Меню
Назад » » 2013 » ОКТЯБРЬ » 29

НИЦШЕ (3)



НИЦШЕ \ НИЦШЕ (10)\НИЦШЕ (9)\НИЦШЕ (8)\НИЦШЕ (7)\НИЦШЕ (6)
НИЦШЕ (5)\НИЦШЕ (4)\НИЦШЕ (3)\НИЦШЕ (2)\НИЦШЕ
Воля к власти (0) Воля к власти (2) Воля к власти (3) Воля к власти (4) Воля к власти (5)
Воля к власти (6) Воля к власти (7) Воля к власти (8) Воля к власти (9) Воля к власти (10)
ФИЛОСОФИЯ \ ЭТИКА \ ЭСТЕТИКА \ ПСИХОЛОГИЯ



FRIEDRICH WILHELM NIETZSCHE / ФРИДРИХ ВИЛЬГЕЛЬМ НИЦШЕ

НИЦШЕ / NIETZSCHE / ЕССЕ HOMO / ВОЛЯ К ВЛАСТИ / К ГЕНЕАЛОГИИ МОРАЛИ / СУМЕРКИ ИДОЛОВ /
ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА / ПО ТУ СТОРОНУ ДОБРА И ЗЛА / ЗЛАЯ МУДРОСТЬ / УТРЕННЯЯ ЗАРЯ /
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ / СТИХИ НИЦШЕ / РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ



   










   Фридрих Вильгельм Ницше
 



 
Стихи Ф.Ницше.
Мудрость Череп! Мудрость глядит из зияющих впадин глазных, Тихо гниющая лобная кость говорит без тумана: Нет наслаждения правдой в волненьях ...

АНТИХРИСТ
(2) Центральный фигурант предпоследней работы Ницше "Антихрист. Проклятие христианству" ("Der Antichrist") (первое издание — в 1895, окончательная редакция — 1956). Персонаж, именуемый "А.", был недвусмысленно авторизован самим Ницше.
ВОЛЯ К ВЛАСТИ
ВОЛЯ К ВЛАСТИ — основное понятие в философии Ницше, используемое им для обозначения принципа объяснения всего совершающегося в мире как таковом; его субстанциальной основы и фундаментальной движущей силы....числе и потому, что сам Ницше не особо заботился объяснить, что же все таки он под ним понимает. История его формирования восходит к концу 1880 х, ...
 
НИЦШЕ (Nietzsche), Фридрих (15 окт. 1844 – 25 авг. 1900) – нем. философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. Учился в Боннском и Лейпцигском ун-тах. С 1869 по 1879 – профессор Базельского ун-та (по классич. филологии). Творч. деятельность Н. продолжалась до 1889, когда он заболел душевным расстройством. В филос. развитии Н. обычно выделяются три периода. На первом этапе Н. предстает как последователь учения Шопенгауэра, в первую очередь его волюнтаризма, и Р. Вагнера ("Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik", 1872; "Unzeitgemäße Betrachtungen", 1873). Второй период отмечен сближением Н. с позитивизмом, естествознанием ("Menschliches, Allzumnenschliches", 1878; "Die Morgenröthe", 1881). Третий период характеризуется усилением метафизического элемента, постепенной разработкой учения о воле к власти ("Die fröhliche Wissenschaft", 1882; "Also sprach Zarathustra",Tl 1–3, 1883–84; "Jenseits von Gut und Böse", 1886; "Zur Genealogie der Moral", 1887; "Götzendämmerung", 1889; "Der Antichrist", 1888; "Der Wille zur Macht", опубл. 1889–1901). Философия Н. складывалась в эпоху усиления иррационалистич., а также позитивистских и релятивистских тенденций в бурж. философии. Отвергая кантовский дуализм явления и "вещи в себе" (и в лице Канта – всю рационалистич. традицию 17–18 вв.), Н. обращается к досократовской философии, привлекающей его нерасчлененностью мысли и бытия в противоположность аналитич. тенденциям и абстрактной систематике более поздней философии. Осн. понятия философии Н. – "мир", "жизнь", "вещь", "становление", "человек" и т.д. – синкретич. плана: они призваны восстанавливать цельность бытия и получают свой конкретный смысл в зависимости от контекста. Для Н. характерно произвольное употребление общепринятых терминов; свои идеи он часто облекал в форму фрагмента, афоризма. Мир, согласно Н., есть становление, бесцельность к-рого конкретизируется Н. в идее "вечного возвращения одного и того же". Понимая становление как чистое движение, а не как движение к.-л. определ. субстанции, Н. приходит к противоречиям, средоточием к-рых оказывается понятие "вещи", предполагающее момент устойчивого в хаосе становления (см. Werke, Bd 16, Lpz., 1912, fr. 516, 551; ср. fr. 531, 634). В основе мира лежит "воля", понимаемая многозначно: как нек-рая движущая сила "становления", имманентная действительности; как "сущее" в его динамичности (аналогично "материи" др.-греч. гилозоистов – см. там же, fr. 619); как страсть, чувство, аффект с различными оттенками (см. тамже, Bd 7, 1904, S. 28–29); как "воля к власти", к расширению своего "Я", к экспансии. У человека "воля к власти" тождественна "воле к жизни", т.е. подразумевает инстинкт самосохранения и борьбу за существование (Н. пользовался идеями Дарвина, перенося их на человеч. общество). Т.о., метафизич. проблематика, первоначально изгоняемая Н. из философии как абстрактная, возвращается в нее в форме волюнтаристич. идеализма. "Жизнь" – центр. понятие у Н., являющегося родоначальником направления философии жизни. Жизнь – это мир в аспекте его данности познающему субъекту; это мир, рассмотренный как организм; наконец, это истина и единств. реальность, к-рой должно быть подчинено духовное начало в человеке. Человека Н. рассматривает как биологич. организм, в процессе развития вырабатывающий все более сложные формы приспособления к окружающему миру. Человек в первую очередь есть тело; это нек-рая иерархич. структура, где интеллект есть высший слой, необходимый для сохранения низших, жизненных и жизненно необходимых инстинктов. Подчеркивая генетич. опосредованность разных уровней человеч. психики, Н. полагает, что в человеке в снятом виде наличествуют все ступени его эволюции (см. тамже, Bd 15, fr. 104; Bd 16, fr. 492 и др.). Агностич. и прагматич. тенденция философии Н. обнаруживается в его понимании интеллекта, к-рый "не познает, а схематизирует" мир в той мере, в какой это нужно для практич. потребностей (см. тамже, Bd 16, fr. 515). Все мышление насквозь метафорично (см. темже, Bd 10, 1903, fr. 140, ср. также fr. 171, 194), причем образность еще связывает человека с действительностью, тогда как науч. понятия лишены и этой связи. Согласно П., причина, последовательность, относительность, число, закон, свобода, основание, цель и др. категории суть субъективные фикции и отнесение их к миру есть мифология (см. тамже, Bd 7, S. 33; о числе – см. Bd16, fr. 490). Вообще дискретный образ мира является иллюзорным, хотя дискретность обеспечивает возможность мышления (см. тамже, Bd 12, 1901, fr. 24 и др.). В том же прагматич. духе Н. истолковывает и человеч. убеждения, к-рые образуют иерархию: от присущих всем людям жизненно необходимых "фикций" (см. тамже, fr. 16) до сугубо индивидуальных. В ранних произв. H. понимал эту иерархию так, что некоторая субъективная, личная мифология в условиях общественного ("стадного") существования подвергается нивелированию ввиду возможных вредных ее последствий для общества путем создания мифологии коллективной. В теории познания Н. развивает идею "перспективизма": существует множество оценок одного и того же разными субъектами, что не означает неправомерности каждой из них: "Каждый центр сил конструирует, исходя из себя, весь остальной мир" (там же, fr. 636, ср. fr. 567). Науку Н. рассматривает "как по возможности верное очеловечивание вещей: мы учимся все точнее описывать себя, описывая вещи в их последовательности" (там же, Bd 5, 1904, fr. 112). Видя в математике "только средство самого общего знания человека", Н. пишет: "все, в применении к чему слово "познание" имеет смысл, относится к той области, где можно считать, взвешивать, измерять, – к количеству: в то время как все наши оценочные восприятия (т.е. вообще все наши восприятия) привязаны к качествам, т.е. к нашим и только нам одним принадлежащим "истинам", которые вообще не могут быть „познаны"" (там же, Bd 16, fr. 565). В ряде мест Н. предвосхищает логич. проблематику неопозитивизма, таковы, напр., его высказывания об иллюзии науки без постулатов (см. тамже, Bd 5, fr. 344); о возможности исчисления всех метафизич. систем, понятых как варианты одной схемы (см. тамже, Bd 7, S. 31); о логике практич. мышления (см. тамже, Bd 5, fr. 111) и др. Э т и к а и э с т е т и к а. В этике Н. выступает как представитель нигилизма. Совр. культура оценивается им как культура "декаданса": возрастание роли интеллекта ослабляет основные, первонач. инстинкты человека, уничтожает ощущение слитности его с миром; жизнь как единств. абс. ценность умаляется в ее значении. Для культуры эпохи декаданса, по Н., характерны: христ. мораль с ее культом духовного и милосердием, шопенгауэровское отрицание ценности жизни и "религия сострадания". Мораль играет разлагающую роль – она есть послушание, "формальная совесть", выработанная человеком в коллективах (племенах, народностях, гос-ве, церкви), есть "инстинкт толпы", развившийся в ущерб приказыванию (см. тамже, Bd 7, fr. 198). Усматривая нарушение естеств. иерархии в преобладании историзма в мышлении (как моменте абстрагирования от настоящего, т.е. от жизни) и распространении демократич. идеологии, закрепляющей "стадные" инстинкты, H. обрушивается на социализм, на рабочее и массовое движение вообще, на христианство и его мораль, на все то, что проникнуто "демократическим" духом. Критика культуры у Н. – это критика изнутри, средствами "декаданса". Н. с его теорией "вечного возвращения" отрицает обществ. прогресс, противопоставляя ему amor fati (любовь к судьбе), отвергает с антидемократич. позиций идеи равенства и справедливости как разлагающие цельность человеч. природы, защищает социальную иерархию и развивает элитарную концепцию абс. господства "высшей касты" – немногих людей, имеющих право "воплощать счастье, красоту, добро", над подавляющим большинством – "посредственностью", к-рую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть "общественной пользой, колесом, функцией": "для посредственного существовать в качестве посредственного – счастье" (там же, Bd 8, S. 301, 303). Призывая к "переоценке всех ценностей", Н. видит идеал в возвращении к первично-жизненному, к естественному, в к-ром требование свободы человеч. личности от лицемерных притязаний бурж. морали сочетается с апологией инстинктивных сторон в человеке. Образ "сверхчеловека" отражает те же стороны его критики морали: это образ человека, индивидуалистически преодолевающего нынешний мир и нынешних людей – вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью; но это также и идея "человека будущего", оставившего позади современность с ее пороками и ложью. Образ "сверхчеловека" – это и культ сильной личности, одержимой волей к власти. В своей критике и отрицании морали Н. пытается опереться на нек-рые филос. доводы. Во-первых, механистич. идея абс. детерминизма приводит Н. к выводу о полной произвольности всех критериев морали (Н. отрицает существование свободы воли), поскольку все человеч. поступки внешне обусловлены, а потому моральная оценка к ним неприложима. Во-вторых, согласно Н., все формы человеч. поведения маскируют "волю к власти", к-рая у людей слабых проявляется как воля к "свободе", у более сильных – как воля к большей власти и, если безуспешно, то как воля к "справедливости", у самых сильных – как любовь к человечеству, чем прикрывается стремление к подавлению чужой воли (см. тамже, Bd 16, fr. 776). Позитивистские и волюнтаристские представления Н. тесно связаны и с его атеизмом, из к-рого для Н. вновь следует отрицание морали. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития (противоречащее детерминизму) означает для Н. и бессмысленность морали. Для Н. как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматич. включенности человека с их помощью в стихийный и нерасчлененно-целостный поток жизни. Ценность искусства, напр., в его аналогичном подобии жизни, его "энергийности". Рассматривая иск-во как "метафизическое дополнение действительности – для преодоления последней" (там же, Bd 1, 1909, fr.167), H. выделяет в нем два начала: "дионисийское" (стихийное, оргиастическое, экстатическое) и "аполлоновское" (просветленное, гармоническое, рефлективное). Эти противоборствующие силы характеризуют само бытие, причем дионисийское, изначально-жизненное лежит в основе бытия; идеал культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих полярных начал. Иск-во – это сублимация чувств. удовольствия; восприятие произведения иск-ва сопровождается возбуждением полового инстинкта, опьянением, жестокостью (как глубинными состояниями психики); их смешение производит эстетич. состояние; иск-во есть "избыток, излияние цветущей телесности в мир образов и желаний" (там же, Bd 16, fr. 801, 802). Биологизируя эстетику, H. определяет ее как "прикладную физиологию", а в эстетич. чувстве видит интуитивную оценку явления как полезного или вредного для организма (там же, fr. 804). Многие идеи Н., выраженные им в неясном и несистематич. виде, получили развитие в философии жизни, позитивизме, прагматизме, феноменологии, экзистенциализме. Из философов, непосредственно и сознательно примыкавших к Н., следует отметить Файхингера с его фикционализмом, видевшего в Н. своего осн. предшественника; Зиммеля с его концепцией целостной "жизни", к-рый обнаруживает близость к H. и в идее борьбы за существование ("воля к жизни"), и в морали; Клагеса, развившего иррационалистич. идеи Н. о духе и познании как враждебных жизни; Шпенглера, в философии истории к-рого была развита идея культурных циклов, подготовленная представлениями Н. о "вечном возвращении" и о действительности как организме. Н. предвосхитил идеи и установки психоанализа в понимании человека как единства нескольких уровней, в своей борьбе с моральными предрассудками (ср. там же, Bd 7, fr. 35–37, 46 и др.), в концепции иск-ва и творчества (гениальность как форма невроза – см. там же, Bd 16, fr. 812) и т.д. Раннего Фрейда с Н. сближает генетич. подход к психике, объясняющий явления высшего уровня из связи с явлениями низших уровней. "Воля к власти" в близких значениях фигурирует у Г. Адлера и Юнга для обозначения одного из комплексов. Н и ц ш е а н с т в о – течение, связанное с именем Н., было одним из самых реакц. явлений в культурной жизни Европы и особенно Германии первых десятилетий 20 в. Оно представляло собой продукт приспособления отд. сторон и идей философии Н., с одной стороны, к потребностям национализма и милитаризма, получивших законченное выражение в фашизме, а с др. стороны – к декадентскому эстетству начала века. В обоих случаях на первый план в ницшеанстве выступали моральный релятивизм, человеконенавистнич. идеи, волюнтаризм, идеи сильной личности, расизм и антисемитизм. Мелкобурж. круги, тяготевшие к ницшеанству, были захвачены критикой Н. капитализма, мещанской, филистерской морали, утилитаризма, его иррационализмом и алогизмом. Фашистские идеологи (А. Розенберг и др.) стремились опереться на философию Н. для оправдания политики "третьего рейха". Превращению философии Н. в профашистскую идеологию способствовала, в частности, деятельность кружка, группировавшегося вокруг сестры Н. – Э. Ферстер-Ницше, к-рая не останавливалась даже перед фальсификацией его соч. (см. К. Schlechtа, Der Fall Nietzsche, Münch., 2 Aufl., 1959). Фашисты (пытавшиеся использовать в своих целях и Гёте, и Гёльдерлина, и нем. классич. идеализм) обратились к идеям Ницше о зависимости духа, языка, мышления от расы для обоснования расизма. В трудах марксистских критиков содержится критика ницшеанства как явления, выразившего идеологию реакц. классов. В своем конечном значении, в объективно-историч. условиях своего распространения, философия Н., как писал Меринг, была "...прославлением крупного капитала, и в этом своем качестве она нашла широкую публику" (Лит.