Меню
Назад » » 2013 » НОЯБРЬ » 4

Заново открывать и оправдывать христианского Бога

                  

Всякая мораль  в  противоположность  к  laisser  aller есть своего рода
тирания  по отношению к  "природе", а также и к "разуму"  -  но  это  ещё не
возражение  против  неё,  ибо декретировать,  что всякая  тирания  и  всякое
неразумие   непозволительны,  пришлось   бы  ведь  опять-таки,   исходя   из
какой-нибудь  морали. Существенно и бесценно  в каждой морали  то,  что  она
является   долгим   гнётом:  чтобы  понять   стоицизм,  или  Пор-Рояль,  или
пуританизм, стоит только вспомнить о том гнёте, под влиянием которого до сих
пор всякий  язык достигал силы и свободы,  - о  метрическом гнёте, о тирании
рифмы и ритма. Сколько трудов задавали себе поэты и ораторы  всех народов! -
не  исключая  и  некоторых  нынешних   прозаиков,  в  слухе   которых  живёт
непреклонная совесть, - "ради  глупости", как говорят остолопы-утилитаристы,
воображающие,  что  изрекают  нечто  премудрое,  -  "из  покорности  законам
произвола",  как  говорят  анархисты, мнящие себя поэтому "свободными", даже
свободомыслящими.  Но  удивительно  то  обстоятельство,  что  только в  силу
"тирании таких  законов  произвола" и  развилось  всё,  что  существует  или
существовало  на  земле  в  виде  свободы,   тонкости,   смелости,  танца  и
уверенности мастера, всё равно - в области ли самого мышления, или правления
государством,  или  произнесения  речей   и  убеждения  слушателей,   как  в
искусствах, так и  в сфере нравственности; и в самом  деле, весьма вероятно,
что  именно это-то и есть "природа" и "природное", а вовсе не laisser aller!
Всякий  художник  знает,  как  далеко  от   чувства  этого   самотёка  самое
"естественное"  его   состояние,  когда  он  свободно  приводит  в  порядок,
устанавливает, распоряжается, придаёт  формы в минуты "вдохновения", - и как
строго и тонко повинуется он именно тогда тысяче законов, которые ускользают
от  всякой  понятийной  формулировки  именно вследствие  своей  строгости  и
точности (даже самое определённое  понятие заключает в  себе, сравнительно с
ними, нечто расплывчатое, многообразное,  многозначащее  -  ). Существенное,
повторяю, "на  небесах  и на земле",  сводится, по-видимому, к  тому,  чтобы
повиновались долго и в одном направлении; следствием этого всегда является и
являлось в конце концов нечто такое, ради чего стоит жить на земле, например
добродетель,  искусство,  музыка,   танец,   разум,   духовность,  -   нечто
просветляющее, утончённое,  безумное  и божественное.  Долгая несвобода ума,
гнёт  недоверия в области сообщения мыслей, дисциплина,  которую налагал  на
себя мыслитель,  заставляя себя мыслить  в пределах установленных духовной и
светской  властью  правил или  исходя  из  аристотелевских  гипотез,  долгое
стремление  ума истолковывать  всё  случающееся  по  христианской схеме и  в
каждой  случайности заново открывать и оправдывать христианского  Бога - всё
это  насильственное, произвольное,  суровое,  ужасающее,  идущее  вразрез  с
разумом  оказалось средством,  при помощи  которого  европейскому духу  была
привита  его  сила,  его  необузданное  любопытство  и  тонкая  подвижность;
прибавим  сюда,  что  при  этом  также должно  было  безвозвратно  пропасть,
задохнуться и погибнуть много силы и ума (ибо здесь, как и  везде, "природа"
выказывает  себя  такою, какова она  есть,  во  всём своём расточительном  и
равнодушном великолепии,  которое возмущает, но  тем не менее благородно). В
течение тысячелетий европейские  мыслители только  о  том и  думали,  как бы
доказать  что-нибудь  -  нынче,  напротив,   для  нас  подозрителен   всякий
мыслитель,  который  "хочет  нечто  доказать", - для них  всегда уже наперёд
предопределённым  оказывалось  то,  что  должно было явиться результатом  их
строжайших  размышлений,   как   это,  например,  было  встарь  в  азиатской
астрологии   или   как    это   бывает   ещё   и   теперь   при   безобидном
христианско-моральном истолковании  ближайших  лично пережитых событий:  "во
славу Божию"  и "во спасение души" - эта тирания, этот произвол, эта строгая
и грандиозная глупость воспитала дух; по-видимому, рабство в более  грубом и
в более тонком  смысле  является  также необходимым  средством  для духовной
дисциплины и  наказания. Взгляните с этой точки зрения на любую мораль, и вы
увидите,  что  её  "природа"  в том и  заключается,  чтобы учить  ненавидеть
laisser  aller,  ненавидеть  слишком  большую  свободу  и  насаждать  в  нас
потребность в ограниченных горизонтах, в ближайших задачах; она учит сужению
перспективы, а стало быть, в известном смысле, глупости, как условию жизни и
роста.  "Ты должен повиноваться кому бы  то ни было и долгое время: иначе ты
погибнешь и  потеряешь  последнее уважение  к самому себе" - таковым кажется
мне моральный  императив  природы,  правда не категорический, чего хотел  от
него  старый Кант (отсюда и "иначе" - ),  и обращённый не к единицам - какое
дело природе  до единиц? - а  к народам, расам, векам,  сословиям, прежде же
всего ко всему животному виду "человек", к человеку.

Фридрих Ницше"По ту сторону добра и зла"   



Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar