- 04.11.2013
- 714 Просмотров
- Обсудить
Философ, как мы понимаем его, мы, свободные умы: как человек, несущий
огромнейшую ответственность, обладающий совестью, в которой умещается общее
развитие человека, - такой философ будет пользоваться религиями для целей
дисциплинирования и воспитания так же, как иными политическими и
экономическими состояниями. Избирательное, дисциплинирующее, т. е. всегда
настолько же разрушающее, насколько творческое и формирующее, воздействие,
которое может быть оказано с помощью религий, многообразно и различно,
смотря по роду людей, поставленных под их опеку и охрану. Для людей сильных,
независимых, подготовленных и предназначенных к повелеванию, воплощающих в
себе разум и искусство господствующей расы, религия является лишним
средством для того, чтобы преодолевать сопротивление, чтобы мочь
господствовать: она служит узами, связующими властелина с подданными, она
предает в его руки их совесть, выдает ему то скрытое, таящееся в глубине их
души, что охотно уклонилось бы от повиновения; если же отдельные натуры
такого знатного происхождения, вследствие высокого развития своих духовных
сил, обладают склонностью к более уединенной и созерцательной жизни и
оставляют за собой только самый утонченный вид властвования (над избранными
учениками или членами ордена), то религия может даже послужить средством для
ограждения своего покоя от тревог и тягот более грубого правления и своей
чистоты от необходимой грязи всякого политиканства. Так смотрели на дело,
например, брамины: с помощью религиозной организации они присвоили себе
власть назначать народу его царей, между тем как сами держались и
чувствовали себя в стороне от правления, вне его, как люди высших,
сверхцарственных задач. Между тем религия дает также некоторой части людей,
подвластных руководство и повод для подготовки к будущему господству и
повелеванию, - тем медленно возвышающимся, более сильным классам и
сословиям, в которых вследствие благоприятствующего строя семейной жизни
постоянно возрастают сила и возбуждение воли, воли к самообузданию: религия
в достаточной степени побуждает и искушает их идти стезями, ведущими к
высшему развитию духовных сил, испытать чувства великого самопреодоления,
молчания и одиночества; аскетизм и пуританизм почти необходимые средства
воспитания и облагорожения, если раса хочет возвыситься над своим
происхождением из черни и проработать себя для будущего господства. Наконец,
людям обыкновенным, большинству, существующему для служения и для общей
пользы и лишь постольку имеющему право на существование, религия дает
неоценимое чувство довольства своим положением и родом, многообразное
душевное спокойствие, облагороженное чувство послушания, сочувствие счастью
и страданию себе подобных; она несколько просветляет, скрашивает, до
некоторой степени оправдывает все будничное, все низменное, все полуживотное
убожество их души. Религия и религиозное значение жизни озаряет светом
солнца таких всегда угнетенных людей и делает их сносными для самих себя;
она действует, как эпикурейская философия на страждущих высшего ранга,
укрепляя, придавая утонченность, как бы используя страдание, наконец, даже
освящая и оправдывая его. Быть может, в христианстве и буддизме нет ничего
столь достойного уважения, как их искусство научать и самого низменного
человека становиться путем благочестия на более высокую ступень иллюзорного
порядка вещей и благодаря этому сохранять довольство действительным
порядком, который для него довольно суров, - но эта-то суровость и
необходима!
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.