Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 5

Опасный вид молчания и замалчивания

                  

В писаниях  отшельника  нам  всегда чудятся какие-то  отзвуки  пустыни,
какой-то  шорох и пугливое  озирание  одиночества; даже в  самых сильных его
словах,  в  самом его крике слышится  новый, более опасный  вид  молчания  и
замалчивания.  Кто из года  в год и день  и  ночь проводит время наедине  со
своей душой в интимных  ссорах и  диалогах, кто, сидя в своей пещере - а она
может  быть и лабиринтом, но  также и золотым рудником,  - сделался пещерным
медведем,  или искателем сокровищ, или сторожем их  и драконом,  - у того  и
самые понятия получают в конце концов какую-то особенную сумеречную окраску,
какой-то  запах  глубины  и  вместе  с  тем  плесени,  нечто  невыразимое  и
противное,  обдающее холодом всякого проходящего  мимо.  Отшельник не  верит
тому, чтобы философ - полагая, что философ всегда бывает сперва отшельником,
- когда-либо выражал в книгах свои подлинные и окончательные  мнения:  разве
книги  не пишутся именно для того, чтобы скрыть  то, что таишь в себе? -  он
даже склонен сомневаться,  может  ли вообще  философ  иметь "окончательные и
подлинные"  мнения и не  находится ли, не  должна  ли находиться  у пего  за
каждой пещерой еще  более глубокая  пещера  -  более  обширный,  неведомый и
богатый мир над каждой поверхностью,  пропасть  за  каждым  основанием,  под
каждым "обоснованием". Всякая философия есть философия авансцены - так судит
отшельник: "есть что-то произвольное в том, что он остановился именно здесь,
оглянулся назад, осмотрелся вокруг, что он здесь не копнул глубже и отбросил
в сторону заступ, - тут  есть также что-то подозрительное". Всякая философия
скрывает в  свою очередь  некую философию; всякое мнение  -  некое  убежище,
всякое слово - некую маску.

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar