эго, второе – Ид, а третье – СУПЕР-ЭГО (см. ФЕРБЕРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ). Согласно Клейн, развитие Эго есть процесс ИНТРОЕКЦИИ объектов (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ).
РАЗРЯДКА (discharge) Понятие подразумевает предварительное образование заряда НАПРЯЖЕНИЯ, ЭНЕРГИИ, ИМПУЛЬСА или ЭМОЦИИ, разрядка которых ведет к снижению напряжения. Терапевтический эффект ОТРЕАГИРОВАНИЯ объяснялся предположением о том, что сдерживание вытесненной эмоции (см. ВЫТЕСНЕНИЕ) ведет к состоянию внутреннего напряжения, которое снимается разрядкой. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ предполагает, что инстинктные импульсы создают состояние напряжения, которое разряжается, активностью инстинктов.РАЗРЯДКА АФФЕКТА - безличностное теоретическое определение того, что, как полагают, происходит в ПСИХИЧЕСКОМ АППАРАТЕ при выражении эмоций. АФФЕКТ РАЗРЯДКИ - это эмоция, возникающая во время разрядки импульса, в противоположность АФФЕКТУНАПРЯЖЕНИЯ,сопровождающего сдерживание импульса. См. также АФФЕКТ.
РАППОРТ (rapport) «Та таинственная эмоциональная связь» между аналитиком и пациентом, без которой невозможно психоаналитическое лечение. Вероятно, именно в силу интеллектуальной направленности психоанализа раппорт представляется ему таинственным. Понятие подразумевает, что изначально отношение одного человека к другому – это отстраненное наблюдение, как если бы другой был вещью; но если два человека намерены общаться (см. КОММУНИКАЦИЯ), то должен иметь место какой-то особый таинственный процесс. Но, возможно, все как раз наоборот, и раппорт происходит естественно, если только не тормозится (см. ТОРМОЖЕНИЕ) такими факторами, как отсутствие общих СИМВОЛОВ, подозрительность со стороны одного или обоих участников или недостаток ВООБРАЖЕНИЯ у терапевта. См. АФФЕКТ; ЭМПАТИЯ.
РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ (personality disorder) См. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ РАССТРОЙСТВО.
РАСЩЕПЛЕНИЕ (splitting) Процесс (ЗАЩИТНЫЙ механизм), посредством которого психическая структура теряет свою целостность, образуя взамен две или более подструктуры. Описано как расщепление Эго, так и расщепление ОБЪЕКТА. После расщепления Эго обычно лишь одно из образовавшихся частичных Эго ощущается как «САМОСТЬ», другое же представляет собой (обычно) бессознательную «отколовшуюся часть Эго». После расщепления объекта эмоциональное отношение к двум подструктурам обычно прямо противоположное: один объект ощущается как «ХОРОШИЙ» (принимающий, добрый и т.д.), другой – как «ПЛОХОЙ» (отвергающий, злой и т.д.). Расщепление Эго и объекта часто связывается с ОТРИЦАНИЕМ и ПРОЕКЦИЕЙ; это трио составляет ШИЗОИДНУЮ защиту, посредством которой части себя (и ВНУТРЕННИХ ОБЪЕКТОВ) не признаются своими и приписываются объектам в окружении. Выражение «РАСЩЕПЛЕНИЕ ЭГО» употребляется в четырех различных, вносящих путаницу, значениях:
а) для обозначения полного расщепления личности на две части, напр., в двойственной или множественной личности, в этом значении оно является синонимом «ДИССОЦИАЦИИ»;
б) для обозначения ЭГО при сексуальных ПЕРВЕРЗИЯХ, особенно при ФЕТИШИЗМЕ (согласно Freud (1927, 1938), Эго фетишиста расщеплено, так как его отношение к своему объекту позволяет отказаться от КАСТРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ, которую другая часть его Эго признает);
в)для описания рефлексивного САМОосознания (согласно Sterba (1934), психоаналитическое лечение требует расщепления Эго пациента, при этом одна часть идентифицируется с аналитиком (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ), наблюдая и размышляя над СВОБОДНЫМИ АССОЦИАЦИЯМИ, которые продуцирует другая часть в таком понимании расщепление, вовсе не будучи патологическим явлением, становится проявлением самоосознания);
г) для описания приведенного выше процесса развития и защиты.
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (rationalization) Процесс, при помощи которого действия объясняются ех post facto причинами, которые не только оправдывают их, но и скрывают их истинную мотивацию.
РЕАЛЬНЫЙ, РЕАЛЬНОСТЬ (real, reality) Психоанализ сочетает приверженность здравому смыслу, или естественнонаучному взгляду, согласно которому может быть сделано различие между внешними явлениями, которые «реальны» или «действительно существуют», и психическими явлениями, которые являются субъективными образами, с убежденностью, что психические явления – суть динамические следствия, и поэтому, в определенном смысле, тоже реальны. В результате психоанализ использует понятие «реальный» в значении или объективно существующего, или субъективно значимого. Он также полагает, что все объективные явления расположены в пространстве, внешнем по отношению к субъекту и называемом ВНЕШНЕЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ (или реже ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ), а образы, мысли, ФАНТАЗИИ, чувства и т.п. расположены в пространстве внутри субъекта называемом ВНУТРЕННЕЙ, или ПСИХИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ. И внутренняя, и внешняя реальности являются теми сферами, в которых существуют явления и происходят процессы. Предположение о внутренней сфере реальности является КОНСТРУКТОМ, поскольку психические процессы никоим образом не могут рассматриваться как пространственно соотнесенные друг с другом: их связи существуют в категории времени. Хотя использование этого конструкта соответствует общепринятому пониманию – мы все помещаем наши мысли и чувства внутри себя – он дает возможность психоанализу, не уточняя смысла понятий, просто приравнивать «значимый» к «реальному» и тем самым игнорировать различие между мыслью и внешними явлениями, считая и ТО и ДРУГОЕ реальностями, существующими в пространстве. Такое логическое построение дает возможность психоанализу утверждать, что он является естественной, а не гуманитарной НАУКОЙ.
Психоанализ, таким образом, постулирует две реальности: внешнюю (объективную) и внутреннюю (психическую, субъективную). В таких понятиях как ТЕСТИРОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ, АДАПТАЦИЯ К РЕАЛЬНОСТИ и ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ «реальность» означает «внешнюю реальность»; ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ, однако, относится к психической реальности, поскольку пациенты с этим симптомом жалуются, что, хотя они и воспринимают внешний мир правильно, он для них больше не значим, он кажется «нереальным» (см. ДЕРЕАЛИЗАЦИЯ).
Процессы ИНТЕРНАЛИЗАЦИИ, ИНТРОЕКЦИИ и ИНКОРПОРАЦИИ обычно означают, что объекты могут быть перенесены из внешней во внутреннюю реальность, а ПРОЕКЦИЯ и ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ означают движение объектов в противоположном направлении. Однако фактически эти понятия относятся скорее к изменению значимости, которая придается внешним объектам и психическим образам (ПОНЯТИЯМ). См. ОБЪЕКТИВНЫЙ И СУБЪЕКТИВНЫЙ; ВНУТРЕННИЙ; СМЫСЛ; НЕВРОЛОГИЯ; АДАПТАЦИЯ.
РЕВНОСТЬ (jealousy) Отличается от ЗАВИСТИ том, что включает трех участников: СУБЪЕКТА, ОБЪЕКТА, которого субъект любит, и третьего, который вызывает у субъекта ТРЕВОГУ относительно прочности чувств второго участника. Зависть подразумевает лишь двух участников: субъект и объект; первый завидует удаче второго или тому, чем он обладает. РЕВНОСТЬ имеет отношение к обладанию другим, ЗАВИСТЬ - к сравнению себя с другим. Ревность, по МакДугаллу, – сложная эмоция, предполагающая наличие чувства ЛЮБВИ. Обычно она вызывается Эдиповой ситуацией и является частью ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА. ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВНОСТЬ, т.е. стойкая, необоснованная, бредовая ревность (см. также БРЕД) имеет внутреннюю связь с ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬЮ и ПАРАНОЙЕЙ. Freud (1911) считал, что в триаде ревность – паранойя – гомосексуальность ревность и паранойя являются защитами от гомосексуальности; в настоящее время существует тенденция считать ведущим членом этой триады паранойю.
РЕГРЕССИЯ (regression) Общий смысл – возвращение к более раннему состоянию или образу действия. В специальном значении – защитный процесс (см. ЗАЩИТА), при помощи которого субъект избегает (или пытается избежать) ТРЕВОГИ путем ластичного или полного возврата на более раннюю стадию ЛИБИДНОГО и ЭГО РАЗВИТИЯ. Стадия, на которую происходит регрессия, определяется наличием ТОЧЕК ФИКСАЦИИ. Теория регрессии предполагает, что, за исключением идеальных случаев, ИНФАНТИЛЬНЫЕ стадии развития преодолеваются не полностью, и поэтому более ранние паттерны поведения остаются как альтернативные способы функционирования. Регрессия, однако, не рассматривается как жизнеспособный и эффективный защитный процесс – напротив, часто это «из огня да в полымя», поскольку регрессия вынуждает индивида заново переживать тревогу, свойственную той стадии, к которой он регрессировал. Например, регрессия с ФАЛЛИЧЕСКОГО, или ЭДИПОВА, уровня на ОРАЛЬНЫЙ, предпринятая как защита от КАСТРАЦИОННОЙ ТРЕВОГИ, делает пациента беззащитным перед вновь переживаемой СЕПАРАЦИ-ОННОЙ ТРЕВОГОЙ. В результате регрессия обычно сопровождается дальнейшими защитными мерами, предназначенными уберечь ЭГО от ее последствий.
СУБЛИМАЦИИ также могут претерпевать регрессию, то есть возвращаться к своим инфантильным предтечам: рисование становится пачкотней, интеллектуальная любознательность превращается в ВУАЙЕРИЗМ или жадность.
Существует полемика по поводу ценности ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РЕГРЕССИИ, т.е. регрессивного поведения, имеющего место в процессе лечения и связанного, как правило, с ростом ЗАВИСИМОСТИ от аналитика. С одной стороны, утверждается, что это может обеспечить аналитику доступ к ранним фазам и уровням развития и способствовать перестройке личности по новому образцу. С другой стороны, что также утверждается, это может создать необратимую зависимость от аналитика и противодействовать ВЕРБАЛИЗАЦИИ и сублимации инфантильных тенденций. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, расслабленное состояние на аналитической кушетке и возможности для свободных ассоциаций обеспечивают уровень регрессии, необходимый для лечения ПСИХОНЕВРОЗОВ. По поводу обоснованности терапевтической регрессии при лечении расстройств ХАРАКТЕРА и ПОГРАНИЧНЫХ пациентов см. Balint (1952) и Winnicott (1958). (См. БАЗИСНЫЙ ДЕФЕКТ; НОВОЕ НАЧАЛО; ИСТИННОЕ И ЛОЖНОЕ Я.)
Понятие регрессии используется также и в теории СНОВИДЕНИЙ, в основном для объяснения того, почему сновидения являются галлюцинаторными явлениями. Согласно теории сновидений, ЭНЕРГИЯ, которая в состоянии бодрствования снабжает мускулатуру и разряжается в деятельности, вынуждена под влиянием действующего во СНЕ ТОРМОЖЕНИЯ «регрессировать» к органам чувств, вызывающих ГАЛЛЮЦИНАЦИИ. Суть лежащего в основе этой теории положения сводится к тому, что психика устроена по типу рефлекторной дуги, где психические импульсы «в нормальном состоянии» идут от сенсорных к моторным окончаниям и только во сне вынуждены двигаться в противоположном, регрессивном направлении.
РЕЛИГИЯ (religion) Относительно представления Фрейда о том, что религиозные идеи являются «иллюзиями, осуществлением самых древних, сильных и самых настоятельных желаний человечества», см. его работу «Будущее одной иллюзии» (1927), где он объясняет веру в Бога как ответ на признание человеческой беспомощности: «…ужасающее впечатление о беспомощности в детстве пробуждает потребность в защите – защите через любовь, которая обеспечивалась отцом; а признание того, что эта беспомощность длится на протяжении всей жизни, породила необходимость цепляться за то, что отец существует, но на этот раз отец гораздо более могущественный». Относительно его мнения, что религиозные чувства суть регрессии «к ранней фазе чувства ЭГО» см. работу «НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ» (1930); см. также ОКЕАНИЧЕСКОЕ ЧУВСТВО. По поводу протестантских пасторско-психоаналитических взглядов на отношение Фрейда к религии см. Psycho-Analysis and Faith (1963) (письма Зигмунда Фрейда и Оскара Пфистера). После Фрейда психоанализ стал в значительной мере ориентированным на МАТЬ, и новые теологи занимались устранением «оттуда» идеи Бога. В результате сложно оценить место работ Фрейда в современной религиозной ситуации. О параллелях между религиозными и обсессивными РИТУАЛАМИ (см. также НАВЯЗЧИВОСТЬ) см. FreudObsessive Actions and Religious Practices (1907), где он писал: «На фоне этого сходства и аналогий можно осмелиться рассматривать обсессивные неврозы как патологический дубликат религиозной формации и описывать этот невроз как индивидуальную религиозность, а религию – как универсальный обсессивный невроз». См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.