- 04.11.2013
- 960 Просмотров
- Обсудить
Causa sui - это самое вопиющее из всех доселе выдуманных
самопротиворечий, своего рода логическое насилие и противоестественность; но
непомерная гордость человека довела его до того, что он страшнейшим образом
запутался как раз в этой нелепости. Желание "свободы воли" в том
метафизическом, суперлативном смысле, который, к сожалению, все еще царит в
головах недоучек, желание самому нести всю без изъятия ответственность за
свои поступки, сняв ее с Бога, с мира, с предков, со случая, с общества, -
есть не что иное, как желание быть той самой causa sui и с более чем
мюнхгаузеновской смелостью вытащить самого себя за волосы в бытие из болота
Ничто. Но допустим, что кто-нибудь раскусит-таки мужицкую простоватость
этого знаменитого понятия "свободная воля" и выкинет его из своей головы, -
в таком случае я уж попрошу его подвинуть еще на шаг дело своего
"просвещения" и выкинуть из головы также и инверсию этого лжепонятия
"свободная воля"; я разумею "несвободную волю", являющуюся следствием
злоупотребления причиной и действием. "Причину" и "действие" не следует
овеществлять, как делают натуралисты (и те, кто нынче следует их манере в
области мышления) согласно с господствующей механистической бестолковостью,
заставляющей причину давить и толкать, пока она не "задействует". "Причиной"
и "действием" нужно пользоваться как чистыми понятиями, т. е. как
общепринятыми фикциями, в целях обозначения, соглашения, а не объяснения. В
"сущности вещей" (An-sich) нет никакой "причинной связи", "необходимости",
"психологической несвободы": там "действие" не следует "за причиной", там не
царит никакой "закон". Это мы, только мы выдумали причины,
последовательность, взаимную связь, относительность, принуждение, число,
закон, свободу, основание, цель; и если мы примысливаем, примешиваем к вещам
этот мир знаков как нечто "само по себе", то мы поступаем снова так, как
поступали всегда, именно, мифологически. "Несвободная воля" - это мифология:
в действительной жизни дело идёт только о сильной и слабой воле. - Если
мыслитель во всякой "причинной связи" и "психологической необходимости" уже
чувствует некоторую долю приневоливания, нужды, необходимости следствия,
давления, несвободы, то это почти всегда симптом того, чего не хватает ему
самому: чувствовать так - предательство: личность выдает себя. И вообще,
если верны мои наблюдения, "несвобода воли" понимается как проблема с двух
совершенно противоположных сторон, но всегда с глубоко личной точки зрения:
одни ни за что не хотят отказаться от собственной "ответственности", от веры
в себя, от личного права на свои заслуги (к этой категории принадлежат
тщеславные расы); другие, наоборот, не хотят ни за что отвечать, ни в чем
быть виновными и желали бы, из чувства внутреннего самопрезрения, иметь
возможность сбыть куда-нибудь самих себя. Последние, если они пишут книги,
имеют нынче обыкновение защищать преступников; род социалистического
сострадания - их любимая маска. И в самом деле, фатализм слабовольных
удивительно украшается, если он умеет отрекомендовать себя как "la religion
de la souffrance humaine": это его "хороший вкус".
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.