- 07.11.2013
- 1083 Просмотра
- Обсудить
Здесь, где я говорю о том, что служило отдохновением в моей жизни, я
должен сказать слово благодарности тому, на чем я отдыхал всего глубже и
сердечнее. Этим было, несомненно, близкое общение с Рихардом Вагнером. Я не
высоко ценю мои остальные отношения с людьми, но я ни за что не хотел бы
вычеркнуть из своей жизни дни, проведенные в Трибшене, дни доверия, веселья,
высоких случайностей - глубоких мгновений... Я не знаю, что другие
переживали с Вагнером, - на нашем небе никогда не было облаков. - И здесь я
еще раз возвращаюсь к Франции, - у меня нет доводов, у меня только
презрительная усмешка против вагнерианцев и против hoc genus omne, которые
думают, что чтят Вагнера тем, что находят его похожим на самих себя...
Таким, как я есть, чуждый в своих глубочайших инстинктах всему немецкому,
так что уже близость немца замедляет мое пищеварение, - я вздохнул в первый
раз в жизни при первом соприкосновении с Вагнером: я принимал, я почитал его
как заграницу, как противоположность, как живой протест против всех
"немецких добродетелей". - Мы, которые в болотном воздухе пятидесятых годов
были детьми, мы необходимо являемся пессимистами для понятия "немецкое"; мы
и не можем быть ничем иным, как революционерами, - мы не примиримся с
положением вещей, где господствует лицемер. Мне совершенно безразлично,
играет ли он теперь другими красками, облачен ли он в пурпур или одет в
форму гусара... Ну что ж! Вагнер был революционером, он бежал от немцев... У
артиста нет в Европе отечества, кроме Парижа; delicatesse всех пяти чувств в
искусстве, которую предполагает искусство Вагнера, чутье nuances,
психологическую болезненность - всё это находят только в Париже. Нигде нет
этой страсти в вопросах формы, этой серьезности в mise en scene - это
парижская серьезность par exellence. В Германии не имеют никакого понятия о
чудовищном честолюбии, живущем в душе парижского артиста. Немец добродушен -
Вагнер был отнюдь не добродушен... Но я уже достаточно высказался (в "По ту
сторону добра и зла" II 724 cл.) [II 377 cл.], куда относится Вагнер, кто
его ближние: это французская позднейшая романтика, те высоко парящие и
стремящиеся ввысь артисты, как Делакруа, как Берлиоз, с неким fond болезни,
неисцелимости в существе, сплошные фанатики выражения, насквозь виртуозы...
Кто был первым интеллигентным приверженцем Вагнера вообще? Шарль Бодлер, тот
самый, кто первый понял Делакруа, первый типический decadent, в ком опознало
себя целое поколение артистов, - он был, возможно, и последним... Чего я
никогда не прощал Вагнеру? Того, что он снизошел к немцам - что он сделался
имперсконемецким... Куда бы ни проникала Германия, она портит культуру. -
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.