- 05.11.2013
- 999 Просмотров
- Обсудить
Я слушал, снова в первый раз - увертюру Рихарда Вагнера к
Мейстерзингерам: это роскошное, перегруженное, тяжелое и позднее искусство,
которое гордится тем, что предполагает еще живыми два столетия музыки для
своего понимания, - хвала и честь немцам, что такая гордость не ошиблась в
расчете! Какие только соки и силы, какие времена года и климаты не смешаны
здесь! Эта музыка прельщает нас то чем-то старинным, то чем-то чуждым,
терпким и сверх меры юным, в ней столько же произвольного, сколько и
помпезно-традиционного, она нередко плутлива, а еще чаще дюжа и груба, - она
дышит огнем и мужеством, и вместе с тем в ней чувствуется дряблая, поблекшая
кожа слишком поздно созревающих плодов. Она струится широко и полно, - и
вдруг наступает мгновение необъяснимого замедления, как бы некий пробел,
отделяющий причину от действия; какой-то гнет, заставляющий нас грезить,
почти кошмар, - но вот уже снова растет и ширится старый поток наслаждений,
разнообразнейшего наслаждения, старого и нового счастья, с очень сильной
примесью собственного счастья художника, которого он не хочет скрывать, с
примесью его удивленного счастливого сознания мастерства, проявляющегося в
употребленных им здесь новых средствах, новоприобретенных, неиспробованных
художественных средствах, - вот что он, по-видимому, хочет разгласить нам. В
общем, в этой музыке нет красоты, нет юга, в ней не чувствуется ни южной
прозрачной ясности небес, ни грации, ни танца, почти никакой воли к логике;
есть даже некоторая неуклюжесть, которая еще подчеркивается, точно художник
хотел сказать нам: "это входило в мои намерения"; какое-то громоздкое
одеяние, что-то своенравно варварское и торжественное, какая-то рябь ученых
и почтенных драгоценностей и кружев; нечто немецкое в лучшем и худшем смысле
слова, нечто на немецкий лад разнообразное, бесформенное и неисчерпаемое;
известная немецкая мощь и полнота души, которая не боится прятаться под
raffinements упадка, - которая, быть может, только там и чувствует себя
прекрасно; чистый, истый признак немецкой души, одновременно юной и
устарелой, перезрелой и переполненной еще будущностью. Музыка этого рода
лучше всего выражает то, что я думаю о немцах: они люди позавчерашнего и
послезавтрашнего дня, - у них еще нет сегодняшнего дня.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.