-критич. статьи, т. 2, М.–Л., 1934, с. 508–09). Плеханов видел в аморализме Н. "... настроение, свойственное буржуазному обществу времен упадка..." и отмечал, что "... новейший индивидуализм, нашедший себе самого яркого представителя в лице Фридриха Ницше, является протестом против поступательного движения м а с с ы, поскольку в нем сказывается не опасение за права личности, а боязнь за классовые п р и в и л е г и и" (Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 409, 446–47). Соч.: Werke, Bd 1–19, Lpz., 1903–13, Bd 20 (Register), Lpz., 1926; Gesammelte Werke. Musarion-Ausgabe, Bd 1–23, Münch., [1920 ]–29; Werke und Briefe. Historisch-kritische Gesamtausgabe: Werke, Bd 1–5, Münch., 1933–40; Briefe, Bd 1–4, Münch., 1938–42; Werke, hrsg. von K. Schlechta, 2. Aufl., Bd 1–3, Münch., 1960; Gesammelte Briefe, Bd 1–5, Lpz., 1902–1909; в рус. пер. – Полн. собр. соч., т. 1–3, 9, М., 1909–1912. Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 356–60; Одуев С. Ф., Реакционная сущность ницшеанства, М., 1959; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хейдеггеру, пер. с нем., М., 1964; Файгингер Г., Н. как философ, М., 1902; Трубецкой Е. Н., Философия H., M., 1904; Миртов Д., Нравств. автономия по Канту и Н., СПБ, 1905; Шестов Л., Добро в учении гр. Толстого и Ф. Н., СПБ, 1907; его же, Достоевский и Н. (Философия трагедии), СПБ, 1908, Берлин, 1922; Рогачев Б., Фр. Н. Схематизированная интерпретация его философии, Париж, 1909; Риль Α., Φ. Η. как художник и мыслитель, СПБ, 1909. Общие работы: Bertram Ε., Nietzsche, В., 1918; Αndlеr Сh., Nietzsche. Sa vie et sa pensée, t. 1–6, P., 1920–31; Vaihinger H., Die Philosophie des Als-Ob, 7 und 8 Aufl., Lpz., 1922, S. 771–90; Liebmann W., Nietzsche für und gegen Vaihinger, Münch., 1923; Jaspers К., Nietzsche, 3 Aufl., В., 1950; его же, Nietzsche und das Christentum, 2 Aufl., Münch., 1952; Wolff H. M., Fr. Nietzsche. Der Weg zum Nichts, Bern, 1956; Kaufmann W., Nietzsche: Philosopher, psychologist, antichrist, Ν. Υ., 1956; Löwith К., Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkunft des Gleichen, Stuttg., 1956; Mehring F., Lukáсs G., Fr. Nietzsche. Gesammelte Aufsätze, В., 1957; Кremer-Marietti Α., Thèmes et structures dans l'oeuvre de Nietzsche, P., 1957; Stambaugh J., Untersuchungen zum Problem der Zeit bei Nietzsche, Den Haag, 1959; Heidegger M., Nietzsche, Bd 1–2, Stuttg., 1961; Heftriсh E., Nietzsches Philosophie. Identität von Welt und Nichts, Frankf., [1962 ]; Schlechta K., Anders Α., Fr. Nietzsche. Von den verborgenen Anfängen seines Philosophierens, Stuttg., 1962; Кerkhоff M. H., Physik und Metaphysik, Münch., 1963 (Diss.); Bartuschat W., Nietzsche. Selbstsein und Negativität. Zur Problematik einer Philosophie des sich selbst vollendenden Willens, [Hdlb. ], 1964 (Diss.). H. и естествознание. Steverding В., Nietzsches Verhältnis zur Naturwissenschaft und Naturphilosophie, Münster, 1951 (Diss.); Mittasсh Α., Fr. Nietzsche als Naturphilosoph, Stuttg., 1952. H. в истории философии. Oehler R., Fr. Nietzsche und die Vorsokratiker, Lpz., 1904; SimmeI G., Schopenhauer und Nietzsche, 3 Aufl., Lpz., 1923; Вianquis G., Nietzsche en France, P., 1929; Nietzsche. Études et témoignages..., P., 1950; Emge C. Α., Der "umgedrehte Platonismus". Anregungen Nietzsches zur Situationsphilosophie, Wiesbaden, 1951; его же, Über das bleibende Erbe Nietzsches, Wiesbaden, 1955; Quinze années d'études nietzschéennes en France, P., 1962–63 (La Revue des lettres modernes, No 76–77); Löwith K., Von Hegel zu Nietzsche, 5 Aufl., Stuttg., 1964. Этика H. Heimsoeth H., Metaphysische Voraussetzungen und Antriebe in Nietzsches "Immoralismus", Wiesbaden, 1955; Benz E., Nietzsches Ideen zur Geschichte des Christentums und der Kirche, Leiden, 1956. Э с т е т и к а H. Diem G., Das Wesen der Kunst im Denken Nietzsches, Köln, 1954 (Diss.); Schwanauer F., Die Literaturtheorie Fr. Nietzsches, Stuttg., 1963; Schulte G., Das Verhältnis von Kunst und Erkennen in der Philosophie Nietzsches, Köln, 1961. Ал. В. Михайлов. Москва. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
ВЕЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ — один из основополагающих и в то же время наименее проясненных концептов философии жизни Ницше, используемый им для обозначения высшей формы утверждения жизни, того, как , по словам Хайдеггера, должно существовать бытие сущего, способ бытия этого ...этой идеи точно датировал сам Ницше, сообщая время и место, когда она ему явилась — в августе 1881 во время пути из швейцарской деревушки Сильс Мариа в ...

Вечное возвращение
Ницше был крайне потрясен глубиной открытой им идеи, которая, как он считал тогда, наделяет вечностью самые ......работ 1880 х годов", где Ницше планировал дать ряд научных подтверждений своему ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 01 30 19:46:16 Философия (6) ...

ШЕСТОВ Лев
Ницше. (Философия и проповедь)" (1900), "Достоевский и Ницше. Философия трагедии" (1903), "Апофеоз беспочвенности (Опыт адогматического мышления)" (1905), "Начала и концы" (1908), "...

Аристотель (10)
...Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА. Блог 2011 12 08 2012 02 ...Платон, Сократ, Цицерон, Плутарх, Сенека, Ницше, Соловьёв, Лосев, и т. д. ПСИХОЛОГИЯ. Фрейд, Фромм, Юнг, Рубинштейн, и т. д. РИТОРИКА. Блог 2011 12 13 2012 02 ...

ГЕНЕАЛОГИЯ
...сочинению "К генеалогии морали" (1887) Ницше формулирует ряд вопросов, сама постановка которых свидетельствует о радикально новом подходе мыслителя к морали как таковой: откуда, собственно, берут свое ...доброго" и "злого" (или "плохого") Ницше углубляет и дополняет детальным психологическим анализом духовного склада двух человеческих типов, чьими моралями и выступали упомянутые выше, и обогащает лингвистические ...

УМ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (1) ...СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ Предисловие 1 Довольно часто и всегда ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (11) Вера в великие, исключительные, плодотворные умы не необходимо, но весьма часто связана ...

ОБЫКНОВЕННЫЙ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (27) ” – мы обыкновенно протестуем. 535 Фантазия страха. Фантазия страха есть злой обезьяноподобный кобольд, ...Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (28) ...добрая воля к страсти (которую обыкновенно зовут и злой волей).

Анкин Д. В. К семиотике философии.
Ницше, что философ является " полицейским культуры ". Метаязык не порождает новые смыслы, новые означаемые, он носит новые означающие (О2) семантические термины, необходимые ...

Сострадание
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (7) ...нибудь”; но так как благожелательность, сострадание и т.п.... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (20) 358 Требование сострадания как признак наглости. Существуют люди, которые, вспылив и оскорбив ...

ГЕНЕАЛОГИЯ
...сочинению "К генеалогии морали" (1887) Ницше формулирует ряд вопросов, сама постановка которых свидетельствует о радикально новом подходе мыслителя к морали как таковой: откуда, ......30 19:46:16 Фридрих Ницше. К генеалогии морали К генеалогии морали Полемическое Сочинение, приложено в качестве дополнения и пояснения к недавно опубликованному сочинению "По ту ...

ЧУВСТВО (1)
...09 07:11:33 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (4) ...ВТОРАЯ ПРИРОДА И ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОГО ЧУВСТВА Становятся нравственными — не потому что были ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (10) ...деяние не влечет за собой чувства ответственности и связанных с ним мук ...

ПРИВЫЧКА
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (14) ...чувство солидарности вследствие одинаковости их привычных и непререкаемых принципов, т.е.... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (6) Некто имел дурную привычку при случае вполне откровенно высказываться о мотивах своего ...

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (11) ...поддаются тирании глаза, который из человеческого тела видит только поверхность, кожу; но ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (7) 96 Нравы и нравственность. Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле ...

Генеалогия
...сочинению "К генеалогии морали" (1887) Ницше формулирует ряд вопросов, сама постановка которых свидетельствует о радикально новом подходе мыслителя к морали как таковой: откуда, ......30 19:46:16 Фридрих Ницше. К генеалогии морали К генеалогии морали Полемическое Сочинение, приложено в качестве дополнения и пояснения к недавно опубликованному сочинению "По ту ...

МНЕНИЕ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (6) ...добивались всего, потому что дурного мнения своих товарищей он боялся больше, чем ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (19) ...которые совершенно не соответствуют нашим мнениям. 334 В разговоре.

МОРАЛЬ
...04 04:30:38 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (1) ...УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ Есть много утренних зорь, Которые ...04 04:30:38 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2) ...все поставил в связь с моралью и повесил миру на плечи этическое ...

МОРАЛЬНОЕ
...04 04:30:38 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (1) ...УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ Есть много утренних зорь, Которые ...04 04:30:38 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2) ...все поставил в связь с моралью и повесил миру на плечи этическое ...

ВОЛЯ К ВЛАСТИ (1)
современного ему мира Ницше переходит к анализу его глубочайших бытийственных оснований, усматривая последние в примате ratio, доминировании истины над жизнью, что, на его взгляд, ...Московское книгоиздательство, 1910 — Фридрих Ницше, Воля к власти, издательство «REFL book», Москва 1994. Перевод — Е. Герцык. ПРЕДИСЛОВИЕ 1 Великие предметы требуют, чтобы о них молчали ...

СВОБОДА
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (4) ...своих проявлениях было бы совершенно свободно от ворчащего тона и озлобленности – этих ... идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе как вопрос о постулате нравственно творческого соответствия сущности и её развития.

Воля к власти (2)
...09 07:11:33 Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла (10) ...тончайшую, переодетую до неузнаваемости духовную волю к власти и покорению мира, волю, которая ...влечением (Фрейд), "волей к власти" (Ницше) и т.д. Каталог статей Гуманитарные науки 2011 01 30 19:46:16 Фридрих Ницше.

Страдание
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (5) ...46 Сострадание сильнее страдания. Бывают случаи, когда сострадание сильнее, чем настоящее страдание....Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (3) ...надлежит быть – также и ее страдание. Не будем бояться этого страдания!

ПРИЗНАК
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (19) ...наносить ущерба может быть одинаково признаком и справедливого и боязливого образа мыслей.... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (20) Может считаться признаком совершенного отсутствия благородного строя души, когда человек предпочитает жить ...

СИЛА
...04 04:30:38 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (4) ...покрывает; в нем заключается страшная сила всеобщих суждений о "человеке”; — все эти ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (23) 435 Сила и свобода. Как бы высоко женщины ни почитали своих мужей, ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (14)
...которого предстояло нашему времени и Ницше. Шиллер хотел бы превратить чувственное существо в существо разумное, но сделал его сначала, как он сам говорит, эстетичным....в новой и своеобразной форме Ницше в его, относящемся к 1871 году, сочинении "Рождение трагедии". Это юношеское произведение относится, правда, не столько к Шиллеру, сколько в ...

КНИГА 8
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (3) 19 Число. Открытие законов чисел было сделано на почве первоначально уже господствовавшего ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (5) 46 Сострадание сильнее страдания. Бывают случаи, когда сострадание сильнее, чем настоящее страдание.

Глава из книги Альберта Швейцера "Культура и этика” (2)
Фридрих Ницше (1844 1900) в начале своей творческой деятельности развивал идеи в духе Шопенгауэра7. Один из выпусков "Несвоевременных размышлений” носит подзаголовок "Шопенгауэр ... НоНицше излагает свою критику как человек, ищущий истину и озабоченный духовным будущим человечества, и придает ей тем самым новое звучание и ...

ДОБРО
...09 07:11:33 Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла По ту сторону добра и зла Прелюдия к философии будущего Перелом в мировоззрении и со всём строе мыслей Ницше, наступивший после написания "Заратустры", обязывал ...

МЫСЛЬ
...04 04:30:38 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (2) ...следовательно, нравственность обычаев, там господствует мысль, что за оскорбление обычаев наказание падает, ...09 07:11:33 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (1) ...Фридрих Ницше УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ Есть много утренних ...

НАСТРОЕНИЕ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (13) ...отношении высшего порядка вещей: это настроение неисчерпаемой значительности окружало здание, подобно волшебному ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (19) Мы боимся враждебного настроения нашего ближнего, потому что мы опасаемся, что благодаря ...

Карл Густав Юнг Психологические типы (18)
...в новой и своеобразной форме Ницше в его, относящемся к 1871 году, сочинении «Рождение трагедии». Это юношеское произведение относится, правда, не столько к Шиллеру, сколько в ... В своем стремлении на Восток Ницше, однако, не идет дальше Греции. Он ощущает Грецию как нечто среднее между Западом и Востоком.

ЛЮДИ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (29) 614 Отсталые и предвосхищающие люди. Неприятный характер, который полон недоверия, с завистью ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (28) Лишь когда молодые люди перестали гореть и обуглились, подобно этим кострам, они ...

ОЦЕНКА
...31 19:02:45 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (4) Наши оценки. — Все действия сводятся к оценкам; все оценки бывают или наши ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (4) ...антипатия и их весьма несправедливые оценки существенно определяют наше удовольствие и страдание).

ВЕРОЯТНЫЙ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (5) ...далее, наша любовь к нему, вероятно именно в силу этой веры, сильнее, ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (17) Исключение образует, вероятно, лишь один Солон; в своих стихах он передает, как ...

СТУПЕНЬ
...04 04:30:38 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (4) ...при этом о той высшей ступени, которую мало помалу могут достигнуть отдельные ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (18) Многое, что на известных ступенях человека есть обременение жизни, служит для более ...

ПОСЛЕДНИЙ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (4) ...скроет некоторой насмешки: ибо "свобода” последнего есть дело особое.... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (14) ...исключение, связанные умы суть правило; последние упрекают его в том, что его ...

ПРИЯТИЕ
...04 04:30:38 Фридрих Ницше. УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ (4) ...один или несколько раз, то приятно само по себе”. O pudenda urigo!... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (24) ...ей то, что ей весьма приятно, или сначала вбить ей в голову, ...

УДОВОЛЬСТВИЕ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (16) ...и ищет в ней, много удовольствия, тому же, кто узнает ее выводы, ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (9) 120 Доказательство от удовольствия. Принятое мнение признается истинным: это есть доказательство от ...

ДИОНИСИЙСКОЕ
Карл Густав Юнг Психологические типы (18) Аполлоническое и дионисийское начало Проблема, прочувствованная и отчасти разработанная Шиллером, была впоследствии поставлена в новой и своеобразной форме Ницше в его, относящемся к ...пару противоположностей Ницше называет аполлонически дионисийской. Постараемся прежде наглядно представить себе природу этой пары противоположностей.

ДУШЕВНОЕ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (10) ...высокомерия и смирения на чашах душевных весов занимало их мудрствующие головы так ... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (5) ...недостаток, не как некоторого рода душевное расстройство, вызванное несчастьем, так именно, по ...

СВОБОДНЫЕ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (1) ...ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ Предисловие 1 Довольно часто и ...Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (14) ...ибо она гораздо ценнее, чем свобода”. Лишь при прочно основанной и обеспеченной ...

СЛУЧАЙНОЕ
Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (25) ...удовлетворяет душу отдельной личности в случае потери, нужды, ужаса, недоверия, т.е.... Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ КНИГА ДЛЯ СВОБОДНЫХ УМОВ (5) Бывают случаи, когда сострадание сильнее, чем настоящее страдание.
 
 

МИФОЛОГИЯ















НЕДВИЖИМОСТЬ | СТРОИТЕЛЬСТВО | ЮРИДИЧЕСКИЕ | СТРОЙ-РЕМОНТ








РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     




Теги
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar