Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 7

Близкое общение с Рихардом Вагнером


            

Здесь, где я говорю о том,  что служило отдохновением  в  моей жизни, я
должен  сказать слово благодарности  тому,  на чем я отдыхал  всего глубже и
сердечнее.  Этим было, несомненно, близкое общение с Рихардом Вагнером. Я не
высоко ценю мои  остальные отношения с людьми, но  я  ни  за что не хотел бы
вычеркнуть из своей жизни дни, проведенные в Трибшене, дни доверия, веселья,
высоких  случайностей  -  глубоких  мгновений...  Я  не  знаю,  что   другие
переживали с Вагнером, - на нашем  небе никогда не было облаков. - И здесь я
еще  раз  возвращаюсь  к  Франции, -  у  меня  нет  доводов,  у меня  только
презрительная усмешка  против вагнерианцев и  против hoc genus omne, которые
думают, что  чтят  Вагнера  тем,  что находят его  похожим  на самих себя...
Таким, как я есть, чуждый  в своих глубочайших  инстинктах всему  немецкому,
так  что уже близость немца замедляет мое пищеварение, - я вздохнул в первый
раз в жизни при первом соприкосновении с Вагнером: я принимал, я почитал его
как  заграницу,  как  противоположность,   как  живой  протест  против  всех
"немецких добродетелей". - Мы,  которые в болотном воздухе пятидесятых годов
были детьми, мы необходимо являемся пессимистами для понятия  "немецкое"; мы
и не можем  быть  ничем  иным, как  революционерами, -  мы не  примиримся  с
положением вещей,  где  господствует  лицемер. Мне  совершенно  безразлично,
играет ли  он  теперь другими  красками, облачен ли он в пурпур  или одет  в
форму гусара... Ну что ж! Вагнер был революционером, он бежал от немцев... У
артиста нет в Европе отечества, кроме Парижа; delicatesse всех пяти чувств в
искусстве,   которую   предполагает   искусство   Вагнера,  чутье   nuances,
психологическую болезненность - всё это находят  только  в Париже. Нигде нет
этой  страсти в  вопросах  формы,  этой  серьезности в mise  en scene  - это
парижская серьезность par exellence. В Германии не имеют никакого  понятия о
чудовищном честолюбии, живущем в душе парижского артиста. Немец добродушен -
Вагнер был отнюдь не добродушен... Но я уже  достаточно высказался (в "По ту
сторону добра  и зла" II 724 cл.)  [II 377 cл.], куда относится Вагнер,  кто
его ближние:  это  французская  позднейшая романтика,  те  высоко  парящие и
стремящиеся ввысь артисты, как Делакруа, как Берлиоз, с неким fond  болезни,
неисцелимости в существе, сплошные фанатики  выражения, насквозь виртуозы...
Кто был первым интеллигентным приверженцем Вагнера вообще? Шарль Бодлер, тот
самый, кто первый понял Делакруа, первый типический decadent, в ком опознало
себя  целое поколение артистов,  -  он был, возможно, и последним... Чего  я
никогда не прощал Вагнеру? Того, что он снизошел  к немцам - что он сделался
имперсконемецким... Куда бы ни проникала Германия, она портит культуру. -

Фридрих Ницше"Ecce Homo, как становятся самим собой"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar