Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 4

Душа как общественный строй инстинктов и аффектов

                  

Касательно  материалистической   атомистики   можно  сказать,  что  она
принадлежит  к  числу  легче  всего  опровержимых  теорий,  и,  вероятно,  в
настоящее время  в Европе  нет  больше  таких  неучей среди ученых,  которые
признавали  бы  за нею кроме удобства  и  сподручности для домашнего обихода
(именно,  в  качестве  сокращения  терминологии) еще  какое-нибудь серьезное
значение - благодаря прежде всего тому поляку Боковичу, который, совместно с
поляком Коперником, был до сих пор  сильнейшим и победоноснейшим противником
очевидности. Тогда  как именно Коперник убедил  нас  верить, наперекор  всем
чувствам, что  земля не стоит непоколебимо, Боскович учил, что надо отречься
от веры в последнее, что оставалось "непоколебимого" от  земли,  от  веры  в
"вещество",  в "материю", в остаток земного,  в  комочек  -  атом.  Это  был
величайший  триумф над чувствами из  всех достигнутых доселе  на земле. - Но
нужно идти  еще дальше  и объявить беспощадную,  смертельную  войну также  и
"атомистической   потребности",  которая,  подобно   еще  более   знаменитой
"метафизической потребности",  все  еще существует  в опасном  паки-бытии  в
таких областях, где ее никто не чует; нужно прежде всего доконать также и ту
другую, еще более роковую атомистику,  которой успешнее и дольше всего учило
христианство, атомистику душ. Да будет позволено назвать  этим словом  веру,
считающую  душу  за нечто неискоренимое,  вечное,  неделимое, за монаду,  за
atomon, - эту веру нужно изгнать из науки! Между нами говоря, при этом вовсе
нет надобности  освобождаться  от  самой  "души" и  отрекаться  от  одной из
старейших  и  достойнейших  уважения  гипотез, к  чему  обыкновенно приводит
неуклюжесть  натуралистов, которые,  как  только  прикоснутся к "душе",  так
сейчас же и теряют ее.  Но путь к  новому изложению  и утонченной  обработке
гипотезы  о  душе остается открытым;  и такие понятия, как "смертная  душа",
"душа  как  множественность  субъекта"  и   "душа  как   общественный  строй
инстинктов и аффектов",  с этих  пор требуют себе права гражданства в науке.
Готовясь покончить с  тем суеверием, которое до сих  пор разрасталось вокруг
представления  о душе почти с тропической роскошью, новый психолог, конечно,
как бы изгнал  самого себя в новую  пустыню и в новую  область  недоверия, -
возможно,  что  старым  психологам жилось удобнее и  веселее,  - но  в конце
концов именно благодаря этому он сознает, что обречен на изобретения и - кто
знает? - быть может, на обретения. -

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar