- 103416 Просмотров
- Обсудить
БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1)
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ
РОБЕРТ ГРЕЙВС. МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕР. ИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР
ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)
СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ / РИТОРИКА
Смысловая модель «Род и вид».
Этот топ отражает универсальный закон человеческой мысли (и речи) -- ее «нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождение» от частного к общему (индукция). Благодаря этой модели простая идея размножается по вертикали.
Пример: роза -- простое понятие, более общее по отношению к ней -- цветок, еще более высокая ступень обобщения -- растение.
Особым подразделением в топе «род и вид» назовем топ «разновидности». Разновидностями розы будут: простой дикий шиповник, махровая садовая роза, белая и красная...
Сократ в диалоге Платона «Федр» говорит, что эта смысловая модель позволяет человеку, «охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления».
Смысловая модель «Определение».
Определение, по словам Кошанского, -- «труднейший, но и полезнейший» источник изобретения. Мы рассматриваем его сразу после топа «род и вид», потому что, определяя предмет речи, делают это «через ближайший род и видовое отличие».
Пример: Аристотель определил человека как «двуногое без перьев». Ближайший род в этом определении -- «двуногое»; «видовое отличие, отделяющее двуногого человека от двуногой же птицы, -- «отсутствие перьев». Сравним другое определение человека -- пример из «Общей риторики» Кошанского: «Человек есть животное (ближайший род), одаренное разумом, словом и бессмертной душой (видовые отличия)».
Итак, определить предмет речи -- значит назвать общий род и видовое, специфическое его отличие от других предметов того же рода. Этот топ позволяет делать речь ясной и непротиворечивой. Используя эту смысловую модель, нужно помнить, что ваша речь не должна напоминать толковый словарь. Прекрасные примеры подлинно риторических определений можно найти в сборниках афоризмов и крылатых слов. Хорошо, если вы сами научитесь употреблять определения -- метафоры: «Жизнь есть сон».
Смысловая модель «Целое -- части».
Эта модель позволяет, во-первых, рассмотреть предмет речи как часть некоего целого и рассуждать так же и об этом целом; во-вторых, рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.
Этот топ отражает универсальный закон работы мысли: ее движение от целого к частям предмета и снова к целому.
Пример: карандаш -- одна из письменных принадлежностей (определение). В нем две части: деревянная палочка, а в нее вставляется графитовая сердцевина (части).
Итак, разделение, расчленение смысловой структуры в речи сопутствует анализу и синтезу.
Смысловая модель «Свойства».
Под названием «свойства» назовем несколько очень близких смысловых моделей. Это признаки (приметы) предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Чтобы правильно и успешно использовать топ «свойства», нужно:
1) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качество объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата;
2) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций.
Блестящий оратор и теоретик русской судебной риторики П. Сергеич пишет: «Исходная точка искусства заключается в умении уловить частное, особенное, характерное, то, что выделяет известный предмет или явление из ряда других ему подобных. Пока нет обособления, нет художественной обработки. Мещанин Иванов украл пару сапог. Сколько ни думать, из этого ничего иного нельзя выдумать, кроме того, что Иванова надо посадить в тюрьму. Отметьте одну характерную черту, скажите: старик Иванов украл пару сапог, мальчишка, пьяница, вор Иванов, украл пару сапог, и вам уже дана канва для бытового очерка, вы уже на пути к художественному творчеству, уже готовы от себя вложить в дело нечто вам лично присущее». (29, 131).
Смысловая модель «Сопоставление».
«Все познается в сравнении» -- крылатое выражение, которое отражает универсальность этой модели для познания мира и речи о нем.
Поиски общего между предметами и явлениями, как и открытия отличного и противоположного, позволяют человеку классифицировать бесконечное разнообразие вещей, сделать мир доступным познанию…
Если мы ищем сходство между предметами или явлениями, то обращаемся к модели «сравнение».
Модель «сравнение» построена из двух членов (то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают) и термина сравнения, связывающего эти члены (это то общее, что дает возможность сравнивать вещи).
Пример: Юношество -- весна человечества. «Юношество», «весна» -- члены сравнения; термины сравнения -- пробуждение к жизни, сила, красота.
Шопенгауэр говорил, что «сравнение представляет большую ценность, поскольку оно объясняет неизвестные отношения с помощью известных».
Если нам нужно найти различие между предметами или явлениями, то следует обратиться к модели «противопоставление», которая позволяет познать вещь и представить ее через столкновение ее с другой вещью, обладающей противоположными свойствами: «война и мир».
Смысловая модель «Причина и следствие».
Мы обращаемся к этому топу, когда возникает необходимость четкой аргументации для построения рассуждения и для получения обоснованных выводов или оценок. Существуют две разновидности этой модели:
1) «веерная», когда определяется набор, ряд причин одного явления или его возможных следствий;
2) «цепная», когда ряд умозаключений «от причины к следствию» составляют рассуждения и приводят к некоему выводу.
Пример из старых риторик того, как разрабатывается тема «Завтра, завтра, не сегодня -- так ленивцы говорят».
1. Анализ темы (смысла пословицы). Почему многие любят все откладывать?
2. Причины:
а) недостаток чувства долга и любви к добру;
б) легкомыслие, надежда на то, что все можно успеть сделать за один присест;
в) изнеженность, непривычка к постоянным усилиям и преодолению трудностей;
г) жажда удовольствий, «коим в жертву приносится долг», отвращение от всего, что кажется неинтересным.
3. Следствия:
а) кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда; у всякого дня -- своя забота;
б) многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно упущено;
в) отложенная работа выполняется всегда спешно кое-как;
г) портится настроение;
д) теряется доверие начальства, сотрудников, подчиненных.
Смысловая модель «Обстоятельства».
Где? когда? как? каким образом? -- вот вопросы, ответы на которые и дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Особенно важны эти топы в повествованиях и описаниях.
Пример действия этой смысловой модели вы найдете в любой газетной статье.
Смысловая модель «Пример».
Риторические принципы конкретности и близости требуют того, чтобы каждое положение речи иллюстрировалось примерами. Примеры черпаются говорящим из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы и т.д.
Смысловая модель «Свидетельства».
Свидетельства», или «обращение к авторитетам» -- смысловая модель во многом сходная с топом «примеры». Это цитаты, изречения, которые употребляются с разными целями. Они могут придать речи весомость признанного авторитета, убедительность древней мудрости, очарование поэзии. Пользоваться этой моделью нужно умело.
«Чтобы соблюдать общериторический принцип «гармонии речевого события», подбирая изречения и ссылаясь на «авторитеты», нужно помнить: источники, к которым вы обращаетесь за этим материалом, должны быть авторитетными не только для вас, и не только «вообще», но прежде всего для вашей аудитории или собеседников» (21, 155).
«Свидетельствами можно открывать речь, завершать ее, можно их использовать «на границе» структурных частей произведения.
Смысловая модель «Имя»
Эта смысловая модель предполагает обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей.
Пример: Владивосток -- владей востоком.
Итак, изобретая содержание речи, есть смысл обратиться к топам. Перебирая их в уме и зная механизм их действия, можно «поймать», «схватить» идеи для своей будущей речи. Этот процесс называется ориентацией в содержании будущей речи. В этом процессе рождается и первый, предварительный, план речи, который может выглядеть как перечень вопросов, в принципе подлежащих обсуждению. Этот план будет уточняться и в ходе инвенции, и в ходе диспозиции.
На начальной стадии подготовки речи, в фазе ориентации, очень важным звеном является постановка цели и формулирование темы.
Смысловая модель «Род и вид».
Этот топ отражает универсальный закон человеческой мысли (и речи) -- ее «нисхождение» от общего к частному (дедукция) и «восхождение» от частного к общему (индукция). Благодаря этой модели простая идея размножается по вертикали.
Пример: роза -- простое понятие, более общее по отношению к ней -- цветок, еще более высокая ступень обобщения -- растение.
Особым подразделением в топе «род и вид» назовем топ «разновидности». Разновидностями розы будут: простой дикий шиповник, махровая садовая роза, белая и красная...
Сократ в диалоге Платона «Федр» говорит, что эта смысловая модель позволяет человеку, «охватив все общим взглядом, возводить к единой идее разрозненные явления».
Смысловая модель «Определение».
Определение, по словам Кошанского, -- «труднейший, но и полезнейший» источник изобретения. Мы рассматриваем его сразу после топа «род и вид», потому что, определяя предмет речи, делают это «через ближайший род и видовое отличие».
Пример: Аристотель определил человека как «двуногое без перьев». Ближайший род в этом определении -- «двуногое»; «видовое отличие, отделяющее двуногого человека от двуногой же птицы, -- «отсутствие перьев». Сравним другое определение человека -- пример из «Общей риторики» Кошанского: «Человек есть животное (ближайший род), одаренное разумом, словом и бессмертной душой (видовые отличия)».
Итак, определить предмет речи -- значит назвать общий род и видовое, специфическое его отличие от других предметов того же рода. Этот топ позволяет делать речь ясной и непротиворечивой. Используя эту смысловую модель, нужно помнить, что ваша речь не должна напоминать толковый словарь. Прекрасные примеры подлинно риторических определений можно найти в сборниках афоризмов и крылатых слов. Хорошо, если вы сами научитесь употреблять определения -- метафоры: «Жизнь есть сон».
Смысловая модель «Целое -- части».
Эта модель позволяет, во-первых, рассмотреть предмет речи как часть некоего целого и рассуждать так же и об этом целом; во-вторых, рассмотреть элементы, части, составляющие предмет речи, и говорить о них по отдельности.
Этот топ отражает универсальный закон работы мысли: ее движение от целого к частям предмета и снова к целому.
Пример: карандаш -- одна из письменных принадлежностей (определение). В нем две части: деревянная палочка, а в нее вставляется графитовая сердцевина (части).
Итак, разделение, расчленение смысловой структуры в речи сопутствует анализу и синтезу.
Смысловая модель «Свойства».
Под названием «свойства» назовем несколько очень близких смысловых моделей. Это признаки (приметы) предмета речи, его качества, его функции, его характерные действия. Чтобы правильно и успешно использовать топ «свойства», нужно:
1) отбирать только существенные, характерные признаки, функции, качество объекта, причем такие из них, которые делают его действительно интересным как предмет речи и для говорящего, и для адресата;
2) не избегать при этом выражения собственных оценок, эмоций.
Блестящий оратор и теоретик русской судебной риторики П. Сергеич пишет: «Исходная точка искусства заключается в умении уловить частное, особенное, характерное, то, что выделяет известный предмет или явление из ряда других ему подобных. Пока нет обособления, нет художественной обработки. Мещанин Иванов украл пару сапог. Сколько ни думать, из этого ничего иного нельзя выдумать, кроме того, что Иванова надо посадить в тюрьму. Отметьте одну характерную черту, скажите: старик Иванов украл пару сапог, мальчишка, пьяница, вор Иванов, украл пару сапог, и вам уже дана канва для бытового очерка, вы уже на пути к художественному творчеству, уже готовы от себя вложить в дело нечто вам лично присущее». (29, 131).
Смысловая модель «Сопоставление».
«Все познается в сравнении» -- крылатое выражение, которое отражает универсальность этой модели для познания мира и речи о нем.
Поиски общего между предметами и явлениями, как и открытия отличного и противоположного, позволяют человеку классифицировать бесконечное разнообразие вещей, сделать мир доступным познанию…
Если мы ищем сходство между предметами или явлениями, то обращаемся к модели «сравнение».
Модель «сравнение» построена из двух членов (то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают) и термина сравнения, связывающего эти члены (это то общее, что дает возможность сравнивать вещи).
Пример: Юношество -- весна человечества. «Юношество», «весна» -- члены сравнения; термины сравнения -- пробуждение к жизни, сила, красота.
Шопенгауэр говорил, что «сравнение представляет большую ценность, поскольку оно объясняет неизвестные отношения с помощью известных».
Если нам нужно найти различие между предметами или явлениями, то следует обратиться к модели «противопоставление», которая позволяет познать вещь и представить ее через столкновение ее с другой вещью, обладающей противоположными свойствами: «война и мир».
Смысловая модель «Причина и следствие».
Мы обращаемся к этому топу, когда возникает необходимость четкой аргументации для построения рассуждения и для получения обоснованных выводов или оценок. Существуют две разновидности этой модели:
1) «веерная», когда определяется набор, ряд причин одного явления или его возможных следствий;
2) «цепная», когда ряд умозаключений «от причины к следствию» составляют рассуждения и приводят к некоему выводу.
Пример из старых риторик того, как разрабатывается тема «Завтра, завтра, не сегодня -- так ленивцы говорят».
1. Анализ темы (смысла пословицы). Почему многие любят все откладывать?
2. Причины:
а) недостаток чувства долга и любви к добру;
б) легкомыслие, надежда на то, что все можно успеть сделать за один присест;
в) изнеженность, непривычка к постоянным усилиям и преодолению трудностей;
г) жажда удовольствий, «коим в жертву приносится долг», отвращение от всего, что кажется неинтересным.
3. Следствия:
а) кто откладывает работу, тот удваивает тяжесть труда; у всякого дня -- своя забота;
б) многое, что не сделано вовремя, уже безвозвратно упущено;
в) отложенная работа выполняется всегда спешно кое-как;
г) портится настроение;
д) теряется доверие начальства, сотрудников, подчиненных.
Смысловая модель «Обстоятельства».
Где? когда? как? каким образом? -- вот вопросы, ответы на которые и дают возможность развить содержание речи в соответствии со смысловой моделью «обстоятельства». Особенно важны эти топы в повествованиях и описаниях.
Пример действия этой смысловой модели вы найдете в любой газетной статье.
Смысловая модель «Пример».
Риторические принципы конкретности и близости требуют того, чтобы каждое положение речи иллюстрировалось примерами. Примеры черпаются говорящим из собственного жизненного опыта, из истории, из художественной литературы и т.д.
Смысловая модель «Свидетельства».
Свидетельства», или «обращение к авторитетам» -- смысловая модель во многом сходная с топом «примеры». Это цитаты, изречения, которые употребляются с разными целями. Они могут придать речи весомость признанного авторитета, убедительность древней мудрости, очарование поэзии. Пользоваться этой моделью нужно умело.
«Чтобы соблюдать общериторический принцип «гармонии речевого события», подбирая изречения и ссылаясь на «авторитеты», нужно помнить: источники, к которым вы обращаетесь за этим материалом, должны быть авторитетными не только для вас, и не только «вообще», но прежде всего для вашей аудитории или собеседников» (21, 155).
«Свидетельствами можно открывать речь, завершать ее, можно их использовать «на границе» структурных частей произведения.
Смысловая модель «Имя»
Эта смысловая модель предполагает обращение к происхождению и смыслу слова, обозначающего явление или понятие, которое входит в название вашей темы или является одной из ее идей.
Пример: Владивосток -- владей востоком.
Итак, изобретая содержание речи, есть смысл обратиться к топам. Перебирая их в уме и зная механизм их действия, можно «поймать», «схватить» идеи для своей будущей речи. Этот процесс называется ориентацией в содержании будущей речи. В этом процессе рождается и первый, предварительный, план речи, который может выглядеть как перечень вопросов, в принципе подлежащих обсуждению. Этот план будет уточняться и в ходе инвенции, и в ходе диспозиции.
На начальной стадии подготовки речи, в фазе ориентации, очень важным звеном является постановка цели и формулирование темы.
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.