- 05.11.2013
- 973 Просмотра
- Обсудить
К вещам, быть может менее всего доступным пониманию знатного человека,
относится тщеславие: он пытается отрицать его даже там, где люди другого
сорта не сомневаются в его очевидности. Для него является проблемой
представить себе таких людей, которые стараются внушить о себе хорошее
мнение, хотя сами о себе его не имеют - и, стало быть, также не
"заслуживают", - и которые затем сами проникаются верой в это хорошее
мнение. Это кажется ему, с одной стороны, настолько безвкусным и недостойным
по отношению к самому себе, с другой - настолько вычурно неразумным, что он
готов считать тщеславие исключением и в большинстве случаев, когда о нем
заходит речь, сомневаться в его наличности. Он может сказать, например: "я
могу ошибаться в своих достоинствах и тем не менее, с другой стороны,
желать, чтобы и другие признавали их именно такими, какими я их считаю, - но
это вовсе не тщеславие (а высокое мнение о себе или, гораздо чаще, то, что
называется "смирением", а также "скромностью")". Или он скажет: "я по многим
причинам могу радоваться хорошему о себе мнению других людей, быть может,
потому, что я уважаю и люблю их и радуюсь каждой радости их, быть может,
также потому, что их хорошее мнение санкционирует и укрепляет во мне веру в
мое собственное хорошее мнение, быть может, потому, что хорошее мнение
других, даже в случаях, когда я не разделяю его, все-таки приносит мне
пользу или обещает ее в будущем, - но все это не тщеславие". Только с
большим усилием, в особенности с помощью истории, может знатный человек
сделать доступным своему представлению тот факт, что с незапамятных времен
во всех сколько-нибудь зависимых слоях народа заурядный человек был только
тем, чем его считали: вовсе не привыкший сам устанавливать цену, он и себе
не придавал никакой другой цены, кроме назначенной ему его господами
(создавать ценности - это истинное право господ). Можно, пожалуй, видеть
следствие чудовищного атавизма в том, что обыкновенный человек и теперь все
еще сперва ждет мнения о себе и затем инстинктивно подчиняется ему: и вовсе
не только "хорошему" мнению, но также дурному и несправедливому (обратите,
например, внимание на большую часть тех самооценок и самонедооценок, которым
верующие женщины научаются от своих духовников и вообще верующие христиане
от своей церкви). Фактически в настоящее время, вследствие возникающего
мало-помалу демократического порядка вещей (и его причины -
кровосмесительства господ и рабов), все более и более усиливается и
распространяется бывшее искони свойством людей знатных и редкое стремление
устанавливать самому себе цену и "хорошо думать" о себе; но ему постоянно
противодействует склонность более древняя, шире распространенная и глубже
вкоренившаяся, - и в феномене "тщеславия" эта древнейшая склонность
побеждает позднейшую. Тщеславный человек радуется каждому хорошему мнению,
которое он слышит о себе (совершенно независимо от его полезности, а также
не обращая внимания на его истинность или ложность), точно так же как от
всякого дурного мнения он страдает: ибо он подчиняется обоим, он чувствует
себя подвластным им в силу того древнейшего инстинкта подчинения, который
проявляется в нем. - Это "раб" сказывается в крови тщеславца, это остаток
лукавства раба - а сколько "рабского" осталось, например, еще до сих пор в
женщине! - силится соблазнить на хорошее мнение о себе, и тот же раб падает
тотчас же ниц перед этими мнениями, как будто не сам он вызвал их. - И
говоря еще раз: тщеславие есть атавизм.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.