Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 4

Существо, подобное природе, - безмерно расточительное, равнодушное, без жалости и справедливости

                  

В каждой  философии  есть  пункт,  где  на  сцену выступает "убеждение"
философа, или, говоря языком одной старинной мистерии:
 
     adventavit asinus
     pulcher et fortissimus.

     Вы хотите жить "согласно с природой"? О благородные стоики, какой обман
слов! Вообразите себе существо, подобное природе, - безмерно расточительное,
безмерно равнодушное, без намерений и оглядок, без жалости и справедливости,
плодовитое и  бесплодное, и  неустойчивое в одно и то  же время, представьте
себе  безразличие  в  форме власти, - как могли бы  вы жить согласно  с этим
безразличием? Жить - разве это не значит как раз желать быть  чем-то другим,
нежели  природа?  Разве жизнь  не состоит в желании оценивать, предпочитать,
быть несправедливым,  быть ограниченным, быть отличным  от прочего?  Если же
предположить,  что  ваш  императив "жить согласно  с  природой"  означает  в
сущности  то же самое, что "жить согласно с жизнью",  то каким же образом вы
не могли бы этого сделать?  К  чему создавать принцип из того,  что  сами вы
являете собою и чем вы должны быть? - В действительности дело обстоит совсем
иначе:  утверждая  с  восторгом,  что  вы  вычитали  канон вашего закона  из
природы,   вы   хотите  кое-чего   обратного,  вы,   причудливые   актеры  и
самообманщики!  Природе, даже природе  хочет предписать ваша  гордость  свою
мораль и  свой идеал, хочет внедрить  их  в нее;  вы желаете, чтобы она была
природой, "согласной со  Стоей",  и хотели  бы  заставить все  бытие принять
исключительно  ваш образ и подобие -  к безмерной, вечной славе и всемирному
распространению стоицизма!  Со всей вашей  любовью  к  истине вы принуждаете
себя  так долго, так упорно, так  гипнотически-обалдело к фальшивому, именно
стоическому взгляду  на природу, пока наконец не теряете способности к иному
взгляду, - и какое-то глубоко скрытое высокомерие в конце концов еще вселяет
в вас безумную надежду на то, что, поскольку вы  умеете тиранизировать самих
себя  (стоицизм есть самотирания),  то и природу тоже  можно тиранизировать,
ибо  разве  стоик не есть частица природы?..  Но это старая, вечная история:
что случилось  некогда со  стоиками,  то  случается еще и  ныне,  как только
какая-нибудь философия начинает  верить в самое себя. Она всегда создает мир
по  своему  образу и подобию,  она не  может иначе; философия сама есть этот
тиранический  инстинкт, духовная воля к власти, к "сотворению мира", к causa
prima.

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar