Меню
Назад » »

РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА 1


БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8) 
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1) 



ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ 
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )


МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ​ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ 


РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ 
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР 



ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ 
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ



ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)







 
     РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА 1

Учебное пособие издается по решению Редакцион-но-издательского совета Санкт Петербургского Государственного университета культуры и искусств.
Рекомендовано к изданию редакционной коллегией факультета искусств.
РИТОРИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кардинальные перемены, всколыхнувшие жизнь российского обще­ства в конце уходящего века, вынесли на гребень волны гуманитарного образования одну из древнейших наук - риторику. Медленно, но верно возвращается она в систему базовых культурологических дисциплин. Именно риторика, как наука о способах создания речевого поступка, ис­кусство убеждать и побуждать к действию, становится все более совре­менной, необходимой на самых различных уровнях общественных отно­шений. Потребность в риторических навыках ощущается в любой из по­пулярных ныне профессий, так как, в основном, все они связаны с обще­нием. Жесткие условия современной жизни требуют от человека прежде всего глубокой самореализации, умения доказать свое право на тот или иной вид деятельности. И здесь как никогда нужна риторика. Не вла­деющий словом человек обречен на непонимание и поражение. И начи­нается это доказательство своей состоятельности с самого раннего воз­раста, с первых шагов в коллективе сверстников, в детстве мы учимся одерживать первые победы над собой, составлять и отстаивать собствен­ное мнение. На этом сложном пути к формированию активной полноцен­ной личности нельзя обойтись без риторики. Авторы дореволюционных гимназических программ хорошо понимали необходимость риторическо­го образования. Начинают это понимать и современные директора школ и гимназий. Но более прочно риторика утверждается в системе совре­менного дополнительного образования, занимающего сегодня централь­ное место в сфере досуга, прежде всего детского. В самых различных формах риторика присутствует в программах всевозможных школ ис­кусств, факультативов и кружков по развитию речи. И вот здесь на пер­вый план выходит проблема преподавателей риторики, руководителей школ риторического мастерства, педагогов по развитию речи в дошколь­ных учреждениях.
Как показывает практика, многие из выпускников вузов культуры, и в частности нашего Университета приходят работать в сферу дополни­тельного образования, в школы искусств, в гимназии гуманитарной на­правленности и сталкиваются там с преподаванием риторики.
В данной работе речь пойдет, прежде всего, о детской риторике, и адресована она начинающим преподавателям риторики в младших клас­сах школ и гимназий, а также более широкому кругу специалистов, свя­занных с детским образованием и развитием в сфере культурно-досуговой деятельности.
Основой настоящего пособия и своеобразным толчком к его написа­нию явился личный опыт работы автора с детьми дошкольного и млад­шего школьного возраста в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Во-первых, в единственной в России музыкально-исторической школе искусств, ориентированной на культуру западно­европейского средневековья, где мы имели дело с детьми одаренными, прошедшими специальный конкурсный отбор, а также в обычной обще­образовательной школе с детьми такого же возраста и в детском досуго-вом центре «Развитие» с группами дошкольников. Непосредственная практическая деятельность поддерживалась и поддерживается в настоя­щий момент горячим интересом автора к вопросу соотнесения звуковой формы слова, его содержания, и ассо­циативного ряда, стоящего за этим словом. Нас бесконечно при влекает восприятие ребенком данного соотнесения на уровне подсознательного, интуитивного ощущения слова в целостности, воспитание памяти этих ощущений и использование ее в формировании риторических навыков.
В данной работе мы попытаемся изложить свои воззрения на проблему построения риторического занятия с детьми 6-7 летнего возраста, обладающими определенными творческими наклонностями в области искусства, предложим ряд упражнений и игр, и попробуем определить основную доминанту риторического развития ребенка и этом возрасте. Также проанализировав некоторые из уже существующих программ по детской риторике, сделав возможные изменения и дополнения их по ин­тересующим нас вопросам, представим свой примерный учебно-тематический план по предмету риторики для занятий с детьми младше­го возраста для 1-го и 2-го года обучения. Более подробно остановимся на аспекте занятий цвето-звуковыми ассоциациями, как на особо интере­сующем нас, и на результате экспериментов, проведенных в этом направ­лении.
Все высказанные в этой работе мысли и предложения предназначены широкому кругу специалистов в сфере детского дополнительного обра­зования и, прежде всего, тем из них, кто желает наиболее полно использовать, благодатные дары детской души, пытливо и внимательно наблю дать природу возраста и постараться идти с ней рука об руку по пуги по­стижения ребенком истинной красоты и глубины родного слова.

ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

В процессе занятий риторикой с творчески одаренными детьми в му­зыкально-исторической школе искусств, и в подтверждение собственных предположений, мы пришли к выводу, что начинать занятие по риторике лучше всего с риторической игры, возможно отражающей тему урока. Составлять подобные игры не представляет большого труда, достаточно усвоить способы их построения, которые подробно, на примерах показа­ны в работе 3. В. Савковой «Риторические игры» (СПб., Академия куль­туры, 1995). Естественно, можно и нужно придумывать свои оригиналь­ные варианты игр, использовать для этого уже известные элементы ак­терского тренинга, психологические и психолингвистические практику­мы, логические задачи.
Риторическая игра может быть направлена на развитие внимания и памяти, воображения и образного мышления, иметь познавательный или тренинговый характер.
Целевая установка риторической игры в начале занятия - разогреть детей, разбудить их творческую активность, снять лишнее волнение, а главное, настроить на дальнейшую работу со словом. Здесь очень важно удержать игру именно в риторическом ключе, чтобы она не превратилась просто в забаву, чтобы дети пребывали, если можно так выразиться, в состоянии «творческого серьеза» и непрерывного мыслительного про­цесса, к которому органично подключается и физическая природа. Но никак не наоборот, когда физиология выходит на первый план и игра превращается в азартное соревнование. Педагог должен чувствовать эту тонкую грань и вовремя заметить, когда ученики перестают слышать друг друга и думают только о своей победе. Подобное состояние лишает игру риторического смысла.
И последнее замечание по поводу игр в начале урока - все игры, что­бы они не развивали, должны, в конце концов, сосредоточить внимание ребенка на слове, на своеобразном его открытии, рождении.
Приведем пример таков игры. Итак, ваше первое занятие по ритори­ке и тема его - знакомство с детьми, краткое, но яркое представление того, чем вы будете с ними заниматься в дальнейшем.
Вашей целью является, с одной стороны, составить для себя понятие о природных данных, возможностях детей, их характерах, склонностях и в целом о комплексе способностей, которые мы назовем «риторической подвижностью»; а с другой стороны, вам необходимо заинтересовать учеников своим предметом, создать на уроке легкую, благодатную атмо­сферу.
Ну, что ж, преследуя вышеизложенные цели, предлагаем ребятам по­играть в риторическую игру «Знакомство», в основе которой лежит уме­ние охарактеризовать, представить себя самого, тренируется память и внимание к своему товарищу.
Ход игры: одному из учеников, тому, кто будет начинать игру пред­лагается:
1) Представиться, то есть назвать сначала свое полное имя, а затем
фамилию. (Причем учитель должен объяснить, почему представление
выглядит именно так и определить это как условие игры)
2) Ученик должен очень кратко рассказать о своем любимом занятии.
(Любимом школьном предмете, увлечении, игре, книге и т.п. - выбор
определяется обстоятельствами и желанием учителя, но предмет обяза­тельно должен быть любимым, это важно для знакомства и создания ат­мосферы положительных эмоций).
Следующий играющий также представляется, называя сначала имя, а затем фамилию (кстати, лучше при этом использовать классическую ма­неру разговора с учителем и с аудиторией - говорящий встает). Потом ученик рассказывает о своем любимом занятии и называет то, чем любит заниматься предыдущий игрок. И так далее.
Третий участник рассказывает о себе и о любимых занятиях преды­дущих ребят,
В этой игре используется распространенная схема игр на развитие памяти и внимания. Забывшему чье-либо любимое занятие или неточно назвавшему, учитель начисляет штрафное очко, или вообще удаляет из игры.
Победителем становится тот, кто сможет верно представиться сам и без ошибок рассказать обо всех остальных, если таковых будет несколь­ко, то их всех нужно отметить отличными оценками за игру. На наш взгляд, на уроке риторики каждый ребенок должен получить отметку за какой-нибудь вид деятельности, дабы почувствовать себя активным уча­стником событий.
Важным условием игры, как мы уже отмечали, является взаимное внимание ребят друг к другу, а так же умение не просто назвать свое лю­бимое занятие, а именно представить его как можно более интересно. Например: - Я не просто люблю рисовать, а я люблю рисовать акварель­ными красками. Такой ответ, конечно, ценится выше. Естественно надо сразу напомнить ученикам о том, что говорить на уроке риторики, а тем более во время риторической игры нужно громко и отчетливо, это также является одним из непреложных условий игры.
Итак, после риторической игры - своеобразного творческого зачина, на который вы тратите не более 10-ти минут, целесообразно, на наш взгляд, перейти к повторению пройденного, провести опрос. Сделать это возможно также в игровой форме, где каждый должен высказаться.
Если это первые занятия, стоит выяснить, что уже известно детям о риторике, как они понимают смысл этого слова вообще и как представ­ляют образно (на кого похожа «риторика, на важную даму и озорную девчонку?).
Если же на предыдущих уроках ученики уже получали какие-либо творческие задания, необходимо спросить их по этим заданиям, и здесь важно, чтобы показались по возможности все. (Заметим, что оптимальное количество человек в классе для полноценного урока риторики не долж­но превышать 10-12 учащихся, лучше же вообще 6-7 человек). В том случае, когда количество детей в группе все же не позволяет выступить всем, можно устроить после показа нескольких ребят обсуждение уви­денного и оценить оставшихся без показа по их участию в обсуждении. Впрочем, обсуждение творческих домашних заданий желательно прово­дить в любом случае, даже тогда, когда вы успеете спросить всех учени­ков. Оценка за творческое задание выставляется каждому выступившему не одним педагогом, а как бы коллективно. На риторическом занятии, на наш взгляд, очень важно сознание значимости твоих слов. Ученики должны чувствовать, что от их высказываний что-то зависит, в данном случае - оценка товарища. На обсуждении вы вместе решаете чье высту­пление было лучшим и почему. При оценке работ дети, прежде всего, должны указать на хорошие, понравившиеся им стороны выступления, и уже потом на недостатки. Это необходимо четко контролировать, и луч­ше всего поставить условием обсуждения - сначала хорошее, затем пло­хое, если оно вообще было. Не стоит позволять детям критиковать друг друга. Опыт показывает, что к подобному «обсуждению-осуждению» они как раз склонны, и это не приносит пользы ученому процессу.
Уделив опросу и повторению пройденного около 15-20 минут, целе­сообразно перейти к новой теме.
При этом весьма удачно использовать различные варианты рисова­ния, раскрашивания, работы с карточками, или в специальной тетради-раскраске по риторике1. Дети, как правило, с удовольствием восприни­мают такого рода деятельность в дошкольном и младшем школьном воз­расте, когда они еще не могут воспользоваться письмом для фиксирова­ния какой-либо информации или своих впечатлений момент рисования приобретает именно риторический аспект.
Рисунки на уроке риторики - это своего рода иллюстрации к внут­ренней речи ребенка. Высказавшись на бумаге, он потом гораздо легче объясняется устно. С помощью цвета, формы, композиции разных предметов и образов учитель предлагает детям зафиксировать полученную информацию, или порожденные этой информацией ассоциации, а затем обязательно прокомментировать свой рисунок. При этом очень важно, чтобы ребенок старался не просто рассказать о том, что он изобразил, но и доказать, убедить, что его иллюстрация верна и отображает суть его речи.
Вы можете предложить нарисовать даже показанное вами упражне­ние по технике речи. Хорошо применять этот вариант для домашнего задания. А на следующем уроке дети комментируют свои рисунки, вы­полняя при этом упражнение. Зрительная ассоциация, зафиксированная на бумаге, помогает ребенку лучше понять и запомнить упражнение. В дальнейшем, постигая нюансы цвето-звуковых сочетаний, дети начинают использовать цвет в качестве отражателя звуковой партитуры речи, при­менять его уже сознательно с целью подчеркнуть ту или иную характе­ристику звука, слова, целого предложения, или рассказа. Цвет и форма в риторических рисунках передают целый спектр выразительных средств речи, это и сила звука, и темпо-ритм, и тембральная окраски, и логически выдержанные размеры слов и звуков, и даже нечто большее - подсозна­тельное, ассоциативное ощущение речи. Рисунок позволяет почувство­вать не только смысл слова, но и его форму, понять КАКОЕ оно и, как бы увидеть, материализовать энергию звука. Словно человек-невидимка, применявший одежду и грим, чтобы обнаружить себя, слово облекается в цвет и форму и приобретает неповторимый зрительный образ, прелом­ленный через индивидуальность ребенка.
В своей педагогической практике мы использовали как самостоя­тельное рисование, так и раскрашивание специально разработанных заго­товок, здесь имеется в виду, прежде всего, тетрадь по детской риторике под редакцией Т. А. Ладыженской, Г. И. Сорокиной, Р. И. Никольской.
К заданиям, предложенным в тетради, мы, обычно, добавляем неко­торое оригинальное значение их выполнения. Например, сознательный выбор цвета при раскрашивании тематических картинок.
Рисование, работа с тетрадью вполне может занять у вас оставшиеся 15-20 минут. Но не забывайте, что дети должны только начать рисовать или раскрашивать, так чтобы закончить дома. И хорошо, если вам все же удастся сэкономить 5-7 мин, и в конце урока провести еще одну коро­тенькую игру. Лучше, если эта заключительная игра будет носить под­вижный, тренинговый характер и как-то перекликаться с начальной, но с добавлением вновь приобретенных знаний и умений.
Например: вспомним нашу начальную игру «Знакомство», предло­женную для проведения первого урока по риторике. Итак, познакомив­шись с ребятами, поговорив с ними о будущих занятиях, выяснив, что им уже известно о вашем предмете, начав работу в тетради или в альбоме, предлагаете поиграть в «знакомство» другим способом. Назовем игру условно «Удивительный со­сед».
Игра развивает внимание, память, наблюдательность, ход ее чрезвы­чайно прост.
Преподаватель предлагает ребятам отложить рисование, все свои де­ла и внимательно посмотреть друг на друга. Причем пусть те, кто сидит впереди рассмотрят тех, кто расположился на последних рядах, справа и слева, в общем желательно обратить внимание на всех своих соседей в классе. Затем все садятся прямо и уже не оборачиваются друг на друга, это одно из условий игры. Педагог спрашивает начинающего игру уча­щегося сидящего, допустим, впереди, а знает ли он, кто из его товарищей находится на одной из последних парт, уточняя при этом место. «Да, -отвечает ученик, - знаю. На этом месте сидит Таня». Учитель задает сле­дующий вопрос с целью поближе познакомить нас с Таней, и предлагает ученику описать как выглядит эта девочка, какого цвета у нее волосы, глаза или назвать какую-то яркую деталь ее костюма или вспомнить лю­бимое занятие Тани и т.п. Далее, если все рассказанное совпадает, эста­фета игры переходит к Тане и ей предлагается описать кого-то из сидя­щих впереди и т.д. В случае ошибки игрок выбывает.
Возможно, не все дети успеют поиграть, но здесь важна сама атмо­сфера игры на уроке, внимание, заинтересованность ребят друг другом, которая, как нам кажется, в дальнейшем формирует чувство аудитории, умение замечать и запоминать окружающее, что немаловажно для фор­мирования риторических навыков.
Вообще, на наш взгляд, в этом возрасте одним из ключевых момен­тов риторического развития является способность услышать и увидеть говорящего, зафиксировать на нем свое внимание в целом.
Домашнее задание. Это, без сомнения, очень важный вопрос. Пра­вильно выполненная домашняя работа имеет для уроков риторики ог­ромное значение. Опыт показывает, что самые способные и активные на классных занятиях дети многое теряют не работая дома. Дело в том, что риторика относится к разряду предметов комплексных, затрагивающих сознание ребенка, его поведение, весь образ жизни не только в школе, но и дома. Риторику нельзя выучить, решить как математическую задачу и отложить в сторону, ею нужно заниматься постоянно, жить по ее зако­нам, смотреть на мир глазами «гомориторикус» - человека говорящего. И в этом риторика-наука приближается к искусству, как всякое искусство содержит в себе элементы ремесла и творчества, и при самом ярком да­ровании здесь невозможно обойтись без постижения основ риторическо­го ремесла, определенной техники, также как, например, в игре на музы­кальном инструменте. Играя гаммы, музыкант развивает руку, так и оратору необходимо натренировать свой голосо-речевой и психофизический аппарат, чтобы впоследствии уже ничто не мешало ему достичь уровня искусства. Поэтому систематическая домашняя работа, особенно в ран­нем возрасте, так необходима. Надо чтобы дети, а главное, их родители, поняли это. Что касается родителей, то мы, например, просто проводили с ними совместные уроки. Возможно, это радикальный прием, но весьма продуктивный, но, естественно, применять его следует, только при пол­ном доверии между педагогом и родителями, их заинтересованности в предмете. Возможен также вариант специальных лекций по риторике или, по крайней мере, личные беседы учителя по поводу выполнения до­машних заданий каждым отдельным учеником.
 Запись домашнего задания
Также чрезвычайно ответственный момент. Трудность здесь пред­ставляет, прежде всего, неумение детей хорошо писать. Между тем до­машнее задание по риторике должно быть именно хорошо написано, по­нятно для родителей и отражать элементы индивидуальных особенностей ребенка. Например, упражнения по технике речи желательно для каждого ребенка подбирать индивидуально. В материал для домашней работы, на наш взгляд, необходимо включать творческое задание. Готовясь к каж­дому уроку риторики дети должны постоянно что-то придумывать. Ко­нечно, записать все это не просто ребенку в 6-7 лет, запомнить тем более. Поэтому мы попробуем предложить несколько варианте записи домаш­него задания, которые можно использовать в работе. Зависят они в ос­новном от количества человек в группе. Вообще оптимальная группа де­тей для уроков риторики включает в себя не более 12 человек, а лучше всего 7-8 человек или меньше. Мы в своей практике встречались с груп­пами в 5 человек, 7 и 12. Итак, для малых групп (5-7 ч.) возможен вариант записи домашнего задания: учитель записывает задание лично каждому ученику в дневник на перемене или на уроке, например во вре­мя рисования.
Этот вариант для малых групп, но вполне применим и дли наиболее многочисленных. Учитель готовит заранее карточки с заданиями для ка­ждого ученика, с учетом его индивидуальных особенностей. Карточка может быть рассчитана на несколько уроков.
Вариант для любых групп
Задание, носящее более общий характер, оставляется учителем на специальной доске объявлений, которую затем просматривают родители. Индивидуальные моменты оговариваются отдельно, на родительском собрании или лично при встрече. Для рисования здесь лучше всего ис­пользовать готовую тетрадь. Этот вариант лучше совмещать со вторым и периодически готовить для некоторых ребят карточки.
Хочется еще раз отметить, что все же наилучший количественный состав группы для занятий риторикой в рассматриваемом нами возрасте - именно 5-7 человек. В случае, когда обстоятельства не позволяют создавать такие малые группы и учителю приходится иметь дело с классом в 25-30 учеников, есть смысл подумать об индивидуальных занятиях. Предложенный выше пример построения урока, естественно только один из многих возможных. Назовем его общим уроком, неким средним вариантом, который включает в себя различные виды учебной работы. В непосредственной практике удобно применять еще несколько вариантов урока риторики, назовем их условно,тематическими. Это прежде всего. Урок-показ творческих заданий; он может быть рядовым или экзаме­национным, на последний обязательно приглашаются зрители.
Урок-тренинг - занятие целиком посвященное отработке упражне­ний по технике речи.
Урок-игра - проводится большая, сложная риторическая игра, вклю­чающая в себя элементы опроса и повторения пройденного материала.
Урок «риторического рисования». Вид работы, предполагающий вы­полнение специальных заданий в тетради по риторике - раскрашивание заготовленных картинок на определенную тему, с применением цвето-звуковых ассоциаций, или же рисование в альбоме, и в том и в другом случае необходимо комментирование рисунков, которое происходит ли­бо непосредственно в конце урока, либо же задается на дом.Урок-выставка и комментирование рисунков. Урок вежливости и речевого этикета. (Можно по Ладыжен­ской Т. А.)
К перечисленным вариантом, вероятно, можно прибавить уже суще­ствующие классические разновидности уроков, используемые и на дру­гих предметах (опросы, контрольные работы и т.п.) Для детей, умеющих читать и писать возможны письменные работы, с решением риториче­ских задач, заданий по цветозвуку). Примеры подобных письменных ра­бот будут приведены.
Кроме работы в классе и выполнения домашних заданий, нельзя не коснуться такого важнейшего аспекта формирования риторических на­выков, как практика.
Непосредственная риторическая практика, выход на более широкую, и просто на иную, нежели классная, аудиторию осуществляется в усло­виях многообразной школьной жизни вполне привычными, давно опро­бованными и доказавшими себя способами. Например - участие в теат­ральных кружках и кружках художественного чтения. Элементы актер­ского мастерства издавна считались неотъемлемой частью ораторского искусства, а риторика и пиитика стояли рядом в древнейших образовательных системах (По словам Цицерона, кто не чувствует ритма речи...» у того не знаю что за уши, и чем он вообще похож на человека»).
Как правило, на долю преподавателя риторики в современной школе выпадает в той или иной мере ведение внеклассной культурно-воспитательной работы. На наш взгляд этого не только не стоит пугаться, но и напротив, если руководство не предлагает вам организовать драма­тический кружок, сделайте это сами. И, конечно же, выбор форм здесь невероятно широкий. Это может быть, как мы уже упоминали выше -студия художественного слова, кружок юных ораторов, который помо­жет ребятам постигать искусство спора, иметь представление о том, что такое настоящий диспут или дискуссия, проводить, подобные мероприя­тия в масштабах школы. Для начала полезно устроить такое простое и полезное мероприятие как конкурс ораторов, в котором примут участие ученики разных классов.
Так как риторическое образование невозможно без развития способ­ностей к сочинительству, ведь самое короткое выступление - это уже акт творческой литературной работы, очень полезно иметь выход на школь­ную и, возможно, родительскую аудиторию посредствомстенной газеты, школьного риторического журнала или даже литературного объединения (вспомним лицейские годы А. С. Пушкина), тут уж всё зависит от возможностей конкретной школы.

Рекомендовано к изданию редакционной коллегией факультета искусств.

Смирнова
Людмила Петровна
РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА
Учебное пособие по детской риторике
Научный редактор:
З.В. С а в ко в а, засл. деятель искусств РФ, профессор СПбГУКИ
Рецензенты:
В.В.Сапегин. заслуженный деятель искусств РФ, профессор СПбГУКИ,
А.В.Петров, канд. исторических наук, доцент СПбГУ
Смирнова Л.П. Риторическая азбука: Учебное пособие по детской риторике. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 40 с.
© Л.П.Смирнова, 2000 © Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2000
 

МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА















НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ




РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar