Меню
Назад » » 2013 » ОКТЯБРЬ » 15

Пусть твоя добродетель будет слишком высока








О радостях и страстях

      Брат мой, если есть у тебя добродетель и она твоя добродетель, то ты не владеешь ею сообща с другими. 
      Конечно, ты хочешь называть её по имени и ласкать её: ты хочешь подёргать её за ушко и позабавиться с нею. 
      И смотри! Теперь ты обладаешь её именем сообща с народом, и сам ты с твоей добродетелью стал народом и стадом! 
      Лучше было бы тебе сказать: «нет слова, нет названия тому, что составляет муку и сладость моей души, а также голод утробы моей». 
      Пусть твоя добродетель будет слишком высока, чтобы доверить её имени: и если ты должен говорить о ней, то не стыдись говорить, лепеча. 
      Говори, лепеча: «Это моё добро, каким я люблю его, каким оно всецело мне нравится, и лишь таким я хочу его. 
      Не потому я хочу его, чтобы было оно божественным законом, и не потому я хочу его, чтобы было оно человеческим установлением и человеческой нуждой: да не служит оно мне указателем на небо или в рай. 
      Только земную добродетель люблю я: в ней мало мудрости и всего меньше разума всех людей. 
      Но эта птица свила у меня гнездо себе, поэтому я люблю и прижимаю её к сердцу — теперь на золотых яйцах она сидит у меня». 
      Так должен ты лепетать и хвалить свою добродетель. 
      Некогда были у тебя страсти, и ты называл их злыми. А теперь у тебя только твои добродетели: они выросли из твоих страстей. 
      Ты положил свою высшую цель в эти страсти: и вот они стали твоей добродетелью и твоей радостью. 
      И если б ты был из рода вспыльчивых, или из рода сластолюбцев, или изуверов, или людей мстительных: 
      Всё-таки в конце концов твои страсти обратились бы в добродетели и все твои демоны — в ангелов. 
      Некогда были дикие псы в погребах твоих, но в конце концов обратились они в птиц и прелестных певуний. 
      Из своих ядов сварил ты себе бальзам свой; ты доил корову — скорбь свою, — теперь ты пьёшь сладкое молоко её вымени. 
      И отныне ничего злого не вырастает из тебя, кроме зла, которое вырастает из борьбы твоих добродетелей. 
      Брат мой, если ты счастлив, то у тебя одна добродетель, и не более: тогда легче проходишь ты по мосту. 
      Почтенно иметь много добродетелей, но это тяжёлая участь, и многие шли в пустыню и убивали себя, ибо они уставали быть битвой и полем битвы добродетелей. 
      Брат мой, зло ли война и битвы? Однако это зло необходимо, необходимы и зависть, и недоверие, и клевета между твоими добродетелями. 
      Посмотри, как каждая из твоих добродетелей жаждет высшего: она хочет всего твоего духа, чтобы был он её глашатаем, она хочет всей твоей силы в гневе, ненависти и любви. 
      Ревнива каждая добродетель в отношении другой, а ревность — ужасная вещь. Даже добродетели могут погибнуть из-за ревности. 
      Кого окружает пламя ревности, тот обращает наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя. 
      Ах, брат мой, разве ты никогда ещё не видел, как добродетель клевещет на себя и жалит самое себя? 
      Человек есть нечто, что должно превзойти; и оттого должен ты любить свои добродетели — ибо от них ты погибнешь. 
      Так говорил Заратустра.

Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра.   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar