- 1019 Просмотров
- Обсудить
Понятие антиципационной состоятельности в системе психологических категорий И. С. Гогенфельд (Саратов) Способность человека прогнозировать будущие события и дейст- вовать с упреждением во времени вызывает интерес психологов со времен возникновения психологии как самостоятельной научной дисциплины. Наиболее распространенный термин, используемый для характе- ристики предусмотрительного поведения, или процесса предвосхи- щения – это термин «антиципация». В данной работе мы попытаемся определить содержание понятия «антиципация» и «антиципационная состоятельность», рассмотреть связь антиципационной состоятель- ности с такими психологическими категориями, как «способности», «свойство личности», «психический процесс», «деятельность», «от- ношение». «Антиципация» – способность человека предвосхищать ход со- бытий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза» (Психологический словарь, 1990). Это определение практически совпадает с пониманием антиципации Б. Ф. Ломовым как способности субъекта действовать и принимать решения с определенным времен- но-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, буду- щих событий; иными словами, речь идет об ориентировке человека на будущее, о предвидении, о забегании вперед (Ломов, Сурков, 1980, с. 279). Согласно этой дефиниции, содержание понятий «антиципация» и «антиципационные способности» совпадает, благодаря чему в боль- шинстве психологических контекстов эти категории употребляются как тождественные и взаимозаменяемые. Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением, таким образом, антиципационная состоятельность характеризует определенный уровень развития антиципационных способностей в системе личности. Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич определяют содержание понятия «антиципационная состоятельность» личности следующим образом: антиципационная состоятельность – свойство личности, ее устойчивая характеристика, определяющая уровень развития антиципационных способностей, а также это сформированная сис- тема определенных знаний и действий, и, прежде всего, внутрен-173 них средств построения и регуляции прогностической активности, обеспечивающих эффективное прогнозирование (Ничипоренко, Менделевич, 2006, с. 50–51). Существуют разные подходы к исследованию антиципации: • структурно-уровневый (Б. Ф. Ломов, Е. Н. Сурков) – авторы определяют антиципацию как форму опережающего отра- жения действительности, охватывающую широкий спектр проявлений когнитивной, регулятивной и коммуникативной функций психики; • психофизиологический (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, В. М. Русалов, Т. Ф. Базилевич) – внимание исследователей сфокусировано на природных предпосылках и нейрофизио- логических механизмах антиципационных способностей; • когнитивно-поведенческий (Дж. Брунер, У. Найссер, Д. Мил- лер) – при описании антиципации в рамках этого подхода используются понятия вероятностного ожидания, схемы, гипотезы; • генетический (Е. А. Сергиенко, Л. А. Регуш, А. Ю. Акопова, Т. К. Чмут и др.) – здесь представлены исследования предвос- хищающего поведения, различных видов прогностической деятельности на разных возрастных этапах развития человека; • клинический подход (И. М. Фейгенберг, В. Д. Менделевич) – в рамках данного подхода изучены особенности развития антиципационной состоятельности в норме и патологии, вни- мание исследователей приковано к проблеме взаимосвязи между свойствами личности (психологическим здоровьем личности) и антиципационной состоятельностью; • деятельностный (Б. Ф. Ломов, А. В. Брушлинский, Е. Н. Сур- ков, Л. А. Регуш и др.) – особенностью данного направления является использование в качестве категориального аппарата и объяснительных схем теории деятельности; • ситуационный (Л. Росс, Р. Нисбетт) – авторы занимались про- блемами предсказания социальной реальности обычными людьми в повседневной жизни, они показали огромную роль социального контекста и параметров конкретной ситуации в предвидении. Мы лишь затронули вопрос о подходах к исследованию антиципа- ционных способностей в психологии, более подробно они изложены и раскрыты в работе Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевича «Феномен антиципационных способностей как предмет психологического ис- следования» (2006, с. 52–54). Но, на наш взгляд, антиципацию следует 174 рассматривать, учитывая позиции всех вышеизложенных подходов. Нам представляется такой «комплексный» подход весьма продуктив- ным, так как он дает возможность шире охватить данное явление. Понятие «антиципационная состоятельность» тесно связано с та- кими психологическими категориями, как «способности», «свойство личности», «психический процесс», «деятельность», «отношение» (Рубинштейн, 1976, с. 220–235; Теплов, 1985, с. 15–41; Ничипоренко, Менделевич, 2006, с. 51). Наиболее приближенной категорией для антиципационной состо- ятельности является категория способности. Как отмечают Б. М. Теп- лов, Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич, в традиционном понима- нии способностей это означает, что изучаемый феномен относится к категории устойчивых индивидуально-психологических свойств (качеств) личности, которые формируются на основе задатков и опре- деляют успешность в том или ином виде деятельности. Еще С. Л. Ру- бинштейн говорил: «Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способ- ностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в при- рожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо- физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в го- товых способностях, а именно в задатках» (Рубинштейн, 2000, с. 424) Характеристики природных предпосылок способности к прогно- зированию, как уже было сказано выше, были получены в работах П. К. Анохина, В. М. Русалова и др. Но способность прогнозирования, как и любая человеческая способность, проявляющаяся и формирую- щаяся в деятельности, имеет не только природные предпосылки раз- вития, но и обусловлена общественно-историческими факторами (Ре- гуш, 2003, с. 154). В подтверждение сказанного приводим слова Саввы Шабоук: «Существо, которое впервые не отбросило найденную палку, а оставило ее для нового подобного использования, с необходимостью должно было осознавать эту цель. А это было уже предвосхищение неиз- веданного, предвосхищение будущих возможных ситуаций, в которых он может оказаться со своим оружием. Это человек, способный оторвать- ся от непосредственно данного, способный переживать повторно про- шлое, а также предугадываемое будущее» (Шабоук, 1980, с. 125–126). Л. А. Регуш считает, что способность прогнозирования может высту- пать и как общая и как специальная способность. Общей она является в том смысле, что включена в любую деятельность, является ее неотъ-175 емлемой частью. Специальной способностью прогнозирование высту- пает как деятельность, целью которой является построение прогноза. «Заметим, что антиципационная состоятельность, характеризую- щая определенный уровень развития антиципационных способностей в системе личности, существует, как свойство личности, но стано- вится актуальной, проявляется, разворачивается как психический процесс» (Ничипоренко, Менделевич, 2006, с. 51). С. Л. Рубинштейн очень точно определил сущность способности как психического процесса. Вместе с тем С. Л. Рубинштейн писал: «Ни одна способность не является актуальной, реальной способностью, пока она органически не вобрала в себя систему соответствующих общественно выработанных операций; но ядро способности – это не усвоенная, не автоматизированная операция, а те психические процессы, посредством которых эти операции, их функционирование регулируется, качество этих процессов» (Рубинштейн, 1976, с. 227). Рассмотрим связь понятия «антиципационная состоятельность» и «деятельность». Деятельностью, адекватной проявлению и форми- рованию антиципационной состоятельности, считается прогности- ческая деятельность. Поскольку антиципационная состоятельность, проявленная в виде осознанной, целенаправленной активности, имеет статус деятельности, следовательно, она может быть рассмотрена с точки зрения структуры деятельности с описанием ее мотивов, целей, задач, действий (Ничипоренко, Менделевич, 2006, с. 51). В данном русле выполнены эксперименты А. В. Брушлинского, которые раскрывают закономерности связи мышления и прогнозиро- вания, а также исследование и анализ прогностической деятельности Л. А. Регуш (Регуш, 2003, с. 140–152). Л. А. Регуш пишет, что поскольку любая деятельность включает в себя прогнозирование, то она предполагает и формирует способность человека к прогнозированию, которая в свою очередь, как любая спо- собность, также зарождается, проявляется и формируется в деятель- ности. Одним из проявлений единства способности и деятельности является то, что способность, формируясь в деятельности, вместе с тем определяет и успешность деятельности. Это общее положение распространяется и на способность прогнозирования, влияние ко- торой на успешность деятельности доказано в ряде исследований А. В. Брушлинского, Е. Н. Суркова, И. М. Фейгенберга и т. д. Мы считаем необходимым также отметить следующее: процессы предвосхищения, прогнозирования имеют сознательный характер, а сознательный характер человеческой жизнедеятельности прояв- ляется в таком существенном свойстве труда, деятельности, как це- лесообразность и целенаправленность.176 Е. А. Сергиенко также подчеркивает роль антиципации в деятель- ности человека, она пишет: «Деятельность всегда целенаправленна. Это означает, что уже в самом начале ее осуществления в сознании человека имеется представление об ожидаемых результатах собст- венных действий» (Сергиенко, 1997, с. 28). Общеизвестен сформу- лированный в советской психологии принцип единства сознания и деятельности. Основная заслуга в его разработке принадлежит С. Л. Рубинштейну. В понимании С. Л. Рубинштейна предвидение, предвосхищение представлено как одна из важнейших характеристик сознательной деятельности человека: «По мере развития трудовой деятельности че- ловек, воздействуя на природу, изменяя, приспособляя ее к себе и гос- подствуя над нею, стал, превращаясь в субъекта истории, выделять себя из природы и осознавать свое отношение к природе и к другим людям. Через посредство своего отношения к другим людям человек стал все более сознательно относиться и к самому себе, к собственной деятельности; сама деятельность его становилась все более сознатель- ной: направленная в труде на определенные цели, на производство определенного продукта, на определенный результат, она все более планомерно регулировалась в соответствии с поставленной целью. Труд как деятельность, направленная на определенные результаты – на производство определенного продукта, – требовал предвидения. Необходимое для труда, оно в труде и формировалось». Характерная для трудовой деятельности человека целенаправ- ленность действия, строящегося на предвидении и совершающегося в соответствии с целью, составляет основное проявление сознатель- ности человека, которая коренным образом отличает его деятельность от несознательного, «инстинктивного» в своей основе поведения животных (Рубинштейн, 2000, с. 103). Что касается связи антиципационной состоятельности с такой психологической категорией, как «отношение», то, на наш взгляд, антиципационная состоятельность, характеризующая определенный уровень развития антиципационных способностей в системе личнос- ти, определенным образом способствует формированию отношения к будущему, и, как утверждают В. Д. Менделевич, Н. П. Ничипоренко: «…она является инструментом взаимодействия субъекта с будущим и в этой связи может быть идентифицирована как форма познания будущего» (Ничипоренко, Менделевич, 2006, с. 52). Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие вы- воды: 1 Исследования антиципации в психологии имеют длительную историю, в течение которой сложились структурно-уровневый, 177 психофизиологический, когнитивно-поведенческий, генетичес- кий, деятельностный, клинический, ситуационный подходы. 2 Опираясь на подход Ломова, мы определили понятие «антици- пационная способность» как способность субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространствен- ным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий. 3 Антиципационная состоятельность – способность личности с вы- сокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них. Она харак- теризует определенный уровень развития антиципационных способностей в системе личности, обеспечивающих успешность прогностической деятельности. 4 Антиципационная состоятельность в системе психологических категорий может быть проанализирована как свойство личности, как психический процесс, как деятельность и как способность, и как инструмент познания будущего, способствующий форми- рованию определенного отношения к нему. Литература Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980. Ничипоренко Н. П., Менделевич В. Д. Феномен антиципационных способнос- тей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 50–58. Психологический словарь. 2-е изд. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро- шевского. М., 1990. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 2003. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. Сергиенко Е. А. Антиципация как принцип развития. М., 1997. Теплов Б. М. Избранные труды. В 2 т. М., 1985. Т. 1. С. 15–41. Шабоук С. Искусство – система – отражение. М., 1980.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.