- 06.11.2013
- 1075 Просмотров
- Обсудить
Жестокость бесчувственного человека есть антипод
сострадания; жестокость чувствительного -- более высокая
потенция сострадания.
Причислять к морали (или даже считать за саму мораль)
сострадание и деликатность чувства в отношении ближних есть
признак тщеславия, если /предположить/, что по натуре сам
являешься сострадательным и деликатным, -- стало быть,
недостаток гордости и благородства души.
Радость от ущерба, нанесенного другому, представляет собой
нечто иное, чем жестокость; последняя есть /наслаждение/,
причиняемое состраданием, и достигает крайней точки при
кульминации самого сострадания (в том случае, когда мы любим
того, кого пытаем). Если кто-то другой причинил бы боль тому,
кого мы любим, тогда бы мы пришли бы в бешенство, и сострадание
было бы крайне /болезненным/. Но мы любим его, и боль ему
причиняем /мы/. Оттого сострадание делается чудовищно сладким:
оно есть /противоречие/ двух контрастных и сильных инстинктов,
действующих здесь /в высшей степени возбуждающе/. -- Причинение
себе телесного повреждения и похоть, уживающиеся друг с другом,
суть одно и то же. Или просветленнейшее сознание при свинцовой
тяжести и неподвижности после опиума.
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.