- 100633 Просмотра
- Обсудить
БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
РЕЧЕВАЯ ВЛАСТЬ КОРПОРАЦИИ / РИТОРИКА
Коньков В.
Современное общество устроено таким образом, что корпоративное начало занимает в его политической и производственной организации очень большое и важное место. И если мы возьмем наиболее крупные стилевые явления ХХ века, то увидим, что одной из наиболее мощных стилевых идей, в огромной степени определявших речевое поведение общества, была идея речевого поведения в корпоративной среде.
Идея корпоративности ярче всего заявила о себе в сфере политики. Многие тоталитарные политические системы - итальянский фашизм (не путать с немецким национал-социализмом!), сталинская диктатура, режим Франко в Испании - в значительной степени были системами, основанными на идее корпоративности, и корпоративное государство представляет собой одну из форм авторитарного политического режима. Идея корпоративности в политике предполагает авторитаризм, коллективизм (что представляет собой дублирование идеи авторитаризма), антидемократизм и антилиберализм.
Представляется чрезвычайно любопытным, какие требования предъявляет к своим членам корпоративная система. Так, например, гражданин Италии во времена Муссолини, разделявший его политические взгляды, должен был подавать пример эффективности, динамизма, проявлять решительность. Одна из догм - к жизни нельзя относиться с легкостью. Такой человек должен быть пылким, решительным, целеустремленным, готовым отказаться от удовольствий ради общего дела, служить строгим идеалам корпоративной морали.
Корпоративное начало хорошо заметно и в современном обществе в функционировании различных политических, общественных, религиозных организаций.
Если мы перенесемся из сферы общественной жизни в сферу экономики, то увидим, что здесь идея корпоративности материализуется в виде различного рода крупных и мелких фирм, предприятий, различного типа акционерных обществ, исследовательских учреждений и т. д. И здесь, в этой сфере проявления корпоративного начала, мы находим много общего с тем, как проявляет себя корпоративное начало в политической жизни. Как и в политической сфере, здесь характерен, с одной стороны, авторитаризм руководителя, а с другой - дублирующий его коллективизм. От члена коллектива, нацеленного на корпоративные интересы, здесь также требуются целеустремленность, решительность, готовность соблюдать этические, моральные, нравственные корпоративные нормы, готовность пожертвовать личными удовольствиями во имя общего дела.
Размышляя о жизнеспособности и важности корпоративного начала, мы обнаруживаем, что корпоративная система - политическая, экономическая, производственная - придает чрезвычайно большое значение своему речевому облику. Речевая деятельность корпоративной системы подчинена общей цели. Процедура речевого воздействия в корпоративной системе хорошо продумана и представляет собой глубоко развитую систему. Более того, именно воздействующее слово - один из основных факторов как создания этой системы, так и ее успешного функционирования.
Речевая продукция, порождаемая внутри корпорации, может быть обращена как во внешний по отношению к корпорации мир, так и вовнутрь, предназначаясь для внутреннего потребления. Внешняя речевая продукция составляет часть производственной деятельности. Таковой является, например, реклама, тексты, порождаемые в пиаровских службах, деловая переписка. Но существенная часть речевой продукции предназначена в первую очередь для членов корпорации. Эта внутрикорпоративная речь обеспечивает функционирование всей системы, поддерживает ее целостность.
Важной особенностью этой части корпоративной речевой системы является высокий статус речи человека, стоящего во главе корпорации. Не имеет особого значения соответствие содержания речей или каких-либо письменных документов, принадлежащих руководящему звену, истинному положению дел. То, что сказано, верно именно потому, что это сказано начальником. Принадлежность речи лицу, занимающему верхние ступеньки в корпоративной иерархии, является часто критерием ее истинности. Поэтому любой член корпоративной системы оказывается в своем речевом поведении жестко связан корпоративными узами. Его речевая деятельность должна (по крайне мере желательно, чтобы было именно так) дублировать речь вышестоящих инстанций с небольшими вариациями, но ни в коем случае не противоречить ей. Свобода слова противоречит самой сути как идеологической, так и корпоративной речевой системы.
Корпорация пристально следит, чтобы каждый входящий в нее член был включен в общую речевую систему, которая является важнейшим способом подчинения личности корпоративным интересам. С этой целью разрабатывается целая система мероприятий. Устраиваются корпоративные праздники, присутствие на которых обязательно. Той же цели служат юбилеи, знаменательные даты, приемы для коллег из других организаций, неформальные встречи, сопутствующие всем этим мероприятиям фуршеты и другие подобные вещи. Речевая составляющая каждого такого мероприятия весьма существенна. Например, на различного рода приемах значительная часть тостов, как правило, посвящена производственным проблемам или непосредственно касается отношений внутри коллектива, отношений между начальником и подчиненным.
Определяющим здесь является тот факт, что корпоративная речь подчиняет личность интересам корпоративной системы. Развитые речевые интересы личности корпоративная система всегда ограничит, ущемит: нельзя нарушать корпоративную этику исходя из каких-то своих соображений. Речевые права начальника и подчиненного независимо от их личных качеств несоизмеримы.
Корпоративная этика порождает и особый - корпоративный - тип издания. Понятно, что сформированный в такой речевой атмосфере особый тип издания, называемый корпоративным, обладает соответствующей ярко выраженной спецификой. Такое издание формирует желательный образ фирмы, дает образцовые положительные примеры в различных сферах деятельности корпорации, определяет, что можно, что нельзя. Все издание - это наглядный образец корпоративной речевой этики. Проблемность и конфликтность - это то, что находится за границами возможного в таком типе издания. Корпоративное издание - один из наиболее жестко регламентированных типов изданий.
Воздействующая сила внутрикорпоративной речи усиливается благодаря хорошо продуманной системе невербальных средств. Профессиональный дизайн корпоративного издания, высокое качество печати и бумаги - все это косвенно говорит и о значимости напечатанного слова. Слова, произнесенные в роскошной и обязательно просторной приемной, также прозвучат более весомо. Охрана нужна не только для того, чтобы обеспечить безопасность, но и для того, чтобы повысить значимость охраняемого лица, а соответственно, и значимость его речи. Той же цели служат наличие единого графического стиля всех деловых бумаг и все другие подобные явления.
Требования, которые фирма в ее корпоративной ипостаси предъявляет к своим членам и о которых говорилось выше (целеустремленность, решительность, готовность соблюдать этические, моральные, нравственные корпоративные нормы, готовность пожертвовать личными удовольствиями во имя общего дела), вынуждают руководство корпорации к активному речевому воздействию на своих подчиненных. Практически используются все средства речевого воздействия, которые были выработаны в практике агитации и пропаганды в тоталитарных корпоративных системах: уже упомянутые нами внутрикорпоративные издания, листовки, плакаты, стенная печать, совместные обязательные мероприятия, внутрикорпоративные кодексы, памятки. Любой член корпорации постоянно находится под сильным речевым давлением.
Внутрикорпоративная речевая среда агрессивна, обладает большой воздействующей силой, постоянно оказывает давление на члена корпорации. Это, по сути дела, одна из форм, притом очень действенная, порабощения личности: в корпоративной среде личность формируется как изначально подчиненная в своем существовании общим интересам корпорации.
Коньков В.
Современное общество устроено таким образом, что корпоративное начало занимает в его политической и производственной организации очень большое и важное место. И если мы возьмем наиболее крупные стилевые явления ХХ века, то увидим, что одной из наиболее мощных стилевых идей, в огромной степени определявших речевое поведение общества, была идея речевого поведения в корпоративной среде.
Идея корпоративности ярче всего заявила о себе в сфере политики. Многие тоталитарные политические системы - итальянский фашизм (не путать с немецким национал-социализмом!), сталинская диктатура, режим Франко в Испании - в значительной степени были системами, основанными на идее корпоративности, и корпоративное государство представляет собой одну из форм авторитарного политического режима. Идея корпоративности в политике предполагает авторитаризм, коллективизм (что представляет собой дублирование идеи авторитаризма), антидемократизм и антилиберализм.
Представляется чрезвычайно любопытным, какие требования предъявляет к своим членам корпоративная система. Так, например, гражданин Италии во времена Муссолини, разделявший его политические взгляды, должен был подавать пример эффективности, динамизма, проявлять решительность. Одна из догм - к жизни нельзя относиться с легкостью. Такой человек должен быть пылким, решительным, целеустремленным, готовым отказаться от удовольствий ради общего дела, служить строгим идеалам корпоративной морали.
Корпоративное начало хорошо заметно и в современном обществе в функционировании различных политических, общественных, религиозных организаций.
Если мы перенесемся из сферы общественной жизни в сферу экономики, то увидим, что здесь идея корпоративности материализуется в виде различного рода крупных и мелких фирм, предприятий, различного типа акционерных обществ, исследовательских учреждений и т. д. И здесь, в этой сфере проявления корпоративного начала, мы находим много общего с тем, как проявляет себя корпоративное начало в политической жизни. Как и в политической сфере, здесь характерен, с одной стороны, авторитаризм руководителя, а с другой - дублирующий его коллективизм. От члена коллектива, нацеленного на корпоративные интересы, здесь также требуются целеустремленность, решительность, готовность соблюдать этические, моральные, нравственные корпоративные нормы, готовность пожертвовать личными удовольствиями во имя общего дела.
Размышляя о жизнеспособности и важности корпоративного начала, мы обнаруживаем, что корпоративная система - политическая, экономическая, производственная - придает чрезвычайно большое значение своему речевому облику. Речевая деятельность корпоративной системы подчинена общей цели. Процедура речевого воздействия в корпоративной системе хорошо продумана и представляет собой глубоко развитую систему. Более того, именно воздействующее слово - один из основных факторов как создания этой системы, так и ее успешного функционирования.
Речевая продукция, порождаемая внутри корпорации, может быть обращена как во внешний по отношению к корпорации мир, так и вовнутрь, предназначаясь для внутреннего потребления. Внешняя речевая продукция составляет часть производственной деятельности. Таковой является, например, реклама, тексты, порождаемые в пиаровских службах, деловая переписка. Но существенная часть речевой продукции предназначена в первую очередь для членов корпорации. Эта внутрикорпоративная речь обеспечивает функционирование всей системы, поддерживает ее целостность.
Важной особенностью этой части корпоративной речевой системы является высокий статус речи человека, стоящего во главе корпорации. Не имеет особого значения соответствие содержания речей или каких-либо письменных документов, принадлежащих руководящему звену, истинному положению дел. То, что сказано, верно именно потому, что это сказано начальником. Принадлежность речи лицу, занимающему верхние ступеньки в корпоративной иерархии, является часто критерием ее истинности. Поэтому любой член корпоративной системы оказывается в своем речевом поведении жестко связан корпоративными узами. Его речевая деятельность должна (по крайне мере желательно, чтобы было именно так) дублировать речь вышестоящих инстанций с небольшими вариациями, но ни в коем случае не противоречить ей. Свобода слова противоречит самой сути как идеологической, так и корпоративной речевой системы.
Корпорация пристально следит, чтобы каждый входящий в нее член был включен в общую речевую систему, которая является важнейшим способом подчинения личности корпоративным интересам. С этой целью разрабатывается целая система мероприятий. Устраиваются корпоративные праздники, присутствие на которых обязательно. Той же цели служат юбилеи, знаменательные даты, приемы для коллег из других организаций, неформальные встречи, сопутствующие всем этим мероприятиям фуршеты и другие подобные вещи. Речевая составляющая каждого такого мероприятия весьма существенна. Например, на различного рода приемах значительная часть тостов, как правило, посвящена производственным проблемам или непосредственно касается отношений внутри коллектива, отношений между начальником и подчиненным.
Определяющим здесь является тот факт, что корпоративная речь подчиняет личность интересам корпоративной системы. Развитые речевые интересы личности корпоративная система всегда ограничит, ущемит: нельзя нарушать корпоративную этику исходя из каких-то своих соображений. Речевые права начальника и подчиненного независимо от их личных качеств несоизмеримы.
Корпоративная этика порождает и особый - корпоративный - тип издания. Понятно, что сформированный в такой речевой атмосфере особый тип издания, называемый корпоративным, обладает соответствующей ярко выраженной спецификой. Такое издание формирует желательный образ фирмы, дает образцовые положительные примеры в различных сферах деятельности корпорации, определяет, что можно, что нельзя. Все издание - это наглядный образец корпоративной речевой этики. Проблемность и конфликтность - это то, что находится за границами возможного в таком типе издания. Корпоративное издание - один из наиболее жестко регламентированных типов изданий.
Воздействующая сила внутрикорпоративной речи усиливается благодаря хорошо продуманной системе невербальных средств. Профессиональный дизайн корпоративного издания, высокое качество печати и бумаги - все это косвенно говорит и о значимости напечатанного слова. Слова, произнесенные в роскошной и обязательно просторной приемной, также прозвучат более весомо. Охрана нужна не только для того, чтобы обеспечить безопасность, но и для того, чтобы повысить значимость охраняемого лица, а соответственно, и значимость его речи. Той же цели служат наличие единого графического стиля всех деловых бумаг и все другие подобные явления.
Требования, которые фирма в ее корпоративной ипостаси предъявляет к своим членам и о которых говорилось выше (целеустремленность, решительность, готовность соблюдать этические, моральные, нравственные корпоративные нормы, готовность пожертвовать личными удовольствиями во имя общего дела), вынуждают руководство корпорации к активному речевому воздействию на своих подчиненных. Практически используются все средства речевого воздействия, которые были выработаны в практике агитации и пропаганды в тоталитарных корпоративных системах: уже упомянутые нами внутрикорпоративные издания, листовки, плакаты, стенная печать, совместные обязательные мероприятия, внутрикорпоративные кодексы, памятки. Любой член корпорации постоянно находится под сильным речевым давлением.
Внутрикорпоративная речевая среда агрессивна, обладает большой воздействующей силой, постоянно оказывает давление на члена корпорации. Это, по сути дела, одна из форм, притом очень действенная, порабощения личности: в корпоративной среде личность формируется как изначально подчиненная в своем существовании общим интересам корпорации.
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.