Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 16

Дурно написанной, неуклюжей, тягостной, неистовой и запутанной в своей картинности


            

   Опять скажу, в настоящую минуту это для меня невозможная книга -- я нахожу её дурно написанной, неуклюжей, тягостной, неистовой и запутанной в своей картинности, чувствительной, кое-где пересахаренной до женственности, неровной в темпе, без стремления к логической опрятности, чрезвычайно убеждённой и поэтому не считающей нужным давать доказательства, подозрительной даже по отношению к пристойности доказывания в качестве книги для посвящённых, "музыки" для сих последних, крещённых знамением музыки, соединённых от основания вещей для совместных и редких переживаний в искусстве, -- знака, по которому узнают друг друга родные по крови in artibus, -- высокомерная и мечтательная книга, замыкающаяся с самого начала ещё более от profanum vulgus "образованных", чем от "народа", но которая, как то доказал и доказывает её успех, знает достаточный толк и в том, как найти себе сомечтателей и заманить их на новые тропинки и места для плясок. Здесь во всяком случае говорил -- это признавали и с любопытством, и с некоторым нерасположением -- чуждый голос, ученик ещё "неведомого бога", который пока что прятался под капюшоном учёного, под тяжеловесностью и диалектической неохотливостью немца и даже под дурными манерами вагнерианца; тут был налицо дух с чуждыми, ещё не получившими имени потребностями, память, битком набитая вопросами, опытами, скрытностями, к которым приписано было имя Диониса, как лишний вопросительный знак; здесь вела речь -- так с подозрительностью говорили себе -- какая-то мистическая и чуть ли не менадическая душа, которая с напряжением и произвольно, как бы в нерешимости -- открыться ли ей или скрыть себя, лепетала на чужом языке. Ей бы следовало петь, этой "новой душе", -- а не говорить! Как жаль, что то, что я имел тогда сказать, я не решился сказать как поэт: я бы, пожалуй, это смог! Или по крайней мере как филолог: ведь и по сей день в этой области для филолога почти всё предстоит ещё открыть и вырыть! Прежде всего ту проблему, что здесь налицо проблема, -- и что греки, пока у нас нет никакого ответа на вопрос "что такое дионисическое начало?", остаются для нас, как и прежде, совершенно непонятными и недоступными представлению...

 

Фридрих Ницше. "Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм"

Friedrich Nietzsche

"Die Geburt der Tragoedie Aus Dem Geiste der Music"                             



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar