- 04.11.2013
- 886 Просмотров
- Обсудить
Быть может, в пяти-шести головах и брезжит нынче мысль, что физика тоже
есть лишь толкование и упорядочение мира (по нашей мерке! - с позволения
сказать), а не объяснение мира; но, опираясь на веру в чувства, она
считается за нечто большее и еще долго в будущем должна считаться за
большее, именно, за объяснение. За нее стоят глаза и руки, очевидность и
осязательность: на век, наделенный плебейскими вкусами, это действует
чарующе, убеждающе, убедительно - ведь он инстинктивно следует канону истины
извечно народного сенсуализма. Что ясно, что "объясняет"? Только то, что
можно видеть и ощупывать, - до таких пределов нужно разрабатывать всякую
проблему. Наоборот: как раз в противоборстве ощутимости и заключались чары
платоновского образа мыслей, а это был благородный образ мыслей, и он имел
место в среде людей, обладавших, быть может, более сильными и более
взыскательными чувствами, нежели наши современники, однако видевших высшее
торжество в том, чтобы оставаться
господами этих чувств; и они достигали этого при посредстве бледной,
холодной, серой сети понятий, которую они набрасывали на пестрый водоворот
чувств, на сброд чувств, как говорил Платон. В этом одолении мира, в этом
толковании мира на манер Платона было наслаждение иного рода, нежели то,
какое нам предлагают нынешние физики, равным образом дарвинисты и
антителеологи среди физиологов с их принципом "минимальной затраты силы" и
максимальной затраты глупости. "Где человеку нечего больше видеть и хватать
руками, там ему также нечего больше искать" - это, конечно, иной императив,
нежели платоновский, однако для грубого, трудолюбивого поколения машинистов
и мостостроителей будущего, назначение которых - исполнять только черную
работу, он, может статься, и есть как раз надлежащий императив.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.