- 07.11.2013
- 994 Просмотра
- Обсудить
И почему бы мне не идти до конца? Я люблю убирать со стола. Слыть
человеком, презирающим немцев par excellence, принадлежит даже к моей
гордости. Своё недоверие к немецкому характеру я выразил уже двадцати шести
лет (Третье Несвоевременное) - немцы для меня невозможны. Когда я измышляю
себе род человека, противоречащего всем моим инстинктам, из этого всегда
выходит немец. Первое, в чём я "испытываю утробу" человека, - вопрос: есть
ли у него в теле чувство дистанции, видит ли он всюду ранг, степень, порядок
между человеком и человеком, умеет ли он различать: этим отличается
gentilhomme; во всяком ином случае он безнадёжно принадлежит к
великодушному, ах! добродушному понятию canaille. Но немцы и есть canaille -
ах! они так добродушны... Общение с немцами унижает: немец становится на
равную ногу... За исключением моих отношений с некоторыми художниками,
прежде всего с Рихардом Вагнером, я не переживал с немцами ни одного
хорошего часа... Если представить себе, что среди немцев явился самый
глубокий ум всех тысячелетий, то какая-нибудь спасительница Капитолия
вообразила бы себе, что и её непрекрасная душа по крайней мере также
принимается в расчёт... Я не выношу этой расы, среди которой находишься
всегда в дурном обществе, у которой нет пальцев для nuances - горе мне! я
есть nuance, - у которой нет esprit в ногах и которая даже не умеет
ходить... У немцев в конце концов вовсе нет ступней, у них только ноги... У
немцев отсутствует всякое понятие о том, как они пошлы, но это есть
суперлатив пошлости - они не стыдятся даже быть только немцами... Они
говорят обо всём, они считают самих себя решающей инстанцией, я боюсь, что
даже обо мне они уже приняли решение... Вся моя жизнь есть доказательство de
rigueur для этих положений. Напрасно я ищу хотя бы одного признака такта,
delicatesse в отношении меня. Евреи давали их мне, немцы - никогда. Моя
природа хочет, чтобы я в отношении каждого был мягок и доброжелателен, - у
меня есть право на то, чтобы не делать различий, - это не мешает, однако,
чтобы у меня были открыты глаза. Я не делаю исключений ни для кого, меньше
всего для своих друзей, - я надеюсь в конце концов, что это не нанесло
никакого ущерба моей гуманности в отношении их. Есть пять-шесть вещей, из
которых я всегда делал себе вопрос чести. - Несмотря на это, остаётся
верным, что каждое из писем, полученных мною в течение лет, я ощущаю как
цинизм: в доброжелательстве ко мне больше цинизма, чем в какой-нибудь
ненависти... Я говорю в лицо каждому из моих друзей, что он никогда не
утруждал себя изучением хотя бы одного из моих сочинений: я узнаю по
мельчайшим чертам, что они даже не знают, что там написано. Что касается
особенно моего Заратустры, то кто из моих друзей увидел бы в нём больше, чем
недозволенную, к счастью, совершенно безразличную самонадеянность?.. Десять
лет: и никто в Германии не сделал себе долга совести из того, чтобы защитить
моё имя от абсурдного умолчания, под которым оно было погребено; лишь
иностранец, датчанин, впервые обнаружил достаточную тонкость инстинкта и
смелости и возмутился против моих мнимых друзей... В каком немецком
университете были бы возможны нынче лекции о моей философии, которые читал в
Копенгагене последней весной и этим ещё раз доказанный психолог д-р Георг
Брандес? - Я сам никогда не страдал из-за всего этого; необходимое не
оскорбляет меня; amor fati есть моя самая внутренняя природа. Но это не
исключает того, что я люблю иронию, даже всемирно-историческую иронию. И вот
же, почти за два года до разрушительного удара молнией Переоценки, которая
повергнет землю в конвульсии, я послал в мир "Казус Вагнер": пусть же немцы
ещё раз бессмертно ошибутся во мне и увековечат себя! для этого как раз есть
ещё время! - Достигнуто ли это? - Восхитительно, господа германцы!
Поздравляю вас...
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.