- 04.11.2013
- 932 Просмотра
- Обсудить
Моральное чувство в Европе в настоящее время настолько же тонко, зрело,
многообразно, восприимчиво, рафинировано, насколько относящаяся к нему
"наука морали" еще молода, зачаточна, неуклюжа и простовата, - интересный
контраст, который становится порой даже видимым, воплощаясь в лице
какого-нибудь моралиста. Уже слова "наука морали", если принять во внимание
то, что ими обозначается, слишком кичливы и противны хорошему вкусу, всегда
склонному к более скромным словам. Следовало бы со всей строгостью
признаться себе в том, что тут будет нужным еще долгое время, что имеет пока
исключительное право на существование: именно, собирание материала,
понятийное определение и сочленение огромного множества тонких ощущений
ценностей и различий ценностей - ощущений и различий, которые живут, растут,
производят и погибают; нужны, быть может, попытки наглядного изображения
повторяющихся и наиболее частых видов этой живой кристаллизации, - как
подготовка к учению о типах морали. Конечно, до сих пор не были настолько
скромны. Все философы с надутой серьезностью, возбуждающей смех, требовали
от себя кое-чего несравненно более великого, более притязательного и
торжественного, как только им приходилось иметь дело с моралью как наукой:
они хотели обоснования морали, - и каждый философ до сих пор воображал, что
обосновал ее; сама же мораль считалась при этом "данною". Как далека была от
их неповоротливой гордости эта кажущаяся незначительной и оставленная в пыли
и плесени задача описания, хотя для нее не были бы достаточно тонки
искуснейшие руки и тончайшие чувства! Именно благодаря тому, что философы
морали были знакомы с моральными фактами только в грубых чертах, в
произвольном извлечении или в форме случайного сокращения, например в форме
нравственности окружающих их людей, своего сословия, своей церкви, духа
своего времени, своего климата и пояса, - именно благодаря тому, что они
были плохо осведомлены насчет народов, времен, всего прошедшего, и даже
проявляли мало любознательности в этом отношении, они вовсе и не узрели
подлинных проблем морали, которые обнаруживаются только при сравнении многих
моралей. Как это ни странно, но всей "науке морали" до сих пор недоставало
проблемы самой морали: недоставало подозрения, что здесь есть нечто
проблематичное. То, что философы называли "обоснованием морали" и чего они
от себя требовали, было, если посмотреть на дело в надлежащем освещении,
только ученой формой твердой веры в господствующую мораль, новым средством
ее выражения, стало быть, фактом, который сам коренится в области
определенной нравственности; в сущности, даже чем-то вроде отрицания того,
что эту мораль можно понимать как проблему, - и во всяком случае чем-то
противоположным исследованию, разложению, сомнению, вивисекции именно этой
веры! Послушайте, например, с какой почти достойной уважения невинностью еще
Шопенгауэр понимает собственную задачу, и сделайте потом свои заключения о
научности такой "науки", последние представители которой рассуждают еще, как
дети и старушки: "Принцип, - говорит он (с. 137 "Основных проблем этики"), -
основоположение, с содержанием которого собственно согласны все моралисты:
петтет neminem laede, immo omnes, quantum potes, juva - вот собственно
положение, обосновать которое стараются все моралисты... собственно
настоящий фундамент этики, которого ищут в течение тысячелетий, как
философский камень"... Трудность обосновать приведенное положение, конечно,
может быть велика - как известно, и Шопенгауэру не посчастливилось в этом
отношении, - и кто вполне восчувствовал, как безвкусно-фальшиво и
сентиментально звучит этот тезис в мире, эссенцию которого составляет воля к
власти, - пусть тот вспомнит, что Шопенгауэр, хоть и пессимист, собственно -
играл на флейте... Ежедневно, после обеда; прочтите об этом у его биографа.
И вот еще между прочим вопрос: пессимист, отрицатель Бога и мира, который
останавливается как вкопанный перед моралью, - который утверждает мораль и
играет на флейте, подтверждает laede-neminem-мораль: как? разве это
собственно - пессимист?
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.