Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 5

При последнем издыхании, некий конец, некая агония, возбуждающее сострадание

                  

Рискуя, что  и здесь морализирование окажется тем, чем оно было всегда,
-  именно  безбоязненным montrer  ses plaies,  по  выражению  Бальзака,  - я
отваживаюсь выступить противником  того неподобающего  и  вредного  смещения
рангов, которое  нынче грозит произойти между наукой и философией совершенно
незаметно и  как бы со  спокойной совестью. Полагаю,  что нужно иметь  право
высказывать  свое мнение о таких  высших вопросах ранга  на основании своего
опыта  - а опыт, как мне кажется, значит  всегда скверный  опыт?  - чтобы не
говорить, как  слепые о цветах  или как женщины и художники  говорят  против
науки ("ах, эта скверная наука! - вздыхают они, покорные своему  инстинкту и
стыдливости, - она всегда  разоблачает!"  - ).  Провозглашение независимости
человека  науки,  его  эмансипация от философии  есть одно  из более  тонких
следствий  демократического   строя  и   неустройства;  самопрославление   и
самопревозношение ученого находится нынче всюду  в периоде полного весеннего
расцвета,  - однако  это еще  не  значит, что самовосхваление  в этом случае
смердит приятно. "Долой  всех господ!" -  вот  чего  хочет и  здесь инстинкт
черни; и после того как наука с блестящим успехом  отделалась от теологии, у
которой она слишком долго была "служанкой", она стремится в своей чрезмерной
заносчивости  и  безрассудстве  предписывать  законы  философии  и  со своей
стороны разыгрывать "господина",  - что  говорю  я! - философа. Моя память -
память человека науки, с позволения  сказать! - изобилует наивными выходками
высокомерия  со  стороны  молодых  естествоиспытателей  и старых  врачей  по
отношению к  философии и философам  (не  говоря  уже  об  образованнейших  и
спесивейших из  всех ученых, о филологах и педагогах, являющихся таковыми по
призванию  - ). То это был специалист и поденщик, инстинктивно оборонявшийся
вообще от всяких синтетических задач  и способностей; то прилежный работник,
почуявший запах otium и аристократической роскоши в душевном мире философа и
почувствовавший себя при  этом  обиженным и униженным. То это был дальтонизм
утилитариста,  не  видящего  в философии  ничего,  кроме ряда  опровергнутых
систем и расточительной роскоши, которая никому "не  приносит пользы". То на
сцену выступал страх перед замаскированной мистикой и урегулированием границ
познавания; то пренебрежение  отдельными философами, невольно обобщившееся в
пренебрежение  философией.  Чаще же  всего  я находил  у  молодых ученых  за
высокомерным неуважением к философии дурное влияние  какого-нибудь философа,
которого  они хотя в общем и не признавали, но тем  не менее подчинялись его
презрительным  оценкам  других  философов,  следствием  чего  явилось  общее
отрицательное отношение ко всей философии. (Таковым кажется  мне,  например,
влияние Шопенгауэра  на современную Германию:  проявлением своей  неразумной
ярости по  отношению к  Гегелю  он довел дело  до  того,  что  все последнее
поколение немцев порвало связь с немецкой культурой, которая была вершиной и
провидческой тонкостью  исторического чувства; но  именно в этом  случае сам
Шопенгауэр оказался  до гениальности бедным, невосприимчивым, не  немецким.)
Говоря   же   вообще,  быть  может,  прежде   всего   человеческое,  слишком
человеческое,   короче  -  духовная   убогость  самих   новейших   философов
радикальнейшим образом  подорвала  уважение  к философии и  раскрыла  ворота
плебейскому инстинкту.  Сознаемся-ка себе, до какой  степени далек от нашего
современного  мира весь род Гераклитов, Платонов, Эмпедоклов - и как там еще
ни назывались все эти царственные, великолепные отшельники мысли; сознаемся,
что перед лицом таких представителей философии, которые нынче благодаря моде
так  же быстро всплывают  наружу,  как  и проваливаются, - как,  например, в
Германии оба берлинских льва, анархист Евгений  Дюринг  и амальгамист Эдуард
фон Гартман, - бравый человек науки  с полным правом может  чувствовать себя
существом лучшего рода и происхождения. В особенности  же  способен заронить
недоверие  в душу молодого,  честолюбивого ученого  вид тех философов всякой
всячины,   которые   называют   себя   "философами   действительности"   или
"позитивистами": ведь в лучшем случае  сами они ученые  и специалисты -  это
ясно как  день!  -  ведь все они суть побежденные и вновь покоренные  наукой
люди,  которые  некогда захотели  от себя  большего,  не имея права  на  это
"большее",  не   имея  права  на  ответственность,  -  и  которые  теперь  с
достоинством, но  питая чувство злобы и мести, являют словом и делом неверие
в царственную задачу и царственное значение философии. В конце  концов,  как
же и могло быть иначе! Наука процветает  нынче и кажется  с виду чрезвычайно
добросовестной,  между  тем  как то,  до  чего  постепенно  принизилась  вся
новейшая  философия, этот остаток философии наших дней, возбуждает недоверие
и уныние, если не насмешку и сострадание. Философия, сокращенная  до "теории
познания",  фактически являющаяся  не  более  как  боязливой  эпохистикой  и
учением о воздержании;  философия, которая вовсе не переступает  порога и  с
мучениями отказывает себе  в праве  на вход,  -  это философия при последнем
издыхании,  некий  конец, некая агония, нечто возбуждающее сострадание.  Как
могла бы такая философия - господствовать!

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar