- 08.02.2012
- 2483 Просмотра
- Обсудить
ГЕНЕРАТИВНОСТЬ \ ФИЛОСОФИЯ \ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА \ ПСИХОЛОГИЯ \
РИТОРИКА \ КРАСНОРЕЧИЕ \ РИТОРИЧЕСКИЙ \ ОРАТОР \ ОРАТОРСКИЙ \
ГЕНЕРАТИВНОСТЬ ПРОТИВ СТАГНАЦИИ(generativity v. stagnation) Термин Эриксона, обозначающий седьмую из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Она соответствует среднему возрасту. «Генеративность – это, прежде всего, заинтересованность в ...
генеративность — интерес к следующему поколению и его воспитанию, проявляемый в продуктивности и созидательности в различных сферах жизни у человека, достигшего 40 лет и положительно переживающего свойственный этому возрасту кризис.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
Межличностная ситуация развития
...стадии эпигенетического цикла составляет проблема генеративности. Генеративность, по определению Э. Эриксона — "это, прежде всего, забота о становлении следующего поколения", поскольку "зрелому человеку необходимо, чтобы в нем ...
Психоаналитическое направление.
...спутанности идентичности, близость против изоляции, генеративность против стагнации, целостность против отчаяния. Разрешение этих конфликтов, согласно Э. Эриксону, определяется генетической заданностью, результатами предшествующего развития и социальным влиянием....с идеологией, интимности с семьей, генеративности с образованием и целостности с культурой. Если на уровне перечисленных базисных институтов общества имеет место позитивное разрешение соответствующих конфликтов, или, ...
Альтруизм (лат. Alter — другой, другие) — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага. В некоторых смыслах может рассматриваться как противоположное эгоизму. В психологии иногда рассматривается как синоним или часть просоциального поведения.
Согласно В. С. Соловьёву, под альтруизмом понимается «нравственная солидарность с другими человеческими существами».
Моральный и нормативный альтруизм
Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта. Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть, исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.
Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.
Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.
Альтруизм из симпатии и сочувствия
Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность — филантропией.
Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.
Рациональный альтруизм
Рациональный альтруизм — это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.
Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:
Альтруизм как мудрость (пруденция) (через моральное право (чувство «вправе») и добрые дела может быть оправдан разумный эгоизм (Кристоф Лумер).
Альтруизм как взаимный (реципрокный) обмен. Рациональность взаимного обмена очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы на точный учет произведённых усилий и их компенсацию. Скорее, речь идет о предотвращении использования альтруистов эгоистами, таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.
Альтруизм как обобщённый обмен. Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает. Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, но косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.
Рациональный баланс собственных и чужих интересов (например, теория рациональных/социальных решений Говарда Марголиса).
Парето-альтруизм. Согласно итальянскому экономисту и социологу Парето, Вильфредо, его известному распределению, «80 % последствий порождают 20 % причин», альтруистические действия возможны и не требуют привнесения никаких жертв в выгодах. Есть множество действий (в том числе — эгоистических), от совершения которых ни от кого не требуется никаких жертв и не приносит никому никакого вреда. Такие действия могут быть причислены к альтруистическим актам.
Утилитарное понимание альтруизма. Альтруистический акт рассматривается как основанный на максимизации какого-либо общего блага, в том числе посредством привлечения других людей для этого. Пример: у человека есть некоторая сумма денег и он хочет её пожертвовать на развитие некой территории. Он находит какую-нибудь организацию, работающую с этой территорией и жертвует ей деньги, надеясь что в ней они потратятся нужным образом. Вместе с тем, как следует из примера, такое, утилитарное понимание альтруизма может приводить к предвзятости и преследованию определённых собственных интересов.
Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение
С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение».
Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины, более вероятны, уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.
Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.
Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев, ссылаясь на исследования социальных психологов, описанные в книге Ли Росса (англ.)русск. и Ричарда Нисбетта (англ.)русск.: «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз.»
Соловьев. В. С. Оправдание добра, 3,11,I
Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, АСТ, 2007. — 496 с. — (Психология — лучшее). — 3000 экз. — ISBN 978-5-17-046534-7, ISBN 978-5-93878-524-3
Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis (недоступная ссылка с 26-05-2013 (117 дней) — история, копия). University of Kent, Canterbury 2006.
David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. — ISBN 978-0-7146-5594-9, S. 106—127.
David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. — ISBN 978-0-7146-5594-9.
Соловьев В. С. Оправдание добра. Часть первая. Гл.3. Жалость и альтруизм
Докинз, Клинтон Ричард. Возникла ли нравственность в процессе эволюции? // Бог как иллюзия = The God Delusion. — КоЛибри, 2009. — 560 с. — 4000 экз. — ISBN 978-5-389-00334-7
Christoph Lumer. Rationaler Altruismus. Eine prudentielle Theorie der Rationalität und des Altruismus. Universitätsverlag Rasch, Osnabrück 2000.
Howard Margolis. Selfishness, Altruism, and Rationality. A Theory of Social Choice. Chicago and London, 1982.
Eagly A.H. Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. — Erlbaum, Hillsdale, NJ 1987.
Hoffman M.L. Is altruism a part of human nature? In: Journal of Personality and Social Psychology. 40 (1981), S. 121—137.
Росс, Ли Д. (англ.)русск., Нисбетт, Ричард Э. (англ.)русск. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии = The Person and the Situation: Perspectives of Social Psychology / Перевод с английского В. В. Румынского, под редакцией Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. — М.: Аспект-Пресс, 12 января 1999. — 429 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7567-0234-2, ISBN 5-7567-0233-4
Леонтьев, Дмитрий Алексеевич. Лабиринт идентичностей: не человек для идентичности, а идентичность для человека (рус.) // Философские науки : журнал. — 2009. — № 10. — С. 6.
Взаимная помощь
Разумный эгоизм
Благотворительность
Солидарность
Генеративность
Эгоизм
Концепция гандикапа
Антагонистическая игра (игра с нулевой суммой)
Идентичность
Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго сила — забота, а потенциальное отчуждение — авторитарность. Восьмая стадия индивидуального развития (после 60 лет).
Психология. (14)
ГЕНЕРАТИВНОСТЬ — интерес к следующему поколению и его воспитанию, проявляемый в продуктивности и созидательности в различных сферах жизни у человека, достигшего 40 ...
Игорь Кон Мужчина в меняющемся мире (49)
Появилась генеративность (по Эриксону), забота о передаче чего то потомству – 29 %. 5. Психологическая встряска – 29 %. В то же время с отцовским статусом ...
Игорь Кон Мужчина в меняющемся мире (50)
...вслед за Эриком Эриксоном, называют «генеративностью», соответствует встречная потребность детей и подростков в мужчине наставнике. В традиционных обществах такие отношения так или иначе институционализировались, имели свою ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (89)
...исхождение в инобытие, то вместо генеративности можно говорить также и об эманационном, или эманативном, характере инобытия. И тогда с окончательной точностью можно говорить здесь также и ...
ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
теория Э. Эриксона (1950, 1963), в которой описывается нормативная последовательность возможных обретений и потерь в сфере положительных и отрицательных чувств (установок) личности, распределенных по 8 стадиям (возрастам) полного цикла жизни человека. Психосоциальное развитие рассматривается как эпигенетическая цепь критических периодов (кризисов, конфликтов, проблем), каждый из которых является критическим «в смысле поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и регрессией, интеграцией и задержкой» (Эриксон, 1963). Т. п. р. создавалась г. о. на клиническом опыте, но позднее иллюстрировалась с помощью психобиографического и этнографического материала; и до сих пор делаются попытки ее локальной проверки на основе более широких эмпирических данных, полученных с помощью стандартизированных методик. Внутренняя логика Т. п. р. раскрывается через принцип борьбы противоположных синтонических и дистонических тенденций (тезис и антитезис); в случае удачного исхода этой борьбы возникают позитивные качества эго, или человеческие силы (синтез). Ниже приводятся аутентичные названия стадий, построенные по этому принципу гегелевской триады. Напр., первая стадия называется «Базисное доверие против недоверия (basic trust vs. mistrust): надежда (hope)», т. е. в борьбе доверия и недоверия рождается надежда.
Т. п. р. является эпигенетической концепцией в том смысле, что в ней каждый последующий период основывается на предыдущем. Формально это означает запрет на реализацию всевозможных комбинационных последовательностей исходов, теоретически допустимых на каждой из стадий. Напр., если выделяются 8 стадий, на каждой из которых возможны два исхода, то общее количество комбинаций составляет 28 = 256, однако Т. п. р. отрицает, что в жизни могут встречаться все эти комбинации. Тем не менее Эриксон уклонился от ясного обсуждения вопроса, какие же комбинации возникают вследствие нарушений в нормативной цепи исходов. Наиболее акцентировано в его позиции то, что в случае сбоев возникает регресс или задержка. Т. п. р. постулирует след. 8 стадий:
1. Базисное доверие против недоверия (basic trust vs. mistrust): надежда (hope) — первая стадия, которая соответствует оральной стадии классической теории психосексуального развития (З. Фрейд). Позитивным исходом этой стадии является оптимистическое чувство доверия к миру, но прежде всего к людям. Высказывалось предположение, что степень доверия пропорциональна скорости и частоте смены пеленок и кормления. Эриксон действительно считал, что чуткая забота о нуждах ребенка формирует у него чувства доверия и надежды. Следует отметить, что центральным симптомом постравматического стрессового расстройства является регресс к этой стадии, точнее говоря, к возобновлению борьбы между доверием и недоверием. В зависимости от смысла жизненных событий аналогичные регрессы м. б. и к др. стадиям.
2. Автономия против стыда и сомнения (autonomy vs. shame, doubt): воля (will) — вторая стадия, которая по времени примерно соответствует анальной стадии классической теории Фрейда (1-3 года). На этой стадии формируется уверенность в себе, в свою способность принимать самостоятельные решения, появляется решимость преодолевать внешние барьеры, что условно м. б. названо твердой или сильной волей. Предполагается, что эти качества связаны с успехами ребенка в овладении своим телом — в развитии двигательных навыков и произвольного, опосредствованного культурными нормами, контроля сфинктеров, регулирующих экскреторные функции (естественные отправления). Напротив, трудности и неудачи этого периода могут породить неуверенность в себе (сомнения), застенчивость, склонность к самообвинениям. Болезни или травмы, делающие взрослого человека беспомощным и зависимым от окружающих, могут привести к тому, что человеку вновь придется переживать борьбу между автономией и стыдом.
3. Инициатива против вины (initiative vs. guilt): целеустремленность (purpose) — третья стадия, соответствует эдиповой фазе классической теории (3-6 лет). Инициатива проявляется прежде всего в пределах семейных взаимоотношений как борьба за благосклонность родителей, что предполагает усвоение (интернализацию) требований последних, если это, в принципе, возможно; неудача ведет к покорности, чувству вины и тревоге.
4. Трудолюбие против неполноценности (industry vs. inferiority): умение (competence) — четвертая стадия, которая соответствует латентному периоду классической теории (6-12 лет). «Трудолюбие» связано преимущественно с овладением знаниями и умениями, которые входят в содержание систематического обучения в данной культуре, а «неполноценность» — с опасностью почувствовать себя несостоятельным в сравнении со взрослыми.
5. Идентичность против диффузии ролей (identity vs. role diffusion, или role confusion): верность (fidelity) — пятая стадия, соответствующая подростковому периоду и юности, когда, по Эриксону, индивид должен пересмотреть свою идентичность, особенно по отношению к семейному кругу, из которого он «вырастает», и к обществу, в которое он все больше «врастает». Новая идентичность развивается из постепенной интеграции всех частных идентификаций. Создав идентичность, человек в дальнейшей жизни должен ее поддерживать и развивать. Поэтому проблемы идентичности не исчезают на последующих стадиях. Они обостряются в связи с крупными переменами в жизни человека и общества.
6. Близость (интимность) против изоляции (intimacy vs. isolation): любовь (love) — шестая стадия жизни человека (ранняя взрослость). Именно на этой стадии психически здоровый индивид достигает того, что в классическом психоанализе называется генитальным уровнем, и становится способным к любви и творческой работе. С понятием близости связаны такие темы, как дружба и любовь, сексуальная близость, выбор брачного партнера, становление семьи. Неудачи в этой сфере жизни стимулируют чувства одиночества, подавленности и подозрительности.
7. Генеративность против стагнации (generativity vs. stagnation): забота (care) — седьмая стадия, которая соответствует среднему возрасту (зрелости). В узком смысле генеративность понимается как осуществление человеком родительской функции. В более широком смысле генеративность (продуктивность) надо понимать как осуществление любой общественно значимой деятельности.
8. Целостность эго против отчаяния (ego integrity vs. despair): мудрость (wisdom) — последняя из 8 стадий жизни человека, когда, оглядываясь на прожитую жизнь, он испытывает либо чувство осмысленного удовлетворения, либо отчаяние, т. е. мучительную боль за бесцельно прожитые годы. Мудрости свойственно спокойное отношение к смерти, тогда как ее отсутствие выражается в страхе смерти.
Теория Эриксона критиковалась за то, что в ней непропорционально много внимания уделено первым 20-25 годам жизни, тогда как большая часть жизни втиснута в 2 последние стадии. Ряд авторов пытался преодолеть этот недостаток, предлагая дополнения и уточнения в Т. п. р. или развивая альтернативные схемы (напр., Levinson, 1978, 1986; Peck, 1968; Vaillant, 1977). (Б. М.)
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.