Меню
Назад » »

Л.Б. СМИРНОВ. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО (14)

4.   Взаимодействие  органов   и   учреждений,   исполняющих   наказания   с правоохранительными органами и иными государственными органами     Взаимодействие учреждений и органов исполняющих уголовные  наказания  с другими правоохранительными органами     Характер  взаимодействия  государственных  органов,  ведущих  борьбу  с преступностью  имеет  свою   специфическую   основу.   Она   обуславливается состоянием   развития   социально-экономической   инфраструктуры   общества, политической  системы,  нравственными   ценностями  в  развитии    общества, особенностями того или иного этапа      борьбы  с  преступностью,  местом  и ролью  данного органа  в  борьбе  с  ней,  их  правовой   и  организационной регламентацией   и  условиями   деятельности,  спецификой  и   особенностями задач, стоящих перед   ними.     Расследование      совершенных уголовных преступлений, розыск,   поимка и изобличение виновных лиц и  исполнение  уголовных  наказаний  имеют  между собой мало общего. В   своей практической  деятельности органы  дознания   и следствия,  учреждения и органы,  исполняющие  наказания,  при  этом   тесно связаны между  собой и активно содействуют друг другу в  реализации   задач, стоящих   перед  ними.  Особенно  это   касается    взаимодействия   органов следствия и ИУ.     В ИУ, арестных домах,  исправительных центрах, дисциплинарных  воинских частях   могут   отбывать   наказание   лица,   скрывшие       от    органов расследования  другие,  ранее  совершенные   ими   преступления.   Выявление совершенных  преступлений  прошлых  лет  -   важная   задача   как   органов расследования, так     и администрации указанных учреждений. На основе  этой  общей задачи,  например, в местах лишения свободы практикуется такая  форма работы      с осужденными, как  добровольное склонение их     к явке       с повинной за  ранее совершенные ими преступления.     Уголовно-процессуальное    законодательство   возложило   на     органы следствия не только раскрытие преступлений  и разоблачение  преступника,  но и установление причин и условий, способствующих совершению  преступлений,  а также принятие мер  по устранению таких причин и  условий  (ст.21,  140  УПК РСФСР). Это положение имеет принципиальное значение      для  предупреждения  преступлений в ИУ, в частности, для    выявления  и устранения       причин и условий, способствующих совершению  преступлений   со  стороны  отбывающих наказание и освобожденных из мест лишения свободы.     При  расследовании уголовных дел следователь может выявить недостатки в организации деятельности ИУ, в особенности следственного изолятора, когда  в отношении  лица, совершившего преступление  избрана мера пресечения  в  виде заключения под стражу. В этом случае, он, руководствуясь ст.21-1 УПК  РСФСР, вносит  в    адрес    администрации   СИЗО   представление   об   устранении недостатков, установленных  в процессе следствия, способствующих  совершению данным лицом     новых  преступлений.  Представления  следователей  в  адрес администрации ИУ содействуют улучшению организации деятельности  учреждения, улучшению дисциплины и порядка среди лиц, содержащихся в ИУ и т.д.     Органы расследования могут оказать помощь  администрации  ИУ в изучении личности  подозреваемых  и   обвиняемых,   путем    направления   письменной информации  которая    дополнит  сведения,  имеющиеся в личном деле,  также, по необходимости, представитель  администрации  ИУ  может  консультироваться со  следователем  по    тем   или   иным   вопросам,   касающимся   личности подозреваемого или обвиняемого. И наоборот,  при  совершении  освобожденными от наказания или отбывающими наказание  нового  преступления,  администрация ИУ содействует органам  расследования  в   изучении   личности  данных  лиц, представляя на них развернутую характеристику, а  в случае  необходимости  – копии других материалов.     Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с судами     Специфика  взаимодействия с судами обусловлена  особой  ролью  судов  в борьбе с преступностью и заключается не только в применении   наказаний  или освобождении  от  него,  но  и  в  осуществлении  судебного   контроля    за деятельностью  учреждений  и  органов,  на  которые   возложено   исполнение приговоров (ст.20 УИК РФ).     Судебный контроль -  принципиальная  форма   поддержания  и  укрепления законности  при  исполнении  приговоров.  Вся  судебная  система  Российской Федерации при рассмотрении  дел, связанных с участием  в  них  учреждений  и органов, исполняющих    наказания,  может  и  должна  осуществлять  судебный надзор за  их  деятельностью.  Выносимые  им  постановления,  определения  в адрес  учреждений и органов, исполняющих наказания, как и другие  вступившие в  законную силу судебные  решения,  являются  обязательными  для  всех  без исключения  физических  и  юридических  лиц  и  подлежат    неукоснительному исполнению (ст. Закона РФ  «О  судебной  системе  Российской  Федерации»  от 31.12.1996 г.).     Основа   взаимодействия  судов  и  учреждений  и  органов,  исполняющих наказания, закладывается еще в  ходе      судебного  разбирательства,  когда суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимого, создавая тем  самым предпосылки для организации с ними  последующей  эффективной  воспитательной работы. Уголовное  судопроизводство способствует воспитанию граждан,  в  том числе и  подсудимых,   в  духе  неуклонного  исполнения  законов  Российской Федерации и уважения  прав  и свобод граждан,  оказывая   при  осуществлении правосудия  на  судебных   заседаниях   частное    и   общепредупредительное воздействие  на  подсудимого,  иных   граждан    и   участников    процесса. Эффективность исполнения наказания  зависит  от  справедливости  вынесенного приговора, если правильно  применены  общие   начала  назначения  наказания, закрепленные в ст.60 УК РФ, если наказание справедливо,  учитывает  характер и степень общественной опасности  преступления  и  личность  виновного,  оно будет способствовать исправлению преступника.     Назначая наказание, суд не  ограничивается  его  видом  или  временными рамками, или размером. Если  это  наказание  в  виде  лишения  свободы,  суд определяет одновременно и вид исправительной  колонии и режим,   где  должен отбывать  наказание  осужденный,     чем  способствует   дифференцированному подходу     к  различным   категориям  осужденных,  предопределяет  правовые рамки,  в которых   будет  исполняться  наказание,  объем  его  карательного воздействия,  а  также  особенности,   порядок  и  условия   исправительного воздействия  на осужденного.     Рассматривая дела по применению институтов досрочного  освобождения  от наказания, его замены  более  мягким,  отсрочки  исполнения   наказания  или изменения  осужденному вида ИУ, суд, учитывая указанные в  законе   признаки и      условия,  создающие   возможность  применения  таких  мер,  тщательно изучает   и    проверяет   деятельность   соответствующего   исправительного учреждения. При этом,  суд  может  объективно  оценить  состояние  процессов исполнения  и  отбывания  наказания  в  данном   ИУ.  В  случае  обнаружения недостатков и нарушений закона  в работе учреждения,  суд,  путем  вынесения частного  определения,   ставит   в   известность   соответствующие   органы уголовно-исполнительной системы об обнаруженных   недостатках  и  предлагает принять меры к их устранению. Исполнение таких представлений  контролируется судом в     установленные законом сроки.     Располагая   правами  и    свободами  граждан  Российской  Федерации  с ограничениями,  установленными  законодательством,  осужденные  имеют  право обращаться с предложениями,  заявлениями  и жалобами  в  судебные  инстанции на действия администрации учреждений     и  органов,  исполняющих  наказания суд не вправе  отклонять жалобы и  заявления   осужденных.  В  то  же  время администрация    ИУ   обязана   проводить   разъяснительную   работу   среди осужденных. При рассмотрении жалоб и    заявлений  осужденных  суды  изучают различные  стороны  деятельности  ИУ,  учреждений  и  органов,   исполняющих наказания, создавая тем самым     условия для реализации  функции  судебного контроля.     В соответствии с ч.3 ст.20 УИК РФ,  учреждения  и  органы,  исполняющие наказания,  уведомляют суд, вынесший приговор о  месте  и  начале  отбывания наказания  осужденными  к   ограничению  свободы,   аресту,   содержанию   в дисциплинарной  воинской  части,  лишению  свободы   и   т.д.    Уведомление направляется за  подписью начальника или должностного  лица  учреждения  или органа, где исполняется данный  вид наказания. Такие уведомления  необходимы судам для контроля реального  исполнения  выносимых  им  приговоров  в  виде штрафа, лишения  права  занимать  определенные  должности   или   заниматься определенной деятельностью, лишения специального,  воинского  или  почетного звания,  классного  чина  и  государственных  наград,  обязательных   работ, исправительных  работ,  ограничения    по   воинской   службе,   конфискации имущества, лишения      свободы,  ограничения  свободы,  ареста  и  смертной казни,  решения  вопроса  об   установлении  административного  надзора   за освобожденными.     Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания  с  органами власти и управления     Наличие общих      задач по  обеспечению  правопорядка  на  территориях субъектов  Российской  Федерации  и   местного    самоуправления   оказывает влияние  на   тесное   взаимодействие   между   органами   и   учреждениями, исполняющими наказания и органами власти и управления.     УИК РФ, Закон РФ «Об  учреждениях  и   органах,  исполняющих  уголовные наказания   в   виде    лишения   свободы»,   Положение    «О   следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы  Министерства  юстиции  Российской Федерации"  заложили   законодательную    основу   такому    взаимодействию, определяют  основные их  направления.     Естественно,   прежде  всего  следует  указать  на   взаимодействие  по оказанию    материальной,   финансовой    и   иной   помощи   исправительным учреждениям. В этой связи  широкое  распространение  находит   безпроцентное кредитование исправительных  учреждений,  оказание им безвозмездной помощи.     Субъекты  Российской  Федерации  и   органы   местного   самоуправления освободили  многие исправительные  учреждения от уплаты   местных  областных и краевых  налогов,  установили  им  пониженную  ставку  на  аренду  земель, водоснабжение, электроэнергию и  т.д.   Эти   льготы  существенно  облегчают положение  исправительных  учреждений   в  условиях  рыночной   экономики  и позволяют   привести    материально-бытовое    положение    осужденных     в соответствие с требованиями уголовно-исполнительного законодательства.     Также активное  взаимодействие  осуществляется  и  в  сфере  реализации гарантий правовой и социальной защиты персонала  исправительных  учреждений. Существующие законодательные и  нормативные  акты  предоставляют   персоналу исправительных учреждений  значительные  финансовые  преимущества  в  оплате труда,      льготы в  обеспечении   жильем,  по  проезду  на  транспорте,  в оплате жилья и коммунальных услуг и т.д.     Уголовно-исполнительным      законодательством        предусматривается взаимодействие органов власти и управления, органов местного  самоуправления  с  исправительными      учреждениями  в  деле  обеспечения  правопорядка  в местах их дислокации. Органы  местного  самоуправления  определяют   границы территорий,  прилегающих  к   исправительным   учреждениям,   а    по   мере необходимости  они  совместно  устанавливают     режимные   требования    на этих территориях (ст.85  УИК РФ,  ст.   4   Закона   РФ  «Об  учреждениях  и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»).  В  числе таких режимных требований могут быть  временное    ограничение и  запрещение движения граждан и транспортных средств,  их обыск  и досмотр и т.д.     Некоторым категориям осужденных,  для  обеспечения  производственной  и хозяйственной деятельности  исправительных  учреждений,  а  также   учебы  в учебных  заведениях   различных  уровней  (в  пределах  субъекта  Федерации) предоставляется право передвижения за пределами учреждений без  конвоя   или сопровождения. Порядок и условия содержания таких осужденных,   маршруты  их передвижения,    правила    поведения     согласовываются     администрацией исправительных учреждений  с органами власти  местного     самоуправления  и субъектов Федерации.     Одним из важных направлений взаимодействия  исправительных учреждений с органами  власти и управления и местными  органами  самоуправления  является организация  и   проведение   воспитательной  работы  с  осужденными.  Формы такого взаимодействия разнообразны создание и улучшение  материальной   базы (пополнение и обновление  фонда  библиотек,  ремонт  клубов,  предоставление кино- и  видеоаппаратуры  и  т.д.),   участие  в  проводимых  воспитательных мероприятиях, привлечение    для этих  целей государственных и  общественных организаций субъектов Федерации, города или муниципального образования.     Кроме  того,  высшие  органы  государственной  власти   и    управления субъектов  Федерации, городов  Москвы и  Санкт-Петербурга,  органы  местного самоуправления  вправе  самостоятельно увеличивать  за счет имеющихся      в их распоряжении средств, расходы на  содержание  исправительных  учреждений. Это  говорит  о  том,  что   уголовно-исполнительная    система   Российской Федерации  не только  находится под социальным контролем общества,  но и  на его непосредственном попечении и опекунстве.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar