Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 5

"Раб" сказывается в крови тщеславца, это остаток лукавства раба

                  

К вещам, быть может менее всего доступным  пониманию знатного человека,
относится тщеславие: он пытается  отрицать его даже  там,  где люди  другого
сорта  не  сомневаются  в  его  очевидности.  Для  него  является  проблемой
представить  себе таких  людей,  которые стараются внушить  о  себе  хорошее
мнение,  хотя  сами  о  себе  его  не  имеют  -  и,  стало  быть,  также  не
"заслуживают",  - и  которые  затем сами  проникаются  верой  в это  хорошее
мнение. Это кажется ему, с одной стороны, настолько безвкусным и недостойным
по отношению к самому себе, с другой -  настолько вычурно неразумным, что он
готов считать  тщеславие исключением и в  большинстве случаев,  когда о  нем
заходит речь,  сомневаться в его наличности. Он  может сказать, например: "я
могу  ошибаться  в  своих  достоинствах и тем  не менее, с  другой  стороны,
желать, чтобы и другие признавали их именно такими, какими я их считаю, - но
это вовсе не тщеславие (а высокое мнение о себе  или,  гораздо чаще, то, что
называется "смирением", а также "скромностью")". Или он скажет: "я по многим
причинам  могу радоваться хорошему о себе мнению других людей,  быть  может,
потому,  что я уважаю и  люблю их и радуюсь каждой  радости их, быть  может,
также потому,  что их хорошее мнение санкционирует и укрепляет во мне веру в
мое  собственное  хорошее  мнение, быть  может, потому,  что хорошее  мнение
других,  даже в случаях, когда  я  не  разделяю  его,  все-таки приносит мне
пользу или обещает  ее в  будущем,  - но  все  это не  тщеславие".  Только с
большим  усилием, в  особенности с  помощью истории,  может знатный  человек
сделать  доступным своему представлению тот факт, что с  незапамятных времен
во всех сколько-нибудь зависимых слоях народа заурядный человек  был  только
тем, чем его считали: вовсе не  привыкший сам  устанавливать цену, он и себе
не придавал  никакой  другой  цены,  кроме  назначенной  ему  его  господами
(создавать ценности  - это  истинное право  господ). Можно,  пожалуй, видеть
следствие чудовищного атавизма в том, что обыкновенный человек и  теперь все
еще сперва ждет мнения о себе  и затем инстинктивно подчиняется ему: и вовсе
не только "хорошему" мнению, но также дурному  и несправедливому  (обратите,
например, внимание на большую часть тех самооценок и самонедооценок, которым
верующие женщины научаются от  своих духовников и вообще  верующие христиане
от  своей церкви).  Фактически  в  настоящее время, вследствие  возникающего
мало-помалу   демократического   порядка   вещей    (и   его    причины    -
кровосмесительства  господ  и  рабов),  все  более  и  более  усиливается  и
распространяется  бывшее искони свойством людей знатных и редкое  стремление
устанавливать самому себе  цену  и "хорошо думать" о себе; но  ему постоянно
противодействует склонность  более  древняя,  шире распространенная и глубже
вкоренившаяся,  -  и  в   феномене  "тщеславия"  эта  древнейшая  склонность
побеждает позднейшую.  Тщеславный  человек радуется каждому хорошему мнению,
которое он слышит о себе  (совершенно независимо от его полезности,  а также
не обращая  внимания на  его истинность или ложность), точно так же  как  от
всякого  дурного мнения  он страдает: ибо он подчиняется обоим, он чувствует
себя подвластным им в  силу того древнейшего  инстинкта подчинения,  который
проявляется в  нем. -  Это "раб"  сказывается в крови тщеславца, это остаток
лукавства раба - а сколько "рабского"  осталось, например, еще  до сих пор в
женщине! - силится соблазнить на хорошее мнение о себе, и тот же  раб падает
тотчас же ниц перед  этими мнениями,  как  будто  не сам  он  вызвал их. - И
говоря еще раз: тщеславие есть атавизм.

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar