- 100453 Просмотра
- Обсудить
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ЦИЦЕРОН ( 1 )
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН
КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) ЦИЦЕРОН ( 1 )
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН
КРИТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ПСИХОАНАЛИЗА
Л
ЛАМАРКИЗМ (lamarckianism) Эволюционная теория, впервые сформулированная Ламарком (1744-1829), согласно которой приобретаемые индивидом свойства могут наследоваться его потомками, Обычно считается, что эта теория «наследования приобретенных признаков» несовместима с дарвиновской теорией, согласно которой эволюция идет путем естественного отбора, т.е. путем сохранения я передачи по наследству случайных изменений. Фрейд, к смущению большинства своих последователей, был ламаркистом. «Невзирая на высказывавшуюся бессчетное количество раз суровую критику, Фрейд от начала и до конца своей жизни оставался тем, что можно назвать упрямым приверженцем этого дискредитированного ламаркизма», – писал Jones (1957). Этой приверженностью объясняется его антропологическая теория, согласно которой чувство вины современного человека происходит от ОТЦЕУБИЙСТВА, совершенного в доисторические времена, и его историческая теория, по которой сознание ВИНЫ, Пронизывающее еврейскую историю, есть унаследованная, бессознательная память вины, ощущавшаяся убийцами Моисея. Jones (1957), том III, гл. 10, затрудняется дать объяснение этому заблуждению Фрейда. См. Freud (1913, 1939). См. ОНТОГЕНЕЗ я ФИЛОГЕНЕЗ; ТОТЕМ; ТАБУ; ПЕРВОБЫТНЫЙ.
ЛАТЕНТНЫЙ (latent) См. МАНИФЕСТНЫЙ И ЛАТЕНТНЫЙ.
ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД (latency period) В психоаналитической теории – фаза развития, во время которой психофизическое созревание стоит на месте. Она наступает после ЭДИПОВОЙ фазы, кончается с наступлением половой зрелости и является периодом эмоционального покоя меж драмами и смятениями детства и подросткового возраста. Неясно, является ли латентный период врожденным, универсальным явлением, связанным с продолжающейся биологической незрелостью, которая характеризует развитие человека, или же он ограничен пределами репрессивных культур (см. ВЫТЕСНЕНИЕ), в которых ИНФАНТИЛЬНОЕ и незрелое сексуальное поведение подлежит ограничению. Латентный период соответствует четвертой из восьми эриксоновских СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА – стадии «ТРУДОЛЮБИЕ против НЕПОЛНОЦЕННОСТИ». В этой формулировке делается акцент на том, что приобретение навыков -предмет главной заботы этого периода.
ЛИБИДНОЕ ИНФАНТИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (libidinal infantile development) КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ постулирует серию фаз либидного развития, через которые проходит индивид, начиная с младенчества, до достижения ЛАТЕНТНОГО ПЕРИОДА; эти фазы синхронны параллельной серии фаз РАЗВИТИЯ ЭГО. В большинстве формулировок это ОРАЛЬНАЯ, АНАЛЬНАЯ, ФАЛЛИЧЕСКАЯ и ЭДИПОВА фазы; первые три объединены названием «ПРЕЭДИПОВЫ». Оральная, анальная и фаллическая фазы названы так потому, что в эти периоды рот, анус и пенис соответственно являются главными источниками либидного удовольствия. В некоторых формулировках они представлены как нарциссические (см. НАРЦИССИЗМ), на том основании, что способность к ОБЪЕКТНОЙ ЛЮБВИ появляется лишь в эдиповой фазе. В некоторых формулировках оральная фаза подразделяется на ОРАЛЬНУЮ СОСУЩУЮ и ОРАЛЬНУЮ КУСАЮЩУЮ, а анальная фаза – на АНАЛЬНУЮ ВЫДЕЛИТЕЛЬНУЮ иАНАЛЬНУЮ УДЕРЖИВАЮЩУЮ. ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ продолжает использовать термины «оральный» и «анальный» для описания фаз или особенностей отношений «МАТЬ – ребенок», несмотря на отказ этой теории от классического понимания младенца как существа нарцистичного и ищущего удовольствия, а также несмотря на отказ проводить различия между ИД, в котором происходит развитие либидо, и ЭГО, где происходит РАЗВИТИЕ ЭГО. См. также ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ И ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ; ЛИБИДО.
ЛИБИДНЫЙ И ЛИБИЦИНОЗНЫЙ (libidinal and libidinous) Первое является правильной формой прилагательного от ЛИБИДО.
ЛИБИДО (libido) Гипотетическая форма психической ЭНЕРГИИ, которая вложена в процессы, СТРУКТУРЫ и ОБЪЕКТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ. Считается, что у ЛИБИДО есть источник: тело, или ИД; что либидо существует в различных формах, связанных с определенными ЭРОГЕННЫМИ ЗОНАМИ (ОРАЛЬНОЕ. АНАЛЬНОЕ, ГЕНИТАЛЬНОЕ либидо), и распределяется в различных структурах или процессах, которые ЛИБИДИЗИРОВАНЫ (или, иначе, содержат ЛИБИДНЫЙ КАТЕКСИС (см. КАТЕКСИС)). Фрейд первоначально говорил о либидо как об энергии, привязанной лишь к сексуальным инстинктам (см. СЕКС), однако позднее было сделано предположение, что и в ЭГО имеется либидо, и это Эго-либидо есть производная от либидо, привязанного к объект-представлениям (объект-либидо). Эта в некотором роде любопытная формулировка происходит от двух других, а именно:
а) то, что Эго вычленяется из Ид – следовательно, энергия Эго должна быть дифференцированной формой энергии Ид;
б) то, что развитие Эго есть результат ФРУСТРАЦИИ со стороны родительских фигур и сопровождается ИДЕНТИФИКАЦИЕЙ с ними и их ИНТРОЕКЦИЕЙ; поэтому либидо, первоначально привязанное к ним, оказывается сцепленным с Эго, с ЛЮБОВЬЮ К СЕБЕ и с САМООСОЗНАНИЕМ, которые возрастают по мере того, как уменьшается привязанность к родителям. Эта формулировка подразумевает, что Эго является своим собственным объектом; отсюда – сделанное Federn (1952) различие между СУБЪЕКТ-ЛИБИДО, т.е. энергией, имеющейся у Я как у субъекта, иОБЪЕКТ-ЛИБИДО, т.е. энергией, предназначенной для вложения в объекты. Объект-либидо, вложенное в Эго, есть НАРЦИССИЧЕСКОЕ ЛИБИДО. Те, кто верят в существование ИНСТИНКТА ЖИЗНИ и ИНСТИНКТА СМЕРТИ, логически вынуждены противопоставить либидо – энергии инстинкта жизни – другой вид энергии, характерный для инстинкта смерти. Хотя были сделаны попытки заполнить этот пробел введением понятий «МОРТИДО» и «ДЕСТРУДО», ни одно из них не привилось.
ЛИМЕН, ЛИМИНАЛЬНЫЙ (limen, liminal) Сублиминальный, супралиминальный. См. ПОРОГ.
ЛИЧНОСТЬ «КАК БЫ» («AS IF» PERSONALITY) Тип ШИЗОИДНОГО характера, обладатель которого ведет себя так, как будто бы у него нормальные эмоциональные реакции на ситуации.
ЛЮБОВЬ (love) Определение этого многообразного понятия вызывает у психоаналитиков не меньше затруднений, чем у всех других. В литературе оно выступает:
а) как ЭРОС – персонифицированная сила или первопричина;
б) как ИНСТИНКТ или группа инстинктов, неизбежно вступающих в КОНФЛИКТ или с инстинктом самосохранения (см. САМОСОХРАНЕНИЕ), или с деструктивными инстинктами;
в) как АФФЕКТ, чаще противопоставляемый НЕНАВИСТИ, нежели СТРАХУ; и
г) как способность или функция, подверженная ТОРМОЖЕНИЮ, ПЕРВЕРЗИИ и СУБЛИМАЦИИ. ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ полагает, что все формы любви есть, по сути, производные инстинкта и что их функция – обеспечивать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ инстинкта. ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ полагает, что все они – проявление потребности строить отношения с объектами. Различение между любовью, признающей нужды и само существование другого, и любовью, которая не способна на это, обычно достигается противопоставлением ОБЪЕКТНОЙ и ИНФАНТИЛЬНОЙ, или зависимой (см. ЗАВИСИМОСТЬ), ЛЮБВИ. ОБЪЕКТ ЛЮБВИ - это объект, любимый субъектом, в противоположность либо
а) объекту, ненавидимому субъектом или безразличному ему, либо
б) объекту, удовлетворяющему потребности.
ЭДИПОВА ЛЮБОВЬ - это любовь к родителю либо к его заместителю. ГЕНИТАЛЬНАЯ ЛЮБОВЬ - не синоним сексуального желания; это любовь, на которую способен человек, достигший ГЕНИТАЛЬНОГО УРОВНЯ развития.
М
МАГИЯ (magic) Примитивные, суеверные действия, основанные на предположении, что можно влиять на природные процессы с помощью манипуляций, оказывающих воздействие или умиротворяющих сверхъестественные силы; либо, как в случае с СИМПАТИЧЕСКОЙ МАГИЕЙ,путем действий, сходных с теми, которые производит маг. См. ВСЕМОГУЩЕСТВО; НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ; РИТУАЛ.
МАЗОХИЗМ (MASOCHISM)
Сексуальная ПЕРВЕРЗИЯ, при которой субъекту для получения эротического наслаждения требуется, чтобы ему причиняли боль.
Черта характера, представленная у людей, навлекающих на себя жестокое обращение, унижение и страдания.
МОРАЛЬНЫЙ МАЗОХИЗМ: термин, применяемый Фрейдом для обозначения тенденции к подчинению своему садистическому СУПЕР-ЭГО (см. САДИЗМ).
Понятие базируется на идее о том, что Супер-эго черпает моральную силу из инстинктной агрессивной ЭНЕРГИИ (см. также ИНСТИНКТ и АГРЕССИЯ), которая разряжается путем «выплескивания» на ЭГО. Мазохизм – это либо действительное, либо кажущееся исключение из ПРИНЦИПА УДОВОЛЬСТВИЯ. Есть тенденция объяснять мазохизм с позиций:
ОБРАЩЕНИЯ садизма;
ИДЕНТИФИКАЦИИ с партнером-садистом;
облегчения ВИНЫ путем переживания наказания и страдания одновременно с удовольствием;
эротизации подчинительной роли (см. ЭРОТИЧЕСКИЙ и ПОДЧИНЕНИЕ), первоначально принятой для умиротворения авторитетных фигур; и
ИНСТИНКТА СМЕРТИ.
КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ предполагает внутреннюю связь между мазохизмом, пассивностью (см. ПАССИВНЫЙ) и ФЕМИННОСТЬЮ. Тем самым происходит смешение таких понятий, как отдача себя ВОЛЕ другого и переживание страдания.
МАНИАКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА (manic defence) Разновидность защитного поведения (см. также ЗАЩИТА), обнаруживаемого у тех, кто защищает себя от ТРЕВОГИ, ВИНЫ и ДЕПРЕССИИ путем:
а) ОТРИЦАНИЯ вины, тревоги и депрессии;
б) действия ФАНТАЗИИ ВСЕМОГУЩЕСТВЕННОГО контроля, которая позволяет воображать, что данные индивиды контролируют все ситуации, способные провоцировать тревогу или чувство беспомощности;
в) ИДЕНТИФИКАЦИИ с объектами, у которых можно заимствовать ощущение силы; и
г) ПРОЕКЦИИ своих «ПЛОХИХ» качеств на других.
Маниакальные защиты позволяют обрести свободу от вины и тревоги ценой измельчания личности и потери понимания мотивов и чувств других.
Использование маниакальной защиты свойственно не только тем людям, которые подвержены МАНИИ или МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОМУ ПСИХОЗУ. Понятие принадлежит ОБЪЕКТ-ТЕОРИИ. По Фэрбэрну, это аварийная защита, вводимая а действие, когда обычные ПРИЕМЫ (ПАРАНОИДНЫЕ, ОБСЕССИВНЫЕ, ИСТЕРИЧЕСКИЕ И ФОБИЧЕСКИЕ) не в состоянии защитить ЭГО от возникновения депрессивного состояния (см. ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ).
МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ (manic-depressive psychosis) ПСИХОЗ, при котором чередуются периоды МАНИИ и ДЕПРЕССИИ. Согласно Крепелину, большинство психических болезней можно разделить на две группы; ДЕМЕНЦИЮ ПРЭКОКС и маниакально-депрессивный психоз; последний является циклическим заболеванием, при котором больной подвержен приступам ЭЙФОРИИ и депрессии с промежутками нормального состояния между ними. Это понятие – описальное и прогностическое (см. ПРОГНОЗ), лишенное психопатологического смысла (см. ПСИХОПАТОЛОГИЯ). Современная психиатрия склонна отдавать предпочтение терминам АФФЕКТИВНЫЙ ПСИХОЗ или аффективное расстройство, ибо они не подразумевают эндогенную запрограммированность циклов настроений.
МАНИФЕСТНЫЙИ ЛАТЕНТНЫЙ (ЯВНЫЙ И СКРЫТЫЙ) (manifestand latent) МАНИФЕСТНОЕ (ЯВНОЕ) СОДЕРЖАНИЕ СНОВИДЕНИЯ – это сновидение в изложении того, кто его видел; ЛАТЕНТНОЕ (СКРЫТОЕ) СОДЕРЖАНИЕ - смысл сновидения, раскрытый с помощью интерпретации. Фрейд, вероятно, полагал, что сны имеют, так сказать, первоначальный текст, «публикация» которого наталкивается на ЦЕНЗУРУ, и поэтому сон должен быть переписан таким образом, чтобы цензор не мог его понять. Первоначальный текст сна есть скрытое содержание, переписывание текста есть РАБОТА СНОВИДЕНИЯ, а конечный, опубликованный текст – его явное содержание. О различии между явным и скрытым можно говорить также применительно к СИМПТОМУ и его бессознательному СМЫСЛУ. Что касается различий явной и скрытой гомосексуальности, здесь они носят аномальный характер: ЯВНАЯ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ отнесется к открытому ГОМОСЕКСУАЛЬНОМУ поведению, а СКРЫТАЯ ГОМОСЕКСУАЛЬНОСТЬ - к покорному отношению мужчин-невротиков к мужчинам, которые, по их мнению, сильнее их (см. ПОДЧИНЕНИЕ). Поскольку явное гомосексуальное поведение рассматривается как защитное (см. ЗАЩИТА), то его латентный эквивалент – не гомосексуальность, а страх либо перед мужчинами, либо перед женщинами. Поскольку скрытая гомосексуальность представляет собой определенное поведение, она не может быть скрытой. Но дело в том, что гипотеза о причине покорности, а именно, что она является проявлением скрытой (т.е. бессознательной) гомосексуальности, была введена в ее характеристику.
МАНИЯ (mania) ПСИХОЗ, характеризующийся ЭЙФОРИЕЙ И УСКОРЕНИЕМ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, т.е. выраженным усилением как физической, так и психической активности.Он приводит к возбуждению, тяжелой, ведущей к истощению бессоннице и скачке идей, т.е. к быстрому течению мысли, где связи между следующими одна за другой идеями основаны на поверхностных ассоциациях и не дисциплинируются самокритикой. Описаны острая и хроническая формы заболевания, и оно рассматривается одна из фаз МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА. Немногочисленные психоаналитические исследования мании предполагают, что ее ПСИХОПАТОЛОГИЯ является противоположностью психопатологии ДЕПРЕССИИ и что эйфория вызвана ощущением победы над СУПЕР-ЭГО (ВНУТРЕННИЕ ОБЪЕКТЫ), воображаемая враждебность которого ответственна за депрессию в ДЕПРЕССИВНОЙ фазе психоза. См. Abraham (1927), Lewin (1951).
МАСКУЛИННЫЙ, МАСКУЛИННОСТЬ (masculine, masculinity) Относятся к паттернам поведения, установкам и пр., рассматриваемым в качестве психологических вторичных половых признаков (см. ПОЛ) мужчины. КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ свойственно предполагать наличие неотъемлемой внутренней связи маскулинности с активностью, агрессивностью (см. АГРЕССИЯ), САДИЗМОМ и соперничеством, а также, что все эти свойства имеют отношение к сексу: так, например, агрессивность и соперничество скорее связаны с ЭДИПОВЫМ КОМПЛЕКСОМ, нежели с таким несексуальным инстинктом, как ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Решение вопроса о том, какие формы поведения и какие психические характеристики являются врожденно маскулинными, наталкивается на следующие трудности:
а) допущение, согласно которому все признаки должны быть либо маскулинными, либо феминными;
б) отсутствие человеческих сообществ, где индивид достигал бы ЗРЕЛОСТИ без влияния социальных СТЕРЕОТИПОВ;
в) отсутствие какого-то нейтрального среднего рода, который позволил бы рассматривать проблему непредвзято. См. АКТИВНЫЙ и ПАССИВНЫЙ; ФЕМИННЫЙ; БИСЕКСУАЛЬНЫЙ.
МАСКУЛИННЫЙ ПРОТЕСТ (masculine protest) Адлерианский термин длл обозначения реактивного поведения у женщин, чувствующих свою принадлежность к неполноценному полу. См. ЗАВИСТЬ; ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ.
МАСТУРБАЦИЯ (MASTURBATION) Хотя буквальное значение слова -возбуждение гениталий, оно используется только для обозначения возбуждения их самим субъектом. Отсюда:
МАСТУРБАЦИОННАЯ ФАНТАЗИЯ - игра воображения, сопутствующая мастурбации;
МАСТУРБАЦИЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ – мастурбация, имеющая место в детстве;
МАСТУРБАЦИОННЫЙ ЭКВИВАЛЕНТ ИЛИ ЗАМЕНА – действия, считающиеся эквивалентом или заменой мастурбации.
МАТЕРИАЛ (material) Аналитики часто рассматривают высказывания пациентов как материал для работы. Это означает, что сказанное больным принимается аналитиком как основание для ИНТЕРПРЕТАЦИЙ. В результате пациент рассматривается лишь как лицо, предъявляющее аналитику данные для интерпретации: так, ОРАЛЬНЫЙ материал является основанием для интерпретаций на оральном уровне и т.д. Хотя подобный подход к содержанию предъявляемых высказываний удобен и привычен, он способствует тенденции аналитиков видеть в своей работе скорее исследования ЧЕГО-ЛИБО, нежели КОММУНИКАЦИИ с КЕМ-ЛИБО.
МАТКА (uterus) Чрево. Отсюда – МАТОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ: ФАНТАЗИЯ о том, каково было (было бы) во чреве. СОН нередко рассматривается как маточная РЕГРЕССИЯ. «Наше отношение к миру, в который мы пришли столь неохотно, заключает, по-видимому, и отсутствие у нас готовности терпеть его непрерывно. Поэтому время от времени мы уходим к нашему доземному состоянию – к существованию во чреве» – Freud (1916).
МАТЬ (mother) Поскольку психоаналитическая теория формулируется в терминах того, что антропологи называют НУКЛЕАРНОЙ СЕМЬЕЙ, состоящей из отца, матери и детей, она полагает, что человек, который растит ребенка, и человек, который дал ему жизнь – одно и то же лицо. Поэтому то, что говорится о материнской заботе, формулируется с позиции «отношения к матери»; при этом ситуация реальной жизни осложняется тем, что могут существовать бабушки, тетушки, няньки, старшие сестры и домашняя прислуга, скем ребенок имеет дело и которые вносят свой вклад; их называют «материнскими фигурами». Даже отцы иногда могут быть «материнскими фигурами».
Согласно большинству высказываний, мать – главный человек в жизни ребенка на протяжении ДОЭДИПОВЫХ фаз РАЗВИТИЯ; Мелани Клейн (см. КЛЕЙНИАНСКИЙ), впрочем, относит возникновение ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА к первому году жизни, т.е. к той фазе, которая в КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ считается ОРАЛЬНОЙ ФАЗОЙ. Согласно большинству высказываний, на протяжении первых нескольких месяцев жизни ребенка мать является УДОВЛЕТВОРЯЮЩИМ ПОТРЕБНОСТИ или ЧАСТИЧНЫМ ОБЪЕКТОМ, т.е. ребенок «любит» ее лишь за ее способность давать УДОВЛЕТВОРЕНИЕ, и лишь позднее она становится ПОЛНЫМ ОБЪЕКТОМ, чья личность и нужды так или иначе признаются ребенком. Выражения «ХОРОШАЯ МАТЬ» (см. также ХОРОШИЙ), «ПЛОХАЯ МАТЬ» (см. также ПЛОХОЙ), «ИДЕАЛЬНАЯ МАТЬ» и «ПРЕСЛЕДУЮЩАЯ МАТЬ» - все относятся к существующим в психике ребенка представлениям о матери, сформированным путем РАСЩЕПЛЕНИЯ образа матери. ФАЛЛИЧЕСКАЯ МАТЬ (см. ФАЛЛИЧЕСКАЯ ЖЕНЩИНА) – это тоже, строго говоря, представление в психике ребенка, хотя данный термин иногда употребляется и применительно к женщинам, чья личность способствует такому представлению. «ОТВЕРГАЮЩАЯ МАТЬ», «СВЕРХОПЕКАЮЩАЯ» и ШИЗОФРЕНОГЕННАЯ МАТЕРИ - реальные матери, называемые так психиатрами и аналитиками за их патогенное влияние на своих отпрысков (см. СВЕРХ– и ШИЗОФРЕНОГЕННЫЙ). «НОРМАЛЬНО ПРЕДАННАЯ МАТЬ» - термин Винникотта (1958), характеризующий мать, которая обеспечивает своего ребенка адекватным для его развития уходом и которая способна на ПЕРВИЧНУЮ МАТЕРИНСКУЮ ЗАБОТУ. Опоследствиях материнской депривации и сепарации см. ДЕПРИВАЦИЯ; СЕПАРАЦИЯ; МАТЬ – РЕБЕНОК.
МЕЛАНХОЛИЯ (melancholia) Выходящий из употребления термин, обозначающий то, что сейчас называют ДЕПРЕССИЕЙ (особенно ЭНДОГЕННОЙ депрессией), ДЕПРЕССИВНЫМ заболеванием или депрессивной фазой МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНОГО ПСИХОЗА Определяя депрессию как МЕЛАНХОЛИЧЕСКУЮ, имеют в виду, что у больного не просто подавленное настроение, но что он, к тому же заторможен, суицидально настроен и склонен к самоупрекам (самообвинению). См. ТОРМОЖЕНИЕ; СУИЦИД; САМОУПРЕКИ.
МЕНАРХЕ (menarche) Наступление менструаций при половой зрелости.
МЕТАПСИХОЛОГИЯ (METAPSYCHOLOGY) Термин, предложенный Фрейдом для обозначения того, что в других науках называется «общей теорией», т.е. положений на самом высоком уровне абстрагирования. Метапсихологические формулировки описывают психические явления в терминах умозрительного ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА (см. КОНСТРУКТ) и в совокупности относятся к ТОПОГРАФИЧЕСКОМУ, ДИНАМИЧЕСКОМУ и ЭКОНОМИЧЕСКОМУ аспектам рассматриваемого явления. Топографический подход предполагает локализацию внутри психического аппарата, т.е. в ИД, ЭГО, либо в СУПЕР-ЭГО; динамический – действующие ИНСТИНКТЫ, а экономический – распределение ЭНЕРГИИ внутри аппарата. Метапсихология – составная часть КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ; ОБЪЕКТ-ТЕОРЕТИКАМИ не используется.
МИГРЕНЬ (migraine) Правильно: сильная односторонняя головная боль с ФОТОФОБИЕЙ (болезненная чувствительность к свету) и КОНСТЕЛЛЯЦИЯМИ (зрительные образы, напоминающие зубчатые стены замка).
МИР (world) Когда выражения «внутренний мир» и «внешний мир» используются как противоположные понятия, термин ВНУТРЕННИЙ МИР является синонимом внутренней или психической РЕАЛЬНОСТИ, а ВНЕШНИЙ МИР - синонимом ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ или внешней реальности. МИРОВАЯ КАТАСТРОФА - идея того, что мир подошел к своему концу или разрушен; часто входит в состав шизофренического БРЕДА (см. ШИЗОФРЕНИЯ).
МИРОВОЗЗРЕНИЕ (WELTANSCHAUUNG) (Нем.) Взгляд на мир; концепция действительности; философия жизни.
МНЕМЕ (mneme) ПАМЯТЬ. Отсюда – МНЕМИЧЕСКИЙ ОБРАЗ, психологический эквивалент «следа в памяти».
МОДЕЛЬ (model) Когда аналитики говорят о конструировании моделей, они имеют в виду формулирование системы понятий, которая может быть выражена в виде диаграммы. Классический пример психоаналитической модели – ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ Фрейда, в котором отношения между ИД, ЭГО, СУПЕР-ЭГО и ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ представлены топографически (см. ТОПОГРАФИЧЕСКИЙ). Опасность моделей в том, что они могут быть восприняты буквально; тот факт, что психическая деятельность и конфликт могут быть поняты как видимая диаграмма, части которой имеют названия «Ид», «Это» и «Супер-эго», легко порождает убеждение, что действительно существует нечто, называемое Ид, Эго и Супер-эго. См. ОВЕЩЕСТВЛЕНИЕ.
МОРТИДО (mortido) Термин, созданный federn (1936) для обозначения вида ЭНЕРГИИ, принадлежащей ИНСТИНКТУ СМЕРТИ и аналогичной ЛИБИДО. Хотя подобное понятие логически необходимо для аналитиков, верящих в существование инстинктов ЖИЗНИ и смерти, ни один из них, включая самого Федерна, не отважился на мысленное создание ПСИХИЧЕСКОГО АППАРАТА, в котором одновременно действуют два противоположных инстинкта и два разных вида энергии.
МОТИВ(MOTIVE)to, что побуждает человека стремиться к завершению чего-либо или к какой-либо цели. В этом понятии не различаются «внутренние» факторы, такие, как инстинкты, и «внешние», такие, как побуждения. См. ВОЛЯ.
МЫШЕЧНЫЙ ЭРОТИЗМ (muscle erotism) Удовольствие, получаемое от телесной активности.
МЫШЛЕНИЕ (THINKING)
Любая форма психической деятельности, имеющей дело с представлениями.
В более узком понимании – психическая деятельность, связанная с решением проблем.
Основным вкладом психоанализа в психологию мышления явилось сделанное Freud (1900, 1911, 1917) различие между ПЕРВИЧНЫМИ И ВТОРИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ: первичные процессы – способ мышления (психическая деятельность), присущий БЕССОЗНАТЕЛЬНОМУ (ИД), а вторичные процессы – те, которые характерны для СОЗНАНИЯ (ЭГО).
АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕявляется исполняющим желание (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ); оно эгоцентрично и забывает о категориях пространства и ВРЕМЕНИ.
ОБСЕССИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (см. ОБСЕССИЯ) подвержено АМБИВАЛЕНТНОСТИ, что ведет к попыткам примирить противоречивые утверждения и избежать занятия определенной позиции; в письменной и устной речи проявляется частым использованием «но» и «если».
ШИЗОФРЕНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ (см. ШИЗОФРЕНИЯ) показывает грубое вмешательство первичных процессов и аутистического мышления в мышление вторичных процессов, что ведет к частым эллипсам* и неологизмам, к нарушению синтаксиса, и к причудливым скачкам с одного обсуждаемого предмета на другой (типичные «ходы конем»), т.е. темы сменяют одна другую таким образом, что слушающий чувствует их взаимосвязь, но не может понять, в чем она заключается. Вполне возможно, что всем НЕВРОЗАМ и ПСИХОЗАМ свойственны определенные нарушения, проявляющиеся в виде характерных грамматических и синтаксических особенностей; однако общепризнанными являются только вышеупомянутые патологические типы мышления. См. Lorenz и Cobb (1953), Lorenz (1953). См. также СИМВОЛ.
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.