Меню
Назад » »

РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА 3


БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8) 
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1) 



ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ 
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )


МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ​ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ 


РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ 
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР 



ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ 
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ



ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)







 
     РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА 3

Игра «Послушай тишину»

Игра хорошо проводится как в начале, так и в середине урока, также ее можно использовать как домашнее задание.

Игра удовлетворяет целевым установкам, уже перечисленным ранее, но так же воспитывает способность быстро сосредотачиваться.

Ход игры. Учитель предлагает детям на одну-две минуты замереть, посидеть тихо-тихо и прислушаться к окружающим звукам - в классе, в школе, за окном. А затем каждый из ребят, вступая в игру, рассказывает о звуке, который он услышал и пробует изобразить этот звук с помощью звуков, используемых в речи. Следующий участник игры, естественно, не должен повторять звук соседа. Тот, кто ничего не услышал, или не смог придумать, как этот звук показать, выбывает из игры. Победителем становится тот, кто услышал наибольшее количество звуков и хорошо изобразил их.

Пример.

1-й ученик. Я слышал, как муха билась о стекло и жужжала.
2-й уч. А я услышал, как через школьный двор проехал мотоцикл:
рррр-рррррр-ррр... 3-й уч. Ветер шелестел листьями: ппп-шшш-вшшш . . . 4-й уч. В коридоре кто-то прошел на высоких каблуках:
ЦИК -ЦИК -ЦИК...
5-й уч. Хлопнула входная дверь: - жжипп! И т.д.

По принципу этой игры, как мы уже говорили, можно строить уп­ражнения для домашних заданий. Например: Послушать и постараться изобразить:

а) Утренние звуки. (Дома, по дороге в школу).
б) Вечерние звуки. (Дорога из школы, на прогулке, дома).
в) Домашние звуки. Звуки в парке, в лесу, во дворе и т.д.

Задание это очень хорошо совмещать с рисованием. Можно не про­сто услышать и повторить различные звуки, но и нарисовать тот предмет, животное или человека, которые их издают и использовать при этом цве­та ассоциативно соответствующие звуку в вашем воображении.

Игра «Что у тебя за спиной»

Игра развивает память и зрительно-речевую координацию, умение быстро определить и назвать всплывший в памяти образ конкретного предмета.

Ход игры. Игроки рассаживаются в одну линию, учитель на некото­рое время разрешает им обернуться и внимательно изучить классную обстановку, все предметы, находящиеся у них за спиной, висящие на сте­нах, лежащие на полу, в общем все, что можно разглядеть. Затем по ко­манде все отворачиваются и начинается игра. Ученики по очереди назы­вают предметы, которые они запомнили. Оборачиваться назад, конечно же воспрещается. Если количество ребят позволяет можно разделиться на команды. Победителем становится тот, кто больше всех запомнил предметов, и точно, сразу назвал их, или та команда, члены которой за­помнили и назвали наибольшее количество предметов.

Например.
1-й уч. Парты.
2-й уч. Стулья.
3-й уч. Картина на стене.
4-й уч. Доска объявлений.
5-й уч. На парте лежит сумка.
Учитель. Не совсем точный ответ. Кто поправит? Что лежит на пар­те?
3-й уч. На парте лежит ранец зеленого цвета с красной картинкой.
Учитель. Хорошо. Получаешь призовое очко. Дальше-
1-й уч. Плафоны на потолке.
2-й уч. Розетка электрическая.
3-йуч............
И т.д.

Игру рекомендуется проводить в начале урока. Она способствует со­средоточению, возбуждает память, настраивает на деловой лад.

Игра «Что пропало»

Игра почти аналогичная предыдущей.

Ход игры.

Выбирается водящий. Ему предлагается внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем он отворачивается и выходит за двор, а все остальные вместе с учителем убирают один из предметов; когда водящий возвраща­ется, он должен обнаружить изменение, произошедшее на столах или вообще в классе (если игра проводится в большем масштабе и в ней уча­ствуют предметы, находящиеся во всем помещении.) Задача ребят - под­сказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Учитель задает наводящие вопросы.

Например. Учитель: Как вы думаете, какое животное и им птицу на­поминает этот предмет?

Ребята: (отвечают по очереди) - Гусеницу, червяка, суслика, дятла
Учитель. Как вам кажется, этот предмет предназначен только для школы, или им можно пользоваться где-то еще? Если да, то где?
Ребята: Дома можно пользоваться, на улице,
можно с этим предметом в поход пойти,
можно поехать куда-нибудь ...
Водящий: Догадался! Вы убрали Танин рюкзак. Он стоял на стуле, сейчас его нет.
Учитель. Ну что ж, ответ верный, а теперь давайте выберем самую удачную подсказку, кто из ребят наиболее интересно описал задуманный предмет. Как ты думаешь? (вопрос водящему)
Водящий: По моему лучше всех была подсказка про то, что с этим предметом можно идти в поход.

В данном случае хорошие отметки за участие в игре получают водя­щий, если он угадал предмет с первой попытки, и автор наилучшей под­сказки.

Конечно, события могут развиваться иначе, нежели в описанном на­ми примере. Очень часто водящий сразу отгадывает предмет без подска­зок. Тогда игра частично утрачивает свой риторический смысл, который заключается, собственно, в придумывании подсказок. Поэтому если во­дящий сразу отгадывает предмет, то, конечно, следует похвалить его на­блюдательность и продолжать игру дальше, задумав какой-то более сложный предмет.

Эта игра занимает не более 7 минут и должна проводиться весьма динамично, лучше всего в начале урока.

Игра «Чем отличается»

Ход игры. Учитель предлагает ребятам в соревновательном порядке, кто быстрее, объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Например: Чем отличается мячик от апельсина?

1-й уч. Апельсин - оранжевый.
Учитель. Мячик тоже может быть оранжевым. Неверно.
2-й уч. Круглый.
Учитель. Оба эти предмета круглые.
3-йуч. Мяч - пустой.
Учитель. Не все мячи внутри пустые.
4-й уч. Мяч не съедобный.

Учитель. Совершенно верно. Вот это уже существенное отличие. Продолжим игру: Чем, на ваш взгляд, отличается дым от пара?
И т.д.

Игра «Опиши предмет»

Игра на развитие логического и ассоциативного мышления. Очень хорошо воспринимается самыми младшими (6-ти летними) школьника­ми. Риторический смысл игры состоит в том, чтобы подбирая краткое, заключенное в одном-двух словах определение знакомому предмету, де­ти умели подхватывать друг друга, вместе составить относительно связ­ный рассказ об этом предмете.

Например.

Учитель. Итак, у меня в руках — мяч. Какой он?
1-й уч. -Круглый.
2-й. - Красный.
3-й. - Резиновый.
4-й. - Прыгает.
5-й. - Плавает.
6-й. - Им можно играть.

Учитель. Очень хорошо. А теперь пусть кто-нибудь из вас попробует повторить весь этот маленький рассказ о мяче, который мы только что составили вместе. Итак, какой мяч я держу » руках. (Можно добавить что-то свое, не упустив сказанного)

1-й уч. Это мячик - круглый, красный, резиновый. Он хорошо прыга­ет, плавает, если его бросить в воду, им можно играть в разные игры.

«Веселые снежки»

Эта игра несколько отличается от предыдущих. По характеру она тренинговая и является хорошим упражнением для тренировки внешней  техники речи, в частности в работе над дикцией.

Ход игры. Учитель пишет на доске в два столбика, пучки согласных. В один столбик - пучки, состоящие из звонких согласных, а в другой -пучки из парных глухих согласных. Записывать пучки следует таким об­разом, чтобы парные звуковые сочетания не находились на одинаковых уровнях, а наоборот, порядок записи пучков в одном столбике должен отличаться от другого. Например:

БДГИ ФСКО
ВГДИ СТРЯШТ
ВЗГО ПТКИ
ЗДРЯЖД ПКТИ
ГБДУ ФКТИ
ЗДБГЫ КПТУ
БГДИ СТПКЫ

Далее учащиеся делятся на две команды. Одна из команд получает в свое распоряжение звонкие пучки, другая - глухие. Затем начинается игра в «снежки». Ученик, начинающий игру, выбирает себе на доске пу­чок согласных (естественно, что эта игра проводится с детьми, уже  спо­собными прочесть написанное), потом вместе с движением, изображаю­щим метание воображаемого снежка, ученик произносит выбранный им пучок, а также называет имя игрока противоположной команды, в кото­рого бросается «снежок». Игрок, «получивший удар», совершает ответ­ный бросок, но его задача уже более трудная. Так как для осуществления ответного удара необходимо сначала отыскать на доске пучок из парных согласных. Например, если был брошен пучок БГДИ, отвечать на него следует пучком ПКТИ. При этом игрок второй команды также совершает двиижение, напоминающее бросок снежка, четко и громко произносит ответно звукосочетание и называет имя того из команды противников, в кого он намеревается попасть. Тот в свою очередь выбирает на доске следующий звонкий пучок и игра проходит по уже описанному сцена­рию. Если игрок команды, которая отвечает на удары, не может быстро найти нужный ответ, или ошибается, он выбывает из игры. Таким обра­зом, постепенно в команде отвечающих остается только один игрок. И тогда проводится завершающий этап игры, нечто вроде «пенальти», ко­торое заключается в том, что команда нападающих «забрасывает» остав­шегося игрока из команды противника пучками согласных. Если тот вы­держивает раунд состоящий, например, из пяти или из десяти бросков (по выбору учителя) и безошибочно отвечает на них, то признается победи­телем, получает отличную оценку, а вся его команда получает право про­должать игру и становится нападающей.

Пример.

1-й ученик. Бросаю в Таню! БДГИ!
Таня: ПТКИ! Попала в Петю.
Петя. В Сережу - ВЗГО!
Сережа. ПСКО!
Учитель. Неправильно! Сережа «убит». Нападающая команда про­должает. Пожалуйста, кто еще не принимал участия, Катя!
Катя. ГБДУ! В Таню!
Таня. (Долго ищет на доске ответ).
Учитель. Считаем до трех. (Вместе) Раз! Два! Три! Таня тоже выбы­вает из игры. Итак, во второй команде у нас остался только дин человек -Оля. Пожалуйста, нападающая команда, вам разрешается сделать пять бросков. Если Оля продержится, то заработает пятерку и спасет свою команду! Играем!

Игра продолжается в уже представленном варианте, Оля отвечает правильно на все пять бросков, команды меняются ролями и все повторя­ется сначала.

Опыт показывает, что эту игру лучше проводить во второй половине занятия, посвящать ей целый урок, или использовать в качестве разогре­вающего зачина перед показом творческих работ, так как она сильно за­хватывает детей, приводит их в состояние возбуждения и объяснить по­сле этого какой-либо серьезный материал, требующий внимания и сосре­доточенности весьма трудно. Зато как раскрепощающий, разогревающий момент игра «снежки» действует замечательно. Она содержит элементы дикционного тренинга, вместе с тем активизирует их работу диафрагмы, как все упражнения с парными «взрывными» согласными, а стало быть формирует опору звука, ну а благодаря своей яркой соревновательности эта игра прекрасно устраняет различные психологические зажимы, раскрепощает, тренирует быструю реакцию, а в воспитательном отноше­нии - формирует чувство ответственности за свою команду, солидарно­сти и товарищества.

Игра «Сравнение»

Этот образец риторической игры носит совсем иной характер нежели предыдущий.

И хотя здесь такжеприсутствует соревнование, что, впрочем, являет­ся атрибутом любой игры вообще, но по целевым усилиям, по мате­риалу, используемому в этой игре, «Сравнение» относится к категории лексико-стилистических игр, что заложено уже в самом названии. Эта игра знакомит детей с понятием о средствах языковой выразительности, простейшим из которых является сравнение, сопоставление.

С нашей точки зрения, именно сравнением, как средством вырази­тельности речи, дети младшего школьного возраста овладевают легче и органичнее всего. И это имеет корни в психологии речевого развития еще дошкольного периода. Ведь именно дошкольники (прежде всего 5-6-ти летнего возраста) обладают способностями к ярким, подчас парадоксаль­ным сравнениям, еще не имеющим под собой смысловой утилитарной основы. Зачастую, не ведая об общепринятом значении слов и понятий, дети дошкольного возраста воспринимают их чувственно, ассоциативно, придумывая характер самому звуку, форме слова, а не его содержанию. Между тем форма слова, его фонетическая структура таят в себе свой собственный глубинный, уходящий к древним этимологическим корням смысл. Дети чувствуют его благодаря более непосредственному, целост­ному восприятию действительности, еще не раздробленному догмами и ценностными установками конкретного времени, места и общества, в котором они живут. Недаром гласит древняя мудрость: «Устами младен­ца глаголет истина».

Вот интересный пример из практики. Ученикам подготовительного класса предложено было по-своему истолковать неизвестное им слово -«кощунствовать». На вопрос, что значит кощунствовать и кто, по их мнению, этим занимается, дети ответили следующим образом.

- кощунствовать - это значит очень сильно хотеть чего-то хороше­го, говорить шепотом, рассказывать что-то таинственное, секретничать.

- занимаются этим - старики, волшебники, старики с длинной бо­
родой, дедушки, гномы.

Как можно заметить в целом представление о смысле этого слова у детей 6-ти летнего возраста отличается от общепринятого. А вот что пи­шет Б. А. Рыбаков, известный исследователь древнерусской истории в своей работе «Язычество древних славян» (стр. 528).

«Жрецы-кудесники, волхвы, дожившие до позднего средневековья... были, по всей вероятности, хранителями древних «кощун», сказителями далеких мифов». Древнее значение слова «кощуна», от которого проис­ходит «кощунствовать» - это миф, легенда, сказание, поверье, а расска­зывать кощуну, значит кощунствовать. Правда в древности сказители пользовались разнообразным арсеналом средств, чтобы донести свой рассказ до зрителей, так что это выливалось в целое представление, свя­занное также и с религиозными верованиями древних славян, видимо кощуна по существу представляла из себя некую языческую мистерию. А ее исполнитель - кощунник, совмещал в себе черты писателя, музыканта, актера, врача и священника одновременно.

Но мы не будем сейчас подробно прослеживать дальнейшее измене­ние значения слова «кощунствовать» под воздействием различных исто­рических и социально-философских факторов. Нам известно современ­ное значение этого слова. И можно только удивиться, как глубоко и тон­ко ощущают дети этимологию слова, опираясь единственно на его звуко­вой образ.

Все вышесказанное еще раз подтверждает мысль, что те уникальные способности к восприятию речи, которыми обладают дошкольники необ­ходимо развивать и всячески оберегать, начиная с первых дней пребыва­ния в школе. И именно упражнения в сравнении, в придумывании раз­личных образов, на которые похож тот или иной предмет, способствуют лучшему пониманию сути вещей, о которых говорит ребенок, составле­нию собственного мнения о них.

Ход игры. Учитель предлагает детям вспомнить известную строчку А. С. Пушкина из сказки о Царе Солтане, где речь Царевны-Лебедь срав­нивается с реченькой: ...» А как речь то говорит, словно реченька жур­чит». (Можно подобрать и другой материал) Стихотворная строчка запи­сывается на доске или несколько раз повторяется учителем. В задачу ре­бят водит заменить сравнение «реченька журчит» своим собственным. Выигрывает тот, кто придумает больше интересных сравнений. Учитель может записывать их на доске, или на листке бумаги, отмечая кто и какое сравнение придумал. Если группа большая, то лучше разделить детей на команды, которые придумывают сравнения сообща, и по очереди выска­зывают их.

Пример

1-й ученик. Ну а речь то говорит ... словно птичка поет.
2-й уч. - Словно зайчик солнечный скачет ...
3-й уч. - Словно листик шелестит...
4-й уч. ~ Словно цветок раскрывается ...
5-й уч. - Словно ангел с неба слетает ...
6-й уч. - Словно хрустальные капли падают ...

Словно флейта поет...
И т.д.
 

МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА















НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ




РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar