Меню
Назад » »

СОВРЕМЕННОЕ КРАТКОСРОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС - РИТОРИКА


БЕСЕДА | БЕСЕДА (1) | БЕСЕДА (2) | ЭРИХ ФРОММ БЕСЕДА | РИТОРИКА (10) | РИТОРИКА (9) | РИТОРИКА (8) 
РИТОРИКА (7) | РИТОРИКА (6) | РИТОРИКА (5) | РИТОРИКА (4) | РИТОРИКА (3) | РИТОРИКА (2) | РИТОРИКА (1) 



ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | РАЗУМ 
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )


МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА ( 1 ) | ЦИЦЕРОН ( 1 ) | ВОЛЯ | МЕРА | ЧУВСТВО
ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ​ФРЕЙД | ЮНГ | ФРОММ | РУБИНШТЕЙН | НИЦШЕ | СОЛОВЬЕВ 


РОБЕРТ ГРЕЙВСМИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | ГОМЕРИЛИАДА / ОДИССЕЯ | ПЛУТАРХ | ЦИЦЕРОН | СОКРАТ | ЛОСЕВ 
ГРУППА | ГРУППОВОЕ | КОЛЛЕКТИВ | КОЛЛЕКТИВНОЕ | СОЦИАЛЬНЫЙ | СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ | СЕНЕКА | ХАРАКТЕР 



ПСИХИКА | ПСИХИЧЕСКИЙ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ | ПСИХОАНАЛИЗ | ЛЮБОВЬ | ПРАВО | ДОЛЖНОЕ 
ТРОП | СРАВНЕНИЕ | ЭПИТЕТ | ГИПЕРБОЛА | МЕТАФОРА | ИРОНИЯ | ОКСИМОРОН | СИНЕКДОХА | ЯЗЫК | ТЕМПЕРАМЕНТ



ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | 1/2/3/4/5/6/7/8/9/10/11/12/13/14/15/16/17/18 | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9)(3)(4) (8)







 
     СОВРЕМЕННОЕ КРАТКОСРОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И БИЗНЕС - РИТОРИКА

Чубина Е.А. ​ 

Современное краткосрочное образование и бизнес-риторика
//Риторика и культура речи в современном информационном обществе: мат. докл. уч. XI Международной научно-методической конференции/ Под ред. Н.В. Аниськиной, Е.Н. Туркиной. - Ярославль, 2007. - Т, II.- 199 с. С. 176-179 Краткосрочные курсы бизнес-риторики (двухдневные, 20-25 часов) появились в отечест­венном образовательном пространстве не так давно, но уже прочно в нем обосновались. Для иллюстрации: как результат поиска по ключевому слову бизнес-риторика поисковая система Yandex представила более 500 сайтов (или 2597 страниц). Причины такой популярности биз­нес-риторики надо искать в системе современной рыночной экономики, предъявляющей свои, часто жесткие, требования к профессионалам: быстро и грамотно выявить запросы по­требителя-клиента (в том числе – и конфликтного клиента), убедить его, провести презента­цию, участвовать в переговорах и так далее. Не случайно поэтому по результатам опроса, проведенного Самарским Институтом Делового Образования (СИДО), именно риторика и речевая коммуникация (так считают 20,61 % опрошенных) являются наиболее интересными направлениями краткосрочных семинаров и тренингов, уступая по популярности только ме­неджменту и маркетингу (30, 53 %). Знакомство с краткосрочными программами, представленными на современном рынке образовательных услуг, дает основание говорить о прагматизме и актуальности бизнес-риторики, акцентировавшей внимание преимущественно на технологии речевого поведения, а не на тексте речи (в отличие от классической риторики). Подчеркнем, что технологии рече­вого поведения даются исключительно в прикладном аспекте, например: «Презентация. Ис­кусство публичных выступлений», «Техники профессионального общения по телефону для сотрудников Call-центров и секретарей», «Переговоры с чиновниками. Эффективные методы убеждения». Предложений по обучению риторике, бизнес-риторике или красноречию множество и за­явлены они преимущественно как тренинги. Что же такое тренинг? Первоначально термин тренинг в научной литературе появился как калька с английского и употреблялся в значении «подготовка, тренировка» [Андреева, Богомолова, Петровская 1978]. В последнее время термин стал пониматься широко. По мнению С.Стаута, тренинг включает в себя такие виды активности, как: лекция, демонстрация, индивидуальное кон­сультирование, дискуссия, ролевая игра, разбор критических случаев, тренинговые игры, тренинги на базе компьютерных программ, интерактивные видеопрограммы, анализ кон­кретных ситуаций (кейс-стади), работа в проектных группах [об этом подробнее: Стаут, 2002, 56-58]. Тренинги надо отличать от другой формы - семинаров. В них участникам излагают исто­рию вопроса, различные теоретические схемы, алгоритмы решения проблемы. Затем предла­гается опробовать предложенные схемы в коротких практических упражнениях, причем со­отношение теории и практики выглядит примерно как 80 % к 20 %. Результатом семинара является рост информированности и ощущение, которое можно выразить формулой «да, я знаю, как...». В отличие от семинара, тренинг – это та форма обучения, при которой выдает­ся только необходимый объем информации, а затем практически все время уделяется отра­ботке навыков. Участник тренинга применяет каждый из тренируемых навыков несколько раз, в нескольких играх, упражнениях. После каждого упражнения он получает обратную связь: другие участники, тренер говорят, насколько успешно было выполнено упражнение. И затем, корректируя свои действия на основе такого «взгляда со стороны», участник снова и снова тренирует навык. Результат: знание необходимых теоретических основ, отработанные навыки, ощущение, которое можно представить формулой «да, я умею». Большинство краткосрочных программ по риторике, бизнес-риторике, красноречию, ре­чевой коммуникации представлены как тренинги, однако по сути являются семинарами (до 90 %, согласно данным сайта www.tkcenter.ru). Думается, причины такого «смешения» в от­сутствии какого-либо контроля в сфере краткосрочного образования. В большинстве случаев не сертифицируется ни сам тренер, ни его программа. Отсутствие жестких требований в этой сфере привело к тому, что и сами компании не утруждают себя передачей клиенту точной информации. Так, например, на страницах одного независимого информационного портала (www.b-seminar.ru) в разделе «Семинары по деловой коммуникации (переговорам)» внима­нию клиентов предлагается 34 семинара, которые на той же странице описываются как тре­нинги. Происходит видимое и, возможно, намеренное смешение понятий «тренинг» и «се­минар»: в случае, если клиент не будет удовлетворен обучением, всегда можно оправдаться: не тренинг это был, а семинар, внимательнее читайте описание. Что касается тренеров, занимающихся риторикой, бизнес-риторикой, красноречием, то лишь единицы имеют филологическое образование. Вот, например, тренинговая компания IGRO, она заявляет о себе как о «первом российском центре по изучению речевой коммуни­кации, обучению навыкам эффективного речевого поведения и делового общения» (см. сайт компании: www. igro.ru), однако среди тренеров лишь один человек с филологическим обра­зованием (аналогичная ситуация с профессиональной подготовкой тренеров в тренинг-центреОратор (http://www.orator.biz). Полагая, что тренинги IGRO нацелены исключительно на психологию общения и область языка ими не затрагивается (потому филологи и не нужны), мы изучили программы этих тренингов, но анализ показал обратное: в числе задач авторы и ведущие видят «повышение уровня коммуникативной компетенции», «усовершенствование» (возможно, правильнее ска­зать – совершенствование) личного речевого стиля, то есть те задачи, которые обычно ста­вятся в рамках обучения речи, а не психологии общения. Однако не стоит думать, что IGRO - компания несерьезная и случайная на рынке тренингов, напротив, это далеко не самая сла­бая компания, занимающаяся бизнес-риторикой. То, что творится в большинстве компаний, спекулирующих на неискушенности клиента, называется просто – хаос. Причина – отсутствие контроля в области тренингов и семинаров. Назвать себя тренером в области бизнес-риторики (как и речевой коммуникации) может любой, кто прослушал краткосрочную про­грамму в школе для тренеров, возможно, этим объясняется и такое количество шаблонных программ по бизнес-риторике. Нет стандартов качества – нет и авторских тренингов. Кроме того, нам хотелось бы обратить внимание еще на одну особенность, характерную для современного состояния рынка тренинговых услуг: тренер, особенно - хороший тренер, зарабатывает намного больше хорошего преподавателя. Средняя стоимость обучения в двух­дневном тренинге по бизнес-риторике – 12 тысяч рублей с человека, группа 12-15 человек платит тренеру 144-180 тысяч. Понятно, что бум вокруг тренингов связан не в последнюю очередь с материальной заинтересованностью тренеров. Все это порождает конкуренцию, и не всегда здоровую. В процессе работы над статьей мы неоднократно сталкивались с публикациями, авторы которых пытались внушить потенциальным клиентам мысль, что вузовский преподаватель -плохой тренер. Например, в одной из статей (http://www.b-seminar.ru/authors/show/376.htm) автор, характеризуя работающие на рынке тренингов компании, к генерации «монстров» причислил «тренинго-консультационные компании, создаваемые сейчас как соответствующие центры при высших учебных заведениях, пытающиеся начать работать на открытом рынке тренин­гов и консалтинга». Говоря о преподавателях-консультантах этих компаний, автор заявил, что они отличаются от настоящих тренеров, как отличается преподаватель философии от философа. Итог подводится оценочно окрашенной фразой: «Адекватного названия этому ти­пу компаний у меня нет, разве что можно сказать – «учебные центры»«. Согласитесь, сам стиль рассуждений более присущ хорошо оплаченной пиаровской акции, чем объективному исследованию. Примеры подобного некорректного (мягко говоря) отношения к науке и ученым со сторо­ны тех, кто сейчас занимается предоставлением тренинговых услуг в области бизнес-риторики, красноречия, не единичны, список можно продолжить, однако не это является на­шей целью. Важно другое: к тренингам и семинарам должны предъявляться жесткие требования, ка­сающиеся как самого тренера, так и его программы. Вот цитата из интервью американского бизнес-тренера Фрэнка Пьюселика: «...если человек пришел в Ваш офис и заявляет, что он консультант, требуйте от него сертификат от ASTD. Записывайте номер сертификата, пере­званивайте к нам в офис, и удостоверяйтесь в том, что это настоящий сертификат. Если это настоящий сертификат - продолжайте с ним общаться. Если нет - выгоняйте. И они (компа­нии - прим. мое) это делали 40 лет. Это спасло тренинговый бизнес в Америке» (http://www.treko.ru/articles_2). Совершенно очевидно, что краткосрочное образование в России тоже должно сертифицироваться в обязательном порядке. Надеемся, что участники конференции поддержат идею обращения в государственные ор­ганы, отвечающие за положение дел в образовании, с просьбой разобраться в ситуации, ко­торая сложилась сейчас в области краткосрочного обучения.
 

МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА















НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ




РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar