- 101075 Просмотров
- Обсудить
БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
КВИНТИЛИАН / Marcus Fabius Quintilianus / QUINTILIAN / РИТОРИКА
(ок. 35–100 н.э.) Ему принадлежит самый полный античный учебник по красноречию Institutio oratoria или Риторические наставления в 12 книгах. В нем Квинтилиан систематизирует все накопленные к его времени знания по искусству оратора. Он дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.
Marcus Fabius Quintilianus (c. 35 – c. 100) was a Roman rhetorician from Hispania, widely referred to in medieval schools of rhetoric and in Renaissance writing. In English translation, he is usually referred to as Quintilian (/kwɪnˈtɪljən, -iən/), although the alternate spellings of Quintillian and Quinctilian are occasionally seen, the latter in older texts. P. Galand, F. Hallyn, C. Lévy, W. Verbaal, Quintilien ancien et moderne. Etudes réunies, Turnhout 2010, Brepols Publishers, ISBN 978-2-503-52865-6 Bonner, Stanley F. Education in Ancient Rome: From the elder Cato to the younger Pliny. London: Methuen & Company, Ltd., 1977. Clarke, M.L. Rhetoric at Rome: A Historical Survey. New York: Routledge, 1996. Dominik, William J. “The style is the man: Seneca, Tacitus, and Quintilian’s canon.” Roman Eloquence: Rhetoric in Society and Literature. Ed. William J. Dominik. New York: Routledge, 1997. Gernot Krapinger (ed.), [Quintilian] Der Gladiator (Groessere Deklamationen, 9). Collana Scientifica, 18. Cassino: Universita\ degli Studi di Cassino, 2007. Gwynn, Aubrey S.J. Roman Education from Cicero to Quintilian. New York: Teachers College Press, 1926. Kennedy, George. Quintilian. New York: Twayne Publishers, 1969. Laing, Gordon J. Quintilian, the Schoolmaster. The Classical Journal 15.9 (1920): 515-34. Leitch, Vincent B., Ed. The Norton Anthology of Theory and Criticism. New York: W.W. Norton & Company, Inc., 2001. Logie, John. Quintilian and Roman Authorship. Rhetoric Review 22.4 (2003): 353-73. Murphy, James J.,ed. Quintilian on the Teaching of Speaking and Writing: Translations from Books One, Two, and Ten of the Institutio Oratoria. Edwardville: Southern Illinois University Press, 1987. Murray, Oswyn, John Boardman, and Jasper Griffin, Eds. The Oxford History of the Roman World. New York: Oxford University Press, 1991. Quintilian. Quintilian's Institutes of Oratory; Or, Education of an Orator. J. S. Watson. London: G. Bell and Sons, 1856. Print. Quintilianus, Marcus Fabius. Institutio Oratoria. Trans. H.E. Butler. Loeb Classical Library. Cambridge: Harvard University press, 1920. Walzer, Arthur E. "Quintilian's "Vir Bonus" and the Stoic Wise Man." Rhetoric Society 33.4 (2003): 25-41. Thomas Zinsmaier, [Quintilian], Die Hände der blinden Mutter (Größere Deklamationen, 6). Collana Scientifica 24. Cassino: Edizioni Università di Cassino, 2009.
Марк Фабий Квинтилиан (лат. Marcus Fabius Quintilianus, ок. 35, Каллагурис, совр. Калаорра, Испания — ок. 96) — римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria) — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторских школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка. Лоренцо Валла в своём сочинении «О сравнении Цицерона с Квинтилианом» (не сохранившемся) не побоялся поставить его выше «бога гуманистов» — Цицерона. По поводу происхождения Квинтилиана источники расходятся. Одни утвержают, что он родился в одной из самых знатных семей Испании, а другие — что Квинтилиан из небогатой и незнатной семьи. Одно можно сказать определённо — и отец и дед его были риторами. В Риме получил образование, готовил себя к карьере судебного оратора. При императорах Веспасиане, Тите и Домициане неоднократно выступал в суде как адвокат, но славу стяжал не практической, а теоретической и преподавательской деятельностью. Возможно, именно с этого времени в историю вошла его поговорка лат. «Ab ovo Ledae incipere», буквально означающая: «начинать от яйца (или же яиц) Леды», то есть подробно исследовать дело. Считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную школу: в 70-х годах Веспасиан назначил ему пенсию, выделив для этого средства из императорской казны. Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству знатную и богатую римскую молодежь. Среди его учеников были также Плиний Младший, и, возможно, Ювенал. Квинтилиану было поручено и воспитание наследников императора. Находясь в зените своей славы, исполненный благодарности императорскому дому Квинтилиан искренне восхвалял Домициана, жестокого и кровавого тирана, с которым он был дружен и, по-видимому, разделял в чём-то его взгляды (в частности, одобрял изгнание философов из Рима в начале 90-х годов). Домициан, в свою очередь, поддерживал Квинтилиана деньгами и почестями — предполагают, что Квинтилиан стал в его правление «из ритора консулом», — случай беспрецедентный в Риме. Жизнь познавшего внезапный взлёт на вершину славы и богатства Квинтилиана нельзя, тем не менее, назвать счастливой: его молодая жена и два подававших надежды сына умерли, оставив старика в одиночестве. Последние годы жизни Квинтилиана были омрачены усилившимся террором Домициана, ссылкой родителей его воспитанников — бывших наследников императора, и вследствие этого отставкой. Квинтилиан считается первым классиком гуманной педагогики. Его слова: «Отец, когда у тебя родится сын, возложи на него большие надежды, ибо большие надежды рождают большую педагогику». Труд «Двенадцать книг риторических наставлений» (Institutionis oratoriae libri duodecim) Русские переводы: Марка Фабия Квинтилиана Двенадцать книг риторических наставлений. / Пер. с лат. [неполный] А. Никольского. Ч. 1-2. СПб, 1834. Ч. 1. 486 стр. Ч. 2. 522 стр. Квинтилиан Фабий. Правила ораторского искусства. Кн. 10. / Пер. В. Алексеева. СПб., 1896. 47 стр. «О подготовке оратора» (отрывки). // Идеи эстетического воспитания. Антология в 2 т. Т. 1. Античность, Средние века. / Сост. С. С. Аверинцева. М., 1973. [Марк Фабий Квинтилиан]. Пчелы бедняка («Большие декламации», 13). / Пер. М. С. Касьян. // Discipuli magistro. Сб. ст. М.: РГГУ. 2008. С. 528—542. Английские переводы: Английский перевод «Наставлений оратору» в 5 т. (в серии «The Loeb classical library», под № 124—127, 494) Также в «The Loeb classical library» изданы «Декламации» (т. 6-7, № 500—501). Французский перевод: В серии «Collection Budé» «Воспитание оратора» издано в 7 томах. Литература Кузнецова Т. И. Классика и классицизм в теории Квинтилиана. // Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в древнем Риме. М.: Наука. 1976. Гл. 5. С. 174—206. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. С. 492—505. Альбрехт М. фон. История римской литературы. / Пер. с нем. Т. 2. М., 2004. С. 1365—1376. Борзунов А. А. 1993: К вопросу о политических взглядах Квинтилиана // Политическая структура и общественная жизнь древнего Рима: Проблемы античной государственности. Ярославль, 66-76.
Квинтилиан (M. Fabius Quintilianus) — знаменитый римский педагог и литературный критик, происходил из испанского города Калагурриса (нын. Калагорра, в Старой Кастилии) и род. около 35 г. по Р. Хр. Воспитание получил в Риме, где отец его был учителем риторики, и слушал там лучших ораторов того времени. По окончании образования он отправился на родину, но возвратился в Рим вместе с Гальбой, когда последний был провозглашен императором. После нескольких лет адвокатской деятельности К. занялся, главным образом, воспитанием юношества в качестве учителя красноречия. До тех пор школьное образование было делом частной предприимчивости: К. первый стал содержать общественную школу, получая жалованье из императорской казны вследствие распоряжения Веспасиана о назначении учителям латинской и греческой риторики жалованья в 100000 сестерциев (5000 руб. на звонкую монету). Успех его на этом поприще был огромный. Из его школы, в которой обращалось большое внимание на изучение ораторов классического времени и вообще на солидность общего образования, выходили лучшие ученики (к ним относятся Плиний Младший и, вероятно, также Тацит) и шло противодействие испорченному ораторскому и литературному вкусу, подготовившее подъем литературы в эпоху Траяна. К. пользовался расположением императоров из фамилии Флавиев, не исключая и Домициана, который поручил ему воспитание внуков своей сестры Домитиллы и наградил его знаками консульского звания. После двадцати лет педагогической деятельности К. предался всецело литературным трудам, для которых раньше не располагал временем. Время смерти К. неизвестно. Относительно семейных его обстоятельств мы знаем, что он рано потерял жену и что два сына его умерли еще в отрочестве. В одной из сатир Ювенала (см.) говорится о богатстве К., как обладателя многих лесов. Известию этому отчасти противоречит письмо его ученика Плиния Младшего (см.), который, обращаясь к нему, прямо говорит о скромности его состояния, предлагая 50000 сестерций в прибавку к приданому его дочери. Между тем о дочери К. мы ничего не знаем; поэтому многие думают, что тут идет речь о другом К. До нас дошло капитальное сочинение К. "Об ораторском образовании" (Institutio oratoria), в 12 кн. Им было написано также важное сочинение "О причинах порчи красноречия" (De causis corruptae eloquentiae), но оно не сохранилось, как и изданная им самим речь в защиту Невия Арпиниана. Не сохранились, равным образом, и те труды Квинтилиана, которые издавались без его ведома его учениками, иногда в очень искаженном виде, как это, по его словам (см.), случилось с его речами. Он говорит также об опрометчивом издании его слушателями под его именем "Риторики" в двух книгах (duo libri artis rhetoricae), a в другом месте (см.) упоминает об обнародовании, помимо его желания, читанных им лекций. Вплоть до настоящего времени издаются с именем К. школьные речи "Declamationes". Быть может, некоторые из них и вышли из школы К., но известно, что К. не издавал такого рода произведений, и вообще причислять эти декламации к продуктам литературной деятельности К. нет оснований. Таким образом, мы имеем дело только с одним трудом Квинтилиана — "Об ораторском образовании" Сочинению этому, посвященному ритору Викторию Марцеллу, предшествует письмо автора к издателю-книгопродавцу Трифону, по настойчивому требованию которого К. решается на обнародование своего труда. Уже в предисловии к 1-й книге К. заявляет, что он будет иметь в виду образование совершенного оратора, которым, по его мнению, может быть только хороший человек (vir bonus); поэтому оратор должен обладать не только особенным даром слова, но и всеми хорошими душевными качествами. Такого оратора, который был бы истинным философом не на словах, а на деле, и в то же время был бы совершенным и по научному образованию, и по способности красноречия, правда, еще никогда не существовало, но стремиться следует всегда к самому высокому. Образование оратора должно начинаться с пеленок, и потому 1-я книга сочинения посвящена домашнему воспитанию мальчика; 2-я говорит об элементах риторического образования, преподаваемого в школе, и о том, в чем заключается сущность риторики; пять следующих книг трактуют об изобретении и расположении содержания (inventio, dispositio); четыре дальнейших — о выражении в слове (elocutio) и произношении (pronuntiatio); в последней даются наставления оратору относительно его жизни и деятельности. Сочинение К., до сих пор являющееся одним из крупнейших трудов педагогического характера, написано человеком превосходно знакомым с делом образования юношества не только в теории, но и на практике; оно проникнуто критическим духом, полно здравых суждений и чистого вкуса и дает автору право считаться в числе первостепенных римских писателей. Правда, делу римского красноречия, неудержимо стремившегося под влиянием нового политического строя к упадку, оно помогло мало; но бесспорно, что дух, которым оно проникнуто, вызвал к жизни, хотя на короткое время, новый период блеска в римской литературе, когда благодаря также воскресшей свободе слова литература заговорила языком Тацита, Плиния Младшего и Ювенала. Общему впечатлению труда К. вредит встречающаяся по местам лесть Домициану, доходящая до того, что он называет ужаснейшего из деспотов "выдающимся в красноречии, как и во всем другом". Нельзя не заметить, однако, что лесть была тогда необходимою данью за личную безопасность; грубая ее преувеличенность сама собой свидетельствует об ее вынужденности. Помимо этого пятна, общего всей литературе Домицианова времени, сочинение К. может считаться образцовым и в нравственном отношении: оно проникнуто уважением ко всему высокому и приближается по строгости нравственных воззрений к миросозерцанию стоиков. Для истории литературы имеет особенное значение 1-я глава Х книги, где автор рассматривает всех греческих и римских писателей, поэтов и прозаиков, важных для образования. Классическое изд. К. Шпальдинга (Лпц., 1798-1816); новейшие критические издания: Боннеля (Лпц., 1854), Гальма (Л., 1868) и Мейстера (Л., 1886-1887). Есть немало отдельных изданий одной 10-й книги (немецкие Боннеля, Крюгера, Гальма и Мейстера, французское — Гильда и английское — Петерсона). См. Dodwell, "Annales Quintilianei" (Оксф., 1698; Pilz, "Quintilianus. Ein Lehrerleben aus der römischen Kaiserzeit" (Лпц., 1863); Jullien, "Les professeurs de littérature dans l'ancienne Rome" (Пар., 1885). В. Модестов Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
(ок. 35–100 н.э.) Ему принадлежит самый полный античный учебник по красноречию Institutio oratoria или Риторические наставления в 12 книгах. В нем Квинтилиан систематизирует все накопленные к его времени знания по искусству оратора. Он дает определение риторики, характеризует ее цели и задачи, пишет о коммуникативных задачах сообщения и убеждения, на основании чего рассматривает три рода риторической организации сообщения. Затем он рассматривает основные композиционные блоки сообщения, уделяя особое внимание анализу аргументации и опровержения, пишет о способах возбуждения эмоций и создания нужных настроений, касается вопросов стиля и стилистической обработки сообщения. Одну из книг он посвящает технике произнесения и запоминания.
Marcus Fabius Quintilianus (c. 35 – c. 100) was a Roman rhetorician from Hispania, widely referred to in medieval schools of rhetoric and in Renaissance writing. In English translation, he is usually referred to as Quintilian (/kwɪnˈtɪljən, -iən/), although the alternate spellings of Quintillian and Quinctilian are occasionally seen, the latter in older texts. P. Galand, F. Hallyn, C. Lévy, W. Verbaal, Quintilien ancien et moderne. Etudes réunies, Turnhout 2010, Brepols Publishers, ISBN 978-2-503-52865-6 Bonner, Stanley F. Education in Ancient Rome: From the elder Cato to the younger Pliny. London: Methuen & Company, Ltd., 1977. Clarke, M.L. Rhetoric at Rome: A Historical Survey. New York: Routledge, 1996. Dominik, William J. “The style is the man: Seneca, Tacitus, and Quintilian’s canon.” Roman Eloquence: Rhetoric in Society and Literature. Ed. William J. Dominik. New York: Routledge, 1997. Gernot Krapinger (ed.), [Quintilian] Der Gladiator (Groessere Deklamationen, 9). Collana Scientifica, 18. Cassino: Universita\ degli Studi di Cassino, 2007. Gwynn, Aubrey S.J. Roman Education from Cicero to Quintilian. New York: Teachers College Press, 1926. Kennedy, George. Quintilian. New York: Twayne Publishers, 1969. Laing, Gordon J. Quintilian, the Schoolmaster. The Classical Journal 15.9 (1920): 515-34. Leitch, Vincent B., Ed. The Norton Anthology of Theory and Criticism. New York: W.W. Norton & Company, Inc., 2001. Logie, John. Quintilian and Roman Authorship. Rhetoric Review 22.4 (2003): 353-73. Murphy, James J.,ed. Quintilian on the Teaching of Speaking and Writing: Translations from Books One, Two, and Ten of the Institutio Oratoria. Edwardville: Southern Illinois University Press, 1987. Murray, Oswyn, John Boardman, and Jasper Griffin, Eds. The Oxford History of the Roman World. New York: Oxford University Press, 1991. Quintilian. Quintilian's Institutes of Oratory; Or, Education of an Orator. J. S. Watson. London: G. Bell and Sons, 1856. Print. Quintilianus, Marcus Fabius. Institutio Oratoria. Trans. H.E. Butler. Loeb Classical Library. Cambridge: Harvard University press, 1920. Walzer, Arthur E. "Quintilian's "Vir Bonus" and the Stoic Wise Man." Rhetoric Society 33.4 (2003): 25-41. Thomas Zinsmaier, [Quintilian], Die Hände der blinden Mutter (Größere Deklamationen, 6). Collana Scientifica 24. Cassino: Edizioni Università di Cassino, 2009.
Марк Фабий Квинтилиан (лат. Marcus Fabius Quintilianus, ок. 35, Каллагурис, совр. Калаорра, Испания — ок. 96) — римский ритор (учитель красноречия), автор «Наставлений оратору» (Institutio oratoria) — самого полного учебника ораторского искусства, дошедшего до нас от античности. Эту книгу изучали во всех риторских школах, наряду с сочинениями Цицерона. Квинтилиан стал не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка. Лоренцо Валла в своём сочинении «О сравнении Цицерона с Квинтилианом» (не сохранившемся) не побоялся поставить его выше «бога гуманистов» — Цицерона. По поводу происхождения Квинтилиана источники расходятся. Одни утвержают, что он родился в одной из самых знатных семей Испании, а другие — что Квинтилиан из небогатой и незнатной семьи. Одно можно сказать определённо — и отец и дед его были риторами. В Риме получил образование, готовил себя к карьере судебного оратора. При императорах Веспасиане, Тите и Домициане неоднократно выступал в суде как адвокат, но славу стяжал не практической, а теоретической и преподавательской деятельностью. Возможно, именно с этого времени в историю вошла его поговорка лат. «Ab ovo Ledae incipere», буквально означающая: «начинать от яйца (или же яиц) Леды», то есть подробно исследовать дело. Считается первым учителем-профессионалом, основавшим государственную школу: в 70-х годах Веспасиан назначил ему пенсию, выделив для этого средства из императорской казны. Около 20 лет Квинтилиан обучал ораторскому искусству знатную и богатую римскую молодежь. Среди его учеников были также Плиний Младший, и, возможно, Ювенал. Квинтилиану было поручено и воспитание наследников императора. Находясь в зените своей славы, исполненный благодарности императорскому дому Квинтилиан искренне восхвалял Домициана, жестокого и кровавого тирана, с которым он был дружен и, по-видимому, разделял в чём-то его взгляды (в частности, одобрял изгнание философов из Рима в начале 90-х годов). Домициан, в свою очередь, поддерживал Квинтилиана деньгами и почестями — предполагают, что Квинтилиан стал в его правление «из ритора консулом», — случай беспрецедентный в Риме. Жизнь познавшего внезапный взлёт на вершину славы и богатства Квинтилиана нельзя, тем не менее, назвать счастливой: его молодая жена и два подававших надежды сына умерли, оставив старика в одиночестве. Последние годы жизни Квинтилиана были омрачены усилившимся террором Домициана, ссылкой родителей его воспитанников — бывших наследников императора, и вследствие этого отставкой. Квинтилиан считается первым классиком гуманной педагогики. Его слова: «Отец, когда у тебя родится сын, возложи на него большие надежды, ибо большие надежды рождают большую педагогику». Труд «Двенадцать книг риторических наставлений» (Institutionis oratoriae libri duodecim) Русские переводы: Марка Фабия Квинтилиана Двенадцать книг риторических наставлений. / Пер. с лат. [неполный] А. Никольского. Ч. 1-2. СПб, 1834. Ч. 1. 486 стр. Ч. 2. 522 стр. Квинтилиан Фабий. Правила ораторского искусства. Кн. 10. / Пер. В. Алексеева. СПб., 1896. 47 стр. «О подготовке оратора» (отрывки). // Идеи эстетического воспитания. Антология в 2 т. Т. 1. Античность, Средние века. / Сост. С. С. Аверинцева. М., 1973. [Марк Фабий Квинтилиан]. Пчелы бедняка («Большие декламации», 13). / Пер. М. С. Касьян. // Discipuli magistro. Сб. ст. М.: РГГУ. 2008. С. 528—542. Английские переводы: Английский перевод «Наставлений оратору» в 5 т. (в серии «The Loeb classical library», под № 124—127, 494) Также в «The Loeb classical library» изданы «Декламации» (т. 6-7, № 500—501). Французский перевод: В серии «Collection Budé» «Воспитание оратора» издано в 7 томах. Литература Кузнецова Т. И. Классика и классицизм в теории Квинтилиана. // Кузнецова Т. И., Стрельникова И. П. Ораторское искусство в древнем Риме. М.: Наука. 1976. Гл. 5. С. 174—206. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: Искусство, 1979. С. 492—505. Альбрехт М. фон. История римской литературы. / Пер. с нем. Т. 2. М., 2004. С. 1365—1376. Борзунов А. А. 1993: К вопросу о политических взглядах Квинтилиана // Политическая структура и общественная жизнь древнего Рима: Проблемы античной государственности. Ярославль, 66-76.
Квинтилиан (M. Fabius Quintilianus) — знаменитый римский педагог и литературный критик, происходил из испанского города Калагурриса (нын. Калагорра, в Старой Кастилии) и род. около 35 г. по Р. Хр. Воспитание получил в Риме, где отец его был учителем риторики, и слушал там лучших ораторов того времени. По окончании образования он отправился на родину, но возвратился в Рим вместе с Гальбой, когда последний был провозглашен императором. После нескольких лет адвокатской деятельности К. занялся, главным образом, воспитанием юношества в качестве учителя красноречия. До тех пор школьное образование было делом частной предприимчивости: К. первый стал содержать общественную школу, получая жалованье из императорской казны вследствие распоряжения Веспасиана о назначении учителям латинской и греческой риторики жалованья в 100000 сестерциев (5000 руб. на звонкую монету). Успех его на этом поприще был огромный. Из его школы, в которой обращалось большое внимание на изучение ораторов классического времени и вообще на солидность общего образования, выходили лучшие ученики (к ним относятся Плиний Младший и, вероятно, также Тацит) и шло противодействие испорченному ораторскому и литературному вкусу, подготовившее подъем литературы в эпоху Траяна. К. пользовался расположением императоров из фамилии Флавиев, не исключая и Домициана, который поручил ему воспитание внуков своей сестры Домитиллы и наградил его знаками консульского звания. После двадцати лет педагогической деятельности К. предался всецело литературным трудам, для которых раньше не располагал временем. Время смерти К. неизвестно. Относительно семейных его обстоятельств мы знаем, что он рано потерял жену и что два сына его умерли еще в отрочестве. В одной из сатир Ювенала (см.) говорится о богатстве К., как обладателя многих лесов. Известию этому отчасти противоречит письмо его ученика Плиния Младшего (см.), который, обращаясь к нему, прямо говорит о скромности его состояния, предлагая 50000 сестерций в прибавку к приданому его дочери. Между тем о дочери К. мы ничего не знаем; поэтому многие думают, что тут идет речь о другом К. До нас дошло капитальное сочинение К. "Об ораторском образовании" (Institutio oratoria), в 12 кн. Им было написано также важное сочинение "О причинах порчи красноречия" (De causis corruptae eloquentiae), но оно не сохранилось, как и изданная им самим речь в защиту Невия Арпиниана. Не сохранились, равным образом, и те труды Квинтилиана, которые издавались без его ведома его учениками, иногда в очень искаженном виде, как это, по его словам (см.), случилось с его речами. Он говорит также об опрометчивом издании его слушателями под его именем "Риторики" в двух книгах (duo libri artis rhetoricae), a в другом месте (см.) упоминает об обнародовании, помимо его желания, читанных им лекций. Вплоть до настоящего времени издаются с именем К. школьные речи "Declamationes". Быть может, некоторые из них и вышли из школы К., но известно, что К. не издавал такого рода произведений, и вообще причислять эти декламации к продуктам литературной деятельности К. нет оснований. Таким образом, мы имеем дело только с одним трудом Квинтилиана — "Об ораторском образовании" Сочинению этому, посвященному ритору Викторию Марцеллу, предшествует письмо автора к издателю-книгопродавцу Трифону, по настойчивому требованию которого К. решается на обнародование своего труда. Уже в предисловии к 1-й книге К. заявляет, что он будет иметь в виду образование совершенного оратора, которым, по его мнению, может быть только хороший человек (vir bonus); поэтому оратор должен обладать не только особенным даром слова, но и всеми хорошими душевными качествами. Такого оратора, который был бы истинным философом не на словах, а на деле, и в то же время был бы совершенным и по научному образованию, и по способности красноречия, правда, еще никогда не существовало, но стремиться следует всегда к самому высокому. Образование оратора должно начинаться с пеленок, и потому 1-я книга сочинения посвящена домашнему воспитанию мальчика; 2-я говорит об элементах риторического образования, преподаваемого в школе, и о том, в чем заключается сущность риторики; пять следующих книг трактуют об изобретении и расположении содержания (inventio, dispositio); четыре дальнейших — о выражении в слове (elocutio) и произношении (pronuntiatio); в последней даются наставления оратору относительно его жизни и деятельности. Сочинение К., до сих пор являющееся одним из крупнейших трудов педагогического характера, написано человеком превосходно знакомым с делом образования юношества не только в теории, но и на практике; оно проникнуто критическим духом, полно здравых суждений и чистого вкуса и дает автору право считаться в числе первостепенных римских писателей. Правда, делу римского красноречия, неудержимо стремившегося под влиянием нового политического строя к упадку, оно помогло мало; но бесспорно, что дух, которым оно проникнуто, вызвал к жизни, хотя на короткое время, новый период блеска в римской литературе, когда благодаря также воскресшей свободе слова литература заговорила языком Тацита, Плиния Младшего и Ювенала. Общему впечатлению труда К. вредит встречающаяся по местам лесть Домициану, доходящая до того, что он называет ужаснейшего из деспотов "выдающимся в красноречии, как и во всем другом". Нельзя не заметить, однако, что лесть была тогда необходимою данью за личную безопасность; грубая ее преувеличенность сама собой свидетельствует об ее вынужденности. Помимо этого пятна, общего всей литературе Домицианова времени, сочинение К. может считаться образцовым и в нравственном отношении: оно проникнуто уважением ко всему высокому и приближается по строгости нравственных воззрений к миросозерцанию стоиков. Для истории литературы имеет особенное значение 1-я глава Х книги, где автор рассматривает всех греческих и римских писателей, поэтов и прозаиков, важных для образования. Классическое изд. К. Шпальдинга (Лпц., 1798-1816); новейшие критические издания: Боннеля (Лпц., 1854), Гальма (Л., 1868) и Мейстера (Л., 1886-1887). Есть немало отдельных изданий одной 10-й книги (немецкие Боннеля, Крюгера, Гальма и Мейстера, французское — Гильда и английское — Петерсона). См. Dodwell, "Annales Quintilianei" (Оксф., 1698; Pilz, "Quintilianus. Ein Lehrerleben aus der römischen Kaiserzeit" (Лпц., 1863); Jullien, "Les professeurs de littérature dans l'ancienne Rome" (Пар., 1885). В. Модестов Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.