- 19.11.2013
- 1121 Просмотр
- Обсудить
НИЦШЕ – БРАНДЕСУ
Турин, виа Карло Альберто, 6, III.
20 ноября 1888 года.
Милостивый государь,
извините, что отвечаю Вам сразу же. В моей жизни теперь присутствует curiosa смысла в случайностях, ничего подобного которой мне не встречалось. Сперва позавчера, и вот теперь - снова. - Ах, если бы Вы знали, что я написал только что, когда меня навестило Ваше письмо...
Сейчас я с цинизмом, который станет всемирно-историческим, рассказал самого себя: книга называется "Ecce Homo” и является совершенно безоглядным покушением на Распятого; она заканчивается такими громами и молниями всему, что есть христианского или зараженного христианством, что у многих потемнеет в глазах. В конечном счете я первый психолог христианства и могу, как старый артиллерист, каковым и являюсь, вывести тяжелые орудия, о существовании которых ни один противник христианства даже и не догадывается. Все в целом - увертюра к "Переоценке всех ценностей”, произведению, которое лежит передо мною в завершенном виде1. Я обещаю Вам, что через два года весь мир будет содрогаться в конвульсиях. Я - рок.
Вы догадываетесь, кому в "Esse Homo” пришлось хуже всего? Как двусмысленнейщей породе людей, как по отношению к христианству заслуживающей наибольшего проклятия расе в мировой истории? Господам немцам! Я высказал им страшные вещи... На совести у немцев, к примеру, то, что они лишили смысла последнюю великую историческую эпоху, Ренессанс, - и в то мгновение, когда христианские ценности, ценности декаданса, были повержены, когда они были побеждены в инстинктах самого высшего духовенства противоположными, жизненными инстинктами!.. Нападать на церковь - да ведь это же значило тогда восстанавливать христианство. Цезарь Борджиа - Папа римский: это было бы смыслом Ренессанса, его подлинным символом...
Вы также не должны досадовать на то, что собственной персоной появляетесь в одном из ключевых мест книги - я как раз написал его, - там, где я стигматизирую отношение ко мне моих немецких друзей: полнейшее незамечание и в том, что касается признания, и в собственно философском отношении. Вы появляетесь в этом месте, окутанный учтивым облаком славы...
С Вашими словами о Достоевском я безоговорочно согласен; с другой стороны, я высоко ставлю его как ценнейший психологический материал, какой я только знаю, - я неожиданным образом благодарен ему, как бы ни был он противен моим глубочайшим инстинктам. Примерно то же с моим отношением к Паскалю, которого я почти что люблю, поскольку он бесконечно многому научил меня: единственный логичный христианин...
Позавчера с восторгом и как будто бы совершенно свою вещь я читал "Les maries”2 господина Августа Стриндберга. Мое искреннее восхищение ничем не ограничивается, кроме чувства, что я при этом немного восхищаюсь и самим собою. Турин остается моей резиденцией.
Ваш Ницше, ныне - чудовище...
Куда мне следует послать Вам "Сумерки кумиров, или Как философствуют молотом” ? В случае, если Вы еще 14 дней будете в Копенгагене, ответ не нужен.
1 Как известно, четырехчастный труд "Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей” не был доведен Ницше до сколь-нибудь завершенного состояния и существует лишь в виде фрагментов из наследия философа. Вышедшая в 1901 году одноименная книга является недобросовестной компиляцией, сделанной сестрой Ницше Элизабет. В данном случае Ницше, очевидно, выдает желаемое за действительное, подразумевая, что эта книга "лежит” перед ним как карта, проработанный план (см. письмо от 4 мая 1888 года).
2 "Браки” (франц.) - цикл новелл (1884 - 1886) Стриндберга.
Переписка Фридриха Ницше с Георгом Брандесом
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.