- 106684 Просмотра
- Обсудить
БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ СОФИСТОВ | СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
Обладал следующими особенностями: 1) Это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего -- скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его сознанием можно манипулировать. 2) Риторика софистов -- агональная (от греч. аgon -- борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого. 3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать. Риторический идеал софистов В спор с софистами вступает Сократ, живший в Афинах в 470-399 г.г. до н.э. Его имя связывают с истоками европейской философской и риторической культуры. Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику -- Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними. Об удивительном мастерстве Сократа Платон рассказывает в диалоге «Пир» устами юного Алкивиада: «Этот Марсий (древнее божество, достигшее совершенства в игре на арфе) приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось -- нельзя больше жить так, как я живу… Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой… Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и при том в самое чувствительное место -- в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впитываются в молодые одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно». Риторический идеал Сократа можно определить как: «1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли -- вот цель речевого общения и деятельности говорящего, 2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога -- не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения…, 3) смысловой: цель разговора между людьми, цель речи -- поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена» (21,383). Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову» (21,11). Если Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежит авторитетный античный трактат «Риторика» (IV в. до н. э.). Этот труд сохранил свое значение до наших дней. Аристотель считал, что «риторика -- искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля -- это наука и мастерство доказательной речи. Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны далеко не все способы доказательства. То, что убеждает само по себе, то, что очевидно,- не слишком интересно и важно для риторики. Ведь ее дело «не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения», т.е., убеждая, делать очевидной скрытую истину и даже показывать неистинное -- для того, чтобы знать, как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто пользуется доказательствами несогласно с истиной» (Аристотель. Риторика: Книга первая. Книги Аристотеля дают представление о том, как строить идеальную, с его точки зрения, речь, -- динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме. Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой большинства позднейших риторических руководств -- античных, затем европейских, в том числе и русских. Из истории русской риторики История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью. Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками». Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие -обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия -- торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика -- торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества. В XII в. широкую известность получил крупнейший мыслитель Древней Руси Кирилл Туровский. Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Его называли «Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси». Наибольшей популярностью пользовались «слова» Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни религиозных праздников. В них автор проявляет себя как настоящий оратор, в совершенстве владеющий ораторским искусством: он то обращается к слушателям. то описывает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то вопрошает и отвечает сам себе, сам с собою спорит на глазах у слушателей, сам себе доказывает. Творчество Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы свободно владели всем многообразием приемов, выработанных античной риторикой. Это повлияло на распространение соответствующих знаний в светской среде. Образцы вполне светского публичного красноречия есть в «Слове о полку Игореве». Достаточно вспомнить обращение к князьям Святослава. Термин «риторика» в русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика Макария", появилось в начале XVII столетия. В становлении русской риторики огромную роль сыграл М. Ломоносов. Он написал учебник «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненной в пользу любящих полезные науки» (1748 г). Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения. Из многочисленных отечественных риторик наиболее известна «Общая реторика « Н. Ф. Кошанского (1829). Ученый дает следующее определение: «Реторика, имея предметом мысль, показывает: 1, откуда они почерпаются (Изобретение); 2, как приводятся в порядок (Расположение); 3, как излагаются (Выражение мыслей)». (Кошанский Н.Ф. Общая реторика, -9-е изд. - СПб., 1844. -- С.2) Цель риторики как науки и учебного предмета Кошанский видит в том, чтобы, «раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному» (там же). Нужно отметить, что до середины прошлого столетия риторика была не только наукой об ораторском искусстве, но и теорией прозы и одна за другой от предмета риторики отпадают то одна, то другая область словесности. Обособляется теория поэзии, стилистика. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения. Вопросы для самопроверки и размышления. 1. Как относились к слову в древности и как относится к речи наш современник? 2. Когда и где возникла риторика как наука и мастерство? Назовите имена первых известных риторов античности. 3. Какую роль в развитии риторики сыграли софисты? Каковы их воззрения на мир и на задачи оратора? 4. Каков риторический идеал Сократа? 5. Какой вклад в развитие риторики внес Аристотель? 6. Как между собой связаны риторика и демократия? 7. Назовите выдающихся русских ученых в области риторики. Современная риторика Определение современной риторики С новой силой интерес к риторике вспыхнул в середине ХХ века. Он объясняется бурным развитием теории информации. К этому времени науки гуманитарного круга стали остро нуждаться в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания. Кроме того, снова возник интерес к живому устному речевому общению. Ведь сегодня человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. Какое же определение дают специалисты современной риторике? Н. А. Михайличенко ориентирует своих слушателей на публичное выступление: «Риторика -- наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию» (20,6). По мнению же известного ученого Ю. В. Рождественского, такое определение риторики является неполным. Он пишет: « …история риторики есть история стилей жизни. Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» (Теория риторики. -- М:, 1997.-С.3). А. К. Михальская, разделяя на риторику взгляды Ю.В. Рождественского, дает следующее определение: «Риторика -- это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи», (21, 34). Каким же конкретным содержанием наполнено это определение? Сделать речь целесообразной -- значит найти ее соответствие цели говорящего, или, выражаясь языком современной науки, речевому намерению. Воздействовать на аудиторию -- значит подвигнуть людей на активные действия, а иногда, может быть, заставить изменить образ жизни и мировосприятие. Гармонизировать отношения говорящего и адресата -- сегодня непременное требование к успешной речи. Это значит, что современная риторика должна обеспечить взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возникающих конфликтов. В определении, данном А. К. Михальской, прочитываются общие задачи риторики. Более конкретно они сформулированы Рождественским: «Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества» (Теория риторики. -- М:, 1997.-С.3). Общая риторика и ее разделы В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную. Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Общая риторика содержит следующие разделы: 1. риторический канон; 2. публичное выступление (оратория); 3. ведение спора; 4. ведение беседы; 5. риторика повседневного общения; 6. этнориторика. Кратко остановимся на каждом разделе. Риторический канон -- это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)? Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение. Оратория, или теория и практика публичной речи -- особый раздел риторики, очень важный раздел. Ведь свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону. Напомним, что риторика -- «дитя демократии». И большое внимание, которое уделяется ей сегодня, говорит о том, что наше общество ориентируется на демократические позиции. Теория и искусство ведения спора -- это тоже область риторики. В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, которые касаются жизни отдельного человека и общества в целом. Научиться достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, важно всегда, а сегодня особенно. Ведение беседы также изучает общая риторика. Тем, кто желает познать причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, кто хочет научиться правильно определять стратегию и тактику разговора (любого разговора -- и светского, и делового), риторика даст необходимые практические рекомендации. Риторика повседневного общения дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она поможет вам найти ответы на следующие вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения? Касаясь риторики повседневного общения, нужно сказать, что одни специалисты относят ее к частным риторикам, другие считают ее одной из областей общей риторики. Последние в защиту своей точки зрения приводят следующие доводы: эта риторика « касается такой области человеческой жизни, в которой участвует каждый и действуют весьма общие законы речевого взаимодействия» (21, 37).Так или иначе, но риторика повседневного общения существует и может оказать практическую помощь любому человеку. Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Так, риторически образованный человек поймет, почему американцы считают, что при ведении переговоров наши деловые люди недостаточно четко и определенно излагают свою позицию, и почему японцы видят у русских излишнюю категоричность в суждениях. Еще раз повторим: все дело в различии национальных культур, и понимание этого поможет избежать ошибок в общении. Итак, мы назвали разделы общей риторики, которая изучает законы речевого поведения, лежащие в основе эффективной речи. Законы эти действуют во всех сферах жизни человека. Теперь обратимся к частным риторикам. Частные риторики Частные риторики изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др. Вот что горит по этому поводу автор учебного пособия «Риторика» Н. А. Михайличенко:«Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения»
Обладал следующими особенностями: 1) Это была риторика «манипулирующая», монологическая. Адресат для говорящего -- скорее пассивный объект воздействия, чем активный субъект. Его сознанием можно манипулировать. 2) Риторика софистов -- агональная (от греч. аgon -- борьба, состязание), т.е. риторика словесного спора, состязания, которые направлены на победу одного и поражение другого. 3) Риторика софистов была риторикой относительности. Не истина была целью их споров, а победа, потому что никакой истины, по их мнению, нет, а есть только то, что удалось доказать. Риторический идеал софистов В спор с софистами вступает Сократ, живший в Афинах в 470-399 г.г. до н.э. Его имя связывают с истоками европейской философской и риторической культуры. Сократ не оставил после себя ни одного им самим написанного текста. Но его система мировоззрения, его методы обучения все же дошли до нас благодаря его ученику -- Платону, который поведал о том, что Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности. Но делал это очень тонко, не поучая своих учеников, а беседуя с ними. Об удивительном мастерстве Сократа Платон рассказывает в диалоге «Пир» устами юного Алкивиада: «Этот Марсий (древнее божество, достигшее совершенства в игре на арфе) приводил меня часто в такое состояние, что мне казалось -- нельзя больше жить так, как я живу… Я испытываю сейчас то же, что человек, укушенный гадюкой… Я был укушен сильнее, чем кто бы то ни было, и при том в самое чувствительное место -- в сердце, называйте как хотите, укушен и ранен философскими речами, которые впитываются в молодые одаренные души сильней, чем змея, и могут заставить делать и говорить все, что угодно». Риторический идеал Сократа можно определить как: «1) диалогический: каждый из участников общения выступает как активный субъект собственной речи и мысли; не манипулирование адресатом, а пробуждение его мысли -- вот цель речевого общения и деятельности говорящего, 2) гармонизирующий: главная цель разговора, спора, монолога -- не победа и вообще не борьба, а объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определенного согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения…, 3) смысловой: цель разговора между людьми, цель речи -- поиски и обнаружение смысла, истины, которая не есть какой-то фантом, призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена» (21,383). Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ и на вопросы кратко отвечать, беседуя. Таким образом, слово Сократа обладало страстной устремленностью к смыслу, к истине. Он учил «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая их в эту захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову» (21,11). Если Сократ не оставил письменных трудов, то перу знаменитого Аристотеля принадлежит авторитетный античный трактат «Риторика» (IV в. до н. э.). Этот труд сохранил свое значение до наших дней. Аристотель считал, что «риторика -- искусство, соответствующее диалектике», она «способна находить способы убеждения относительно каждого данного предмета». Риторика Аристотеля -- это наука и мастерство доказательной речи. Однако, по мнению Аристотеля, для риторики важны далеко не все способы доказательства. То, что убеждает само по себе, то, что очевидно,- не слишком интересно и важно для риторики. Ведь ее дело «не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения», т.е., убеждая, делать очевидной скрытую истину и даже показывать неистинное -- для того, чтобы знать, как это делается, а также, чтобы уметь опровергнуть, если кто пользуется доказательствами несогласно с истиной» (Аристотель. Риторика: Книга первая. Книги Аристотеля дают представление о том, как строить идеальную, с его точки зрения, речь, -- динамичную, логически безупречную и столь же безукоризненную и строгую по форме. Труд Аристотеля обобщил достижения риторики в период политической независимости Эллады и послужил основой большинства позднейших риторических руководств -- античных, затем европейских, в том числе и русских. Из истории русской риторики История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Но по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об основных особенностях и принципах древнерусского красноречия. Первоначально оно существовало только в устной форме былинно-песенного творчества. Другой формой было красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания и особенно вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало особые традиции обращения к народу, закрепленные в типе вечевой речи, которая чаще всего представляла собой политическую программу выступающего. Эти речи отличались четкостью композиции, предельной лаконичностью и высокой образностью. Известно в Древней Руси и дипломатическое красноречие. Одна из первых серьезных дипломатических акций относится еще к X веку, когда после знаменитой победы князя Олега под Царьградом княжескими послами был заключен «Договор русских с греками». Достойным образом в Древней Руси было представлено военное красноречие -обращение к войску проявить стойкость и мужество. Еще один вид красноречия -- торжественное. Пиры, тризны, встречи победителей не обходились без соответствующих речей. После принятия Русью христианства развивается гомилетика -- торжественное и учительное красноречие. Оформившееся как литературный жанр в Византии, оно широко было известно на Руси в «словах» и поучениях отцов церкви, синтезировало в себе исконные традиции устного народного творчества и достижения восточного христианского проповедничества. В XII в. широкую известность получил крупнейший мыслитель Древней Руси Кирилл Туровский. Ни по объему оставленного литературного наследия, ни по популярности и авторитету ему не было равных среди современников. Его называли «Златоустом, паче всех воссиявшим нам на Руси». Наибольшей популярностью пользовались «слова» Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни религиозных праздников. В них автор проявляет себя как настоящий оратор, в совершенстве владеющий ораторским искусством: он то обращается к слушателям. то описывает евангельский сюжет или сложную богословскую концепцию с помощью красочных аллегорий, то вопрошает и отвечает сам себе, сам с собою спорит на глазах у слушателей, сам себе доказывает. Творчество Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы свободно владели всем многообразием приемов, выработанных античной риторикой. Это повлияло на распространение соответствующих знаний в светской среде. Образцы вполне светского публичного красноречия есть в «Слове о полку Игореве». Достаточно вспомнить обращение к князьям Святослава. Термин «риторика» в русском языке впервые появляется в переводе греческой рукописи «Об образех» в 1073 году. А самое раннее из русских руководств, «Риторика Макария", появилось в начале XVII столетия. В становлении русской риторики огромную роль сыграл М. Ломоносов. Он написал учебник «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненной в пользу любящих полезные науки» (1748 г). Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения. Из многочисленных отечественных риторик наиболее известна «Общая реторика « Н. Ф. Кошанского (1829). Ученый дает следующее определение: «Реторика, имея предметом мысль, показывает: 1, откуда они почерпаются (Изобретение); 2, как приводятся в порядок (Расположение); 3, как излагаются (Выражение мыслей)». (Кошанский Н.Ф. Общая реторика, -9-е изд. - СПб., 1844. -- С.2) Цель риторики как науки и учебного предмета Кошанский видит в том, чтобы, «раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума, чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному» (там же). Нужно отметить, что до середины прошлого столетия риторика была не только наукой об ораторском искусстве, но и теорией прозы и одна за другой от предмета риторики отпадают то одна, то другая область словесности. Обособляется теория поэзии, стилистика. Риторика вновь становится лишь учением о приемах убеждения. Вопросы для самопроверки и размышления. 1. Как относились к слову в древности и как относится к речи наш современник? 2. Когда и где возникла риторика как наука и мастерство? Назовите имена первых известных риторов античности. 3. Какую роль в развитии риторики сыграли софисты? Каковы их воззрения на мир и на задачи оратора? 4. Каков риторический идеал Сократа? 5. Какой вклад в развитие риторики внес Аристотель? 6. Как между собой связаны риторика и демократия? 7. Назовите выдающихся русских ученых в области риторики. Современная риторика Определение современной риторики С новой силой интерес к риторике вспыхнул в середине ХХ века. Он объясняется бурным развитием теории информации. К этому времени науки гуманитарного круга стали остро нуждаться в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания. Кроме того, снова возник интерес к живому устному речевому общению. Ведь сегодня человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. Какое же определение дают специалисты современной риторике? Н. А. Михайличенко ориентирует своих слушателей на публичное выступление: «Риторика -- наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию» (20,6). По мнению же известного ученого Ю. В. Рождественского, такое определение риторики является неполным. Он пишет: « …история риторики есть история стилей жизни. Информационное общество несет новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» (Теория риторики. -- М:, 1997.-С.3). А. К. Михальская, разделяя на риторику взгляды Ю.В. Рождественского, дает следующее определение: «Риторика -- это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей и гармонизирующей) речи», (21, 34). Каким же конкретным содержанием наполнено это определение? Сделать речь целесообразной -- значит найти ее соответствие цели говорящего, или, выражаясь языком современной науки, речевому намерению. Воздействовать на аудиторию -- значит подвигнуть людей на активные действия, а иногда, может быть, заставить изменить образ жизни и мировосприятие. Гармонизировать отношения говорящего и адресата -- сегодня непременное требование к успешной речи. Это значит, что современная риторика должна обеспечить взаимопонимание между людьми, конструктивное решение возникающих конфликтов. В определении, данном А. К. Михальской, прочитываются общие задачи риторики. Более конкретно они сформулированы Рождественским: «Первая задача риторики состоит в умении быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу. Вторая задача риторики есть умение изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам. Это значит уметь создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции. Обе задачи должны опираться на культуру речи данного общества» (Теория риторики. -- М:, 1997.-С.3). Общая риторика и ее разделы В науке о риторике ученые выделяют две области: общую риторику и частную. Предметом общей риторики являются общие закономерности речевого поведения (в различных ситуациях) и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной. Общая риторика содержит следующие разделы: 1. риторический канон; 2. публичное выступление (оратория); 3. ведение спора; 4. ведение беседы; 5. риторика повседневного общения; 6. этнориторика. Кратко остановимся на каждом разделе. Риторический канон -- это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике. Следуя этим правилам, можно найти ответы на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)? Иначе говоря, риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение. Оратория, или теория и практика публичной речи -- особый раздел риторики, очень важный раздел. Ведь свободное владение словом обязательно для человека, который желает отстоять свою точку зрения публично, склонить аудиторию на свою сторону. Напомним, что риторика -- «дитя демократии». И большое внимание, которое уделяется ей сегодня, говорит о том, что наше общество ориентируется на демократические позиции. Теория и искусство ведения спора -- это тоже область риторики. В демократическом обществе существует множество мнений по вопросам, которые касаются жизни отдельного человека и общества в целом. Научиться достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины, а не пустым препирательством, важно всегда, а сегодня особенно. Ведение беседы также изучает общая риторика. Тем, кто желает познать причины непонимания людей друг другом, усвоить факторы успеха, кто хочет научиться правильно определять стратегию и тактику разговора (любого разговора -- и светского, и делового), риторика даст необходимые практические рекомендации. Риторика повседневного общения дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она поможет вам найти ответы на следующие вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения? Касаясь риторики повседневного общения, нужно сказать, что одни специалисты относят ее к частным риторикам, другие считают ее одной из областей общей риторики. Последние в защиту своей точки зрения приводят следующие доводы: эта риторика « касается такой области человеческой жизни, в которой участвует каждый и действуют весьма общие законы речевого взаимодействия» (21, 37).Так или иначе, но риторика повседневного общения существует и может оказать практическую помощь любому человеку. Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Так, риторически образованный человек поймет, почему американцы считают, что при ведении переговоров наши деловые люди недостаточно четко и определенно излагают свою позицию, и почему японцы видят у русских излишнюю категоричность в суждениях. Еще раз повторим: все дело в различии национальных культур, и понимание этого поможет избежать ошибок в общении. Итак, мы назвали разделы общей риторики, которая изучает законы речевого поведения, лежащие в основе эффективной речи. Законы эти действуют во всех сферах жизни человека. Теперь обратимся к частным риторикам. Частные риторики Частные риторики изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», потому что в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др. Вот что горит по этому поводу автор учебного пособия «Риторика» Н. А. Михайличенко:«Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. Юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения»
РИТОРИКА : СТАТЬИ НА САЙТЕ
РИТОРИКА | РИТОРИКА И СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ | ИСПОЛНЕНИЕ - ПРОИЗНЕСЕНИЕ / РИТОРИКА | ПАМЯТЬ - ЗАПОМИНАНИЕ / РИТОРИКА | СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИЛИ ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | РАСПОЛОЖЕНИЕ ИЛИ КОМПОЗИЦИЯ МАТЕРИАЛА / РИТОРИКА | МАТЕРИАЛ РЕЧИ ИЛИ ТЕКСТА / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РЕЧИ / РИТОРИКА | ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ РИТОРИКИ | ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ РИТОРИКИ | ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РИТОРИКИ КАК НАУКИ | СТИЛЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА / РИТОРИКА | РУССКАЯ РИТОРИКА XIX, XX ВЕКОВ | РАЗВИТИЕ РИТОРИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ | РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В ЕВРОПЕ | РИТОРИКА ДРЕВНЕГО РИМА | РИТОРИКА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ПЕРВЫЙ РАЗ НА ЭСТРАДЕ | О ВРЕДЕ ТАБАКА / РИТОРИКА | ЛЕКЦИЯ / РИТОРИКА | ГИПЕРБОЛА / РИТОРИКА | ВЫСКАЗЫВАНИЕ / РИТОРИКА | ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО / РИТОРИКА | ВЕС / РИТОРИКА | БЕССОЮЗИЕ / РИТОРИКА | АФОРИЗМ / РИТОРИКА | АУДИТОРНЫЙ ШОК / РИТОРИКА | АССЕРТИВНОСТЬ / РИТОРИКА | АРХАИЗМЫ / РИТОРИКА | АРГУМЕНТ / РИТОРИКА | АПОСТРОФА / РИТОРИКА | АНТОНИМЫ / РИТОРИКА | АНТИТЕЗА / РИТОРИКА | АНЕКДОТ / РИТОРИКА | АНАФОРА / РИТОРИКА | АНАЛОГИЯ / РИТОРИКА | АНАДИПЛОСИС / РИТОРИКА | АЛЛЮЗИЯ / РИТОРИКА | АЛЛЕГОРИЯ / РИТОРИКА | АКТИВНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | АБСТРАКТНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | СУЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | СУГГЕСТИВНОСТЬ / РИТОРИКА | СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ / РИТОРИКА | СРАВНЕНИЕ / РИТОРИКА | СПОСОБ ДЕМОНСТРАЦИИ АРГУМЕНТА / РИТОРИКА | СПОР / РИТОРИКА | СОФИСТЫ / РИТОРИКА | СОФИЗМ / РИТОРИКА | СОЛЕЦИЗМ / РИТОРИКА | СЛУШАНИЕ / РИТОРИКА | СИТУАЦИЯ / РИТОРИКА | СИНОНИМЫ / РИТОРИКА | СИНЕКДОХА / РИТОРИКА | СИМПЛОКА / РИТОРИКА | ЧТЕНИЕ / РИТОРИКА | СИЛЛОГИЗМ / РИТОРИКА | ЧТО ОБУСЛОВИЛО ПОЯВЛЕНИЕ РИТОРИКИ | ПЕРСПЕКТИВЫ РИТОРИКИ | СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | УКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | РИТМИЧЕСКИЕ ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | ЖЕСТЫ / РИТОРИКА | МИМИКА / РИТОРИКА | НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | СЛУШАНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ФОРМЫ РЕЧИ / РИТОРИКА | ЯЗЫКОВАЯ НОРМА / РИТОРИКА | ЭТОС / РИТОРИКА | ЭПИФОРА / РИТОРИКА | ЭПИТЕТ / РИТОРИКА | ЭМПАТИЯ / РИТОРИКА | ЭЛЛИПС / РИТОРИКА | ЭКСТРАВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ЭВФЕМИЗМ / РИТОРИКА | ШТАМП / РИТОРИКА | ХИАЗМ / РИТОРИКА | ФИГУРА УМОЛЧАНИЯ / РИТОРИКА | УМОЛЧАНИЕ / РИТОРИКА | УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ / РИТОРИКА | УБЕЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | ТРОП / РИТОРИКА | ТОЛЕРАНТНОСТЬ / РИТОРИКА | ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ТЕРМИН / РИТОРИКА | ТЕМП РЕЧИ / РИТОРИКА | ТЕМБР / РИТОРИКА | ТЕМА / РИТОРИКА | ТЕЗИСЫ / РИТОРИКА | ТАВТОЛОГИЯ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / РИТОРИКА | РЕЧЬ / РИТОРИКА | КРИТИКА ОЦЕНКИ ДОКЛАДОВ / РИТОРИКА | ОЦЕНКА РЕФЕРАТА / РИТОРИКА | РЕФЕРАТ / РИТОРИКА | РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЛОВКИ / РИТОРИКА | ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ / РИТОРИКА | ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПРОСАПОДОСИС / РИТОРИКА | ПРОПОНЕНТ / РИТОРИКА | ПРИНУЖДЕНИЕ / РИТОРИКА | ПОТРЕБНОСТЬ / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ / РИТОРИКА | ПОЛЕМИКА / РИТОРИКА | ПОЗИЦИЯ / РИТОРИКА | ПОВТОР / РИТОРИКА | ПЛЕОНАЗМ / РИТОРИКА | ПЕРСОНИФИКАЦИЯ / РИТОРИКА | ПЕРИФРАЗ / РИТОРИКА | ПАУЗА / РИТОРИКА | ПАССИВНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ / РИТОРИКА | ПАРОНИМЫ / РИТОРИКА | ПАРАЛЛЕЛИЗМ / РИТОРИКА | ПАРАДОКС / РИТОРИКА | ПАРАБОЛА / РИТОРИКА | ПАМЯТЬ / РИТОРИКА | ОТКРЫТОСТЬ / РИТОРИКА | ОППОНЕНТ / РИТОРИКА | ОМОНИМЫ / РИТОРИКА | ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / РИТОРИКА | ОКСИМОРОН / РИТОРИКА | ОККАЗИОНАЛИЗМЫ / РИТОРИКА | ОБЩЕНИЕ / РИТОРИКА | НЕОЛОГИЗМЫ / РИТОРИКА | НАУЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | МЫШЛЕНИЕ / РИТОРИКА | МЫСЛЕРЕЧЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РИТОРИКА | МОЗГОВОЙ ШТУРМ / РИТОРИКА | МОБИЛИЗАЦИЯ / РИТОРИКА | МНОГОСОЮЗИЕ / РИТОРИКА | МНОГОЗНАЧНОСТЬ (ПОЛИСЕМИЯ) / РИТОРИКА | МЕТОНИМИЯ / РИТОРИКА | МЕТАФОРА / РИТОРИКА | МЕЛОДИКА РЕЧИ / РИТОРИКА | МЕЙОЗИС / РИТОРИКА | МЕЖСТИЛЕВАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЛЮФТ-ПАУЗА / РИТОРИКА | ЛОГИЧЕСКОЕ УДАРЕНИЕ / РИТОРИКА | ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ / РИТОРИКА | ЛИЧНОСТЬ / РИТОРИКА | ЛИТОТА / РИТОРИКА | ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЛАБИЛЬНОСТЬ / РИТОРИКА | КУЛЬТУРА РЕЧИ / РИТОРИКА | КРЫЛАТЫЕ СЛОВА / РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ / РИТОРИКА | КОНЦЕПЦИЯ / РИТОРИКА | КОНТЕКСТ / РИТОРИКА | КОНТАМИНАЦИЯ / РИТОРИКА | КОНКРЕТНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | КОМПОЗИЦИЯ / РИТОРИКА | КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | КАТАЛОГ / РИТОРИКА | КАРТОТЕКА / РИТОРИКА | КАНЦЕЛЯРИЗМЫ / РИТОРИКА | КАЛЬКИ / РИТОРИКА | КАЛАМБУР / РИТОРИКА | ИСТОРИЗМЫ / РИТОРИКА | ИСКОННАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ИРОНИЯ / РИТОРИКА | ИНТРОВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ИНТОНАЦИЯ / РИТОРИКА | ИНОЯЗЫЧНАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ИНДУКЦИЯ / РИТОРИКА | ИНВЕРСИЯ / РИТОРИКА | ЗЕВГМА / РИТОРИКА | ЗАКОНЫ КРАЯ РЕЧИ / РИТОРИКА | ЖАРГОННО-АРГОТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / РИТОРИКА | ЖАНР / РИТОРИКА | ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / РИТОРИКА | ДОСТУПНОСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | ДОКАЗЫВАНИЕ / РИТОРИКА | ДИСПУТ / РИТОРИКА | ДИСКУССИЯ / РИТОРИКА | ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | ДИАЛЕКТИЗМЫ / РИТОРИКА | ДЕНОТАТНЫЙ ГРАФ / РИТОРИКА | ДЕДУКЦИЯ / РИТОРИКА | ДЕБАТЫ / РИТОРИКА | ГРАДАЦИЯ / РИТОРИКА | ГОЛОС (РЕЧЕВОЙ ГОЛОС) / РИТОРИКА | ДВЕНАДЦАТЬ ПРИЕМОВ ЛИТЕРАТУРНОЙ ПОЛЕМИКИ / РИТОРИКА | КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ РЕЧЕЙ / РИТОРИКА | САМОЕ ВАЖНОЕ СЛОВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА / РИТОРИКА | О ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОСТИ И ГИБКОСТИ / РИТОРИКА | О ВНИМАТЕЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ОБРАЗНОСТЬ В УБЕЖДЕНИИ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА | РУССКИЕ КЛАССИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ О РЕЧИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ / РИТОРИКА | СТАТЬ ПРОФИ ПО ПРЕЗЕНТАЦИЯМ / РИТОРИКА | ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | РЕЧЕВАЯ ВЛАСТЬ КОРПОРАЦИИ / РИТОРИКА | ПСИХОЛОГИЯ МИМИКИ / РИТОРИКА | КОММУНИКАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ | ВЕДЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ ПРИ СДЕЛКАХ КУПЛИ-ПРОДАЖИ / РИТОРИКА | СВЕРИМ РЕАЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ТИПОЛОГИЯ ВАРИАНТОВ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ / РИТОРИКА | ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕЧИ / РИТОРИКА | СОВРЕМЕННОЕ КРАТКОСРОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС - РИТОРИКА | ГРАММАТОЛОГИЯ / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БИЗНЕС - КОММУНИКАЦИЙ / РИТОРИКА | БОЙТЕСЬ КОНСУЛЬТАНТОВ / РИТОРИКА | ПРОБЛЕМЫ РИТОРИКИ | РИТОРИКА. ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО. КРАСНОРЕЧИЕ | ЦИЦЕРОН И АНТИЧНАЯ РИТОРИКА | РЕЧЬ / РИТОРИКА | ОРАТОРАМИ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ | ОРАТОРСКИЙ ТРЕНИНГ / МАСТЕР ОБЩЕНИЯ | УПРАВЛЕНИЕ СВОИМ СОСТОЯНИЕМ. УПРАВЛЕНИЕ СОБЫТИЯМИ. СОСТОЯНИЕ КОМФОРТНОСТИ. | КУРСЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЖИЗНИ И СЦЕНЫ / РИТОРИКА | СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ОРАТОРУ | ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДВИЖЕНИЙ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ДЛЯ РАБОТЫ НАД СОЧЕТАНИЯМИ ЗВУКОВ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОТРАБОТКИ ГЛАСНЫХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ / РИТОРИКА | ДИКЦИЯ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ГОЛОСА / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОСНОВНЫХ ОРГАНОВ РЕЧИ / РИТОРИКА | УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ / РИТОРИКА | ТЕХНИКА РЕЧИ / РИТОРИКА | ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / РИТОРИКА | РИТОРИКА, ЛИНГВИСТИКА, КОММУНИКАВИСТИКА - ПРАГМАТИКА, РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ | РИТОРИКА КАК ИСКУССТВО И НАУКА | ТАКСОНОМИЯ / РИТОРИКА | МОТИВЫ ОТБОРА ФРАГМЕНТОВ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ( ФАЗА ОРИЕНТАЦИИ ) / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЙ КАНОН И СОВРЕМЕННОЕ КРАСНОРЕЧИЕ | ТРИ СПОСОБА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ / РИТОРИКА | ЗРИТЕЛЬНЫЙ И ГОЛОСОВОЙ КОНТАКТ / РИТОРИКА | РАЗГОВОРНОСТЬ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С АУДИТОРИЕЙ | ЧУВСТВО АУДИТОРИИ И СРЕДСТВА ЕГО ВОСПИТАНИЯ / РИТОРИКА | КОНТАКТ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ / РИТОРИКА | ЗАКОН УДОВОЛЬСТВИЯ / РИТОРИКА | ЗАКОН ЭМОЦИОНАЛЬНОСТИ / РИТОРИКА | ЗАКОН ПРОДВИЖЕНИЯ И ОРИЕНТАЦИИ АДРЕСАТА / РИТОРИКА | ПЕРВЫЙ ЗАКОН РИТОРИКИ И ПРИНЦИПЫ ДИАЛОГИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ | ЗАКОН ГАРМОНИЗИРУЮЩЕГО ДИАЛОГА / РИТОРИКА | ПРИНЦИП ГАРМОНИИ РЕЧЕВОГО СОБЫТИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ ГОВОРЯЩЕГО | РЕЧЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ (РЕЧЕВОЙ АКТ) И ТИПЫ РЕЧИ | РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ / РИТОРИКА | РИТОРИКА И РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА | СВЯЗЬ РИТОРИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ И ИСКУССТВОМ | ЧАСТНЫЕ РИТОРИКИ | ОБЩАЯ РИТОРИКА И ЕЕ РАЗДЕЛЫ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РИТОРИКИ | О РИТОРИКЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ СОФИСТОВ | РОЖДЕНИЕ РИТОРИКИ В ДРЕВНОСТИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ | РИТОРИКА ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ | ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РИТОРИКИ | АРИСТОТЕЛЬ РИТОРИКА | ИНФОРМАЦИЯ / УГРОЗЫ И ВЫЗОВЫ | ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ | КТО ВЛАДЕЕТ ИНФОРМАЦИЕЙ - ТОТ ВЛАДЕЕТ МИРОМ | ПРОГРАММА КУРСА “ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА” | РИТОРИКА ОБРАЗА | ПОЛЕМИКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ: ГЕНЕЗИС И ТРАДИЦИИ / РИТОРИКА | ПРАКТИКА СВОБОДНЫХ ГРАЖДАН / РИТОРИКА | ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РИТОРИКИ | ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРГУМЕНТАЦИИ КАК РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ | НЕОРИТОРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ | ЛИТЕРАТУРА РИТОРИКА | ОШИБКИ ПРИ ВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ТАКТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / РИТОРИКА | ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ И ТИПЫ СОВМЕСТНЫХ РЕШЕНИЙ / РИТОРИКА | ПОДГОТОВКА К ПЕРЕГОВОРАМ / РИТОРИКА | ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ТИПОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ / РИТОРИКА | ПЕРЕГОВОРЫ И БЕСЕДА. ОТЛИЧИЕ МЕЖДУ НИМИ / РИТОРИКА | ТИПЫ ВОПРОСОВ / РИТОРИКА | ПОДГОТОВКА К БЕСЕДЕ / РИТОРИКА | БЕСЕДЫ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ / РИТОРИКА | ТВОРЧЕСКИЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ПРОБЛЕМНЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ДИСЦИПЛИНАРНАЯ БЕСЕДА / РИТОРИКА | КАДРОВЫЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ВИДЫ ДЕЛОВЫХ БЕСЕД / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ БЕСЕДЫ / РИТОРИКА | ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ / РИТОРИКА | ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. ЕГО ЦЕЛИ И ТИПЫ / РИТОРИКА | ПОНЯТИЕ ДЕЛОВОЙ РИТОРИКИ | МИМИКА И ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ ОРАТОРА / РИТОРИКА | ТЕМП И ГРОМКОСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | ПРОИЗНЕСЕНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | ИМПРОВИЗИРОВАННАЯ РЕЧЬ / РИТОРИКА | ЗАПОМИНАНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | РИТОРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ | РИТОРИЧЕСКИЕ ТРОПЫ | ПРЯМОЕ И КОСВЕННОЕ СООБЩЕНИЕ / РИТОРИКА | ЭЛОКУЦИЯ / УКРАШЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / РИТОРИКА | ЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕЧИ / РИТОРИКА | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ АРГУМЕНТИРУЮЩЕЙ РЕЧИ / РИТОРИКА | ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ. ВСТУПЛЕНИЕ / РИТОРИКА | КЛАССИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ РЕЧИ - РАССУЖДЕНИЯ / РИТОРИКА | КОМПОЗИЦИЯ ОПИСАНИЯ И ПОВЕСТВОВАНИЯ / РИТОРИКА | ДИСПОЗИЦИЯ КАК РАЗДЕЛ НАУКИ / РИТОРИКА | ФАЗА ВЫБОРА И ФАЗА ПОГРУЖЕНИЯ / РИТОРИКА | ТЕМА И ЦЕЛЬ РЕЧИ / РИТОРИКА | СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ / РИТОРИКА | ТОПИКА / РИТОРИКА
МИФОЛОГИЯ
НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.