Меню
Назад » »

Психология человека в современном мире Том 2 (15)

Теоретические понятия, их психологическая структура и функции В. С. Ивашкин, В. В. Онуфриева (Владимир) Понятием называется мысль о классе объектов, обозначенная  словом. По степени определенности все многообразие понятий  делят на два вида: житейские и научные. Житейские понятия скла- дываются в обыденной жизни без специальной рассудочной дея- тельности на основе интуитивных обобщений. Они вполне годятся  для житейской практики и художественной литературы, но совершен- но не пригодны для науки. Их невозможно объяснить другому и уве- ренно использовать на практике. Л. С. Выготский называл их псевдо- понятиями. Научные понятия строго определены и системно организованы  и благодаря этим качествам успешно используются в качестве формы  научной мысли, а термины этих понятий являются ключевыми сло- вами языка научного общения. Поскольку на этом языке излагаются  научные теории, такие понятия называют теоретическими. Понятие не имеет массы, протяженности и других природных  качеств. Оно является порождением разума и поэтому идеально, его  можно только мыслить. Тем не менее, часто отождествляют понятие  и объекты, входящие в его объем. Происходит это вследствие того,  что имя понятия как класса объектов присваивается и каждому объ- екту этого класса. Путаница происходит оттого, что в русском языке  нет грамматических средств различия имен класса и его отдельного  элемента. Логически строгого психологического определения теоретических  понятий не существует. В. В. Давыдов дифференцировал эмпирические  и теоретические понятия по специфике используемых при их образо- вании одноименных мыслительных операций обобщения. Эмпирическими он называл такие обобщения, которые делаются  на основе операции сравнения. Сравнивая некоторую совокупность  объектов по определенному основанию, выделяют и обозначают сло- вом их внешние одинаковые (общие) свойства и отношения, которым  придают статус содержания понятия и обозначают словом. Теоретическое обобщение осуществляется путем анализа эмпи- рических данных о единичном объекте для выделения существенных  внутренних свойств и отношений, представляющих его как целост- ную систему. Существенными считаются лишь те свойства и отно- шения, которые раскрывают сущность анализируемого объекта. Они  составляют генетическую основу объединения в один класс всех  объектов, обладающих одинаковыми сущностями.95 Такая трактовка теоретических понятий имеет ряд явных не- достатков. Во-первых, в ней дается операциональное определение  теоретических понятий, а такой тип определений в науке считается  неоптимальным. Во-вторых, в качестве критерия существенности  используется неопределенное философское понятие «сущность»,  методы обнаружения и измерения которой отсутствуют. Ссылка  в психологическом контексте на философскую категорию неуместна,  поскольку философские понятия в силу своей предельной абстракт- ности принципиально неопределимы и поэтому ненаучны. К тому же  междисциплинарный дрейф понятий недопустим, поскольку за пре- делами той области знания, для нужд которой создано понятие, оно  не имеет смысла. Один и тот же объект может быть подведен под огромное коли- чество понятий, каждое из которых якобы выражает свою особенную  сущность. Это обстоятельство лишает понятие «сущность» его мисти- ческого ореола, поскольку у любого объекта должно быть огромное  количество сущностей. Формирование понятий осуществляется на основе комплексного  использования не одной, а целого ряда взаимосвязанных мыслитель- ных операций: анализа, абстрагирования, сравнения и др. Неясно, почему в качестве дифференцирующего признака для раз- личения эмпирических и теоретических понятий выбрана несу- ществующая операция обобщения. О том, что операция обобщения  не существует, свидетельствует невозможность создания алгоритма  ее выполнения. Обобщенная мысль выводится посредством совокуп- ности перечисленных операций. Соображения, изложенные выше, являются достаточным основа- нием для утверждения, что понятие «теоретическое понятие» в том  виде, как оно трактуется в обсуждаемой концепции, не является  научным, что ставит под сомнение научность разработанной на его  основе теории развивающего обучения В. В. Давыдова. Это суждение не является оценочным. Л. В. Занков, например,  дистанцируясь от теории, утверждал, что его дидактическая система  является синтезом лучших достижений передового педагогического  опыта. Дискуссия о сравнительной ценности теории и практики  нелепа, поскольку обе они могут быть как хорошими, так и плохими. О неразрывности теории и практики свидетельствует высказыва- ние известного физика Гейзенберга о том, что нет ничего практичнее  хорошей теории, а афоризм Гегеля «Все разумное действительно»  утверждает, что любая теоретическая конструкция, созданная разу- мом на основе истинных посылок посредством логически безупречных  рассуждений, действительна, убедительно подтвержден научными 96 подвигами Ньютона, Леверье, Эйнштейна, Лобачевского, Менделеева  и других ученых. Оправданно и поэтому более перспективно искать различие между  эмпирическими и теоретическими понятиями путем сравнительного  анализа их психологической структуры и функций, выполняемых  в психике. Начнем с рассмотрения компонентов, входящих в струк- туру научного понятия. 1. Базовым элементом структуры теоретического понятия явля- ется тот вид общественной практики, для нужд которой оно было  создано обществом. В структуре понятия она выполняет функцию  системообразующего фактора, поскольку предопределяет совокуп- ность всех остальных его компонентов. Особенно важно, что область  общественной практики, для нужд которой создано понятие, делит  бесконечную совокупность свойств и отношений объектов, подво- димых под понятие, на два класса: существенных и несущественных  для этой практики свойств и отношений. Это означает, что у предметов и явлений нет абсолютно существен- ных или несущественных свойств и отношений. Существенность – не- существенность относительна. Она производна от той общественной  практики, для нужд которой сознано понятие. Например, на приеме  у врача человек является пациентом. Его существенными признаками  будут жалобы на недомогание и факт обращения за медицинской по- мощью к специалисту. Все остальное в этой ситуации – несущественно.  Тот же человек в ситуации купли – продажи становится продавцом  или покупателем, и существенными в этой ситуации будут совсем  иные свойства и отношения. Обсуждение существенности свойств  и отношений предметов и явлений вне конкретной прагматической  ситуации лишено смысла. 2. Вторым структурным компонентом теоретического понятия  является его содержание, представляющее собой совокупность оди- наковых существенных (в указанном выше смысле) свойств и отно- шений, присущих каждому объекту, подводимому под это понятие.  Свойства и отношения, обнаруживаемые в процессе дальнейшего,  более глубокого познания этих объектов, расширяют содержание  соответствующего понятия, не изменяя его объема. Это обстоятельст- во опровергает популярный в формальной логике «закон обратной  пропорциональности» отношения между объемом и содержанием  понятия. Содержание понятия не исчерпывается совокупностью свойств  и отношений, приводимых в его определении, поскольку в него  включается только их дискриминативный набор, необходимый  и достаточный для различения понятий. Например, в определение 97 прямоугольника включены такие существенные одинаковые свойства  всех прямоугольников, как принадлежность к параллелограммам  и прямоугольность, необходимые и достаточные для деления множест- ва всех объектов на прямоугольники и не прямоугольники. Другие  одинаковые существенные свойства и отношения прямоугольников,  такие как равенство диагоналей, сумма внутренних углов и дру- гие, несомненно, входящие в содержание понятия прямоугольник,  не включаются в его определение, чтобы не делать его избыточным  для выполнения дискриминативной функции. В содержание понятия  входят также все свойства и отношения, зафиксированные в понятиях  всех вышележащих уровней их иерархии – родовые. 3. Третьим компонентом структуры теоретического понятия яв- ляется множество всех объектов, обладающих одинаковыми совокуп- ностями существенных свойств и отношений, называемое объемом  понятия. Это множество может быть пустым («вечный двигатель»),  единичным («вселенная»), конечным («день недели») и бесконечным  («четное число»). В объем понятия могут входить объекты, значительно разли- чающиеся между собой по несущественным свойствам. Несмотря  на эти различия, они эквивалентны между собой по понятийному  содержанию. 4. Четвертый структурный компонент теоретического понятия –  определение. Это вербальный контекст, выполняющий ряд функций:  дискриминативную, экспликации содержания понятия, указания  на связи определяемого понятия с другими понятиями той же области  знания, терминирование имени понятия. Кроме того, определение  имплицитно указывает на вид общественной практики, в контексте  которой возникло понятие, задает его объем. Различают несколько видов определений: остенсивные, опе- рациональные, структурные, функциональные, аксиоматические  и родо-видовые. В логической теории определения понятий сформулирован ряд  жестких требований, нарушение которых делает определение не- корректным:  • для теоретических понятий оптимальными являются родо- видовые определения;  • в качестве ключевых слов определений могут использоваться  только термины той же науки;  • в родо-видовом определении может использоваться только  один родовой признак и не менее одного видового;  • в качестве родового может использоваться только признак  рода, ближайшего к определяемому;98  • в качестве ключевых слов определений не должны употреб- ляться метафоры, омонимы, неоднозначные слова, местоиме- ния, отрицания, а также термины определяемых понятий  и их синонимы. Соблюдение этих требований характеризует уровень научной куль- туры автора определения. 5. Пятый структурный компонент теоретического понятия – сово- купность его системных связей с другими понятиями той же области  знания: причинно-следственных, генетических, корреляционных,  функциональных, родовых и других. Чем многообразнее эти связи,  тем больше функций может выполнять понятие и тем эффективнее  это выполнение. 6. Шестой структурный компонент теоретического понятия – тер- мин, являющийся его именем и выполняющий функцию материаль- ного носителя идеального объекта. Чтобы слово обыденного языка  стало термином, оно должно пройти процедуру терминирования, со- стоящую из двух операций: во-первых, за ним должно быть закреплено  единственное, строго определенное значение, и, во-вторых, указана та  область общественной практики, в которой это слово употребляется  в этом и только в этом значении. Вне пределов этой области термин  утрачивает свой статус и становится обыденным словом. На девятом Международном психологическом конгрессе принято  решение создавать новые психологические термины на греко-римской  корневой основе. Разные области знания, познавая один и тот же объект, подводят  его под разные понятия. При этом часто для имени понятия исполь- зуется одно и то же слово, являющееся названием этого объекта,  чем создается иллюзия одного междисциплинарного понятия. На самом деле – это несколько разных понятий, обозначенных  разными омонимичными терминами, полученными из одного и то- го же слова, терминированного различными способами, и поэтому  имеющими разные значения и области существования. Например,  термин «личность» в значении субъекта общественных отношений  может использоваться только в социологии, в значении субъекта  права – в юридических науках, в значении субъекта духовности –  в психологии. Понятие не является психологическим, если в его определении  в качестве ключевых слов используются термины из других областей  знания. Например, в психологическом словаре (Давыдов и др., 1983)  «понятие» определено как «форма знания, которая отображает еди- ничное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим». По со- вокупности ключевых слов это типичное философское определение.99 7. Седьмой компонент – образный. Каким бы абстрактным ни бы- ло теоретическое понятие, его термин неизбежно актуализирует  в сознании какое-либо представление. Оно сугубо индивидуально  по своим фигуративным, смысловым и аффективным характеристи- кам и влиянию на функционирование понятия. Теоретическими являются только те понятия, в структуре которых  представлены все перечисленные компоненты, каждый из которых  сформирован оптимальным образом. Опираясь на соображения, изложенные выше, предлагаем сле- дующее психологическое определение: теоретическим называется  понятие, в структуре которого явно или имплицитно представлена  полная совокупность компонентов, включающая область сущест- вования, термин, логически строгое психологическое определение,  объем, содержание и системные связи с другими понятиями той же  области знания. В психике человека теоретические понятия выполняют широкий  круг функций. Рассмотрим наиболее важные из них. 1 Функции системной организации знания Теоретическое понятие не может существовать вне связи  с другими понятиями. Оно встраивает зафиксированные в нем  знания в систему, делает их структурно упорядоченными. Благо- даря системной организации когнитивной сферы сознания каж- дое вновь приобретаемое в понятийной форме знание встраива- ется в систему его опыта, чем обеспечивается понимание нового  и переосмысливание старого знания с позиций вновь приобрета- емого. Подобно библиотечному каталогу, системная организация знания  обеспечивает оперативный поиск в памяти индивида информации,  необходимой для решения теоретических, практических и коммуни- кативных задач. Благодаря этому теоретические понятия являются  оптимальной формой носителя индивидуального и общественно- исторического опыта. 2 Функция формы мысли В психологии мышления выделяют три формы мысли: перцепты,  представления и понятия. Теоретические понятия являются наибо- лее совершенной составной частью этой совокупности, наилучшим  образом выполняющей функцию психического орудия. Орудийная  функция понятий состоит и в том, что они подобно представлениям  конституируют семантику сознания, но делают это на более высоком  уровне.100 3 Функция единиц хранения и использования опыта Представляя в сознании классы объектов, имеющие большие  объемы, вплоть до бесконечных, в компактной знаковой форме тер- минов, теоретические понятия обладают огромной информационной  емкостью. Вместе с системным строением спрессованной таким об- разом информации теоретические понятия являются оптимальными  единицами хранения и использования опыта. 4 Функция обобщения Поскольку теоретическое понятие по своему содержанию экви- валентно совокупности общих существенных свойств и отношений  каждого объекта, входящего в его объем, то любой факт и вывод, по- лученные при мысленном оперировании понятиями, автоматически  становятся принадлежащими каждому из этих объектов. И наобо- рот, доказательство истинности какого-либо суждения для одного  репрезентативного объекта, входящего в объем понятия, является  доказательством его истинности для всех элементов его объема  и, следовательно, для понятия в целом. 5 Коммуникативная функция Через обозначающие их термины теоретические понятия, наряду  с житейскими понятиями и обыденными словами естественного  языка, выполняют коммуникативную функцию, но, по сравнению  с ними, являются более эффективным средством общения. Теоретические понятия являются высшей ступенью генетической  последовательности средств коммуникации: сигнал–слово–понятие.  Однозначность и строгая определенность теоретических терминов  обеспечивают точность выражения мысли и адекватное понимание  собеседниками друг друга, поэтому подлинное научное общение  должно вестись на языке теоретических терминов. В заключение заметим, что понятие становится теоретическим  не потому, что в его формировании используется наряду с другими  специальная операция обобщения, без достаточных на то оснований  называемого теоретическим, которое якобы вскрывает мистическую  сущность объектов, а оттого что благодаря логической полноте своей  структурной организации оно оптимально выполняет специфичные  для него функции, необходимые для построения и преобразования  научных теорий. Такая трактовка теоретических понятий требует пересмотра  опирающихся на них концепций, обновления многих определений  и является предпосылкой для новых подходов к обучению понятиям.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar