Меню
Назад » »

РИТОРИКА ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ


БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8) 
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1) 



ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ 
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )


МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ​ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ 


РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ 
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР 



ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ 
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ



ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)







 
     РИТОРИКА ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ


Общие понятия. Предмет и задачи курса.

Риторика - одна из самых древних филологических наук.
Что такое риторика? Что она изучает? Ответы на эти простые вопросы не столь однозначны и прямолинейны, как это может показаться на первый взгляд. Во всяком случае, авторами многочисленных учебников и пособий (особенно предназначенных для филологов) всё (или преимущественно всё) содержание риторики сводится к описанию средств выражения или анализу риторических жанров. Иными словами, предмет изучения, подлежащий вниманию науки под названием «риторика» сводится к одному лишь понятию – «красноречие» (по удачному определению знаменитого русского судебного ритора А.Ф.Кони (2-я половина XIX – 1-я половина ХХ вв.) красноречие - это «дар слова, волнующий и увлекающий слушателей красотой формы, яркостью образов и силою метких выражений») Очень хорошо неправомерность такого подхода была отмечена ещё в 1832 году русским педагогом и ритором Н.Ф. Кошанским в его книге «Частная риторика»: «Есть люди, кои полагают красноречие в громких словах и выражениях и думают, что быть красноречивым – значит блистатьриторическими украшениями… Они мало заботятся о мыслях и их расположении и хотят действовать на разум, волю и страсти тропами и фигурами. Они ошибаются. Это называется декламация»). Гораздо более широко, нежели понятием «красноречие», предмет, изучаемый риторикой, описывается понятием «ораторское искусство» (по определению того же А.Ф. Кони, это - «умение говорить грамотно и убедительно»). Прежде всего, ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: умение подбирать материал, анализировать проблематику, изобретать идеи речи, способные воздействовать на слушателей, создавать композицию будущего выступления, редактировать речь, выбирая оптимальные, целесообразные средства стилистического выражения, умение убеждать и привлекать аудиторию на свою сторону. Здесь, кстати, необходимо сразу предостеречь и от другой (наряду с пониманием риторики исключительно как умения красиво говорить) крайности: сведения риторики к теории аргументации, когда главным достоинством речи почитается лишь убедительность. Таким понимание риторики было в Древней Греции на заре её зарождения как науки, то есть в IV веке до Р.Х. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в практической общественной деятельности – главным образом судебной и политической. Создатель риторики великий греческий философ и ученый Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.) определил эту науку как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Такого же взгляда на риторику как науку об эффективности речевого воздействия на аудиторию придерживался позднее и римский государственный деятель и знаменитый оратор Цицерон (106-43 гг. до Р.Х.).
По замыслу Аристотеля, проблемы, решаемые риторикой, состояли в том, чтобы построить для широкого круга не осведомлённых в науке и философии людей аргументы, которые сделали бы для общества нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения. Аристотель, в частности, писал: «Риторика полезна, потому что истина и справедливость по своей природе сильнее своих противоположностей, а если решения поставляются не должным образом, то истина и справедливость необходимо побеждаются своими противоположностями, что достойно порицания».
Во времена Римской империи появилось несколько иное понимание риторики: она стала пониматься не как искусство говорить убедительно, а только лишь как искусство говорить красиво. Наиболее полно такое понимание риторики нашло выражение у Марка Фабия Квинтилиана, написавшего «Двенадцать книг риторических наставлений» - труд, посвящённый теории тропов и фигур речи и мысли. Функция «говорить убедительно» подменяется другой функцией – «говорить красиво», что и является, как мы уже говорили, одной из крайностей в понимании того, что представляет из себя риторика как таковая.
На самом деле, предмет риторики не ограничивается каким-либо одним из этих двух понятий, из чего следует, что риторика наряду с умением говорить красиво изучает также и умение на основе тех или иных знаний строить правильную и убедительную речь.
Таким образом, риторику можно определить как науку о красивом и целесообразном убеждающем слове. Поскольку мы живём и действуем в обществе, то и решение большинства проблем, возникающих по ходу жизни, мы принимаем совместно. О совместных решениях мы совещаемся друг с другом, а поскольку совещаемся мы лишь о том, о чём изначально существуют различные мнения, то для принятия того или иного решения мы убеждаем друг друга посредством разумных доводов, которые всегда выражаются словом. Убедить - значит обосновать предлагаемое решение таким образом, чтобы те, кто участвует в его обсуждении, согласились с предложенными доводами и присоединились к ним.
Риторика как наука изучает те словесные приёмы и формы убеждения, приводящего к достижению согласия, которые учитывают свободную волю человека, его способность разумно оценить и обсудить предлагаемые доводы и самостоятельно принять решение. Именно в этом смысле риторика является теорией аргументации, поскольку всякая аргументация одного ума, предполагающая наличие интеллектуального контакта с другими умами, стремится к присоединению их к своему мнению. Но чтобы найти и привести доводы, доказывающие правильность выдвигаемых положений, нужно иметь эти положения, то есть в первую очередь самому найти решение проблемы.
Средством разумного убеждения является слово, и убедительность доводов зависит главным образом от того, какие слова и каким образом используются в целях убеждения.
Во всем многообразии видов и родов словесности, составляющих культуру языка и текущую общественно-языковую практику, риторика изучает определённый аспект словесного творчества - аргументацию, связанную с принятием решения.
Предмет риторики - произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать. Риторика призвана ответить на вопрос: как создать конкретное высказывание в условиях, заданных определённым образом, и в каких именно конкретных формах его словесного воплощения сделать это? Таким образом, можно дать более точное определение риторики как науки об искусстве красивого и целесообразного убеждающего слова.
Риторика включает в себя два основных раздела, которые называются общей риторикой и частной риторикой. К общей риторике относят принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится. Частные риторики рассматривают употребление этих принципов в тех или иных конкретных условиях общения.
В нашем случае под частной риторикой следует подразумевать миссионерскую речь в разных её жанрах. Но прежде, чем приступить к рассмотрению нашего частного случая, необходимо для начала познакомиться с основами - иными словами, изучение курса «Риторика» нужно начать с изучения общей риторики. Вот почему мы не будем заниматься сразу же изучением специфики построения миссионерских речей, а начнём со знакомства с фундаментальными понятиями и категориями риторики.
Строение общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла к воплощению в тексте словесного произведения. Общая риторика содержит: 1) учение о риторе; 2) учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости; 3) учение о риторическом построении, то есть о словесном произведении в ходе его создания ритором. В учебном изложении учение о риторическом построении является основным и обыкновенно поглощает учение о риторе и учение об аргументации. Это делается, чтобы не осложнять и без того трудоёмкий и требующий систематической творческой работы процесс обучения.
Риторическое построение представляет собой учение о так называемом «внутреннем слове», или «внутреннем высказывании». Высказывание рассматривается на уровне общего замысла, на уровне словесной конструкции и на уровне словесного воплощения, что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение (инвенция), расположение (диспозиция), словесное выражение (элокуция), запоминание (меморио) ипроизнесение (акцио)
Главная цель изучения риторики – практическая (владение искусством целесообразного убеждающего слова). Искусство слова - самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому изучение его требует очень серьёзного труда. Освоение риторики невозможно без свободного владения литературным языком, без знания истории, философии, литературы, основ права, без знакомства с другими отраслями знания, другими словами - без всесторонней эрудированности. В противном случае риторика превращается в самое обыкновенное никому не нужное пустословие. Для повышения же степени эрудированности каждый желающий стать серьёзным и, что самое главное, успешным миссионером должен предпринимать активные личные усилия, направленные на самообразование также и вне рамок изучения данного курса.
Чтобы действительно научиться строить грамотную и убедительную письменную и устную публичную речь, необходимо: 1) понимать, как устроена аргументация, то есть знать теорию; 2) читать и разбирать произведения являющихся своего рода образцом классических авторов, чтобы развить в себеумение понимать произведение слова; 3) упражняться в построении различного рода устных и письменных текстов, то есть усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; 4) говорить и писать публично в реальных обстоятельствах общественной жизни, что, собственно, и составляет самую суть миссионерской деятельности.Первые три задачи решаются в учебном курсе риторики, а четвертая, главная задача, - в ходе профессиональной деятельности ритора (в нашем случае в процессе реальной миссионерской деятельности). Учебный курс риторики – это всего лишь основа профессиональной компетентности миссионера. Действительное же искусство слова, конечной целью которого является приведение к Православной вере и церковной жизни тех, кто пока ещё далёк от этого, рождается только в практике публичной аргументации.
 

МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА















НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ




РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     


ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )



ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar