- 101107 Просмотров
- Обсудить
БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА 4
Все приведенные в примере сравнения - подлинные, придуманы на уроке риторики в подготовительном классе Санкт-Петербургской музыкально-исторической школы.
Упражнения и риторические задачи
Упражнения на развитие цветозвуковых ассоциаций.
4} Прочитайте слова, записанные с помощью цветобукв:
ММ ~ буква «Л» заменяется красным квадратиком
- «И» - синий квадратик,
- «О» - желтый,
- «А» - 1фасный.
-«О»-желтый,
- «Е» - зеленый
- «Р» - темно-красный, бордовый
- «А» - красный
(мама) М М 3 (мимоза)
С НЬ (осень) К ЫС (крыса)
Подобным образом можно записать любые слова, изготовить яркие цветные карточки для работы в классе, затем полезно давать детям домашнее задание по изготовлению таких карточек. Чтобы слегка облегчить задачу целесообразно раздать ученикам, приготовленные учителем образцы и предложить каждому индивидуально набор слов, которые он
должен записать с помощью цветобукв. Естественно перед этим на уроке в классе подробно объясняется значение основных цветозвуковых
символов. Изучение цветозвуковых символов является предметом от
дельной темы, которой должно отводится значительное место в курсе
детской риторики 1-го и 2-го года обучения. Интересные исследования в области цветовой и в целом ассоциативной фонетической значимости звукобукв проведены А. П. Журавлевым и зафиксированы в его работе «Звук и смысл» - М., Просвещение, 1981 г.
Вот основные цветовые символы некоторых гласных и согласных звуков, приведенные в работе А. П. Журавлева и частично откорректированные нашими собственными исследованиями.
«А» - красный, теплый,
«О» - желтый, оранжевый, теплый.
«У» - синий, холодный.
«Э» - голубой, белый, холодный.
«И» - темно-синий, фиолетовый.
«Е» - зеленый, холодный.
«Е» - темно-желтый, оранжевый, теплый.
«Ю» - светло-зеленый, лимонный, холодный.
«Я» - темно-алый, вишневый, теплый.
«Ш» - коричневый, светло-коричневый, теплый (шорох листвы, шум ветра).
«Ж» - желтый, рыжий, теплый (пчела, жало, огонь-жжется).
«С» - бежевый, светло-серый, светло-коричневый. Прохладный.
(сеть, сень, свет, снег, воск, рассвет).
«3» - светло-желтый, лимонный, холодный (звезда, золото, звон, глаза, знания).
«Ч» - бордовый, дымчатый, темно-оранжевый (сучья, чаща, свеча, очаг, чары).
«Щ» - темно-коричневый, желтоватый, болотный, теплый
(щенок, щепка, щель, щавель, трещина, клещ).
«Б» - желтый, цвет слоновой кости, теплый (белка, бочка, береза, брат, боль, облако).
«П» - оранжевый, светлая охра, горячий (вспышка, почка, крупа, суп, печь).
«Г» - светло-синий, голубой, холодный (гонг, глобус, глубь, голубь, голод).
«К» - красновато-коричневый, теплый (стук, костер, кошка, кратер, коктейль).
«Р» - бордовый, насыщенно-красный, горячий (кровь, крыса, ринг, род, роза).
б) рассказ по картине. «Если бы я был художником.»
Упражнение можно использовать для работы в классе, на контрольных и зачетных уроках, в качестве теста на приемных экзаменах. Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. На наш взгляд подобные упражнения могут с успехом практиковаться и на занятиях детской риторикой. Так же как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.
Вариантов упражнения опять-таки существует огромное количество, все зависит от фантазии учителя. Приведем несколько примеров, опробованных в собственной практике.
« Что я запомнил»
Смысл упражнения вытекает из названия. Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает что он запомнил. Сначала это может представлять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.
«Что происходит?»
Это более сложное задание. Ученик должен не просто описать картину, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые режиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.
«Что произошло раньше?»
Ученик высказывает свои предположения, что происходило на картине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.
«Как бы я назвал картину, если бы был художником»
Ученик предлагает свой вариант названия картины и пытается доказать его правомерность. Все остальные ребята в классе могут оспаривать предложенное название.
в) использование цветозвуковых ассоциаций при описании картины
1-й этап работы. Нужно внимательно рассмотреть картину и определить какой цвет в ней преобладает. Например, перед нами осенняя березовая роща на фоне ясного синего неба. Преобладает спетлый желтый оттенок, с небольшими, но яркими синими вкраплениями.
2-й этап работы
Определив основной цвет, ученик вспоминает соответствующие этому цвету звуко-буквы. В нашем примере это - «О», «Н», «И».
3-й этап работы. Заключается в подборе слов с найденными звуко-
буквами. В нашем случае это могут быть следующие слови осень, солнце, лес, береза, синий, небо, золотой, листья и т.д.
4-й этап работы. Составление рассказа с использованием подобранных слов. Пример: (приводится подлинный рассказ ученицы подготовительного класса СПб-й музыкально-исторической школы Михайловой Ани, составленный по картине А. Грекова «Березовая роща». Ззадание было выполнено дома).
Перед нами, молодая березовая роща. Осень. Ярко светит солнце и почки у берез стали совсем желтые, словно золотые, стволы тонкие, и сквозь них просвечивает небо. Оно очень синее. Такое небо бывает только осенью
Заметьте, желтый, теплый звук «О» используется девочкой почти в каждом слове как доминирующий. В техническом отношении преобладающий звук «О», стоящий под ударением в наиболее важных, и в логическом отношении словах, произносится протяжно, крупно, с понижением тона голоса. Важно проследить, чтобы доминирующие звуки и рассказе ребенка прозвучали четко, ясно, неторопливо.
Для детей 1-го года обучения такое, довольно сложное задание лучше оставлять для домашней работы, предварительно объяснив этапы работы над ним родителям или записав их в тетрадь ребенка.
Ученики 2-го года бучения (8-9 лет) могут справиться с этой задачей на уроке. (Мы предлагали это задание в контрольной работе по риторике и из 7-ми учеников пятеро справились с упражнением. (Уложились в отпущенное время - 30 мин. Один из учеников составил рассказ за 15 мин. Практика показывает, что подобные, кажущиеся сложными задания вполне под силу детям младшего школьного возраста).
г) разноцветные стихи
Упражнение также способствует развитию цветозвуковых ассоциаций. Мы предлагаем несколько стихотворений собственного сочинения в качестве примера. «Цветные стихи» можно выучивать наизусть, можно сочинять свои по аналогии, можно подбирать материал для упражнения из стихотворений различных авторов. При работе с ними нужно, прежде всего, обращать внимание на тот звук или звуки, которые доминируют в данном стихотворении, создавая цветозвуковой ассоциативный фон. При этом ни в коем случае нельзя забывать об общей логике развития мысли при чтении стиха, о верной расстановке ударений и пауз. Очень хорошо устраивать игровые чтения «цветных» стихов. Когда один из учеников читает стихотворение, а все остальные потом делятся своими впечатлениями, пытаются определить каково это стихотворение по цвету, по ощущению, эмоциональному напряжению и, наконец, какой звук или звуки в нем преобладают.
Звук «Ы» (темный, грустный, холодный, глубокий, мягкий).
Над сизЫм дЫмком остЫвающих крЫш
ЗЫбкой улЫбкой плЫвут облака.
ПсЫ и котЫ поджимают хвостЫ,
РЫжие звездЫ нЫрнули в камЫш.
Звук «Р» (темный, красный, горячий, тяжелый, подвижный, веселый, опасный).
+ «Ы» + «К»
ПРЫгала КРЫса на КРасном ковРе,
ДЫРКу пРогРЫзла, и сКРЫлась в ноРе. Звук-«О» (желтый, светлый, легкий звонкий, теплый).
ДОн, дОн, дОн, дОн!
ЧтО за звОн сО всех стОрОн?
ЭтО Осень с кОлОкОльни
К нам заглядывает в дОм.
ЭтО сОлнце в желтых крОнах
РаскОлОлОсь пОпОлам.
ПОлОвинкОй стал пОдсОлнух,
ПОлОвинка светит нам! Звук «Е» (зеленый, сочный, веселый, активный, сильный).
ЛЕтний вЕтЕр нЕ замЕтил,
Как запЕл в травЕ ручЕй, И сЕгодня на рассвЕтЕ УлЕтЕл в лЕсную тЕнь. Там в Еловых латах бЕлки Из вЕтвЕй сплЕли качЕли И катался вЕтЕр смЕлый ВьппЕ корабЕльных ЕлЕй.
Звук «И» (синий, холодный, грустный, напряженный, насыщенный). ЗадумчИвый Иней на утренней сИи! I Рисует картИны из тоненькИх лИнИЙ Из тоненькИх лИнИй серебряной сп! I. И стынут на льдИне снегИрь и сИнИца.
В качестве примера стихотворения с доминирующим туком «Г»
приводим известные строчки из «Весенней грозы» Ф.И. Тютчева. Насы
щенный, горячий звук «Р», также часто встречающийся в этих стихах,
усиливает ощущение яркого, радостного зрелища, заставляет строчки по
истине «грохотать», рисуя картину, которой восхищается поэт
Звук «Г» «Р» (ярко-голубой, холодный, звонкий, динамичный,+ горячий, темно-красный, насыщенный, сильный).
Люблю ГРозу в начале мая, КоГда весенний пеРвый ГРом, Как бы Резвяся и иГРая, ГРохочет в небе Голубом.
Упражнение с «Разноцветными» стихами можно совместить с рито
рическим рисованием. Предложить ребятам в классе или дома нарисо
вать иллюстрации к стихам, используя при этом цвето-шумшме символы.
В заключение раздела игр и задач предлагается вариант контрольной
работы, которую можно провести с учениками второго года обучения
Контрольная работа составлена в четырех вариантах, которые можно зафиксировать на специальных карточках и раздать детям на уроке При малой группе можно приготовить карточки персонально для каждого и и работать прямо в них. При более многочисленной группе учащиеся переписывают задания в тетрадь.
Контрольная работа по риторике отличается от прочих письменных работ тем, что должна включать в себя еще и устный ответ. Закончи» выполнение заданий письменно, ученики отвечают по своим работам устно, возможно для экономии времени устно отвечать одно из заданий по выбору учителя. Впрочем, организационные условия проведения контрольной работы в каждом конкретном случае будут различными
Вариант № I 1 задание. В каком тоне составлен разговор?
(в утешительном, раздраженном, оскорбительном, деловом, спокойно-рассудительном).
Выбрать правильный ответ, подчеркнуть на карточке (или выписать в
тетрадь).
Что случилось? Почему ты такой грустный?
Двойку получил, мамочка.
Что ж, дорог, очень жаль, но слезами горю не поможешь.
(в утешительном).
2 задание.
Вставьте недостающие слова, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: лето, обычай, утро, весна, улыбка, птичка
В чужбине свято соблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны
3 задание. Определить опорные слова в предложении, подчеркнуть их, поставить паузы в местах, где это необходимо, обозначая их «галочкой» - v.
(Образец разобранного предложения)
Золото v и в грязи блестит.
Сила v хорошо, ум - v лучше, v а доброе сердце v
Все покрывает.
Трудовой грош v прочнее v краденного рубля.
На добрый привет v - добрый и ответ.
Вариант № 2
(Задания в этом и в последующих вариантах сформулированы также как и в первом. Разные только тексты).
1 задание
- Ну что с тобой опять? В чем дело?!
- Ничего! Отстань!
- Опять двойку принес, бездельник?!
- Подумаешь....
(Диалог составлен в раздраженном, оскорбительном тоне).
2 задание
Еще дуют холодные ветры Слова для справок:
И наносят утренние туманы дожди, ветры, туманы,
Только на проталинах весенних морозы, на окнах, на небе,
Показались ранние цветочки на проталинах, птички,
цветочки, листочки.
3 задание. Выделите пучки согласных в словах.
Здравствуйте, пестрый, справка, поздравить, открытка, вздор, маршбросок, взбудораженный, медлительный.
Вариант № 3 1 задание
- Не выучил.
- Почему не выучил?
- Времени не хватило.
(Диалог составлен в деловом тоне).
2 задание
Гонимы вешними лучами Слова идя справок
С окрестных гор уже снега Снегами, днями.
Сбежали мутными ручьямии с окон, с неба, с
На потопленные луга деревья, луга
3 задание. Составьте предложение из односложны ч
Дуб, }'Ж, ПОД, ВПОЛЗ, еЖ, Сук, ГрЫЗ, СТуК, ДОЖДЬ, гром, вдруг, мрак,
круг, нож, дрожь, мерз, полз, груз, нес, бряк, пес, все.
(Пример: Под дуб вполз уж, вдруг стук, гром., - дождь, Еж – мокр.
нес груз, мерз, полз, все нес. Дрожь, мрак, пес - бряк)
Вариант № 4
1 задание
- Что загрустил?
- Да вот, спрашивали сегодня.
- Очень хорошо.
- Да ничего хорошего. Двойку получил.
- Это правда, ничего хорошего.
(Диалог составлен в спокойном, рассудительном тоне)
2 задание.
Слова для справок свобода, природ» сон, вечер, огни, небеса, дали, ремни леса.
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. Синея, блещут небеса Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют.
Веселая скороговорка
Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо известная всем скороговорка, например: «Про бедою бычка». (Мы предлагаем свой несколько измененный вариант скороговорки).
Текст разбивается на более или менее логически завершенные отрывки - фразы, которые распределяются между детьми по типу монтажа. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. Дети выполняют их все вместе. К хлопкам можно прибавить притоптывания и любые другие движения. Все это выглядит примерно таким образом:
1-й уч. Был у бабушки бычок! Все вместе делают два хлопка в ладоши и два притопа.
2-й уч. Беленький бычок. Два хлопка и два притопа.
3-й уч. Был бык тупогуб! Два хлопка и два притопа.
4-й уч.: Тупогубенький бычок. Два хлопка и два притопа.
5-й уч. У быка бела губа .... Два хлопка и два притопа. Хором. Была тупа!
Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу вместе с ребятами определить - о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относится к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которой являются наши игровые паузы -хлопки и притопы, а так же взрывные согласные - в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б». Он должен произноситься особенно отчетливо «взрываться» на губах. (О роли взрывных согласных см. 3. В. Савкова. Техника звучащего слова. СПБГАК, 1997, с. 33).
3 задание.
Что изображено на картине? (Устный ответ. Ученику выдается репродукция, затем забирается. В тетради записываются предметы, которые ученик запомнил. При ответе можно пользоваться записями).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРЕДМЕТУ «РИТОРИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Целы в задачи;
Осмысление учащимися их дошкольной речевой практики, постижение начальных речеведческих понятий - что такое речь, для чего она нужна, какие разновидности речи встречаются.
Организация активной речевой деятельности, прежде всего на уроке, с использованием игрового принципа.
Занятия голосо-речевым тренингом, исправление речевых недостатков.
Развитие ассоциативного образного мьшшения, внимания и памяти.
Элементы речевого этикета.
Формирование навыка творческого пересказа, рассказа на заданную тему, подготовленную заранее.
Развитие навыков художественного чтения на пример* и типе ими небольших поэтических произведений.
Курс рассчитан приблизительно на 15 часов, заканчивается творческим зачетом в форме показа учениками игрового голосо-речевого тренинга под руководством учителя или кого-то из ребят, исполнения небольшого поэтического произведения (детские стихи, Ст. ни) и рассказа по картине.
Тема занятия / вид работы
Урок-беседа
Прак-тич. занятия
Гш'Ч
раоом
ни!
Практика выступлений
Речь и ее значение в жизни.
1. Виды речи. Речевой этикет.
Внешняя техника речи. Голосо-речевой тренинг.
Развитие цветозвуковых ассоциаций.
Работа над исполнением поэтического произведения.
Возможный вариант табеля по риторике, который выдастся детям первого года обучения по окончании курса. 1. Выполнение домашних заданий - (оценка)
2 Работа на уроке. - введение и отношение к предмету -
4 Риторическая подвижность. (Выполнение упражнений голосоречевого тренинга, игровых этюдов, участие в риторических играх, в общих классных и школьных мероприятиях).
5. Оценка, полученная на зачете:
Голосо-речевой тренинг -Стихотворение, басня. -Ответ по картине -
Количество часов, на которое составлен предложенный тематический план, отталкивается от минимального, возможного количества уроков в течение учебного года из расчета - один урок в неделю, с учетом каникул. Возможно еще введение в план индивидуальных занятий, что весьма полезно и желательно, например для исправления речевых недостатков. Количество подобных занятий оговаривается в каждом конкретном случае.
В основном для преподавания риторики в школе современные учителя пользуются программой, утвержденной Министерством народного образования, составленной коллективом авторов: Т. А. Ладыженской, Г. И. Сорокиной, Р. И. Никольской. Этим же авторам принадлежит книга «Речь и культура общения» и методические разработки «Детская риторика» - М., 1994 г., предназначенные для учителей риторики в младшей и средней школе. Также коллективом указанных авторов разработана специальная тетрадь-раскраска по риторике, учебники для разных классов.
На наш взгляд, эта, существующая, программа имеет некоторые недостатки. Прежде всего, это явный перевес в сторону изучения языковой культуры письменной речи, механизм же речевого взаимодействия практически не затрагивается. С точки зрения композиционного построения программы не понятно, что же является основной задачей учителя на данном конкретном этапе работы, каковы практические результаты, которых должны достичь учащиеся на 1, 2, 3 году обучения, какова доминанта риторического развития в том или ином возрасте. Также, как нам кажется, слишком большое место отводится речевому этикету, всевозможным урокам вежливости, что совершенно не оправдывает себя на практике.
В целом программа, методические разработки, а в особенности тетрадь по детской риторике, созданные коллективом под руководством Т. А. Ладыженской вполне применимы в практической работе, но требуют добавления и корректировки в сторону внешней и внутренней техники речи, понимания риторики как науки убеждать, действовать словом. И здесь полезно обратиться к проверенному временем методу преподавания риторики по системе проф. 3. В. Савковой.
1. Понятие текста. Виды текстов
2. Тема и идея текста._______
3. Особенности поэтического
произведения. Ритм, рифма.
4. Внутренняя речь. Видения.
Понятие - подтекст. Цветозвуко
вые образы слова.___________
5. Работа над исполнением про
заического произведения. Навык
рассказа с элементами словесно
го действия._______________
6. Риторика как наука убеждать.
(Импровизированный рассказ на
заданную темтЛ
В данной работе мы стремились именно к такой творческой адаптации метода 3. В. Сааковой в применении к преподаванию риторики младшим школьникам.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРЕДМЕТУ РИТОРИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Цели и задачи:
Дальнейшее осмысление учащимися их речевой практики на материале художественного чтения, с применением приемов развития ассоциативного восприятия звучащего слова.
Овладение навыками исполнения поэтического и прозаического материала.
Формирование навыка импровизации на заданную тему.
Курс рассчитан приблизительно на 15 часов, заканчивается тврорческим экзаменом в форме показа исполнительских работ и письменной контрольной работой.
Тема занятия / вид работы
По окончании курса учащиеся должны уметь:
Логически верно донести содержание поэтического и прозаического произведения.
Использовать при исполнении творческого материала э лементы внутренней и внешней техники словесного действия. (Выполнение поставленной задачи, дикционная чистота, культура произношения, громкое «опертое» звучание).
-Самостоятельно импровизировать на заданную тему, владея навыками логического построения
ОСНОВНАЯ ДОМИНАНТА РИТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Образование современного ребенка« начинается в гораздо более ран нем возрасте, нежели в совсем недавнее время. Сейчас в школу приходят дети 6-7 лет, практически владеющие грамматикой родного языка, с запасом слов от 3 до 6 тысяч слов. Многие их них сочиняют стихи, умеют . придумывать и рассказывать фантастические и реальные истории. И, самое важное, каждый, начинающий школьную жизнь ребенок представляет из себя яркую, неповторимую индивидуальность, проявления которой очевидны, и это, прежде всего, словесные, риторические проявления, своё видение мира и свой оригинальный способ выражения этого видения посредством слова.
Зачастую по прошествии 2-3 лет обучения в школе перед нами возникает печальная картина – словарный запас детей обедняется, речь становится сухой и шаблонной, засоряется всякого рода «словами – паразитами», жаргонизмами, речевыми клише. В общем тоне речевого поведения появляется зажатость, несвобода, отсутствие своего взгляда на предметы и явления, или боязнь его выражения, исчезают живые эмоциональные оценки. Ребенок теряет естественную детскую непосредственность, с трудом выражается на «своём языке», не умеет спорить, беседовать, часто теряет контактность, особенно со взрослыми, со сверстниками говорит на слэнге. В общем речевая культура школьников, вышедших из младшего возраста оставлят желать лучшего.
В некоторых школах, особенно перешедших в статус гимназий, сейчас вводится курс «Риторика». Там., где к этому относятся достаточно серьезно, риторику начинают изучать с самого юного возраста в подготовительных и первых классах. И это правильно. С точки зрения специалистов-психологов и исходя из собственного опыта преподавания риторики, мы пришли к выводу. Что самое благодатное время для закладывания основ постижения искусства слова, понимания этого искусства как живого, практического, убедительного словесного действия приходится именно на младший школьный возраст (6-7-8 лет).
Мы подходим к одному из важнейших вопросов - что же это за предмет - детская риторика? В чем состоит смысл, если можно так выразиться, сверхзадача преподавания риторики в младших классах? Каких результатов ожидаем мы от занятия с детьми. Хотим ли научить их говорить просто дикционно чисто, смело и более или менее вернологически, или... Или, быть может смысл занятий детской риторикой - в формировании самого отношения к слову, к речи, в сохранении того естественного, непосредственно-игрового начала, которое присутствует в восприятии речи у дошкольников... ?
На наш взгляд, основной доминантой риторическою развития ребенка младшего школьного возраста является формирование ассоциативного восприятия речи, чувства образа слова, звука, развитие эмоционально-ассоциативной памяти, умения воплощать зафиксированные подсознательные образы в живой речи, превращать их в яркую, действенную киноленту видений.
«Если не хочешь прослыть болтуном, за каждым словом разумей действительность». Эти слова академика И. А. Павлова как нельзя лучше отражают суть занятий детской риторикой. Научить детей за каждым словом, пусть еще не совсем понятным по смыслу, видеть конкретный живой образ, цвет, характер, предмет или ощущение и попытаться выразить свое видение в непосредственном процессе рождения слова - вот как нам кажется, наиважнейшая задача учителя риторики в младших классах.
Выполнению этой задачи служат самые разнообразные приемы и способы некоторые из которых были представлены в этой работе. Это и сам принцип построения урока, предполагающий использование риторических игр, занятий голосо-речевым тренингом, упражнений на воспитание внимания и памяти, цветозвуковых ассоциаций, применение риторического рисования и т.д. Во-вторых - это освоение учениками младших классов приемов художественного чтения - исполнение поэтических произведений, а также непременное использование в работе, так называемых, малых фольклорных форм - пословиц, поговорок, скороговорок, сказок и т.п.
В-третьих - формирование образного восприятия речи с помощью занятий актерским мастерством и непосредственной риторической практикой (выход на аудиторию, участие в школьных мероприятиях).
Детская риторика относится к тому редкому и глубокому виду научно-практических предметов, смысл занятий которыми обнаруживается не сразу, а в течении времени, иногда весьма продолжительного, зреет в недрах восприимчивой детской души, чтобы потом, воздействуя комплексно на все ее проявления, полностью сформировать отношение к Слову, как к краеугольному камню нравственного и эстетического мирозрения человека.
Все приведенные в примере сравнения - подлинные, придуманы на уроке риторики в подготовительном классе Санкт-Петербургской музыкально-исторической школы.
Упражнения и риторические задачи
Упражнения на развитие цветозвуковых ассоциаций.
4} Прочитайте слова, записанные с помощью цветобукв:
ММ ~ буква «Л» заменяется красным квадратиком
- «И» - синий квадратик,
- «О» - желтый,
- «А» - 1фасный.
-«О»-желтый,
- «Е» - зеленый
- «Р» - темно-красный, бордовый
- «А» - красный
(мама) М М 3 (мимоза)
С НЬ (осень) К ЫС (крыса)
Подобным образом можно записать любые слова, изготовить яркие цветные карточки для работы в классе, затем полезно давать детям домашнее задание по изготовлению таких карточек. Чтобы слегка облегчить задачу целесообразно раздать ученикам, приготовленные учителем образцы и предложить каждому индивидуально набор слов, которые он
должен записать с помощью цветобукв. Естественно перед этим на уроке в классе подробно объясняется значение основных цветозвуковых
символов. Изучение цветозвуковых символов является предметом от
дельной темы, которой должно отводится значительное место в курсе
детской риторики 1-го и 2-го года обучения. Интересные исследования в области цветовой и в целом ассоциативной фонетической значимости звукобукв проведены А. П. Журавлевым и зафиксированы в его работе «Звук и смысл» - М., Просвещение, 1981 г.
Вот основные цветовые символы некоторых гласных и согласных звуков, приведенные в работе А. П. Журавлева и частично откорректированные нашими собственными исследованиями.
«А» - красный, теплый,
«О» - желтый, оранжевый, теплый.
«У» - синий, холодный.
«Э» - голубой, белый, холодный.
«И» - темно-синий, фиолетовый.
«Е» - зеленый, холодный.
«Е» - темно-желтый, оранжевый, теплый.
«Ю» - светло-зеленый, лимонный, холодный.
«Я» - темно-алый, вишневый, теплый.
«Ш» - коричневый, светло-коричневый, теплый (шорох листвы, шум ветра).
«Ж» - желтый, рыжий, теплый (пчела, жало, огонь-жжется).
«С» - бежевый, светло-серый, светло-коричневый. Прохладный.
(сеть, сень, свет, снег, воск, рассвет).
«3» - светло-желтый, лимонный, холодный (звезда, золото, звон, глаза, знания).
«Ч» - бордовый, дымчатый, темно-оранжевый (сучья, чаща, свеча, очаг, чары).
«Щ» - темно-коричневый, желтоватый, болотный, теплый
(щенок, щепка, щель, щавель, трещина, клещ).
«Б» - желтый, цвет слоновой кости, теплый (белка, бочка, береза, брат, боль, облако).
«П» - оранжевый, светлая охра, горячий (вспышка, почка, крупа, суп, печь).
«Г» - светло-синий, голубой, холодный (гонг, глобус, глубь, голубь, голод).
«К» - красновато-коричневый, теплый (стук, костер, кошка, кратер, коктейль).
«Р» - бордовый, насыщенно-красный, горячий (кровь, крыса, ринг, род, роза).
б) рассказ по картине. «Если бы я был художником.»
Упражнение можно использовать для работы в классе, на контрольных и зачетных уроках, в качестве теста на приемных экзаменах. Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. На наш взгляд подобные упражнения могут с успехом практиковаться и на занятиях детской риторикой. Так же как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.
Вариантов упражнения опять-таки существует огромное количество, все зависит от фантазии учителя. Приведем несколько примеров, опробованных в собственной практике.
« Что я запомнил»
Смысл упражнения вытекает из названия. Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает что он запомнил. Сначала это может представлять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.
«Что происходит?»
Это более сложное задание. Ученик должен не просто описать картину, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые режиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.
«Что произошло раньше?»
Ученик высказывает свои предположения, что происходило на картине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.
«Как бы я назвал картину, если бы был художником»
Ученик предлагает свой вариант названия картины и пытается доказать его правомерность. Все остальные ребята в классе могут оспаривать предложенное название.
в) использование цветозвуковых ассоциаций при описании картины
1-й этап работы. Нужно внимательно рассмотреть картину и определить какой цвет в ней преобладает. Например, перед нами осенняя березовая роща на фоне ясного синего неба. Преобладает спетлый желтый оттенок, с небольшими, но яркими синими вкраплениями.
2-й этап работы
Определив основной цвет, ученик вспоминает соответствующие этому цвету звуко-буквы. В нашем примере это - «О», «Н», «И».
3-й этап работы. Заключается в подборе слов с найденными звуко-
буквами. В нашем случае это могут быть следующие слови осень, солнце, лес, береза, синий, небо, золотой, листья и т.д.
4-й этап работы. Составление рассказа с использованием подобранных слов. Пример: (приводится подлинный рассказ ученицы подготовительного класса СПб-й музыкально-исторической школы Михайловой Ани, составленный по картине А. Грекова «Березовая роща». Ззадание было выполнено дома).
Перед нами, молодая березовая роща. Осень. Ярко светит солнце и почки у берез стали совсем желтые, словно золотые, стволы тонкие, и сквозь них просвечивает небо. Оно очень синее. Такое небо бывает только осенью
Заметьте, желтый, теплый звук «О» используется девочкой почти в каждом слове как доминирующий. В техническом отношении преобладающий звук «О», стоящий под ударением в наиболее важных, и в логическом отношении словах, произносится протяжно, крупно, с понижением тона голоса. Важно проследить, чтобы доминирующие звуки и рассказе ребенка прозвучали четко, ясно, неторопливо.
Для детей 1-го года обучения такое, довольно сложное задание лучше оставлять для домашней работы, предварительно объяснив этапы работы над ним родителям или записав их в тетрадь ребенка.
Ученики 2-го года бучения (8-9 лет) могут справиться с этой задачей на уроке. (Мы предлагали это задание в контрольной работе по риторике и из 7-ми учеников пятеро справились с упражнением. (Уложились в отпущенное время - 30 мин. Один из учеников составил рассказ за 15 мин. Практика показывает, что подобные, кажущиеся сложными задания вполне под силу детям младшего школьного возраста).
г) разноцветные стихи
Упражнение также способствует развитию цветозвуковых ассоциаций. Мы предлагаем несколько стихотворений собственного сочинения в качестве примера. «Цветные стихи» можно выучивать наизусть, можно сочинять свои по аналогии, можно подбирать материал для упражнения из стихотворений различных авторов. При работе с ними нужно, прежде всего, обращать внимание на тот звук или звуки, которые доминируют в данном стихотворении, создавая цветозвуковой ассоциативный фон. При этом ни в коем случае нельзя забывать об общей логике развития мысли при чтении стиха, о верной расстановке ударений и пауз. Очень хорошо устраивать игровые чтения «цветных» стихов. Когда один из учеников читает стихотворение, а все остальные потом делятся своими впечатлениями, пытаются определить каково это стихотворение по цвету, по ощущению, эмоциональному напряжению и, наконец, какой звук или звуки в нем преобладают.
Звук «Ы» (темный, грустный, холодный, глубокий, мягкий).
Над сизЫм дЫмком остЫвающих крЫш
ЗЫбкой улЫбкой плЫвут облака.
ПсЫ и котЫ поджимают хвостЫ,
РЫжие звездЫ нЫрнули в камЫш.
Звук «Р» (темный, красный, горячий, тяжелый, подвижный, веселый, опасный).
+ «Ы» + «К»
ПРЫгала КРЫса на КРасном ковРе,
ДЫРКу пРогРЫзла, и сКРЫлась в ноРе. Звук-«О» (желтый, светлый, легкий звонкий, теплый).
ДОн, дОн, дОн, дОн!
ЧтО за звОн сО всех стОрОн?
ЭтО Осень с кОлОкОльни
К нам заглядывает в дОм.
ЭтО сОлнце в желтых крОнах
РаскОлОлОсь пОпОлам.
ПОлОвинкОй стал пОдсОлнух,
ПОлОвинка светит нам! Звук «Е» (зеленый, сочный, веселый, активный, сильный).
ЛЕтний вЕтЕр нЕ замЕтил,
Как запЕл в травЕ ручЕй, И сЕгодня на рассвЕтЕ УлЕтЕл в лЕсную тЕнь. Там в Еловых латах бЕлки Из вЕтвЕй сплЕли качЕли И катался вЕтЕр смЕлый ВьппЕ корабЕльных ЕлЕй.
Звук «И» (синий, холодный, грустный, напряженный, насыщенный). ЗадумчИвый Иней на утренней сИи! I Рисует картИны из тоненькИх лИнИЙ Из тоненькИх лИнИй серебряной сп! I. И стынут на льдИне снегИрь и сИнИца.
В качестве примера стихотворения с доминирующим туком «Г»
приводим известные строчки из «Весенней грозы» Ф.И. Тютчева. Насы
щенный, горячий звук «Р», также часто встречающийся в этих стихах,
усиливает ощущение яркого, радостного зрелища, заставляет строчки по
истине «грохотать», рисуя картину, которой восхищается поэт
Звук «Г» «Р» (ярко-голубой, холодный, звонкий, динамичный,+ горячий, темно-красный, насыщенный, сильный).
Люблю ГРозу в начале мая, КоГда весенний пеРвый ГРом, Как бы Резвяся и иГРая, ГРохочет в небе Голубом.
Упражнение с «Разноцветными» стихами можно совместить с рито
рическим рисованием. Предложить ребятам в классе или дома нарисо
вать иллюстрации к стихам, используя при этом цвето-шумшме символы.
В заключение раздела игр и задач предлагается вариант контрольной
работы, которую можно провести с учениками второго года обучения
Контрольная работа составлена в четырех вариантах, которые можно зафиксировать на специальных карточках и раздать детям на уроке При малой группе можно приготовить карточки персонально для каждого и и работать прямо в них. При более многочисленной группе учащиеся переписывают задания в тетрадь.
Контрольная работа по риторике отличается от прочих письменных работ тем, что должна включать в себя еще и устный ответ. Закончи» выполнение заданий письменно, ученики отвечают по своим работам устно, возможно для экономии времени устно отвечать одно из заданий по выбору учителя. Впрочем, организационные условия проведения контрольной работы в каждом конкретном случае будут различными
Вариант № I 1 задание. В каком тоне составлен разговор?
(в утешительном, раздраженном, оскорбительном, деловом, спокойно-рассудительном).
Выбрать правильный ответ, подчеркнуть на карточке (или выписать в
тетрадь).
Что случилось? Почему ты такой грустный?
Двойку получил, мамочка.
Что ж, дорог, очень жаль, но слезами горю не поможешь.
(в утешительном).
2 задание.
Вставьте недостающие слова, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: лето, обычай, утро, весна, улыбка, птичка
В чужбине свято соблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны
3 задание. Определить опорные слова в предложении, подчеркнуть их, поставить паузы в местах, где это необходимо, обозначая их «галочкой» - v.
(Образец разобранного предложения)
Золото v и в грязи блестит.
Сила v хорошо, ум - v лучше, v а доброе сердце v
Все покрывает.
Трудовой грош v прочнее v краденного рубля.
На добрый привет v - добрый и ответ.
Вариант № 2
(Задания в этом и в последующих вариантах сформулированы также как и в первом. Разные только тексты).
1 задание
- Ну что с тобой опять? В чем дело?!
- Ничего! Отстань!
- Опять двойку принес, бездельник?!
- Подумаешь....
(Диалог составлен в раздраженном, оскорбительном тоне).
2 задание
Еще дуют холодные ветры Слова для справок:
И наносят утренние туманы дожди, ветры, туманы,
Только на проталинах весенних морозы, на окнах, на небе,
Показались ранние цветочки на проталинах, птички,
цветочки, листочки.
3 задание. Выделите пучки согласных в словах.
Здравствуйте, пестрый, справка, поздравить, открытка, вздор, маршбросок, взбудораженный, медлительный.
Вариант № 3 1 задание
- Не выучил.
- Почему не выучил?
- Времени не хватило.
(Диалог составлен в деловом тоне).
2 задание
Гонимы вешними лучами Слова идя справок
С окрестных гор уже снега Снегами, днями.
Сбежали мутными ручьямии с окон, с неба, с
На потопленные луга деревья, луга
3 задание. Составьте предложение из односложны ч
Дуб, }'Ж, ПОД, ВПОЛЗ, еЖ, Сук, ГрЫЗ, СТуК, ДОЖДЬ, гром, вдруг, мрак,
круг, нож, дрожь, мерз, полз, груз, нес, бряк, пес, все.
(Пример: Под дуб вполз уж, вдруг стук, гром., - дождь, Еж – мокр.
нес груз, мерз, полз, все нес. Дрожь, мрак, пес - бряк)
Вариант № 4
1 задание
- Что загрустил?
- Да вот, спрашивали сегодня.
- Очень хорошо.
- Да ничего хорошего. Двойку получил.
- Это правда, ничего хорошего.
(Диалог составлен в спокойном, рассудительном тоне)
2 задание.
Слова для справок свобода, природ» сон, вечер, огни, небеса, дали, ремни леса.
Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года. Синея, блещут небеса Еще прозрачные леса Как будто пухом зеленеют.
Веселая скороговорка
Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо известная всем скороговорка, например: «Про бедою бычка». (Мы предлагаем свой несколько измененный вариант скороговорки).
Текст разбивается на более или менее логически завершенные отрывки - фразы, которые распределяются между детьми по типу монтажа. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. Дети выполняют их все вместе. К хлопкам можно прибавить притоптывания и любые другие движения. Все это выглядит примерно таким образом:
1-й уч. Был у бабушки бычок! Все вместе делают два хлопка в ладоши и два притопа.
2-й уч. Беленький бычок. Два хлопка и два притопа.
3-й уч. Был бык тупогуб! Два хлопка и два притопа.
4-й уч.: Тупогубенький бычок. Два хлопка и два притопа.
5-й уч. У быка бела губа .... Два хлопка и два притопа. Хором. Была тупа!
Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу вместе с ребятами определить - о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относится к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которой являются наши игровые паузы -хлопки и притопы, а так же взрывные согласные - в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б». Он должен произноситься особенно отчетливо «взрываться» на губах. (О роли взрывных согласных см. 3. В. Савкова. Техника звучащего слова. СПБГАК, 1997, с. 33).
3 задание.
Что изображено на картине? (Устный ответ. Ученику выдается репродукция, затем забирается. В тетради записываются предметы, которые ученик запомнил. При ответе можно пользоваться записями).
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРЕДМЕТУ «РИТОРИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Целы в задачи;
Осмысление учащимися их дошкольной речевой практики, постижение начальных речеведческих понятий - что такое речь, для чего она нужна, какие разновидности речи встречаются.
Организация активной речевой деятельности, прежде всего на уроке, с использованием игрового принципа.
Занятия голосо-речевым тренингом, исправление речевых недостатков.
Развитие ассоциативного образного мьшшения, внимания и памяти.
Элементы речевого этикета.
Формирование навыка творческого пересказа, рассказа на заданную тему, подготовленную заранее.
Развитие навыков художественного чтения на пример* и типе ими небольших поэтических произведений.
Курс рассчитан приблизительно на 15 часов, заканчивается творческим зачетом в форме показа учениками игрового голосо-речевого тренинга под руководством учителя или кого-то из ребят, исполнения небольшого поэтического произведения (детские стихи, Ст. ни) и рассказа по картине.
Тема занятия / вид работы
Урок-беседа
Прак-тич. занятия
Гш'Ч
раоом
ни!
Практика выступлений
Речь и ее значение в жизни.
1. Виды речи. Речевой этикет.
Внешняя техника речи. Голосо-речевой тренинг.
Развитие цветозвуковых ассоциаций.
Работа над исполнением поэтического произведения.
Возможный вариант табеля по риторике, который выдастся детям первого года обучения по окончании курса. 1. Выполнение домашних заданий - (оценка)
2 Работа на уроке. - введение и отношение к предмету -
4 Риторическая подвижность. (Выполнение упражнений голосоречевого тренинга, игровых этюдов, участие в риторических играх, в общих классных и школьных мероприятиях).
5. Оценка, полученная на зачете:
Голосо-речевой тренинг -Стихотворение, басня. -Ответ по картине -
Количество часов, на которое составлен предложенный тематический план, отталкивается от минимального, возможного количества уроков в течение учебного года из расчета - один урок в неделю, с учетом каникул. Возможно еще введение в план индивидуальных занятий, что весьма полезно и желательно, например для исправления речевых недостатков. Количество подобных занятий оговаривается в каждом конкретном случае.
В основном для преподавания риторики в школе современные учителя пользуются программой, утвержденной Министерством народного образования, составленной коллективом авторов: Т. А. Ладыженской, Г. И. Сорокиной, Р. И. Никольской. Этим же авторам принадлежит книга «Речь и культура общения» и методические разработки «Детская риторика» - М., 1994 г., предназначенные для учителей риторики в младшей и средней школе. Также коллективом указанных авторов разработана специальная тетрадь-раскраска по риторике, учебники для разных классов.
На наш взгляд, эта, существующая, программа имеет некоторые недостатки. Прежде всего, это явный перевес в сторону изучения языковой культуры письменной речи, механизм же речевого взаимодействия практически не затрагивается. С точки зрения композиционного построения программы не понятно, что же является основной задачей учителя на данном конкретном этапе работы, каковы практические результаты, которых должны достичь учащиеся на 1, 2, 3 году обучения, какова доминанта риторического развития в том или ином возрасте. Также, как нам кажется, слишком большое место отводится речевому этикету, всевозможным урокам вежливости, что совершенно не оправдывает себя на практике.
В целом программа, методические разработки, а в особенности тетрадь по детской риторике, созданные коллективом под руководством Т. А. Ладыженской вполне применимы в практической работе, но требуют добавления и корректировки в сторону внешней и внутренней техники речи, понимания риторики как науки убеждать, действовать словом. И здесь полезно обратиться к проверенному временем методу преподавания риторики по системе проф. 3. В. Савковой.
1. Понятие текста. Виды текстов
2. Тема и идея текста._______
3. Особенности поэтического
произведения. Ритм, рифма.
4. Внутренняя речь. Видения.
Понятие - подтекст. Цветозвуко
вые образы слова.___________
5. Работа над исполнением про
заического произведения. Навык
рассказа с элементами словесно
го действия._______________
6. Риторика как наука убеждать.
(Импровизированный рассказ на
заданную темтЛ
В данной работе мы стремились именно к такой творческой адаптации метода 3. В. Сааковой в применении к преподаванию риторики младшим школьникам.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО ПРЕДМЕТУ РИТОРИКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Цели и задачи:
Дальнейшее осмысление учащимися их речевой практики на материале художественного чтения, с применением приемов развития ассоциативного восприятия звучащего слова.
Овладение навыками исполнения поэтического и прозаического материала.
Формирование навыка импровизации на заданную тему.
Курс рассчитан приблизительно на 15 часов, заканчивается тврорческим экзаменом в форме показа исполнительских работ и письменной контрольной работой.
Тема занятия / вид работы
По окончании курса учащиеся должны уметь:
Логически верно донести содержание поэтического и прозаического произведения.
Использовать при исполнении творческого материала э лементы внутренней и внешней техники словесного действия. (Выполнение поставленной задачи, дикционная чистота, культура произношения, громкое «опертое» звучание).
-Самостоятельно импровизировать на заданную тему, владея навыками логического построения
ОСНОВНАЯ ДОМИНАНТА РИТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Образование современного ребенка« начинается в гораздо более ран нем возрасте, нежели в совсем недавнее время. Сейчас в школу приходят дети 6-7 лет, практически владеющие грамматикой родного языка, с запасом слов от 3 до 6 тысяч слов. Многие их них сочиняют стихи, умеют . придумывать и рассказывать фантастические и реальные истории. И, самое важное, каждый, начинающий школьную жизнь ребенок представляет из себя яркую, неповторимую индивидуальность, проявления которой очевидны, и это, прежде всего, словесные, риторические проявления, своё видение мира и свой оригинальный способ выражения этого видения посредством слова.
Зачастую по прошествии 2-3 лет обучения в школе перед нами возникает печальная картина – словарный запас детей обедняется, речь становится сухой и шаблонной, засоряется всякого рода «словами – паразитами», жаргонизмами, речевыми клише. В общем тоне речевого поведения появляется зажатость, несвобода, отсутствие своего взгляда на предметы и явления, или боязнь его выражения, исчезают живые эмоциональные оценки. Ребенок теряет естественную детскую непосредственность, с трудом выражается на «своём языке», не умеет спорить, беседовать, часто теряет контактность, особенно со взрослыми, со сверстниками говорит на слэнге. В общем речевая культура школьников, вышедших из младшего возраста оставлят желать лучшего.
В некоторых школах, особенно перешедших в статус гимназий, сейчас вводится курс «Риторика». Там., где к этому относятся достаточно серьезно, риторику начинают изучать с самого юного возраста в подготовительных и первых классах. И это правильно. С точки зрения специалистов-психологов и исходя из собственного опыта преподавания риторики, мы пришли к выводу. Что самое благодатное время для закладывания основ постижения искусства слова, понимания этого искусства как живого, практического, убедительного словесного действия приходится именно на младший школьный возраст (6-7-8 лет).
Мы подходим к одному из важнейших вопросов - что же это за предмет - детская риторика? В чем состоит смысл, если можно так выразиться, сверхзадача преподавания риторики в младших классах? Каких результатов ожидаем мы от занятия с детьми. Хотим ли научить их говорить просто дикционно чисто, смело и более или менее вернологически, или... Или, быть может смысл занятий детской риторикой - в формировании самого отношения к слову, к речи, в сохранении того естественного, непосредственно-игрового начала, которое присутствует в восприятии речи у дошкольников... ?
На наш взгляд, основной доминантой риторическою развития ребенка младшего школьного возраста является формирование ассоциативного восприятия речи, чувства образа слова, звука, развитие эмоционально-ассоциативной памяти, умения воплощать зафиксированные подсознательные образы в живой речи, превращать их в яркую, действенную киноленту видений.
«Если не хочешь прослыть болтуном, за каждым словом разумей действительность». Эти слова академика И. А. Павлова как нельзя лучше отражают суть занятий детской риторикой. Научить детей за каждым словом, пусть еще не совсем понятным по смыслу, видеть конкретный живой образ, цвет, характер, предмет или ощущение и попытаться выразить свое видение в непосредственном процессе рождения слова - вот как нам кажется, наиважнейшая задача учителя риторики в младших классах.
Выполнению этой задачи служат самые разнообразные приемы и способы некоторые из которых были представлены в этой работе. Это и сам принцип построения урока, предполагающий использование риторических игр, занятий голосо-речевым тренингом, упражнений на воспитание внимания и памяти, цветозвуковых ассоциаций, применение риторического рисования и т.д. Во-вторых - это освоение учениками младших классов приемов художественного чтения - исполнение поэтических произведений, а также непременное использование в работе, так называемых, малых фольклорных форм - пословиц, поговорок, скороговорок, сказок и т.п.
В-третьих - формирование образного восприятия речи с помощью занятий актерским мастерством и непосредственной риторической практикой (выход на аудиторию, участие в школьных мероприятиях).
Детская риторика относится к тому редкому и глубокому виду научно-практических предметов, смысл занятий которыми обнаруживается не сразу, а в течении времени, иногда весьма продолжительного, зреет в недрах восприимчивой детской души, чтобы потом, воздействуя комплексно на все ее проявления, полностью сформировать отношение к Слову, как к краеугольному камню нравственного и эстетического мирозрения человека.
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.