- 07.11.2013
- 938 Просмотров
- Обсудить
Это начало замечательно сверх всякой меры. Для своего наиболее
сокровенного опыта я открыл единственное иносказание и подобие, которым
обладает история, - именно этим я первый постиг чудесный феномен
дионисического. Точно так же фактом признания decadent в Сократе дано было
вполне недвусмысленное доказательство того, сколь мало угрожает уверенности
моей психологической хватки опасность со стороны какой-нибудь моральной
идиосинкразии, - сама мораль, как симптом декаданса, есть новшество, есть
единственная и первостепенная вещь в истории познания. Как высоко поднялся я
в этом отношении над жалкой, плоской болтовней на тему: оптимизм contra
пессимизм! - Я впервые узрел истинную противоположность - вырождающийся
инстинкт, обращённый с подземной мстительностью против жизни (христианство,
философия Шопенгауэра, в известном смысле уже философия Платона, весь
идеализм, как его типичные формы), и рождённая из избытка, из преизбытка
формула высшего утверждения, утверждения без ограничений, утверждения даже к
страданию, даже к вине, даже ко всему загадочному и странному в
существовании... Это последнее, самое радостное, самое чрезмерное и
надменное утверждение жизни есть не только самое высокое убеждение, оно
также и самое глубокое, наиболее строго утверждённое и подтверждённое
истиной и наукой. Ничто существующее не должно быть устранено, нет ничего
лишнего - отвергаемые христианами и прочими нигилистами стороны
существования занимают в иерархии ценностей даже бесконечно более высокое
место, чем то, что мог бы одобрить, назвать хорошим инстинкт decadence.
Чтобы постичь это, нужно мужество и, как его условие, избыток силы: ибо,
насколько мужество может отважиться на движение вперёд, настолько по этой
мерке силы приближаемся и мы к истине. Познание, утверждение реальности для
сильного есть такая же необходимость, как для слабого, под давлением
слабости, трусость и бегство от реальности - "идеал"... Слабые не вольны
познавать: decadents нуждаются во лжи - она составляет одно из условий их
существования. - Кто не только понимает слово "дионисическое", но понимает и
себя в этом слове, тому не нужны опровержения Платона, или христианства, или
Шопенгауэра, - он обоняет разложение...
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.