- 06.11.2013
- 995 Просмотров
- Обсудить
Свобода от ressentiment, ясное понимание ressentiment - кто знает,
какой благодарностью обязан я за это своей долгой болезни! Проблема не так
проста: надо пережить ее, исходя из силы и исходя из слабости. Если следует
что-нибудь вообще возразить против состояния болезни, против состояния
слабости, так это то, что в нем слабеет действительный инстинкт исцеления, а
это и есть инстинкт обороны и нападения в человеке. Ни от чего не можешь
отделаться, ни с чем не можешь справиться, ничего не можешь оттолкнуть - всё
оскорбляет. Люди и вещи подходят назойливо близко, переживания поражают
слишком глубоко, воспоминание предстает гноящейся раной. Болезненное
состояние само есть своего рода ressentiment. - Против него существует у
больного только одно великое целебное средство - я называю его русским
фатализмом, тем безропотным фатализмом, с каким русский солдат, когда ему
слишком в тягость военный поход, ложится наконец в снег. Ничего больше не
принимать, не допускать к себе, не воспринимать в себя - вообще не
реагировать больше... Глубокий смысл этого фатализма, который не всегда есть
только мужество к смерти, но и сохранение жизни при самых опасных для жизни
обстоятельствах, выражает ослабление обмена веществ, его замедление, своего
рода волю к зимней спячке. Еще несколько шагов дальше в этой логике - и
приходишь к факиру, неделями спящему в гробу... Так как истощался бы слишком
быстро, если бы реагировал вообще, то уже и вовсе не реагируешь - это
логика. Но ни от чего не сгорают быстрее, чем от аффектов ressentiment.
Досада, болезненная чувствительность к оскорблениям, бессилие в мести,
желание, жажда мести, отравление во всяком смысле - все это для истощенных
есть, несомненно, самый опасный род реагирования: быстрая трата нервной
силы, болезненное усиление вредных выделений, например желчи в желудок,
обусловлены всем этим. Ressentiment есть нечто само по себе запретное для
больного - его зло: к сожалению, также и его наиболее естественная
склонность. - Это понимал глубокий физиолог Будда. Его "религия", которую
можно было бы скорее назвать гигиеной, дабы не смешивать ее с такими
достойными жалости вещами, как христианство, ставила свое действие в
зависимость от победы над ressentiment: освободить от него душу есть первый
шаг к выздоровлению. "Не враждою оканчивается вражда, дружбою оканчивается
вражда" - это стоит в начале учения Будды: так говорит не мораль, так
говорит физиология. - Ressentiment, рожденный из слабости, всего вреднее
самому слабому - в противоположном случае, когда предполагается богатая
натура, ressentiment является лишним чувством, чувством, над которым
остаться господином есть уже доказательство богатства. Кто знает
серьезность, с какой моя философия предприняла борьбу с мстительными
последышами чувства вплоть до учения о "свободной воле" - моя борьба с
христианством есть только частный случай ее, - тот поймет, почему именно
здесь я выясняю свое личное поведение, свой инстинкт-уверенность на
практике. Во времена decadence я запрещал их себе как вредные; как только
жизнь становилась вновь достаточно богатой и гордой, я запрещал их себе как
нечто, что ниже меня. Тот "русский фатализм", о котором я говорил,
проявлялся у меня в том, что годами я упорно держался за почти невыносимые
положения, местности, жилища, общества, раз они были даны мне случаем, - это
было лучше, чем изменять их, чем чувствовать их изменчивыми, - чем
восставать против них... Мешать себе в этом фатализме, насильно возбуждать
себя считал я тогда смертельно вредным: поистине, это и было всякий раз
смертельно опасно. - Принимать себя самого как фатум, не хотеть себя "иным"
- это и есть в таких обстоятельствах само великое разумение.
Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.