- 1072 Просмотра
- Обсудить
148 Опыт США: парадигма объяснения Действительно, до начала 60-х годов были проведены весьма интересные полевые исследования в этой области. Важно подчеркнуть, что в большинстве случаев эти исследования посвящены отношениям организационным, межличностным, т. е. вторичным по сравнению с социально-экономическими. Процесс формирования отношений власти изучался в молодежных группах [Levin, 1974, White, 1956], семьях [Strodtbeck, 1954, Blood, et al., I960], госпиталях [Mills, 1954], организациях [Blan, 1964]. Отметим, что большое влияние на эти исследова'- ния оказали работы этологов по выявлению структуры подчинения у птиц, крыс, обезьян [Landau, 1951, Miller R., et al., 1955]. В теоретической социальной психологии отношения власти и подчинения рассматриваются весьма абстрактно, как отношения влияния. Социальная власть определяется как "потенциальное влияние". Влияние же понимается как изменение знания, установки, поведения, или эмоции человека, которое может быть приписано действиям другого. Таким образом, власть и влияние по существу применяются как синонимы. Эта их взаимозаменяемость не случайна. Она отражает реальный сдвиг в сторону изучения информационных аспектов социального взаимодействия, подменяющих по существу остальные. Об этом сдвиге свидетельствует широко принятая классификация типов власти, предложенная Френчем и Рэвеном [French J., et а1., 1959; Raven, 1965]. В основу типологии положено различие источников власти. Френч и Рэвен выделили шесть типов власти; принуждающую, вознаграждающую, легитимную, экспертную, информационную и референтную. Представление о них дает следующая выдержка: "Часто субъект влияния может выбирать между источниками (типами. - П. Ш.) власти. Доктор может делать упор на свою легитимную роль и настаивать на том, что пациент должен его слушаться; он может пытаться говорить с пациентом на "его языке" и установить с ним дружеские отношения, оказывая тем самым референтное влияние; он может подчеркнуть факт своего образования, выстроить в своем кабинете в ряд книги и журналы по медицине, дипломы, с тем чтобы установить свою экспертную власть; он может воспользоваться выражением одобрения или неодобрения как средством вознаграждения или принуждения или, если это в его силах, угрожать пациенту лишением медицинской помощи, он может использовать информационное влияние, тщательно объясняя пациенту характер его болезни и необходимость выполнения рекомендуемых упражнений или принятия лекарств" [Collins, et al., 1968, р. 183]. Принуждающая власть, как это следует из самого определения, означает, что "Ч знает, что если он не подчинится, за этим последует негативная санкция. Вознаграждающая власть возникает, когда Американский вклад в развитие социальной психологии ... 149 Д может способствовать вознаграждению Ч (например, рекомендовать повысить ему зарплату). При обоих типах власти Ч находится в подчиненном к Д отношении" [Op.Cit., р. 167]. Авторы этого определения Коллииз и Рэвен подчеркивают также, что оба типа власти предполагают внешний контроль за соблюдением предписаний. В отличие от названных форм, такого контроля не требует легитимная власть, которая основывается на "принятии Ч такого отношения в структуре власти, которое позволяет или обязывает Д предписывать Ч (определенные. - П.Ш.) типы поведения, и Ч должен в соответствии с законом подчиняться этому влиянию" [Op.Cit., р. 167]. Влияние этого рода связано, таким образом, с ролевыми предписаниями. Перечисленные типы власти (принуждающая, вознаграждающая и легитимная) в основном исчерпывают содержание нормативного влияния. Человек подчиняется или ведет себя определенным образом потому, что он либо боится наказания, либо уступает социально узаконенному авторитету, либо "обменивает" свое поведение на вознаграждение. Эти типы власти в реальной жизни имеют место во множестве разных сфер человеческой жизни. Однако, как ни странно, именно они и исследуются меньше всего. Коллинз и Рэвен объясняют это тривиальностью темы и очевидностью возможных открытий: "Кто был бы удивлен, обнаружив, что человек чаще всего подчиняется требованиям другого, если за этим стоит вознаграждение или наказание?" [Op.Cit., р. 168]. Данное объяснение звучит малоубедительно, если вспомнить, что другие, гораздо более тривиальные истины вроде "Мы любим тех, кто любит нас" и т. п. породили сотни экспериментов. Дело, видимо, в другом. Исследования отношений власти, которые были бы основаны не на межличностной привлекательности, эмоционально обусловленной симпатии или антипатии, а на их свойстве обеспечивать функционирование социальной системы с выгодой для власть имущих, невозможны потому, что они крамольны в условиях капиталистического общества, поскольку могут привести к констатации факта концентрации власти в руках меньшинства. Вместо этого во всех исследованиях старательно исследуется как раз обратное - давление большинства, не обладающего ничем, кроме монополии, на конвенциональную истину. Исследования других трех типов власти (информационной, экспертной и референтной) посвящены доказательству реальности влияния, ограниченного сферой знания, действием когнитивной структуры. Неудивительно поэтому, что зачастую исследования информационного влияния, с одной стороны, и власти эксперта - с другой, практически становится трудно отличать друг от друга. 150 По существу исследование власти эксперта, т. е. лица, обладающего социально зафиксированным (диплом, степень и т. п.) авторитетом компетентного специалиста в какой-либо области, есть не что иное, как исследование информационной зависимости [Collins, et а1., 1968, p. 176]. Эта же зависимость изучается и как информационная власть, под которой понимается власть, основанная не на убеждении в компетентности источника, а на действенности самого знания. Например, если показать испытуемому известный фоновый рисунок (ваза - два профиля) и сказать, что здесь нарисована ваза, то эта информация будет в дальнейшем оказывать уже самостоятельное, как бы независимое от источника влияние. Важное место в американской социальной психологии занимают исследования так называемой референтной власти, которую трудно отнести к информационному или нормативному виду влияния. Скорее всего она объединяет в себе оба эти типа. "Референтная власть определяется как имеющая в своей основе идентификацию Ч с Д или стремление Ч к такой идентификации" [Collins, et а1., 1968, p. 171]. Действие референтной власти графически представлено Коллинзом и Рэвеном (табл. 4). В основу предложенной ими схемы положены результаты исследований Шерифа и Фестингера [Festinger, 1954]. Как и Шериф, Фестингер считает, что когда индивид лишен возможности проверить объективность, достоверность своего мнения, он попадает в информационную зависимость от других людей, обычно тех, с мнением которых он считается. Если в группе возникают разногласия, то одновременно начинают действовать силы, восстанавливающие ее единство. Униформность, единомыслие членов группы, согласно Фестингеру, необходимы для групповой локомоции, т. е. движения группы к определенной цели. Униформность группового мнения достигается либо сближением разных точек зрения посредством усиленной коммуникации, либо исключением инакомыслящих из группы, либо уменьшением влияния последних путем дискредитации их мнений. Если в основе теории коммуникации лежит допущение о том, что люди стремятся установить, правильны ли, достоверны ли их мнения об окружающем мире, то в основу теории социального сравнения положено допущение относительно адекватности оценки своих способностей. По мнению Фестингера, этот процесс сравнения имеет определенные особенности. Первая из них состоит в том, что каждый обычно принимает за эталон для сравнения сходного с ним человека. При этом обнаруживаются тенденции: изменять свое собственное мнение в сторону уменьшения его отличия от мнения человека, взятого за эталон, или убеждать последнего изменить его мнение в на-Таблица 4 Диаграмма референтного влияния [Collins, Raven, 1968] (с. 151. При наличии нижеследующего текста мало интересна.) Д - другой индивид или группа. 152 правлении сближения со своим. Другая важная особенность состоит в тенденции к повышению уровня эталона. Достоинство схемы Рэвена и Коллинза состоит в том, что в ней наглядно представлено действие различных факторов, действующих на индивида в группе. В нее входят почти все исследуемые в настоящее время параметры группового влияния. Содержание табл. 3 раскрывается следующим образом. Есть индивид, который испытывает потребность в самооценке (А). Ему хочется знать, что он ведет себя как полагается, т. е. что его мнения, убеждения, установки правильны, что его способности и действия "не хуже, чем у других". Когда он попадает в необычную ситуацию (Б) и в особенности когда он должен действовать, потребность в самооценке обостряется. Примером может служить положение новобранца в первом бою. Потребность в самооценке также может быть усилена противоречивостью когниций; например, человек, который не верит в существование "летающих тарелок", вдруг видит похожий на них летящий объект. Особый случай несоответствия - расхождение в мнении (В) с другим, уважаемым, ценимым человеком. Человек может оценивать свое мнение, опираясь на непосредственное восприятие (Г) или имеющиеся знания (Т). Например, странный летающий предмет можно определить как оптический эффект. Уместность своих действий можно определить, сопоставив их с принятыми правилами поведения (Е). Когда эти три элемента -Г, Т и Е недостаточны для оценки своего мнения, особое значение приобретает социальное сравнение (Ж): Ч обращается к Д как к эталону для определения правильности своего поведения. Если он обнаружит, что Д (человек или группа, с которыми он себя сравнивает) ведет себя так же, как и он сам, то почувствует социальную поддержку и будет с уверенностью продолжать свои действия. Когда возникает расхождение (В), потребность в самооценке возрастает и начинают действовать силы, уменьшающие (З) это расхождение и восстанавливающие униформность. Для того чтобы эти силы начали действовать, необходимы следующие условия: 1) Ч должен прислушиваться к мнению Д по данному вопросу, по крайней мере замечать его (И), так как иногда человек просто не видит, что его поступки и мнения идут вразрез с мнениями других; 2) Д должен быть релевантен объекту, по поводу которого возникло расхождение (В). Так, например, расхождение мнений по поводу того или иного политического деятеля будет иметь меньшую релевантность в команде спортсменов, чем среди членов политической группировки; 3) Ч должен в какой-то степени идентифицировать себя или осознать свое сходство с Д или по крайней мере стремиться к та-153 кой идентификации и сходству (Л). Спортсмен-любитель не будет слишком обескуражен тем, что он уступает известному мастеру; 4) Д должен был бы быть привлекателен для Ч (нравиться ему), поскольку человека больше беспокоит разногласие с уважаемыми им людьми. От указанных факторов зависит степень давления Д на Ч, вынуждающего Ч к конформности. Чем больше давление, тем более Ч склонен к поступкам и когнитивным изменениям, которые уменьшили бы это давление. Он может попытаться изменить свое поведение и мнение в направлении сближения с Д. Если ему это удается, то уменьшается расхождение (В) и вместе с ним давление со стороны Д. Он может также попытаться вызвать изменение Д в свою сторону (О), что тоже уменьшит расхождение. Если объект расхождения достаточно двусмыслен, Ч может уменьшить расхождение путем когнитивного искажения (П), например, сказав себе: "Наши мнения только внешне разные"-или преуменьшив значение этого расхождения. Давление может быть уменьшено когда Ч отвергает Д одним из следующих способов: 1) если в основе давления - привлекательность, Ч может отвергнуть Д, сменив симпатию к нему на антипатию; 2) если основа давления - идентификация, Ч может отказаться признать свое сходство с Д, сказав: "Он совсем другой человек и видит все по-своему"; 3) Ч может убедить себя в том, что объекты, по поводу которых возникли расхождения, не релевантны отношению с Д; 4) наконец, он может (как заметил Хайдер) дифференцировать Д на Д1 и Д2 (С). Так, молодой человек, обнаружив, что политические убеждения его невесты расходятся с его собственными, может сказать себе: "Она в общем хорошая девушка, но где-то ее напичкали этими идеями, которые в сущности ей не свойственны". Каждый из этих приемов, иногда используемых одновременно, ведет к уменьшению давления [Collins, et а1., 1968, p. 173-174]. Действие указанных факторов было подтверждено в многочисленных экспериментах. При знакомстве с полученными в них данными нельзя не обратить внимания на уже неоднократно отмечавшуюся черту: вся драма отношений индивида с группой разворачивается у него в сознании и вокруг отношений симпатии-антипатии. Вторая особенность, на которой мы остановимся более подробно, - подчиненное, зависимое положение индивида в группе. Общий постулат, который незримо присутствует в большинстве исследований группового влияния, - это постулат неизбежности уступки индивида группе. По существу он и объединяет употребляемые как синонимичные понятия власти, влияния, зависимости, податливости и конформности. Власть в этой модели всегда на стороне группы (или другого), индивид же 154 Опыт США: парадигма объяснения всегда рассматривается как объект влияния, зависимый от группы, готовый пожертвовать своим мнением, лишь бы остаться в группе. Такая гипертрофированно "стадная" модель человека, вполне естественно, вызвала большой интерес к поиску личностных свойств, оптимизирующих или блокирующих процесс адаптации к группе. В экспериментах Крэчфильда [Cratchfield, 1955], Тудденхэма и Брайда [Tuddenham, et al., 1959(b)] были сделаны выводы о том, что представители этнических меньшинств и женщины оказывались более конформными. "Конформисты", по оценке психологов, описывались как податливые, заторможенные, нерешительные, слабо осознающие свою мотивацию и поведение, плохо переносящие стресс и т. п. В свою очередь, "независимые" характеризовались как более активные, способные, находчивые, устойчивые. Мужественные, уверенные в себе и т. п. В некоторых экспериментах [Di Vesta, 1958] была выявлена положительная корреляция между конформностью, с одной стороны, и невротизмом, хронической тревожностью [Taylor, 1953], авторитарностью (по Ф-шкале Адорно), этноцентризмом [Adorno Т., et al., 1950], потребностью в аффилиации [Becker, et al., 1962], суровым воспитанием [King, 1959] и т. п. В ряде исследований была получена положительная корреляция между конформностью и восприятием себя как скромного, тактичного, доброго, готового помочь оказать услугу, терпеливого. Помимо этого, конформность положительно коррелировала с показателями податливости, сдержанности, осторожности, контролируемости, теоретической, интеллектуальной ориентацией, а также с такими условиями, как оповещение испытуемых о том, что измеряется их интеллект, групповое сотрудничество с целью получения вознаграждения. В то же время конформность отрицательно коррелировала с восприятием себя как капризного, оптимиста, логично мыслящего, рационального, требовательного, оригинального, обладающего чувством юмора, а также с такими личностными характеристиками, как общительность, стремление к достижениям, интеллектуальность, уверенность в себе, стремление к индивидуальному (в отличие от группового) вознаграждению [McDavid, et al., 1974, р. 275; Di Vesta, 1958]. Исследовалась конформность представителей одной национальности в сравнении с другой. Так, С. Милграм нашел, что студенты-норвежцы оказались более конформными по сравнению с французскими [Milgram, 1961]. Очевидно, что попытки выявить некий синдром конформности с самого начала были обречены на неудачу. Обобщая данные современных исследований личностных характеристик, обусловливающих Американский вклад в развитие социальной психологии ... 155 конформность, МакДэвид и Хэрэри делают вывод о том, что прогноз конформного поведения индивида в социальной ситуации возможен только при условии одновременного учета "комбинации характеристик контекста поведения, в котором возникает конформность, характеристик группы или индивида, оказывающих давление в сторону конформности, и характеристик индивида, подвергающегося социальному давлению" [McDavid, etal., 1974, р. 276]. Обращает на себя внимание противоречивость как самого образа конформиста, так и отношения к нему. С одной стороны, некоторые черты конформиста определенно позитивны: добрый, отзывчивый, готовый помочь и т.п., с другой - предполагается, что он обладает этими качествами, поскольку глуп, невротичен и т. д. Иначе говоря, он "позитивно слаб" и поэтому не может не вызывать с точки зрения принятых индивидуалистических стандартов ничего, кроме сожаления. Нонконформист, напротив, "негативно силен"; эгоистичен, уверен в себе, интеллектуален, а отношение к нему можно определить как скрытое восхищение. На наш взгляд, такое противоречивое отношение вызывается противоречием между формально утверждаемыми нормами псевдоколлективизма и фактическим культом индивидуального успеха. В жизни нельзя выделить типы конформиста и нонконформиста в "чистом" виде. Обычно человек сочетает их в себе в разной пропорции. Также неоднозначной может быть и уступка группе. Как бы то ни было, но в схеме группового влияния индивид (как уже отмечалось) поставлен в зависимое, пассивное положение. Такой индивид представляется в этой схеме как норма: адаптивный - значит хороший, соответственно неадаптивный - плохой. Последнего еще называют девиантом, отклоняющимся. Такая интерпретация полностью обусловлена фетишизацией устойчивости группы. Следует отметить, что еще Левин указывал на нереальность такого состояния группы и в своих теориях группового решения и социального изменения исходил из того, что статус-кво есть не статичное положение, а динамический процесс и пользовался термином "квазистатичное равновесие" [Deutsch, 1968, р. 473]. Однако впоследствии групповое равновесие стало пониматься как идеальное состояние, к которому якобы стремится группа, и соответственно проблема изменений в группе была либо вовсе упразднена в исследованиях, либо трансформирована, причем весьма своеобразно. В ряде экспериментов было показано, что индивид, выступающий с отличающейся точкой зрения, немедленно попадает в фокус коммуникативной сети, подвергается давлению и если не уступает ему, то 156 Опыт США: парадигма объяснения исключается из группы. Это - модель обращения общества с правонарушителями. Если поставить вопрос, кто же по данным экспериментальной социальной психологии может все-таки изменить что-то в группе (нормах, поведении и т.п.), то ответ будет такой: лидер группы. В соответствии с данными Холландера [Hollander, I960], лидер обладает у членов группы так называемым кредитом идиосинкразии или, попросту говоря, ему разрешается определенное отклонение от нормы, что строжайше запрещено рядовым членам группы ("Что позволено Юпитеру, то не позволено быку"). Считается, что этого требуют интересы группы. В наиболее авторитетном учебнике социальной психологии Джо-унса и Джерарда читаем: "Одна из обязанностей лидера - инновация, установление новых стандартов, проверка новых способов взаимодействия с внешним для группы миром. Лидер получает за это кредит (доверия. - П. Н.), даже если он отступает от обычного типа поведения. Обычно предполагается, что лидеры не должны быть конформны, и обратное может привести к потере ими статуса" [Jones, et al., 1967, р. 416]. Вполне естественно возникает вопрос, как же добиться этого узаконенного права на инновацию. Стратегия довольно проста. "Мы сказали бы, что его (будущего лидера. - П. Ш.) поведение должно быть положительно подкрепляющим для других членов группы, если он хочет стать образцом для их действий" [McGuinnes, 1970, р. 173]. Таким положительно подкрепляющим поведением считается конформное поведение, рьяное соблюдение групповых норм. Добившись репутации идеального члена группы, индивид становится лидером и тогда может позволить себе отклоняться от нормы, вводить инновации, инициировать изменения и т. п. Согласно Картрайту, "члены (группы. - П. Ш.) приобретают статус конформностью, а статус позволяет нонконформность" [Cartwright, 1961, р. 18]. Картина будет совсем полной, если добавить, что по данным исследований рядовой член группы также может внести какие-то изменения, но только через лидера. Модель всемогущества группы, одностороннего влияния большинства на меньшинство. Она далеко не безвинна и не безопасна, если принять во внимание, что она оправдывает пассивность индивида, выдает контактную группу за общество, что в ней заложена идея задушить в корне любые проявления протеста и несогласия с существующим порядком вещей. В исследованиях подобного рода лидер предстает как бы изъяви-телем мнения и желании группы (большинства). Идеологичность этой Американский вклад в развитие социальной психологии ... 157 картины обнаружится, если за понятиями "большинство" и "меньшинство" (лидеры) видеть не абстрактные, а реальные социально-экономические группы. Тогда окажется, что меньшинство (лидеры) действительно правят большинством и изменяют общественные нормы, однако руководствуются при этом не групповыми, а чисто собственническими интересами. При этом они менее всего нуждаются в референтной власти, обладая реальными рычагами социального управления. Социально-экономический анализ показывает, что общественные нормы изменяются отнюдь не только сверху, но прежде всего стихийно, как результат разрешения социальных конфликтов, вызванных реальными социально-экономическими изменениями. Кроме того, свою лепту в социальный процесс вносят и так называемые "девианты", к которым американские социальные психологи без разбору относят всех нонконформистов (преступников, революционеров, радикалов и наркоманов). Далее, узкое и абстрактное понимание норм оставляет совершенно без внимания проблемы их функциональной направленности. Чьи нормы, кому выгодны, кому служат - все эти вопросы тоже под запретом. Также абстрактно и произвольно рассматривается легитимность права большинства определять, что хорошо, что плохо. Как же быть тогда с такими сферами человеческой деятельности, как творчество, наука, искусство, где нет большего наказания, чем прослыть банальным, стандартным, неоригинальным. Если бы в обществе действовала только эта или по преимуществу эта модель, то не было бы революций ни в науке, ни в культуре. 6.5. Межгрупповые отношения Как уже неоднократно отмечалось, психология социального (в принятом в США смысле) поведения индивида - исходная точка анализа групповых процессов в американской социальной психологии. Как видно из исследований аттракции, влияния и отношений власти, эта точка зрения принимается почти единодушно. Группа рассматривается как отношение "индивид-индивид". Далее, даже сохранив, и продолжив эту логику в соответствии с наиболее признанным (в американской социальной науке) пониманием общества как совокупности групп, надо было бы перейти к анализу межгрупповых отношений. Однако этого-то и не происходит. Самая серьезная причина такого обрыва цепи "индивид-группа-общество", общепринятой в американской социальной науке, состоит опять же в методологическом подходе с позиций индивидуализма. 158 Опыт США: парадиг.ма объяснения По мнению Берковица, "отношения между группами в конечном счете становятся проблемами психологии индивида. Индивиды решают идти на войну; в боях сражаются индивиды; мир заключают индивиды... В конечном счете индивид нападает на опасное и антипатичное этническое меньшинство" [Berkowitz, 1962, р. 167]. Действительно, практически воюет солдат, но наивно полагать, что он сам решил воевать, равно как и объектом нападок расистов этническая группа становится не по своей воле так же, как и не по произвольному желанию других этнических групп. Однако, несмотря на очевидную поверхностность и несостоятельность индивидуалистического подхода к межгрупповым отношениям, он, бесспорно, доминирует и в без того немногочисленных исследованиях этой проблемы, препятствуя ее глубокому анализу. Межгрупповые отношения изучаются большей частью как интериндивидуальные отношения между представителями двух групп на уровне социальной перцепции, преимущественно как действие этнических предрассудков и стереотипов [Kidder, et а1, 1975, Allport, 1958]. Так же тормозит исследование межгрупповых отношений утвердившееся представление о том, что хотя группа и есть нечто качественно иное, нежели собрание индивидов, но она не обладает никакими особыми собственными свойствами. Такие ее качества, как, например, сплоченность, также объясняются индивидуальными факторами. В определенном смысле это отголосок реакции на поиски в прошлом "группового сознания", "группового духа" и тому подобных нематериальных феноменов. Большое значение, по распространенному мнению, имеет и то обстоятельство, что межгрупповые отношения методически трудно исследовать в лаборатории (и это действительно так). В конечном итоге оказывается, что социальная психология изучает изолированного индивида в изолированной группе. Искусственность такой идеализации объекта очевидна, и некоторые исследователи, несомненно, понимают это. Так, например, Аш замечает: "Каждый действует сам по себе, но вместе люди вызывают результат, который не входил в их намерения. Они входят в систему, влияют друг на друга через саму эту систему..., обычно даже не осознавая этого... Если принять это во внимание, то следует, видимо, отойти от весьма распространенной тенденции "растворять" социальные факты в психологических механизмах одиночек" [Asch, 1952, р. 310]. Такого рода предостережения, однако, крайне редки, не говоря уже о том, чтобы они учитывались. Разумеется, и речи быть не может об Американский вклад в развитие социальной психологии ... 159 исследовании реальных отношений даже социально-экономических групп, а тем более классов. В этом, на наш взгляд, и кроется главная (помимо соображений методологического порядка) причина ограниченности исследований межгрупповых отношений. Опасность проблемы - вот чем объясняется столь странное пренебрежение одним из важнейших объектов социальной психологии. Не удивительно поэтому, что во всем пятитомном "Руководстве по социальной психологии" под редакцией Г. Линдзея и Э. Аронсона проблеме межгрупповых отношений уделено всего несколько страниц. Наперечет и специальные работы в этой области. По существу единственным серьезным исследованием можно считать эксперименты Шерифа, проведенные в 1949 и 1954 гг. [Sherif, 1954]. Между тем уже в них обнаруживается действие таких механизмов, которые не могут быть объяснены по логике индивидуального и интериндиви-дуального поведения. Имея в виду, что эти эксперименты достаточно хорошо известны, напомним лишь их суть. Основная задача, которая ставилась в них, состояла в том, чтобы изучить, как возникают групповые нормы, складывается сеть межличностных отношений, как развивается, протекает и, наконец, разрешается межгрупповой конфликт. Испытуемыми в этих экспериментах были мальчики, бойскауты в возрасте 9-12 лет. Им было сказано, что в лагерях, в которые их направляют, изучаются формы организации работы. Испытуемые подбирались с соблюдением следующих условий. Они должны были быть психически нормальны, ранее незнакомы, приблизительно одинаковы по возрасту и социальному происхождению. Лагеря были расположены вдали от населенных пунктов, что позволяло экспериментаторам контролировать факторы социального взаимодействия. Для сбора данных применялись скрытые камеры, микрофоны, прямое наблюдение, социометрические тесты, межличностное оценивание. В первом эксперименте обстановка межгрупповой напряженности создавалась следующим образом. Две сложившиеся группы - "Бульдоги" и "Красные дьяволы" участвовали в пятидневном соревновании, где группа получала призы по сумме индивидуальных результатов. Судьи намеренно "подсуживали" в пользу "Бульдогов". В результате атмосфера спортивной борьбы уступила место вражде. Она была намеренно усилена еще и тем, что после соревнования руководство лагеря устроило вечер для обеих групп якобы с целью "забыть старое". На вечере одна половина угощения была лучше другой, поставленной отдельно. "Красных дьяволов" пустили рань-160 Опыт США: парадигма объяснения ше и позволили им захватить лучшую половину. С этого момента вражда достигла максимума. В течение двух дней испытуемым разрешали открыто проявлять свою агрессивность (бросаться хлебом, обзывать друг друга и т.п.). Несмотря на то, что экспериментаторы прекратили вмешательство, обе группы продолжали вести себя враждебно по отношению друг к другу. Отсюда был сделан вывод о том, что межгрупповой конфликт продолжает сохраняться и после того, как реальная причина конфликта уже устранена, а также несмотря на то, что эмоциям был дан некоторый выход. Во втором эксперименте, проведенном пятью годами позднее, испытуемыми были 22 мальчика II лет, разделенные на две равные группы. Вначале внутри групп были созданы отношения солидарности, затем между группами, по методике первого эксперимента, была возбуждена враждебность. Первая попытка снять напряженность путем межгрупповых контактов, даже в благоприятной обстановке, оказалась безуспешной. Напротив, проявления враждебности усилились. Тогда были организованы различные мероприятия, которые требовали объединения усилий обеих групп (поиск причин неожиданной поломки водопровода, сбор денег на просмотр очень интересного для обеих групп кинофильма, ночной подъем и поход для буксировки "сломавшегося" грузовика, который доставлял в лагерь продукты). В результате сотрудничества групп установившиеся различия между "мы" и "они" стали стираться, а меж-групповая враждебность была почти устранена. Сильная сторона этих экспериментов в их жизненности, реальности обстановки. Они убедительно свидетельствуют о том, что обычно изучаемая сеть симпатий и антипатий, при всем ее значении, фактически подчиняется содержанию деятельности, О том, что это так, свидетельствуют и немногие полевые исследования. Так, например, Стауффер с соавторами показали, что даже такие прочно фиксированные социально-психологические образования, как этнические стереотипы, и те перестают действовать, когда группа вынуждена сплачиваться в борьбе с общей опасностью. В американских подразделениях во время второй мировой войны межрасовые конфликты в период боевых действий значительно ослабевали и возобновлялись лишь в спокойной обстановке [Stouffer, et а1., 1949]. Нельзя, разумеется, утверждать, что американские социальные психологи вообще не исследуют реальные отношения между группами. Однако в подавляющем большинстве случаев они ограничиваются изучением конфликтов между представителями различных групп, т. е. на интериндивидуальном уровне. Тем самым конфликт переводится в плоскость социальной перцепции и в конечном итоге исследуется как фено-Американский вклад а развитие социальной психологии ... 161 мен индивидуального сознания. Нетрудно заметить, что такой прием позволяет уйти в безопасную зону и рассматривать сами конфликты между группами как следствие аберрации индивидуальной психики.
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.