- 06.11.2013
- 1012 Просмотров
- Обсудить
Не давайте себя обманывать! Самые деятельные народы несут
в себе наибольшую усталость, их беспокойство есть слабость, --
в них нет достаточного содержания, чтобы ждать и лениться.
В Германии гораздо больше чтут желание, нежели умение: это
самый подходящий край для несовершенных и претенциозных людей.
ПРИМЕЧАНИЯ
"Афоризмы, собранные под этим названием, датируются
1882--1885 гг., т. е. время их появления охватывает период от
завершения "Веселой науки" до окончательного написания "Так
говорил Заратустра". Речь шла об издании отдельной "книги
сентенций" в объеме примерно в 600 афоризмов, которые должны
были in nuce содержать квинтэссенцию ницшевской философии; сюда
входил не только новый материал, но и подборка отдельных
отрывков из обоих томов "Человеческого, слишком человеческого",
"Утренней зари" и "Веселой науки". К середине 1883 г.
появляются варианты названия книги: "В открытом море",
"Молчаливая речь", "По ту сторону добра и зла" (!) и, наконец,
"Злая мудрость". Сохранился даже листок с предполагаемым
французским эпиграфом: "Il sait gouter sa vie en paresseux
sense qui pond sur ses plaisirs. /Duc de Nevers/ ("Он умеет
наслаждаться жизнью, как рассудительный ленивец, высиживающий
свои удовольствия. /Герцог Неверский/"). Замысел, впрочем,
остался неосуществленным, работа над "Заратустрой" и уже после
над "По ту сторону добра и зла" превратила собранный материал в
/сырье/ к названным книгам (достаточно сказать, что почти весь
раздел "Афоризмы и интермедии" в "По ту сторону добра и зла" в
готовом виде "заимствован" из "Злой мудрости").
Сохранившиеся материалы были опубликованы в 12-м томе
Naumann-Ausgabe (S. 355--422) в редакторском варианте Фрица
КЈгеля. Последний исключил из них все афоризмы, повторяющиеся в
опубликованных книгах Ницше, сократив таким образом объем
издания почти вдвое. В общей панораме ницшевского мировоззрения
эта "ненаписанная книга" (как, впрочем, и "Веселая наука" в
переходе ее от четвертой к пятой книге) занимает довольно
своеобразное место и представляет немалый интерес; речь идет,
по существу, о некоем переходном, переломном этапе мысли Ницше,
уже достаточно окрепшей от "детской болезни" артистического
пессимизма и еще не погрузившейся в катастрофический реализм
последнего периода. Читателю предоставлена возможность
прослеживать перипетии /становления/ этой мысли вплоть до
стилистических исканий и превращений -- не на готовом
материале, а как бы в процессе растирания красок...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.