Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 18

ФИЛОСОФИЯ (3)







ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ  | ПСИХОЛОГИЯ  | ПСИХИКА  | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ  (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
 


РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )



ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ



   

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (5)
Материалом философии духовной жизни является историческая духовная жизнь человечества, всегда конкретная, религиозная, мистическая, познавательная, философская и научная, нравственная, творчески художественная жизнь человечества, ... Вот почему философия духа неизбежно заключает в себе элемент традиционный, предполагает приобщение к преданию. Личность не может познавать духовную жизнь в состоянии изоляции ...


Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (4)
...есть крайний номинализм в социальной философии, крайний атомизм. Ваш коллективизм есть лишь обратная сторона этого номинализма и атомизма. Вы потеряли подлинные реальности и на их место ...заложенные Платоном основы онтологической социальной философии. Слишком аристократичен для вас Платон, и вы увидели в нём источник мировой «реакции». Социализм Платона был аристократический социализм, он основан ...

Владимир Сергеевич Соловьев (122)
Роковое эротическое крушение философии любви могло состоять лишь в том, что, подойдя мыслью к этой задаче, он остановился перед ней, не решился до конца ...и вина, без огня, без философии, человечество могло бы, конечно, существовать, но недостойным человека образом, — обычаем звериным. XXVI Если бы человек по существу своему мог быть ...



Классическая греческая философия (Сократ, Платон, Аристотель) (идеализм, натурфилософия, метафизика, платонизм, аристотелизм) Классическая греческая философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Эта философия в основном связана с именами трёх людей: Сократа, его ученика Платона, и в свою очередь ученика Платона — Аристотеля. Вклад Сократа в основном связан с его методом., который заключался в представлении философского вопроса в виде диалога двух сначала несоглашающихся друг с другом философов, один из которых в конце-концов, исчерпав аргументы против, соглашается со своим оппонентом. Метод Сократа являлся прелюдией к формальному критическому анализу иной философской концепции и использовался Платоном, который публиковал свои сочинения в виде диалогов. В свою очередь Платон и Аристотель оказались в числе самых влиятельных людей на Земле. Основная заслуга Платона заключается в его теории идей, которая сформулирована в его самом известном диалоге «Государство». В теории идей Платон противопоставляет материальные объекты идеальным «формам» или «идеям» этих объектов, которые существуют где-то в возвышенном мире. В философии Платона материальные объекты — лишь ущербные подобия идеальных форм, ниспосланных свыше, подобно теням реальных объектов из Мифа о пещере. Таким образом Платон сформировал важнейшее направление в философии, которое позже назовут идеализмом. Богатство идей, изложенных в трудах Платона, в совокупности с формированием направления идеализма сделали философию Платона настолько значительной, что один из философов ХХ века, Альфред Уайтхед даже назвал всю остальную западную философию «чередой примечаний к Платону». Философия Платона получила название «платонизм» и несколько веков развивалась как самостоятельное направление, перейдя впоследствии в неоплатонизм. Заслуги Аристотеля перед мировой культурой носят несколько иной характер. Аристотель систематизировал накопленные в Греции философские знания в новой форме, которая заложила стандарты научной литературы. Его труды включали последовательное изложение логики, метафизики, этики, риторики, а также греческой натурфилософии: космологии, физики, зоологии и др. Работы Аристотеля явились квинтэссенцией греческой философии, появившейся на закате древнегреческой цивилизации, и стали стандартом в некоторых областях знаний на века, а в некоторых — на тысячелетия. Аристотель ввёл в обращение сопутствующую терминологию, которая впоследствии вошла почти во все языки, включающая такие понятия: «категория», «Определение (дефиниция)», «силлогизм», «посылка» и «вывод», «субстанция», «вид» и «род», «аналитический», «диалектика» и другие. Аристотель многие века пользовался незыблемым авторитетом и в Европе, и на Ближнем Востоке, где его называли просто «Учитель». Параллельно с систематизацией материала Аристотель изложил свою собственную философскую парадигму, выраженную, в частности, в учении о четырёх причинах (англ.)русск. и теории универсалий, которая отличалась от философии Платона большей привязкой к материальному миру. В частности, «универсалии» Аристотеля порождались самими материальными объектами, в отличие от «идей» Платона, «ниспосланных свыше». Аристотель полагал, что знания можно получить с помощью наблюдений и опыта, а Платон вслед за Сократом считал, что все знания уже существуют, и человек их «вспоминает», а не приобретает. Философия Аристотеля получила название аристотелизма и многие века практиковалась в Европе и на Ближнем Востоке. Моше бен Маймон (ивр. משה בן מימון‎), называемый Моисей Маймонид (греч. Μωυσής Μαϊμονίδης — «сын Маймона»), также известный как Абу Имран Муса ибн Маймун ибн Абд-Алла аль-Курдуби аль-Яхуди (араб. بو عمران موسى بن ميمون بن عبد الله القرطبي اليهودي‎‎‎) / Абу Имран Муса бин Маймун бин Абдалла аль-Куртуби аль-Исраили, или просто Муса бин Маймун, или Рамба́м (ивр. רמב"ם‎ на иврите акроним для Рабби Моше бен Маймон (רבי משה בן מיימון)), в русской литературе известен также как Моисей Египетский (между 1135 и 1138, Кордова, Государство Альморавидов — 12 (13) декабря 1204, Фустат или Каир Египет, по иным сведениям Тверия — выдающийся еврейский философ и богослов — талмудист, раввин, врач и разносторонний учёный своей эпохи, кодификатор законов Торы. Духовный руководитель религиозного еврейства как своего поколения, так и последующих веков. Аркадий Барановский. 1 // Моше Бен Маймон. — Москва, 2006. Идель, Моше. Новые перспективы = Kabbalah: New Perspectives. — Москва-Иерусалим: Мосты культуры-Гешарим, 2010. — С. 464. — ISBN 978-5-93273-311-X. Аркадий Барановский. 2 // Моше Бен Маймон. — Москва, 2008. Аркадий Барановский. Маймонид: учитель и целитель = משה בן מימון. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. — 336 с. — ISBN 978-5-222-18734-0 Рабби Моше бен Маймон (Рамбам). Пер. и коммент. М. А. Шнейдера. Путеводитель растерянных = The Guide for the Perplexed. — Иерусалим, Москва: Гешарим, Мосты культуры, 2000. — Т. 1. — ISBN 5-93273-043-9 Рабби Моше бен Маймон (Рамбам). Перевод на иврит: M. Шварц. Путеводитель растерянных = מורה נבוכים. — Тель-Авив: IИздательство Тель-Авивского университета, 2003. — Т. 1-3. — ISBN 5-93273-043-9 Маймонид, перевод М. А. Шнейдера. Главы из книги Мишнэ Тора. — Иерусалим: Шамир, 1985. — 256 с. — ISBN 978-5-7516-0866-8 Моше Идель. Маймонидов синтез. Предисловие к русскому переводу «Путеводителя растерянных» // М.Гринберг Путеводитель растерянных : Предисловие. — Иерусалим-Москва: Маханаим, Гешарим, 2000. — С. XI-XXVI. — ISBN 5-93273-043-9. Нуланд, Шервин Б. Маймонид. — Текст, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-7516-0866-8 Сират, Колетт. Перевод с английского Т. Баскаковой. История средневековой еврейской философии = A history of Jewish Philosophy in the Middle Ages / У. Гершович, Д. Фролов. — 1-е изд. — Иерусалим-М.: Гешарим-Мосты культуры, 2003. — Т. 1. — 712 с. — ISBN 5-93273-101-X Нечипуренко В. Н. Еврейская философия и каббала: Сефер Йецира; 32 пути Мудрости; Объяснение десяти сефирот рабби Азриэля из Жероны (новые переводы с древнееврейского). — 1-е изд. — Ростов н/Д: Изд-во Юж. федер. ун-та, 2007. — С. 91-172. Маймонид. Издание И.Шейлата. Послания Маймонида. Полное и исправленное по рукописям издание = ивр. איגרות הרמבם‎. — Маале-Адумим—Иерусалим: Издательство Шейлат, 1995. — Т. 1. (иврит) Маймонид. Издание И.Шейлата. Послания Маймонида. Полное и исправленное по рукописям издание = ивр. איגרות הרמבם‎. — Маале-Адумим—Иерусалим: Маалиёт при йешиве Биркат-Моше, 1993. — Т. 2. (иврит) Маймонид. Предисловия Маймонида = ивр. הקדמות הרמבם‎. — Иерусалим: Издание И.Шейлата, 1996. (иврит) Маймонид. Перевод с ивритского текста на русский Натана Файнгольда. Послание в Йемен = ивр. איגרות תימן‎. — Иерусалим: Aмана, 1984. Рамбам. Русский перевод: Гиль, Пинхас и Рапопорт, Н.З. Сборник трудов / Брановер Г.. — Иерусалим: Шамир, 2004. — 446 с. — ISBN 965-293-083-0 bibliography (англ.). Проверено 10 августа 2011. Архивировано из первоисточника 2 февраля 2012. Faur, Jose. Антимаймонидовские демоны (англ.) = Anti-Maimonidean Demons // Review of Rabbinic Judaism. — 2003. — Т. 6. — С. 3-52. Faur, Jose. Хомо Мистикус: Введение маймонидовский Путеводитель Растерянных = Homo Mysticus: A Guide to Maimonides's Guide for the Perplexed. — Syracuse University Press, 1998. — 256 с. — ISBN 978-0815627814 (англ.) Halbertal, Moshe. Рамбам = ивр. הרמבם ‎. — Иерусалим: Merkaz Zalman Shazar letoldot Israel, 2009. — ISBN 978-965-227-254-6 (иврит) Традиции маймонидизма = Traditions of Maimonideanism / Fraenkel, Carlos. — IJS STUDIES IN JUDAICA. Conference Proceedings of the Institute of Jewish Studies, University College London. — Leuden-Boston: Brill, 2009. — Т. 7. — 355 с. — ISBN 978 90 04 17333 0 (англ.) Harvey, Warren Zev. Третий подход к загадке учения Маймонида о космологических пророчествах (англ.) = A Third Approach to Maimonides' Cosmology Prophetology Puzzle // Harvard Theological Review. — 1981. — Т. 74. — С. 281-301. Langermann, Y. Tzvi. Новый словарь научных биографий = New Dictionary of Scientific Biography / Koertge, Noretta. — New York: Charles Scribner's Sons, 2007. — Т. 5. — С. 5-9. — ISBN 0684313200 (англ.) Moses Maimonides, translated from the original arabic text by M. Friedlander. Путеводитель заблудших = The Guide for the Perplexed. — 2. — Иерусалим: Evinity Publishing Inc., 1904. — Т. 1-3. — 404 с. — ISBN 1420933833 (англ.) Moses Maimonides. Trans. Arnold J. Wolf. Pereq Helek / Isadore Twersky. — West Orange N.J.: Behrman House, 1972. — 256 с. — ISBN 978-5-7516-0866-8 Robert Sonné Cohen, Hillel Levine. [Maimonides and the sciences Маймонид и науки] = Maimonides and the sciences / Kluwer academic pubishers. — Иерусалим: Springer, 2000. — 251 с. — ISBN 9780792360537 (англ.) Langermann Y.T. Истинная растерянность (англ.) = The true perplexity // Joel L. Kraemer, Lawrence Victor Berman Perspectives on Maimonides: philosophical and historical studies : Сборник. — 1998. — С. 159-174. — ISBN 9781874774266. Joel L. Kraemer, Lawrence Victor Berman. Перспективы на Маймонида: философские и исторические исследования = Perspectives on Maimonides: philosophical and historical studies / Joel L. Kraemer, Lawrence Victor Berman. — University of Virginia: Littman Library of Jewish Civilization, 1996. — 232 с. — ISBN 9781874774266 (англ.) Goodman, Micha. Тайны путеводителя растерянных = סודותיו של מורה הנבוכים. — Иерусалим: Двир, 2010. — 383 с. (иврит) Kellner, Menachem. Споры о наследии Маймонида (англ.) = Maimonides’ Disputed Legacy // Fraenkel, Carlos Traditions of Maimonideanism : Сборник. — Leuden-Boston: Brill, 2009. — Т. 7. — С. 245-276. — ISBN 978 90 04 17333 0. Rozenak, Avinoam. Рав Кук = ивр. הרב קוק‎. — Иерусалим: Merkaz Zalman Shazar letoldot Israel, 2006. — ISBN 965-227--220-5 (иврит) Эллинистическая философия Важные термины: эпикуреизм, скептики, перипатетики, стоицизм, неоплатонизм После Платона и Аристотеля в Греции, а затем в Римской империи продолжали своё развитие несколько философских школ и течений, основанных на греческой философии, включая неопифагореизм, платонизм, а также перипатетиков, продолжающих философию Аристотеля. Скептики выражали и развивали идеи софистов о невозможности приобретения истинных знаний о мире. Среди новых течений этого периода выделялся стоицизм — этическая концепция, схожая с китайским даосизмом, отождествляющая источник гармонии в мире с принятием естественного порядка вещей и, соответственно, рекомендующая стоически переносить все повороты судьбы. Наконец, ещё одним важным течением этого периода стал неоплатонизм. Известный философ этого периода идеолог неоплатонизма Плотин (III век н. э.) возражал против антропоморфности Бога, утверждая, что таким образом у Бога, который должен быть всемогущим, в результате человекоподобия появлялись бы границы возможностей. Как следствие, в неоплатонизме происходит сближение между монотеистическим всемогущим богом и миром идей или форм Платона, что сделало возможным частичную интеграцию идей Платона в христианство и другие монотеистические религии. Древнеиндийская философия (Индийская философия, Философия индуизма) (реализм, материализм, йога, буддийская философия, джайнская философия) Древнеиндийская философия зародилась из традиции толкования Вед, древнейших текстов традиции индуизма. Время зарождения индийской философии небесспорно. Часть исследователей соотносят начало древнеиндийской философии с VIII—VI вв. до н. э. — с написанием Упанишад, раннего сборника комментариев к Ведам, считая Упанишады уже философским произведением. Более консервативный подход относит начало собственно философии в Индии к V—IV вв. до н. э., к так называемому «шраманскому периоду». В этот период странствующие монахи, шраманы, стали подвергать сомнению авторитет Вед, что спровоцировало религиозную полемику и привело к возникновению различных философских течений. Среди наиболее известных критиков индуизма выделяются, в первую очередь, Будда, а также его современник Аджита Кесакамбала, в наследии которого прослеживается материализм, выраженный ещё более отчётливо, чем у Демокрита, и Пакудха Каччаяна, учивший своих последователей редукционизму и реализму, который впоследствии стал свойственен многим древнеиндийским философам. В древнеиндийской традиции прослеживается течение софистов, «Локаята», полемическая традиция которых способствовала появлению множества «философских кружков». В дальнейшем (IV в. до н. э. — II в. н. э.) в Индии формируются даршаны — философские школы, которые разбиваются на те, которые считают Веды авторитетом, и на те, которые отрицают их авторитет. К первой группе относятся в первую очередь шесть классических школ философии индуизма: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса и веданта. Ко второй группе относятся локаята, школы раннего буддизма, школа джайнизма и другие. Характерной общей особенностью индийской философии была приверженность многих школ ярко выраженному реализму в сочетании с интересом к эпистемологии, к достоверности средств познания. Древнеиндийская философия в своём становлении проходила те же первые этапы, что и греческая, однако происходило это значительно медленнее, что предположительно может быть связано с тем, что логика рассуждений индийских философов была привязана к лингвистике, а не к математике, как у досократиков. Древнеиндийский силлогизм обычно состоял из пяти и более ступеней, против классических трёх ступеней, и рассуждения рассматривались как стратегии убеждения, а не как доказательства. Древнеиндийская философия проработала многие вопросы логики, ввела понятие, собственно, философии, а в некоторых аспектах раннего буддизма приступила к проработке философских вопросов, к которым европейская философия подошла только к периоду нового времени. Вместе с этим в Индии логика философского рассуждения не достигла уровня Аристотеля вплоть до начала XX века, и в Индии даже в традициях развитого буддизма не были созданы тексты, аналогичные платоновским и аристотелевским, которые могли бы стать ядром более зрелых философских школ, аналогичных античным школам, и, таким образом, индийская философия прошла приблизительно лишь половину пути, пройденного древнегреческой философией. Последующее в Индии доминирование уже канонизированных буддизма и джайнизма, возможно, послужило причиной значительного снижения разнообразия школ индийской философии и сказалось на темпах её развития. Древнекитайская философия (Китайская философия) (конфуцианство, даосизм) Хотя китайские классические тексты описывают период «ста философских школ», которым приписывается зарождение философии в Китае, исторические и лингвистические данные свидетельствуют о том, что в реальности этих школ было значительно меньше, причём учение Конфуция возникло первым, в VI—V вв. до н. э., а остальные школы, самые известные из которых — даосизм и легизм, зарождались и развивались, формулируя свои учения уже по отношению к конфуцианству. В частности, тексты легендарного основателя даосизма Лао-цзы возникли после Конфуция. Отличительной особенностью китайской философии является абсолютное преобладание в ней практической философии, в особенности этики и политической философии. Китайские философы в первую очередь задавались вопросами, каким должен быть идеальный гражданин и идеальный правитель, что требуется для поддержания гармонии и порядка в государстве и обществе, а полемика между различными школами вращалась вокруг истинного источника гармонии в мире и обществе. По большому счёту это связано, с одной стороны, с тем, что китайское общество этого периода только что пережило ряд политических потрясений и старалось переосмыслить политическую конфигурацию государства, а, с другой стороны, с тем, что грамотность, а, как следствие, и возможность заниматься философией находилась в Китае в зависимости от строгой иерархии общества. Философы, таким образом, оказывались приближенными к политикам и чиновникам, но изолированными от других слоёв общества. В период становления китайской философии ряд философских школ ставили вопросы метафизики, эпистемологии и натурфилософии, что в особенности относится к моистам и инь ян цзя, однако серьёзного продолжения эта работа не получила. С одной стороны, философы в Китае подверглись серьёзным гонениям, а, с другой стороны, в Китае возобладала философия Конфуция, которая уделяла наибольшее внимание вопросам этики, а в вопросах бытия опиралась на традиционную китайскую мифологию, причём постулировала наилучшим источником знания древние тексты. Более того, в период династии Хань, с III в до н. э., конфуцианству был предан де-факто статус религии, и философия в Китае была вынуждена развиваться относительно конфуцианского канона. Мировая философия в IV—XVI вв. Относительно прошедшего и последующих периодов развитие философии в мире в IV—XVI вв. происходило медленно. В Европе и на Ближнем Востоке это было отчасти связано с канонизацией текстов Аристотеля и Платона, а отчасти с доминированием в этих регионах монотеистических религий. Формула католического монаха XI века Петра Дaмиани «Философия есть служанка теологии» стала крылатой среди современных характеристик развития философии этого периода, подчёркивая очень узкие рамки возможного философского новаторства. В Индии развитие философской мысли никогда не происходило высокими темпами, а широкое распространение буддизма к концу III в. н. э. негативно повлияло на разнообразие философских концепций. Наконец, в Китае развитию философии мешали гонения на философов, распространение буддизма и канонизация текстов Конфуция. По большому счёту, на срок, превышающий целое тысячелетие, философия огромного пространства цивилизованного мира оказалась под практически полным влиянием мировоззрений всего шести персоналий: Платона, Аристотеля, Конфуция, Будды, Мухаммеда и Христа. Характерно также, что и философия Европы, и философия Китая проделали в этот период своеобразный круг. Европейская философия, оттолкнувшись от античной философии, надолго приросла к христианской теологии, только затем, чтобы вернуться обратно к античной философии в эпоху Возрождения. Аналогично философия Китая ещё быстрее возвращается к конфуцианству после многовекового «увлечения» буддизмом. В Индии же в этот период философия просто очень медленно прогрессирует, почти не изменившись со времён своего эпического периода II в. до н. э. — II в. н. э. Христианская философия (Средневековая философия) (патристика, схоластика) Философия в регионах, где практиковалось христианство, развивалась медленно, в связи с тем, что была подчинена определённой доктрине. Первоначальный период христианской философии (до IV века) характеризуется попытками рационально обосновать христианство, придать ему дополнительный вес. Этот период философии называется «патристикой», а его наиболее яркой фигурой считается Блаженный Августин, который провёл интеграцию неоплатонизма и христианства, устранив из неоплатонизма всё, что противоречило Библии. Более поздний период христианской философии называется «схоластикой», которая характеризуется формированием философских школ при церковных организациях, которые выполняли различные поручения церкви. Самым известным философом этого периода является Фома Аквинский, который, выполняя такое поручение, объединил христианство с аристотелизмом. Философия Фомы Аквинского по сей день является «официальной» философией Католической церкви, преподаваемой в её колледжах и семинариях. Фома Аквинский также известен своими пятью доказательствами существования бога. Философия на Ближнем Востоке (Исламская философия, Еврейская философия) (калам, суфизм) Зарождение исламской философии относится к VIII—IX вв. Один из первых известных философов ислама, Аль-Кинди, познакомился с трудами Аристотеля и Платона, дал «неоплатоническое» определение Аллаха как абсолютного и трансцендентного сущего, а затем стал приверженцем аристотелизма. Попытки одновременной интеграции в ислам и неоплатонизма, и аристотелизма были характерны для последователей Аль-Кинди, среди которых наиболее известными были Авиценна и Ибн Рушд. Характерно, что работы Аристотеля лучше сохранились в арабских переводах на Востоке, чем в средневековой Европе, и некоторые трактаты сохранились благодаря переводам с арабского на латынь. Одной из основных проблем исламской философии, растянувшейся на несколько веков, было противостояние между каноном ислама и мистическими исламскими сектами. Многие исламские философы предпринимали попытки рационально поддержать канон, однако основное мистическое направление — суфизм — к XIII веку выделилось в отдельное направление ислама. Суфизм во многом приближается к неоплатонизму и содержит элементы теософии. Наконец, в XVI веке персидский философ мулла Садра провёл интеграцию аристотелизма, неоплатонизма и ислама, и его философия стала наиболее влиятельной концепцией в исламе вплоть до настоящего времени. Становление философии иудаизма проходило, с одной стороны, под влиянием исламской философии, а, с другой стороны, под влиянием аристотелизма и неоплатонизма. Несколько мыслителей из последователей иудаизма попытались адаптировать эти концепции к иудаизму, включая Саадия бен Йосефа, который предпринял попытку создать еврейский калам по аналогии с исламскими каламами, и Маймонида. Философия в Индии и на Дальнем Востоке (Буддийская философия) (чань-буддизм, дзэн-буддизм, неоконфуцианство) Развитие философии в Индии всегда происходило относительно медленно. Усугубляющим фактором стало широкое распространение к III в. н. э. в Индии буддизма, в концепциях которого не приветствуются категоричные ответы на поставленные вопросы, что отрицательно сказывалось на развитии философской логики. Однако вторжение в Индию мусульман в VIII веке и ренессанс индуизма в XIII веке обострили как теологические, так и философские дискуссии, и к XVI веку в Индии насчитывалось уже около 600 текстов, которые можно считать философскими. Прослеживаются параллели в обсуждаемых философских вопросах и вариантов ответов на них между философами Индии и их современниками из Европы — христианскими философами-схоластами. Распространение буддизма в Китае в III—V вв. привело к появлению отдельной китайской ветви буддизма — чань-буддизма, которая сочетала в себе близкие философии одной из традиционных индийских буддийских школ, Махаяны, и китайского даосизма. Именно чань-буддизм распространяется в Японию, в Корею, во Вьетнам и в другие страны Дальнего Востока, где получает название «дзэн-буддизм». В Японии комбинация конфуцианства и дзэн-буддизма ложится в основу философии самураев. Буддизм принёс в Китай намного более развитый логический и категориальный аппарат, чем тот, каким пользовались древнекитайские философы, однако к XI веку влияние философии буддизма в Китае снижается, и наблюдается возврат к слегка модифицированному конфуцианству, которое получает название «неоконфуцианство». Философия Возрождения (гуманизм) Основой философии Возрождения явился гуманизм — уходящая корнями в итальянский проторенессанс концепция, ставящая человека в центр философской системы «мир-человек». Гуманисты, которые не были «профессиональными философами», получающими учёные степени в европейских католических университетах, полагали, что философия не может обслуживать только божественное, а должна интересоваться делами земными, прежде всего человеком. Вместе с этим гуманисты не столько создавали собственную философию, сколько, выступая против «схоластизированного» Аристотеля, закреплённого католической церковью в качестве единственного авторитета, предлагали вернуться к неоплатонизму и к другим античным философским течениям. В числе первых известных философов-гуманистов были Николай Кузанский и Мишель Монтень. Поначалу гуманисты выступали именно против схоластики, а не против церкви, однако эволюция философской мысли Возрождения в Европе быстро приходила в противоречие с христианским догматом. Стремительное развитие эстетики, натурфилософии и науки, связанное, в частности, с именами Микеланджело, Леонардо да Винчи и Николая Коперника, в сочетании с характерным для этой эпохи безнравственным поведением римских пап девальвировало авторитет католической церкви у большой прослойки интеллектуалов. Оставаясь верующими христианами, многие интеллектуалы засомневались в авторитете Ватикана — во многих уголках Европы начиналась Реформация. Философы Возрождения перестали доверять официальной церковной философии и стали искать другие источники знания, обратившись в первую очередь к забытым философам античности.




Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (7)
...рационалистическим духом веет также от философии Бергсона. Все вышесказанное позволяет сделать заключение, что то гносеологическое направление, которое принято называть эмпиризмом, не достигает обоснования и оправдания твердыни ... Талантливая философия Риккерта, столь ныне модная, есть reductio ad absurdum [6] критицизма, в ней окончательно упраздняется бытие и отрицается вековечная цель знания.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (37)
...очень плодотворна и делает возможным философию истории. Явление Христа разделяет историю мира на два основных периода, два космических зона, из которых каждый может, в свою очередь, ... Пережив кантовскую философию, я не могу уже вернуться к докантовской философии. После опыта гуманизма я не могу его совсем зачеркнуть.

Владимир Сергеевич Соловьев (58)
...религиозное мышление, результат которого есть философия религии. Часто говорят: зачем философствовать о божественных предметах, не достаточно ли верить в них и чувствовать их? Разумеется, достаточно......чтобы это его мышление было философией религии. Более того: так как лишь философия религии, как связная система и полный синтез религиозных истин, может дать нам адекватное (...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (27)
...и есть основное противоречие религиозной философии истории. Царство Божье — цель истории, конец истории, выход за пределы истории. Поэтому Царство Божье не может быть в истории....христианском догматическом сознании, в христианской философии проблема эсхатологии не получила ясного и общеобязательного разрешения. Вокруг этой проблемы всегда раскрывались разные возможности.

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (27)
Языческая культура, языческая философия и искусство не погибли; они легли фундаментом мировой христианской культуры; ими питались учителя церкви и строители церкви....в науке и пустота новейшей философии, небывалое еще ощущение личности и сознание неизбежности нового общества, мучительное обострение проблемы пола – все это ведет к какому то пределу, ...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (9)
Современная философия окончательно порвала с разумом и вряд ли имеет право ссылаться на неразумность чего либо. Неразумность, бессмысленность всего мира признается современной философией, и потому не смеет она ...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (23)
Тогда народилась мистическая философия и мистические секты, появились личности, окруженные мистической тайной. Искали спасения в неоплатонизме и неопифагорействе, в стоицизме, заключавшем в себе же ...смешение восточной мудрости с греческой философией и религией. Но не мог античный человек спастись собственными силами и тосковал смертельно. Естественные религии рода перестали человека удовлетворять; он ...
Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (26)
...и полную автономию проходит и философия, и наука, и искусство, и государство, и семья, и право, и хозяйство. Культура религиозна по своему происхождению и религиозна по ... Философия нужна для техники. Кризис культуры совершается на самых высших ступенях творческой жизни. Но это имеет мировое значение.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (30)
...гуманизм, романтизм и революционизм, через философию и науку нового времени, и зачеркнуть пережитого нельзя. Когда пережитый опыт преодолевается более высоким состоянием, то он входит в это ...и мистику наряду с естественной философией и теологией и на нем можно обнаружить влияние ареопагатики [22] . Но метафизически теологическая система томизма очень неблагоприятна для.

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (21)
...множественность и повторяемость в индийской философии и религии, отрицание смысла конкретной истории, допущение скитания душ по разным краям бытия, по темным коридорам и индивидуального спасения этих ...Логоса была уже сознана греческой философией, соединилась с ветхозаветными чаяниями Мессии и стала основой христианской метафизики. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (7)
...и неверна исключительно антропологическая, расовая философия истории (Гобин, Чемберлен и др.), то всё же в ней есть какая то правда, которой совсем нет в отвлеченной, социологической философии истории, не ведающей тайны крови ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (29)
...христианство совсем не отрицает науки, философии, искусства, общественной жизни и пр. Вопрос этот несоизмеримо более глубок, этот вопрос затрагивает самую глубину метафизики христианства, его догматического сознания....пустота, небытийственность литературы, искусства, мысли, философии, новшеств жизни, общественного строительства, ужасна беспредметность творчества. Артистизм современного человека в научной мысли, в искусстве, в формальном праве и политической ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (42)
Пророческий гнозис есть всегда философия истории, и философия истории возможна лишь как свободное пророчество. Пророк в отличие от святого погружен в жизнь мира и жизнь ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (39)
Философия Аристотеля и Св. Фомы Аквината понимает отношение между потенцией и актом так, что потенция есть всегда несовершенство, материя, не подлинное ...в германской мистике и германской философии, у Я. Беме, у Шеллинга. Потенциальность есть глубина бытия, сокровенная таинственная его основа, в потенциальности всегда более, а не менее, ...
Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (5)
ПИСЬМО ТРЕТЬЕ О ГОСУДАРСТВЕ Как слабы и беспомощны все ваши рационалистические теории государства.... В общественной философии, в учениях о государстве здоровым противоядием против революционного произвола, против субъективного разложения всех объективных реальностей может быть и социологический натурализм.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (9)
ПИСЬМО ПЯТОЕ О КОНСЕРВАТИЗМЕ Я хочу говорить сейчас о консерватизме не как о политическом направлении и политической партии, ...есть один из парадоксов общественной философии, который говорит о противоречиях человеческого бытия. В росте и цвете дерева нет ни хаотизма, ни рационализма.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (17)
Ваш социализм есть принудительная добродетель и принудительное братство. Вот чем противен ваш социализм, вот почему он эстетически и ... В философии социализма есть две стихии: в одной из них классовый момент побеждает момент объективный и на протяжении всей истории одинаково видится ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (21)
ПИСЬМО ОДИННАДЦАТОЕ О ВОЙНЕ Жизнь в этом мире есть борьба. Борьба — дитя греховного раздора, она происходит от неполноты.... Ложна та философия и та мораль войны, для которой война враждующих народов есть борьба Ормузда и Аримана, света и тьмы, добра и зла.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (24)
Маги всех времен искали ключа к тайнам космической жизни и хотели насильственно вырвать у природы её секреты, оставаясь ...есть и в книге Булгакова «Философия хозяйства». В ней религиозно осмысливается хозяйство. Но сама религия получает слишком хозяйственный характер. Булгаков признает хозяйство софийным.
Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (25)
ПИСЬМО ТРИНАДЦАТОЕ О КУЛЬТУРЕ В жизни общественной духовный примат принадлежит культуре. Не в политике и не в экономике, ...науки» и «искусства», не творится философия и поэзия, не появляются пророки и апостолы. Закрытие аристократических источников культуры есть иссякновение всяких источников.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (29)
ПОСЛЕСЛОВИЕ Книга моя «Философия неравенства» написана летом 1918 года в атмосфере страстного духовного противления торжествовавшей коммунистической революции.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (7)
Духовная жизнь не означает безразличного, бескачественного, отвлеченного единства. В ней раскрывается конкретное, т. е. обладающее качествами, единство....как оно дано в религиозной философии Индии и в некоторых формах германского идеализма, например в религии духа Э. Гартмана, есть монофизитская ересь, отрицание бытия двух природ ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (13)
ГЛАВА Ш Откровение, вера, ступени сознания Традиционное деление религий на "откровенные" и "естественные" не идет вглубь, оно ...не имеет с имманентизмом современной философии, которая утверждает имманентность бытия сознанию, сознание же мыслит, как средне нормальное, трансцендентальное, статическое сознание. Это есть феноменализм и позитивизм.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (25)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ГЛАВА VI Бог, человек и богочеловек Начинать философствовать и богословствовать следовало бы не с Бога ...строит совершенно рационалистическое, на аристотелевской философии основанное учение о Боге, как чистом акте. Но если Бог есть чистый акт, то непонятно миротворение, непонятно творческое действие в ...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (33)
В « La Cath é drale » отражается психология католического периода, но с вечными колебаниями и сомнениями.... И искусство, и философия, и общественность зародились в лоне католической церкви. Языческая культура вошла в католичество. Католическое средневековье было эпохой культурной и творческой, эпохой ...

Организация свадеб в Москве. Компания Философия вкуса
Кейтерье Философия вкуса предлагает весь спектр услуг по организации корпоративного питания, фуршетов, кофе брейков, банкетов, пикников, а также детских ...

Владимир Сергеевич Соловьев (120)
Первое условие истинной философии есть нищета духовная. Удивительное предварение первой евангельской заповеди, удивительное согласие дельфийского оракула с нагорной проповедью, замеченное еще отцами церкви первых ...они насытятся" — новое согласие истинной философии и истинной религии, эллинской и еврейской мудрости. Х Если бы Сократ ограничивался исповеданием своего незнания, он был бы, конечно, самым ...


 



















ДОСКА БЕСПЛАТНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ











Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar