- 19.11.2013
- 1132 Просмотра
- Обсудить
БРАНДЕС - НИЦШЕ
Копенгаген, 15 декабря 1887.
Милостивый государь!
Наибольшее впечатление произвели на меня последние слова Вашего письма, а именно, что серьезным образом поражено Ваше зрение. Позаботились ли Вы о том, чтобы проконсультироваться у лучших глазных врачей? Это ведь меняет всю внутреннюю жизнь, когда человек плохо видит. Ваш долг перед всеми, кем Вы дорожите, сделать все возможное для сохранения и улучшения Вашего зрения.
Я отложил ответ на Ваше письмо, поскольку Вы известили меня об отправке книг и я намеревался поблагодарить Вас одновременно и за эту посылку. Однако посылка еще не пришла, а мне хотелось бы сегодня написать Вам несколько слов. Я забрал Ваши книги у переплетчика и, покуда работал над лекциями и занимался всякой необходимой литературно-политической деятельностью, по мере возможности в них углублялся.
17 декабря.
Мне чрезвычайно приятно видеть, что Вы нарекаете меня "настоящим европейцем”, но от "миссионера культуры” я отказываюсь. Всякая миссионерская деятельность стала для меня отвратительной - поскольку я видел лишь морализирующих миссионеров, - а в то, что зовут культурой, боюсь, я не очень-то верю. Наша культура в целом не может воодушевлять, не правда ли? А чем был бы миссионер без воодушевленности?! То есть я более единичен, чем Вы думаете. Под немецкостью я подразумеваю только то, что Вы пишете больше для себя, в процессе письма думаете больше о себе, чем о широком читателе, в то время как большинство не немецких писателей обязаны принуждать себя к некой педагогике стиля, что делает их, правда, яснее и пластичней, однако неизбежно лишает глубины и оставляет в писателе невыговоренным его интимнейшее и лучшее, его безымянное "я”. Так, меня подчас приводит в ужас то, как моя сущность остается в моих писаниях едва раскрытой, лишь намеченной.
Я - не музыкальный человек. Искусства, в которых я разбираюсь, - это скульптура и живопись, им я обязан своими глубочайшими художественными впечатлениями. Мой слух не развит. В юности это было для меня большим огорчением. Я много играл и несколько лет занимался генерал-басом, но без всякого успеха. Я могу очень интенсивно наслаждаться хорошей музыкой, но остаюсь непосвященным.
Мне кажется, в Ваших произведениях я нахожу определенные совпадения с моими вкусами, пристрастие к Бейлю 1, например, а также пристрастие к Тэну, которого я, правда, не видел уже 17 лет. Его работа о революции 2 не произвела на меня того впечатления, какое она, кажется, произвела на Вас. Он сокрушается и пророчит землетрясение.
Я употребил выражение "аристократический радикализм”, поскольку именно это соответствует моим политическим убеждениям. Однако меня немного задевает, когда Вы в своих произведениях столь поспешно и резко судите о таких феноменах, как социализм или анархизм. Анархизм князя Кропоткина, например, вовсе не глуп. Хотя дело конечно же не в именах и не в названиях. Ваш, как правило, столь блестящий ум, мне кажется, немного тускнеет там, где истина заложена в нюансах. В наибольшей степени меня интересуют Ваши идеи о происхождении моральных суждений.
Вы разделяете, к моему радостному удивлению, ту антипатию, которую я испытываю к Герберту Спенсеру3. У нас он слывет богом философии. Этим англичанам решительное предпочтение отдается, как правило, только потому, что их не столь высоко парящий дух страшится гипотез, в то время как немецкую философию гипотезы лишили мирового господства. А разве не много гипотетического в Ваших идеях о кастовых различиях как истоке различных нравственных понятий?
Я знаю Рэ 4, которого Вы критикуете, видел его в Берлине; это был спокойный человек с приятными манерами, но несколько сухим, ограниченным умом. Он жил - по его выражению, как брат с сестрой - с одной совсем юной интеллигентной русской5, издавшей пару лет назад книгу "Борьба за Бога”, из которой, правда, нельзя было почерпнуть никакого представления о ее реальных способностях.
Я рад, что смогу получить обещанные Вами книги. Мне было бы приятно, если бы Вы и в будущем не теряли меня из виду.
Ваш Георг Брандес.
1 Бейль - имеется в виду Стендаль
2 По-видимому, имеется в виду многотомный труд Тэна "Происхождение современной Франции”, в котором подробно анализируется Французская революция
3 Спенсер Герберт (1820 - 1903) - английский философ-позитивист, оказавший значительное влияние на философию XIX века
4 Рэ Пауль (1849 - 1901) - философ-позитивист, друг Ницше. Подробнее о нем см. предисловие
5 Речь идет о Лу Андреас-Саломе.
Переписка Фридриха Ницше с Георгом Брандесом
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.