- 969 Просмотров
- Обсудить
Лекция 10. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы 1. Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными 2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы 3. Самодеятельные организации осужденных 4. Общеобразовательное обучение в ИУ 1. Значение и правовая природа воспитательной работы с осужденными В достижении цели исправления осужденных к лишению свободы важная роль принадлежит предусмотренным уголовно-исполнительным законодательством воспитательной работы, и общеобразовательному обучению. На проблемы воспитания и образования осужденных к лишению свободы обратил внимание еще в конце прошлого века И.Я.Фойницкий в своем труде «Учение о наказании в связи с тюрьмоведением» (СПб., 1889). В главе «Тюремное заключение» Фойницкий рассматривал такие вопросы , как работа заключенных в тюрьмах, «тюремное образование», отнеся к нему интеллектуальное образование, нравственное и религиозное образование, техническое образование, воскресные занятия. И.Я.Фойницкий под «тюремным воспитанием» понимал «соревнование заключенных (фактически речь идет о прогрессивной системе)». С.В.Познышев в своей работе «Очерки тюрьмоведения» (Москва 1915) вопросы воспитания и обучения заключенных рассматривает более обстоятельно в специальных главах: глава 2 «Тюремное воспитание», глава3 «Тюремное образование». С.В.Познышев в «Основах пенитенциарной науки» (Москва 1923) в отделе 5 «Пенитенциарная педагогика» по сути дела по новому ставит вопрос, получившей свое дальнейшее развитие в идее исправительно-трудовой педагогике. Так, в отделе 5 включены главы «Школьные и внешкольные умственные занятия в местах заключения», «Пенитенциарное воспитание», «Дисциплина в пенитенциарных учреждениях». Советское исправительно-трудовое законодательство 20-х годов предусматривало проведение с осужденными культурно-просветительской работы. Исправительно-трудовым кодексом 1933 г. Был введен термин - политико- воспитательная работа. В учебнике П.С.Утевского «Советское исправительно- трудовое право» (Москва 1934) в части 4 имелась глава 6 «Политическое и производственное воспитание лишенных свободы», состоящее из следующих разделов: «Основные принципы политико-воспитательной работы в исправительно- трудовых учреждениях», «Массовопроизводственная работа в исправительно- трудовых учреждениях», культурно-массовая работа». Политико-воспитательная работа в исправительно-трудовых учреждениях рассматривается уже не во всех учебниках и учебных пособиях по исправительно-трудовому праву, позднее, начиная с учебного пособия 1960 года, получившего гриф министерства высшего и среднего специального образования РСФСР. Кодификация законодательства 1969-1971 г.г. отразила все лучшее, что было создано к тому времени наукой и практикой, сформировало основу для единообразного решения важнейших вопросов, закрепила задачи, организацию и формы политико-воспитательной работы, основы правового регулирования общеобразовательного и профессионально-технического обучения лиц, лишенных свободы. Значение воспитательной работы с осужденными: Воспитательная работа и обучение как наиболее важные психолого- педагогические средства специально и непосредственно нацелены на нейтрализацию отрицательных последствий деформации лиц, лишенных свободы, на осуществление реального, а не формального процесса исправления осужденных. На педагогических принципах и правилах, на использовании в органической связи с педагогическими методами, приемов психологии основываются воспитательная работа и проводимое в исправительных колониях обучение осужденных, иными словами, с точки зрения, имеющихся у них возможностей, и по существу оказываемого воздействия воспитательная работа и обучение выступает в виде основных средств исправления осужденных. Воспитательная работа, непосредственно направлена на воспитание сознательности, правильных ценностных ориентаций и тем самым объединяет воспитательное воздействие, осуществляемое при помощи применения основных средств исправления осужденным. Воспитательная работа с осужденными охватывает широкий круг воспитательных мероприятий и включает специфические формы воспитательного воздействия. Значение воспитательной работы как одного из средств исправления осужденных состоит еще и в том, что при правильной организации способствует укреплению режима, поддержанию необходимой дисциплины, вовлечению осужденных в труд и повышению производительности из труда, а в целом по отношению ко всей работе колоний - исправлению осужденных. Воспитательная работа оказывает духовное влияние на личность осужденного, улучшает его путем целенаправленного воздействия, восстанавливает либо прививает навыки правильной ориентации в иерархии социальных ценностей, и психологической подготовки к ведению нравственного, социально-полезного образа жизни после освобождения из мест лишения свободы.[65] Таким образом, подчеркнув значение и направленность воспитательной работы с осужденными и их обучение, мы стремились показать социальное назначение и психолого-педагогическую основу указанных средств, специфику и сложность их реализации в современных условиях. Правовая природа воспитательной работы с осужденными. По своей сущности и содержанию воспитательная работа прежде всего является деятельностью психолого-педагогической, а не юридической. Ее воздействие на осужденных главным образом имеет воспитательный характер и осуществляется только ей присущими средствами, формами и методами. Но поскольку воспитательная работа, организуемая в исправительных учреждениях, проводится в особых условиях - местах лишения свободы - и с особой категорией граждан - лицами, совершившими преступление и отбывающими за это наказание, основные задачи, формы а также некоторые вопросы ее организации урегулированы уголовно-исполнительным законодательством, и принимаемые на его основе подзаконными актами. Это прежде всего Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, Положение об отряде осужденных, Примерное положение о самодеятельных организациях и др. Воспитательная работа как средство исправления поведения личности в наименьшей мере, по сравнению с режимом и трудом, урегулирована на уровне закона. Между тем, именно в ней, более всего проявляются творческие начала, авторитет и мастерство воспитателей.[66] Законодатель не преследовал цель урегулировать все вопросы воспитательной работы с осужденными, предоставляя субъектам воспитательной работы возможность для творческой инициативы в применении средств, форм, методов, приемов педагогического воздействия. 2. Правовое регулирование основных задач и форм воспитательной работы Обеспечивая главную цель - исправление осужденных, воспитательная работа призвана решать соответствующие задачи, указанные в ст. 109 УИК РФ к которым относится: исправление осужденных, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам, и традициям человеческого общежития; повышение образовательного и культурного уровня осужденных. Одной из главных задач является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений. Конечная цель воспитательной работы состоит в воспитании полезного члена общества, исполняющего законы, правила поведения, свой долг человека и гражданина. Исправление личности осужденного - дело чрезвычайно трудное. Важной задачей воспитательной работы является формирование у осужденного уважительного отношения к человеку. Согласно ст. 20 Конституции России жизнь гражданина России, его права и свободы охраняются государством. Никто и ни при каких обстоятельствах не имеет права на умаление достоинства личности, каждый гражданин имеет право на личную неприкосновенность, защиту своей жизни и доброго имени. Решающая роль в формировании личности принадлежит труду. Общественно- полезный труд, отношение к нему, его результат определяют авторитет и положение человека в обществе. Воспитательная работа призвана формировать у осужденных добросовестное и порядочное отношение к труду, которое предполагает прежде всего изменение их негативных взглядов на роль и назначение труда, воспитание о осужденных трудовых навыков и привычек, профессиональных качеств, осознанной потребности в труде. Воспитательная работа должна быть направлена на выработку отношения к труду как к социальной и личностной ценности, источнику благополучия каждого гражданина и общества. Многие осужденные к лишению свободы совершили корыстные преступления. В связи с этим воспитание добросовестного отношения к труду предполагает формирование у осужденных уважительного отношения к собственности, т.е. искоренения из их сознания иждивенческих настроений, стремления жить за счет других. Человек, совершивший преступление, обладает отклонениями в сознании, что выражается в наличии деформации правового сознания, криминогенных установок, пренебрежения к социальным нормам. Граждане России обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, из чего следует необходимость воспитательной работы на формирование правопослушного поведения. Задача повышения общеобразовательного и культурного уровня особенно актуальна в отношении людей ставших на путь совершения преступлений по причине низкой сознательности, безкультурья, моральной деградации и духовной бедности. Повышение общеобразовательного и культурного уровня осужденных, приобщение их к общеобразовательным знаниям, культурным ценностям, культурному наследию является важным направлением воспитательной работы с осужденными. Существенное значение при организации воспитательной работы в исправительных учреждениях имеет учет и следование принципам и известным закономерностям. К числу основных принципов организации воспитательной работы можно отнести: - приоритет общечеловеческих ценностей во всех аспектах воспитательного процесса; - педагогизацию и психологизацию воспитательного процесса; гуманное отношение к осужденным; самоуправление осужденных во внутриотрядной жизни под контролем администрации. Степень исправления личности осужденного во многом зависит от участия самого осужденного в проводимых воспитательных мероприятиях. Наукой уголовно-исполнительное право и практикой деятельности исправительных учреждений выработаны и применяются различные подходы к определению степени исправления осужденных, которую можно определять по отношению осужденным к различным материальным, духовным и иным общечеловеческим ценностям. Активное восприятие или игнорирование осужденными воспитательных мероприятий, активное участие, или безразличное отношение к воспитательным мероприятиям являет собой критерий, показатель их исправления. Он учитывается при решении некоторых правовых вопросов (условно-досрочное освобождение, амнистия, помилование), влияет на правовое положение осужденных (изменяет условия отбывания наказания). Осужденные обязаны посещать воспитательные мероприятия предусмотренные распорядком для исправительного учреждения. Обязательность такого посещения вытекает из сущности наказания и принудительного характера пребывания в местах лишения свободы. Основным местом пребывания осужденным в исправительном учреждении является отряд. В отряде проводятся большинство воспитательных мероприятий. Таким образом отряд является центром воспитательной работы с осужденными. Воспитательная работа с осужденными проводится в учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений. Данное положение говорит о необходимости дифференцированного применения средств исправления осужденных. Признаками характеризующие индивидуальные особенности личности являются: социально-демографические показатели (пол, возраст, профессия, образование, семейное положение и т.п.); психологические показатели (темперамент, эмоции, воля, мышление, способности и т.п.); уголовно- правовые показатели (число судимостей, характер и обстоятельства свершенного преступления, образ жизни до ареста и т.п.). Качество воспитательной работы во многом зависит от уровня аргументированности, убедительности проводимых мероприятий, разнообразия форм и методов воспитательной работы, учета состава осужденных с которыми эта работа производится. Эффективности воспитательной работы, ее успех, во многом также зависят от подготовки и подбора воспитателей. Формы воспитателей работы. Задачи воспитательной работы реализуются через определенные формы, системы которых установлена уголовно-исполнительным законодательством. Основными формами воспитательной работы с лицами, лишенными свободы является нравственное, правовое, трудовое и физическое воспитание. В воспитательной работе могут также применятся и иные формы, если они не противоречат закону и требованиям режима отбывания наказания в местах лишения свободы. Нравственное воспитание осужденных направлено на формирование всей личности осужденных их жизненной позиции. Отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлениям. Поэтому нравственное воспитание нацелено на формирование таких качеств как честность, порядочность, чувство долга, патриотизм, справедливость, сострадание. К сожалению моральные требования общества в настоящее время еще не сформированы. В недалеком прошлом воспитательная работа была заидеологизирована, носила ярко выраженную политическую окраску. В настоящее время такая направленность отсутствует, однако это не означает ненужности формирования у осужденных основ нравственности и морали, патриотизма. В последнее время в нравственном воспитании осужденных значительное место занимает религиозное воспитание. В 1996 г. Было заключено соглашение о сотрудничестве между Московской Патриархией Русской Православной Церкви и МВД России. На основании этого соглашения церковь совместно с администрацией исправительного учреждения участвует в исправлении осужденных. Совместная деятельность по исправлению осужденных основывается на добровольной основе и с учетом специфики режима исправительного учреждения и призвана: способствовать реализации прав верующих, отбывающих наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах; обеспечивать благоприятные условия для проведения священнослужителями духовно-нравственных и просветительских бесед, совершение богослужений; содействовать образованию в учреждениях, исполняющих наказание, в помещении для совершения молитв и обрядов. Указанным соглашением предусмотрено организовать обучение основам православного вероучения представителей администрации исправительного учреждения. В системе служебной подготовки сотрудников исправительных учреждений организуется лекционный курс и факультативы по изучению роли религии в истории Российского государства. Осуществляя воспитательное воздействие в отношении осужденных, необходимо использовать духовно-нравственный потенциал традиционных для России религиозных конфессий таких как православие, ислам, буддизм, иудаизм и др.1 Хотя религиозному воздействию сейчас уделяется большое значение, однако оно не может восполнить все пробелы нравственного воспитания. Духовность, нравственность, мораль - это категории не только религии. Эти качества формируются в значительной мере благодаря образованию, науке, культуре, средством массового воспитания. Правовое воспитание. Одним из условий выполнения своих обязанностей и требований закона, а также реализации прав и законных интересов выступает их знание. Вот почему такое большое значение придается разъяснению законодательства, являющегося составной частью правового воспитания. Правовое воспитание имеет своей задачей формирование правовой культуры и стойкой законопослушной поведеньческой установки личности. Под правовой культурой личности понимается определенная совокупность правосознания, правовых способностей, навыков и привычек строго соблюдать и точно исполнять законы, действовать в соответствии с установленными нормами права. Правосознание представляет собой совокупность взглядов, представлений, установок, чувств, выражающих отношение членов общества к правовым явлениям. Оно играет важную роль в укреплении дисциплины, правопорядка в обществе и развитии демократии, является средством воспитания у граждан уважения к законам государства. Индивидуальное правосознание включает в себя степень и глубину усвоения личностью правовой идеологии общества: 1) овладение определенными правовыми знаниями (усвоение основных обязанностей и прав граждан, закрепленных в Конституции РФ, правовых принципов, общих юридических установлений, законов и нормативных актов, регламентирующих поведение человека в обществе и т.д.); осознание правовых норм (их роли и назначения, необходимости, общественной и личной значимости и др.); выработку убеждений и формирование установки соблюдать нормы права. Правовая культура личности определяется не только наличием глубоких правовых знаний, но и умением превращать приобретенные правовые знания в последовательные и неуклонные принципы поведения, всегда и во всем сознательно строить свое поведение в соответствии с требованиями закона и активно бороться за соблюдение правовых норм членами общества. Правовая культура - это доминанта правовых способностей человека, под которыми понимается система свойств личности, позволяющая ей продуктивно овладеть идеологией общества (мировоззрением, взглядами, убеждениями), обеспечивающая законопослушное поведение и препятствующая совершению противоправных действий и поступков. Однако следует заметить, что сами по себе правовые знания и способности еще не гарантируют от нарушения норм права. Для того, чтобы человек в любых жизненных ситуациях смог контролировать свое поведение, действовать в рамках закона, необходимо сформировать у него правовые навыки и привычки. Правовые навыки это умение личности осуществлять свое поведение на основе правовых знаний и способностей в соответствии и требованиями закона. Правовые привычки выражаются не только в умении, но и в потребности личности поступать в соответствии с требованиями закона на основе правовых знаний, способностей и навыков. Воспитание правовой культуры личности находится в тесной связи с нравственным воспитанием. Низкая правовая культура, неглубокие знания сущности уголовно-правовых запретов, слабая осведомленность об уголовной ответственности за совершение преступлений в сочетании а антиобщественной направленностью личности, недостаточно устойчивыми нравственными позициями, слабо развитой или отрицательно направленной волей являются криминогенными факторами, способствующими преступному поведению. В практике ИУ сложилась вполне определенная система правового воспитания, которая воплощена в системе семинара социально-правовых знаний. Формой воспитания правовой культуры осужденных являются диспуты на правовые, эстетические, моральные и другие темы. Трудовое воспитание. В связи с происходящими изменениями, прежде всего экономической жизни страны, ухудшением и разрывом экономических связей предприятий прежде всего государственного сектора в исправительных учреждениях значительная часть осужденных осталась без работы. Но происходящие позитивные изменения в жизни государства в последнее время говорят о начале выздоровления экономики, что, безусловно, должно сказаться и на экономической деятельности исправительных учреждений. Поэтому такие формы воспитательной работы, как трудовое соревнование списывать рано. Оно должно стать важной формой трудового воспитания в условиях рыночной экономики и выпуска конкурентно-способной продукции высокого качества. Трудовое соревнование организуется в исправительных учреждениях по отрядам, бригадам и индивидуально. Агитационная и пропагандистская работа. В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве данная форма прямо не закреплена. Данная форма заключается в разъяснении идей, на которых базируется Конституция Российской Федерации, ее государственное устройство, полномочий Президента, Федерального Собрания, Правительства и других институтов государственной власти, основные направления внутренней и внешней политики России; политическая сущность отдельных государственных решений. Культурно-массовая работа - это важнейший инструмент трудового, нравственного и эстетического воспитания осужденных. Основными ее формами являются клубная и библиотечная работа: организация художественной самодеятельности осужденных, пропаганда книги, проведение читательских конференций, диспутов, тематических демонстраций кинофильмов и их обсуждение. Художественная самодеятельность осужденных организуется при клубах ИУ, где создаются кружки, в зависимости от наличия руководителей, способных организовать работу того или иного кружка. Выступление художественной самодеятельности проводятся в пределах данного ИУ. В колонии организуется также концерты художественной самодеятельности шефствующих и других организаций. Осужденным разрешается пользоваться художественной, политической, научно-технической и справочной литературой. Кроме того, осужденным разрешается сверх сумм, установленных на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, за счет средств, имеющихся на лицевых счетах, приобретать литературу без ограничения через торговую сеть, письменные принадлежности, а также подписываться на газеты и журналы, издаваемые в стране. Индивидуальная подписка осуществляется в добровольном порядке и организуется администрацией ИУ через местные органы связи. Жилые помещения, клубы, библиотеки, комнаты воспитательной работы, общеобразовательные школы, ПТУ, палаты в лечебных учреждениях радифицируются. При организации культурно-массовой работы следует учитывать, что важным средством нравственного, правового воспитания осужденных является телевидение. Физкультурно-спортивная работа - одно из основных средств физического воспитания осужденных, которое осуществляется в целях укрепления их здоровья, обеспечение охраны которого является в свою очередь одной из задач уголовно-исполнительной системы; формирование у них навыков личной гигиены, развития физической силы и морально-волевых качеств. В ИУ создаются условия для проведения физкультурно-спортивной работы: оборудуются площадки с комплексами спортивных сооружений. Спортивным инвентарем осужденные обеспечиваются за счет ИУ. В ИУ создаются физкультурно-спортивные секции, проводятся соревнования между отрядами. В летний период проводятся общеколонисткие спартакиады. К физкультурно- спортивной работе могут быть привлечены представители из добровольных спортивных обществ и коллективов шефствующих организаций для показательных выступлений мастеров спорта, подготовки общественных инструкторов из числа осужденных. Индивидуальная работа - одна из основных форм воспитательной работы с осужденными. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного, с учетом совершенного им преступления, возраста, образования, профессии и других особенностей его личности. Основой такой работы является цивилизованный подход при осуществлении цели исполнения наказания исправления осужденных и предупреждения новых преступлений (ст.1, ч.1 УИК РФ). Таким образом, законодатель предполагает, прежде всего, индивидуальный подход при осуществлении целей (задач) исполнения наказания. Выполнению задачи исправления осужденных должны быть подчинены все формы и методы индивидуальной воспитательной работы. Развернутое педагогическое обоснование индивидуальной воспитательной работы с правонарушителями дано А.С. Макаренко. По его мнению цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей воспитанника, анализе и направлении его характера. Индивидуальный подход к конкретной личности осужденного предполагает подразделение процесса организации индивидуальной работы по его исправлению и перевоспитанию на три периода: 1) изучение и адаптации осужденного к условиям лишения свободы в ИУ; 2) исправительный; 3) подготовки к освобождению, адаптации к условиям жизни на свободе и закрепление результатов перевоспитания. Необходимость выделения первого периода вытекает из смысла ст.79 УИК РФ, которая регламентирует порядок приема осужденных в ИУ. Начальной стадией этого периода является порядок организации работы по приему вновь прибывших осужденных в ИУ. Психолого-педагогическое изучение личности осужденного важно проводит в первоначальный период его пребывания в ИУ, который может продолжаться от одного до трех месяцев. Период адаптации осужденного к условиям ИУ - это важное начало процесса ИТВ. Второй период (исправительный) может длиться до времени предусмотренного законом возможного предоставления осужденного к каким-либо видам досрочного освобождения из мест лишения свободы, к переводу в колонию- поселение, а также до времени его подготовки к освобождению по отбытию срока наказания. В этот период на основе программы индивидуально- воспитательной работы организуется трудовое, нравственное, правовое воспитание осужденного, решаются задачи по ресоциализации его взглядов и убеждений, воспитанию у него осознанной потребности в труде, по выработке навыков нормативного поведения. Решению данных зада должен содействовать весь инструмент основных средств ИВ – общественно полезный труд, воспитательная работа, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение. На их выполнение должны быть направлены усилия коллектива воспитателей ИУ, попечительских советов, самодеятельных организаций осужденных, общественности, комитетов родственников, друзей и близких осужденного. Этим задачам должна быть подчинена и воля осужденного. Содержанием третьего периода является подготовка осужденных к освобождению, адаптация к условиям жизни на свободе, закрепление результатов его исправления, определение средств предупреждения новых преступлений. В соответствии с рекомендациями, подписанными руководством МВД РФ и федеральной службой занятости населения подготовка к освобождению начинается за 6 месяцев до освобождения. Руководство индивидуально- воспитательной работой осуществляет заместитель начальника ИУ по воспитательной работе, непосредственно ее организуют в ИК начальники отрядов, в ВК - воспитатели, тюрьмах инструкторы. Свои наблюдения они записывают в карточки индивидуально-воспитательной работы с осужденными, которую ведут на каждого осужденного. Записи в карточках могут делать начальник ИУ, его заместители, члены совета воспитателей. В целях осуществления мероприятий по повышению уровня воспитательной работы среди осужденных, совершенствования работы непосредственно в отрядах и улучшения с ними индивидуальной работы в ИК введена должность инструктора по воспитательной работе. Для решения вопросов по подготовке осужденных к жизни на свободе и оказания им помощи в трудовом и бытовом устройстве в ИК предусмотрена должность инспектора по бытовому и трудовому устройству. Значительно уменьшена численность осужденных в отряде, устанавливается как правила не более 50 человек. Введены должности психолога для организации работы по изучению личности осужденного и выработки психолого- педагогических рекомендаций воспитателям колоний. Организация воспитательной работы с осужденными. Рассмотрим круг должностных лиц в чью обязанность входит организация или проведение воспитательной работы: В Положении об отряде осужденных ИК, тюрьмы и следственных изоляторов сказано, что отряд осужденных является основным организационным звеном в структуре ИУ, обеспечивающим управление исправительно-воспитательным процессом и создание оптимальных условий отбывания осужденными наказания. Отряд возглавляется начальником. Общее руководство деятельностью начальников отрядов осуществляет начальник ИУ. Непосредственно организует работу начальников отрядов заместитель начальника учреждения по воспитательной работе, на которого возложено оказание им методической и практической помощи, а также обеспечение их взаимодействия. На уровне территориальных органов управления в структуре УИН создаются отделы воспитательной работы во главе с начальником и штатом инструкторов. И замыкает эту структуру на уровне центральных органов управления отдел воспитательной работы ГУИН, которым руководит начальник отдела. Формами участия общественности в исправлении осужденных, в т.ч. в воспитательной работе с лицами лишенными свободы являются: - комиссии по делам несовершеннолетних; - шефство трудовых коллективов и общественных организаций над ИУ; Попечительный Совет и учебно-воспитательные советы Общественные воспитатели осужденных. Следует отметить, что в воспитательной работе с осужденными в исправительной колонии участвует и совет воспитателей отряда, который создается при начальнике отряда. В воспитательной колонии при каждом отряде создается родительский комитет. Совет воспитателей отряда является постоянно действующим общественным формированием, который призван оказывать помощь и содействие начальнику отряда в организации и проведении эффективной работы по обеспечению исполнения наказания. Кроме того, министром внутренних дел РФ рекомендовано начальникам ИУ создавать советы по общественности при ИУ для содействия в решении вопросов, касающихся работы начальников отрядов, оказания социальной и шефской помощи осужденным, подготовки их к жизни после освобождения. Таким образом, мы рассмотрели задачи, формы воспитательной работы с осужденными и органы и должностные лица, организующие ее.
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.