Меню
Назад » » 2013 » ОКТЯБРЬ » 13

Он является лишь морально-оптическим обманом






Мне будут благодарны, если я выражу кратко столь существенное, столь новое уразумение в четырех тезисах: этим я облегчаю понимание, этим я вызываю возражение.
 
       Первое положение.Основания, в силу которых "этот” мир получил название кажущегося, доказывают скорее его реальность, — иной вид реальности абсолютно не доказуем.
 
       Второе положение. Признаки, которыми наделили "истинное Бытие” вещей, суть признаки не-бытия, признаки, указывающие на ничто:"истинный мир” построили из противоречия действительному миру — вот в самом деле кажущийся мир, поскольку он является лишь морально-оптическим обманом.
 
       Третье положение.Бредить об "ином” мире, чем этот, не имеет никакого смысла, предполагая, что мы не обуреваемы инстинктом оклеветания, унижения, опорочения жизни: в последнем случае мы мстим жизни фантасмагорией "иной”, "лучшей” жизни.
 
       Четвертое положение.Делить мир на "истинный” и "кажущийся”. Все равно, в духе ли христианства или в духе Канта (в конце концов коварного христианина — ), — это лишь внушение decadence — симптом нисходящей жизни… Что художник ценит кажимость выше реальности, это не возражение против данного положения. Ибо "кажимость” означает здесь реальность вдвойне,только избранную, усиленную, корректированную… Трагический художник вовсе не пессимист, он говорит как раз Давсему загадочному и страшному, он проникнут дионисическим духом…

КАК "ИСТИННЫЙ МИР” НАКОНЕЦ СТАЛ БАСНЕЙ

История одного заблуждения
      Истинный мир, достижимый для мудреца, для благочестивого, для добродетельного, — он живет в нем, он есть этот мир.
      Старейшая форма идеи, относительно умная, простая, убедительная. Перифраза положения: "я, Платон, есмь истина”.
      Истинный мир, недостижимый нынче, но обетованный для мудреца, для благочестивого, для добродетельного ("для грешника, который кается”).
      (Прогресс идеи: она становится тоньше, запутаннее, не постижимее, — она становится женщиной,она становится христианской…)
      Истинный мир, недостижимый, недоказуемый, не могущий быть обетованным, но уже, как мыслимый, утешение, долг, императив.
      (Старое солнце, в сущности, но светящее сквозь туман и скепсис: идея, ставшая возвышенной, бледной, северной, кенигсбергской.)
      Истинный мир — недостижимый? Во всяком случае не достигнутый. И как не достигнутый, также неведомый.Следовательно, также не утешающий, не спасающий, не обязывающий: к чему может обязывать нас нечто неведомое?…
      (Серое утро. Первое позевывание разума. Петуший крик позитивизма.)
      "Истинный мир” — идея, ни к чему больше не нужная, даже более не обязывающая, — ставшая бесполезной, ставшая лишней идеей, следовательно,опровергнутая идея — упраздним ее!
      (Светлый день; завтрак; возвращение bon sens и веселости; краска стыда Платона; дьявольский шум всех свободных умов.)
      Мы упразднили истинный мир — какой же мир остался? Быть может, кажущийся?… Но нет! Вместе с истинным миром мы упразднили также и кажущийся!
      (Полдень; мгновение самой короткой тени; конец самого долгого заблуждения; кульминационный пункт человечества; INCIPIT ZARATHUSTRA.)

Фридрих Ницше. Сумерки идолов, или как философствуют молотом.   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar