- 04.11.2013
- 870 Просмотров
- Обсудить
В течение самого долгого периода истории человечества, называемого
доисторическим, достоинство или негодность поступка выводились из его
следствий: поступок сам по себе так же мало принимался во внимание, как и
его происхождение; как ещё и ныне в Китае заслуги или позор детей переходят
на родителей, так и тогда обратно действующая сила успеха или неудачи
руководила человеком в его одобрительном или неодобрительном суждении о
данном поступке. Назовём этот период доморальным периодом человечества:
императив "познай самого себя!" был тогда ещё неизвестен. Наоборот, в
последние десять тысячелетий на некоторых больших пространствах земной
поверхности люди шаг за шагом дошли до того, что предоставили решающий голос
о ценности поступка уже не его следствиям, а его происхождению: великое
событие в целом, достойная внимания утончённость взгляда и масштаба,
бессознательное следствие господства аристократических достоинств и веры в
"происхождение", признак периода, который в более тесном смысле слова можно
назвать моральным, - первая попытка самопознания сделана. Вместо следствий
происхождение: какой переворот перспективы! И, наверно, переворот,
достигнутый только после долгой борьбы и колебаний! Конечно, новое роковое
суеверие, характерная узость толкования достигла именно благодаря этому
господства: происхождение поступка истолковывалось в самом определённом
смысле, как происхождение из намерения, люди пришли к единению в вере, будто
ценность поступка заключается в ценности его намерения. Видеть в намерении
всё, что обусловливает поступок, всю его предшествующую историю - это
предрассудок, на котором основывались почти до последнего времени на земле
всякая моральная похвала, порицание, моральный суд, даже философствование. -
Но не пришли ли мы нынче к необходимости решиться ещё раз на переворот и
радикальную перестановку всех ценностей, благодаря новому самоосмыслению и
самоуглублению человека, - не стоим ли мы на рубеже того периода, который
негативно следовало бы определить прежде всего как внеморальный: нынче,
когда, по крайней мере среди нас, имморалистов, зародилось подозрение, что
именно в том, что непреднамеренно в данном поступке, и заключается его
окончательная ценность и что вся его намеренность, всё, что в нём можно
видеть, знать, "сознавать", составляет ещё его поверхность и оболочку,
которая, как всякая оболочка, открывает нечто, но ещё более скрывает?
Словом, мы полагаем, что намерение есть только признак, симптом, который
надо сперва истолковать, к тому же признак, означающий слишком многое, а
следовательно, сам по себе почти ничего не значащий, - что мораль в прежнем
смысле, стало быть, мораль намерений, представляла собою предрассудок, нечто
опрометчивое, быть может, нечто предварительное, вещь приблизительно одного
ранга с астрологией и алхимией, но во всяком случае нечто такое, что должно
быть преодолено. Преодоление морали, в известном смысле даже самопреодоление
морали - пусть это будет названием той долгой тайной работы, которая
предоставлена самой тонкой, самой честной и вместе с тем самой злобной
современной совести как живому пробному камню души. -
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.