- 18.04.2012
- 102947 Просмотров
- Обсудить
| ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ |
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
РИТОРИКА | МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
ЖИЗНЬ
2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию "жизненного мира" и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (...
СИМУЛЯКР
...постмодернизм радикализирует интерпретацию С: постмодернистская философия задает мыслительное пространство, где "идентичность образца и подобие копии будут заблуждением" (Делез). С. в этом контексте определяется в качестве "точной ...зиждется на отказе от последних: "философия сингулярностей" Вирилио, "мышление интенсивностей" Лиотара, "варианты кодов" Р.Барта — все это принципиально альтернативно феномену идентичности (см. Различияфилософия ).
АВТОР
Античная философия ), — даже при условии очевидной эволюционистской ориентации концепций: от известной критики Платона в адрес Анаксагора по поводу недостаточной амортизации введенного им ... В философии постмодернизма понятие "А." переосмыслено в плане смещения акцента с индивидуально личностных и социально психологических аспектов его содержания — на аспекты дискурсивно ...
ФОНОЛОГИЗМ
Бытие Онтология Тождества философия ); непосредственно вытекающие из них 3) презумпция аутономизма универсума, неизбежно приводящая к идее Бога как финальной детерминанты любого процесса и теологизации ... Метафизика отсутствия Постметафизическое мышление Различия философия "Смерть Бога" Неодетерминизм ), происходит переосмысление и феномена вокально голосовой презентации языковых структур, — постмодернистская парадигма фундирована радикальным отказом от Ф.
АВТОНОМИЯ
...закон) — понятие философии истории, социальной философии и социологии, фиксирующее в своем содержании феномен дистанцирования личности от социального контекста. Выделяя этапы исторического становления А....Философия техники ), которая к 1980 м сменяет собой концепцию технократии. Концепция экспертократии отличается от последней тем, что, органично впитывая в свое ...
Боэций Дакийский (около 1230—1284) — один из основных представителей «латинского аверроизма», или радикального аристотелизма, независимого философского учения, возникшего в Парижском университете в 60-х годах XIII века. Многие его сочинения по логике, «модистской» семантике, комментарии к Аристотелю сохранились до нашего времени. Список из тринадцати его работ есть в сводном каталоге авторов-доминиканцев, что отчасти подтверждает его принадлежность к ордену. В 1277 г. он вместе с Сигером Брабантским был осужден за «преподавание недолжных мнений по вопросам философии и отношения философии к богословию» декретом парижского епископа. Боэций Дакийский О вечности мира (перевод и примечания В. В. Бибихина) // Историко-философский ежегодник 1992. М.: Наука, 1994. С.260-278. Пётр Дамиани (итал. Pier Damiani, Петр Дамиан, лат. Petrus Damianus; 1007, Равенна — 22/23 февраля 1072, Фаэнца) — католический святой, учитель церкви, богослов, деятель Григорианской реформы, монах-бенедиктинец, кардинал. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907. Католическая энциклопедия. Т. 3. — М.: Изд. францисканцев, 2007 Toke, L. St. Peter Damian (Or Damiani) // The Catholic Encyclopedia. Vol. 11. New York: Robert Appleton Company, 1911. 10 Aug. 2012 Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — Москва: Высшая школа, 1991. — 512 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-06-000992-0 Соколов В.В. Средневековая философия. — Москва: Высшая школа, 1979. — 448 с. — 40 000 экз. С.С.Неретина Средневековая европейская философия // В.С. Стёпин Новая философская энциклопедия : в 4 т. — Москва: Мысль, 2010. — Т. 4. — ISBN 978-5-244-01115-9. Desmond Paul Henry Medieval and Early Christian Philosophy // Donald M. Borchert Encyclopedia of Philosophy. — Thomson & Gale, 2006. — Т. 6. — С. 99—107. — ISBN 0-02-865786-1. Г.А.Смирнов Оккам // В.С. Стёпин Новая философская энциклопедия : в 4 т. — Москва: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9. Гераклит Эфесский (др.-греч. Ἡράκλειτος ὁ Ἐφέσιος, 544—483 гг. до н. э) — древнегреческий философ-досократик. Единственное его сочинение, от которого сохранилось только несколько десятков фрагментов-цитат, — книга «О природе», состоявшая из трех частей («О природе», «О государстве», «О боге»). Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Гераклит был известен как Мрачный или Тёмный, и его философская система контрастировала с идеями Демокрита, на что обратили внимание последующие поколения. Ему приписывается авторство известной фразы «Всё течёт, всё меняется» (др.-греч. Πάντα ῥεῖ καὶ οὐδὲν μένει). Однако точный перевод с греческого означает: «Все течет и движется, и ничего не пребывает». Церетели Г. Ф. Доксография (Приложение) // Таннери П. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902. / Гераклит: с. 59-69, 25-28. Гераклит Ефесский. Фрагменты / Пер. Владимира Нилендера. М.: Издательство «Мусагет», 1910. 147 с. 12. Гераклит // Досократики. Первые греческие мыслители в их творениях, в свидетельствах древности и в свете новейших исследований. Ч. I (Доэлеатовский период) / Историко-критический обзор и перевод фрагментов, доксографического и биографического материала Александра Маковельского. Казань: Издание книжного магазина М. А. Голубева, 1914. 211 с. С. 116—180. Фрагменты Гераклита / Пер. П. Блонского // «Гермес». 1916. Т. 18. № 3. с. 58-67. Античные философы (тексты) / Пер. М. А. Дынника. М., 1935. / Гераклит: с. 5-18. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Общая редакция и вступительная статья М. А. Дынника; Академия наук СССР. Институт философии. Москва: Государственное издательство политической литературы. 1955. 240 с. / Пер. М. А. Дынника. С. 39-52. Гераклит Эфесский. Фрагменты сочинения, известного позже под названиями «Музы» или «О природе». / Пер. С. Муравьёва. // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. — М.: «Художественная литература», 1983. (Библиотека античной литературы). — С. 237—268. Перевод. С. 361—371. Комментарий. [2] Гераклит // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. / Пер. А. В. Лебедева. — М.: Наука, 1989. — № 22. — С. 176—257. Гераклит Эфесский. Всё наследие на языках оригинала и в русском переводе. — М.: AdMarginem, 2012. — 416 c. ISBN 978-5-91103-112-1 Marcovich M. Heraclitus: Greek text with a short commentary including fresh addenda, corrigenda and a select bibliography (1967—2000) / 2 ed. Sankt Austin: Academia-Verlag, 2001. (International Pre-Platonic Studies; Vol. 2). 677 p. ISBN 3-89665-171-4. Robinson, T.M. Heraclitus: Fragments: A Text and Translation with a Commentary. Toronto: University of Toronto Press, 1987. ISBN 0-8020-6913-4. Evangelos N. Roussos. Heraklit-Bibliographie. Wissenschaftliche Buchgesellschaft. — Darmstadt, 1971. ISBN 3-534-05585-3. Francesco De Martino, Livio Rossetti, Pierpaolo Rosati. Eraclito. Bibliografia 1970—1984 e complementi 1621—1969. — Neapel, 1986. Монографии: Ахутин А. В. Античные начала философии. — СПб.: Наука, 2010. Дынник М. А. Диалектика Гераклита Эфесского. — М.: РАНИОН, 1929. — 205 с. Кессиди Ф. Х. Философские и эстетические взгляды Гераклита Эфесского. 2500 лет со дня рождения. — М.: Изд-во АХ, 1963. — 164 с. 2-е изд. под названием: Гераклит. — М.: Мысль, 1982. — 199 с. (Мыслители прошлого) 3-е изд., доп. — СПб.: Алетейя, 2004. (Античная библиотека. Исследования) Вольф М. Н. Эпистемология Гераклита Эфесского // Рационализм и иррационализм в античной философии: монография / В. П. Горан, М. Н. Вольф и др.; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние. Ин-т филос. и права. — Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. — 386 с. — Глава II. — С. 67-119. ISBN 978-5-7692-1144-7. Вольф М. Н. Философский поиск: Гераклит и Парменид. СПб.: Издательство РХГА, 2012. 382 с. ISBN 978-5-88812-558-8 Статьи и диссертации: Князь Трубецкой С.Н. Гераклит Ефесский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Бакина В. И. Космологическое учение Гераклита Эфесского // Вестник Московского университета. — Сер.7. — Философия. — 1998. — № 4. — С.42-55. Бакина В. И. Философское учение Гераклита Эфесского о Вселенной в контексте античной культуры. Автореф. дисс. … к. филос. н. — М., 1995. Гусева А. А. Некоторые термины Гераклита в переводе В. О. Нилендера. // Vox. Философский журнал. — № 9. — Декабрь, 2010. Кабисов Р. С. Логос Гераклита и наука логики // Философия и общество. Philosophy and society. — М., 1998. — № 3. — С.135-154. Камельчук Е. Н. Гераклит как рационалист: способ аргументации // Гуманитарные науки в Сибири.2001. № 1. С.34-38. Кессиди Ф. Х., Кондзёлка В.В. Гераклит и Древний Восток // Философские науки. — 1981. — № 5. — С.94-100. Кессиди Ф. Х. Гераклит и диалектический материализм // Вопросы философии. — 2009. — № 3. — С.142-146. Лебедев А. В. ΨΗΓΜΑ ΣΥΜΦΥΣΩΜΕΝΟΝ. Новый фрагмент Гераклита (реконструкция металлургической метафорики в космогонических фрагментах Гераклита). // Вестник древней истории. — 1979. — № 2; 1980. — № 1. Лебедев А. В. ΨΥΧΗΣ ΠΕΙΡΑΤΑ (о денотате термина ψυχή в космологических фрагментах Гераклита 66-67 Mch) // Структура текста. — М., 1980. — С. 118—147. Лебедев А. В. Агональная модель космоса у Гераклита // Историко-философский ежегодник '87. — М., 1987. С.29-46. Муравьев С. Н. Силлабо-тоничность ритмической прозы Гераклита Эфесского // Античность и современность. К 80-летию Федора Александровича Петровского. — М., 1972. — С. 236—251. Муравьев С. Н. Поэтика Гераклита: фонемный уровень // Балканы в контексте Средиземноморья: Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. — М., 1986. — С.58-65. Муравьев С. Н. Скрытая гармония. Подготовительные материалы к описанию поэтики Гераклита на уровне фонем // Палеобалканистика и античность. — М,: Наука, 1989. — C.145-164. ISBN 5-02-010950-9. Муравьев С. Н.Traditio Heraclitea (A): Свод древних источников о Гераклите // Вестник древней истории. — 1992. — № 1. — С.36-52. Мурзин Н. Н. Боги и философы: кухня Гераклита // Vox. Философский журнал. — № 9. — Декабрь, 2010. Позняк И. Б. Диалектика Гераклита. Автореф. дисс. … к. филос. н. — Л., 1955. Хольцман А. Сходство и различие между учениями о противоположностях у Гераклита и Николая Кузанского // Verbum. — СПб., 2007. — Вып. 9. Наследие Николая Кузанского и традиции европейского философствования. — С. 55-69. Graham D.W. Heraclitus’ criticism of Ionian philosophy // Oxford Studies in Ancient Philosophy. Vol. XV / Ed. by C.C.W. Taylor. — Oxford: Clarendon Press, 1997. — P. 1-50. Ансельм Кентерберийский (лат. Anselmus Cantuariensis; в Италии известен как Ансельм из Аосты, итал. Anselmo d'Aosta, фр. Anselme d'Aoste, Anselme du Bec или Anselme de Cantorbéry; 1033, Аоста, Италия — 21 апреля 1109, Кентербери, Англия) — католический богослов, средневековый философ, архиепископ Кентерберийский (с 1093). Представитель реализма и один из основоположников схоластики. Доказывал возможность доказательства бытия Бога с помощью онтологического доказательства, им же впервые и сформулированного в трактате «Proslogion» (1077—1078). Канонизирован Католической церковью в 1494. Упоминается Данте Алигьери в разделе «Рай» в «Божественной комедии» Ансельм считал веру основой рационального знания. Вывел бытие Бога из самого понятия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога). Все стремится к Благу — но Бог и есть Абсолютное Благо Все ограничено и имеет некий верхний предел. Это и есть Бог. Бытие целое по какой-то причине. Это и есть Бог. Бог как совершенство Бог превосходит по величине все мыслимое. Значит Он существует вне нас и вне этого мира (Бог есть, потому что Он есть — то есть Бог при рождении человека вкладывает в его разум идею о Себе). Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. — М.: Наука, 1989. Штокмар В. В. История Англии в средние века. — СПб., 2001. Poole A. L. From Domesday Book to Magna Carta 1087—1216. — Oxford, 1956. — ISBN 978-0-19-821707-7 Парменид из Элеи (др.-греч. Παρμενίδης; ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме О природе. Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление, и мыслимое есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара. Учитель Зенона Элейского. Тезис. «Бытие есть, а небытия — нет». Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет». Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий. Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения. Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие, но Небытия нет. Бытие вечно пребывает на одном и том же месте. Ахутин А.В. Античные начала философии. - СПб., Наука, 2007. - 783 с. ISBN 5-02-026918-2 Деспотопулос К. Гносеологический дуализм Парменида // Философские исследования. — 1994. — № 1. — С. 181—187. Монин М. А. Пути Парменида //Вопросы философии. — 1997. — № 3. — С. 115—131. Робинсон Т. Парменид на пути истинного знания бытия (on coming-to-know of the real) //Универсум платоновской мысли. Рационализм или философская религия? Эпистемология Платона. — СПб., 1997. — С. 49—62. Романенко Ю. М. Угадывание как онтологический метод в поэме Парменида «О природе» //AKADHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. — СПб., 2000. — С. 42—52. Самченко В. И. Метафизика Парменида и логика существования // Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке. — СПб., 2002. — С. 382—384. Овчинников Н. Ф. Парменид — чудо античной мысли и непреходящая идея инвариантов //Вопросы философии. — 2003. — № 5. — С. 81—95. Рохмистров В. Г. Метод Парменида // Вестник Русского христианского гуманитарного института. — СПб., 2001. — Вып. 4. — С. 352—366. Рохмистров В. Г. Учение Парменида // AKADHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. — СПб., 2003. — Вып. 4. — С. 19—36. Антонов Т. В. Парменид: путь философа к истине. // AKADHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. — СПб., 2003. — Вып. 4. Берестов И. В. Способы преодоления парадоксальности самореферентных положений у Парменида // Рационализм и иррационализм в античной философии: монография / В. П. Горан, М. Н. Вольф и др.; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние. Ин-т филос. и права. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 386 с. — Глава III. — С. 120—186. ISBN 978-5-7692-1144-7. Вольф М. Н. Стандартная англоязычная интерпретация учения Парменида // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. Том 7. № 2. — 2009, с.96-105. Вольф М.Н. Философский поиск: Гераклит и Парменид.- СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. - 382 с. ISBN 978-5-88812-558-8 Хютт В. П. Парменид и физика // Философские науки. — 1975. — № 6. Хайдеггер М. Парменид: [Лекции 1942—1943 гг.]. — СПб.: Владимир Даль, 2009. — 384 с. Mourelatos A. P. D. The route of Parmenides: revised and expanded edition; with a new introduction, three supplemental essays, and an essay by Gregory Vlastos (originally published 1970). Las Vegas: Parmenides Publishing, 2008. iix, 408 p. ISBN 1-930972-11-3. Curd P. The Legacy of Parmenides. Eleatic monism and later preso-cratic thought. Las Vegas: Parmenides Publishing, 2004. 309 p. (First publishing in 1998 by Princeton University Press). ISBN 1-930972-15-6. Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abélard, лат. Petrus Abaelardus; 1079, Ле-Пале, близ Нанта — 21 апреля 1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон, Бургундия) — французский философ (схоласт), теолог и поэт, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Сын Люси дю Пале (до 1065 — после 1129) и Беренгера N (до 1053 — до 1129). Абелар, Петр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Гаусрат А. Средневековые реформаторы: Пьер Абеляр, Арнольд Брешианский / Пер. с нем.. — 2-е изд.. — М.: Либроком, 2012. — 392 с. — (Академия фундаментальных исследований: история). — ISBN 978-5-397-02423-5 Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века. — М.: Наука, 1989. Лосев А. Ф. Зарождение номиналистической диалектики средневековья: Эригена и Абеляр // Историко-философский ежегодник '88. — М., 1988. — С. 57-71. Machabey A. Les «Planctus» d’Abélard: remarques sur le rythme musical du XIIe siècle // Romania, lxxxii (1961). P. 71-95 Huglo M. Abélard, poète et musicien // Cahiers de civilisation médiévale, xxii (1979). P. 349-61 Зенон Элейский (др.-греч. Ζήνων ὁ Ἐλεάτης) (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида. Родился в Элее. Знаменит своими апори́ями, которыми он пытался доказать невозможность движения, пространства и множества. Научные дискуссии, вызванные этими парадоксальными рассуждениями, существенно углубили понимание таких фундаментальных понятий, как роль дискретного и непрерывного в природе, адекватность физического движения и его математической модели и др. Эти дискуссии продолжаются и в настоящее время (см. список литературы). Сватковский В. П. Парадокс Зенона о летящей стреле // ЖМНП. 1888. Ч. 255. С. 203-239. Херсонский Н. Х. У истоков теории познания. По поводу аргументов Зенона против движения. — ЖМНП. 1911. Ч.XXXIV. Август. Отд. 2. С. 207-221. Богомолов С. А. Аргументы Зенона Элейского при свете учения об актуальной бесконечности//ЖМНП. 1915. Нов. сер. Ч.LVI. Апрель. С.289-328. Богомолов С. А. Актуальная бесконечность(Зенон Элейский и Георг Кантор).Пг.,1923. Дмитриев Г. Еще раз о парадоксе Зенона «Ахиллес и черепаха» и путанице В.Фридмана // Под знаменем марксизма.1928.№ 4. Богомолов С. А. Актуальная бесконечность:Зенон Элейский,Ис. Ньютон и Георг Кантор. Л.;М.,1934 Яновская С. А. Преодолены ли в современной науке трудности, известные под названием «апории Зенона»? // Проблемы логики. М.,1963.С.116-136. Богомолов А. С."Летящая стрела" и закон противоречия // Философские науки. — 1964. — № 6. Нарский И. С. К вопросу об отражении диалектики движения в понятиях: (Еще раз о парадоксе «Летящая стрела»)// Формальная логика и методология науки. — М., 1964. — С.3-51. Цехмистро И. З. Апории Зенона глазами XX века // Вопросы философии. — 1966. — № 3. Панченко А. И. Апории Зенона и современная философия // Вопросы философии. — 1971. — № 7. Манеев А. К. Философский анализ зеноновских апорий. Минск, 1972. Кузнецов Г. А. Непрерывность и парадоксы Зенона «Ахиллес» и «Дихотомия» // Теория логического вывода. М.,1973. Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Логико-гносеологический аспект диалектики философского познания. Л. ЛГУ. 1975 г. 135 с. Широков В.С. Жан Буридан об апориях Зенона // Философские науки. — 1982. — № 4. — С.94-101. Смоленов Х. Апории Зенона как эвристики атомизма и диалектики//Логико-методологический анализ научного знания. М.,1979.С.76-90. Катасонов В. Н. Апории Зенона в интерпретации А.Койре // Актуальные проблемы методологии историко – научных исследований. — М., 1984. Деп. В ИНИОН 23.07.1984, №17569. Комарова В. Я. Учение Зенона Элейского:попытка реконструкции системы аргументов. Л.: ЛГУ, 1988. 264 с. Солодухина А. О. Решил ли Айдукевич апорию Зенона «Стрела»?//Научная конференция «Современная логика:проблемы теории, истории и применения в науке».СПб.,1996 Анисимов А. М. Апории Зенона и проблема движения //Труды научно-исследовательского семинара Логического центра ИФ РАН. М.,2000.Вып. XIV.С.139-155. Смирнов А. В. Соизмеримы ли основания рациональности в разных философских традициях?Сравнительное исследование зеноновских апорий и учений раннего калама.//Сравнительная философия. М., 2000.С.167-212. Вилесов Ю. В. Апории Зенона и соотношение неопределенностей Гейзенберга // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. — М., 2002. № 6. С. 20-28. Шалак В. И. Против апорий // Противоположности и парадоксы (методологический анализ) М., 2008. С.189-204. Дёмин Р. Н. Гунсунь Лун об искусстве стрельбы из лука и апория Зенона Элейского «Стрела» // V Российский философский конгресс "Наука. Философия. Общество" Материалы. Том II, Новосибирск, 2009. С.94-95. Vlastos G.A. A note of Zeno’s arrow // Phronesis.1966.Vol.XI. P.3-18. *Salmon W. Zeno’s paradoxes. New York, 1970 Chambers, Connor J. Zeno of Elea and Bergson’s Neglected Thesis // Journal of the History of Philosophy — Volume 12, Number 1, January 1974. P. 63-76. Vlastos G.A. Plato’s testimony concerning Zeno of Elea //Journal of the History of Ideas (New York), 1975. Vol.XLV. P.136-162. Salmon, W. C., Zeno’s Paradoxes, 2nd Edition, Indianapolis: Hackett Publishing Co. Inc. 2001. Smirnov A. Do the Fundamentals of Rationality in Different Philosophical Traditions Correspond? A comparative study of Zeno’s paradoxes and teachings of early Kalām // Islam — West Philosophical Dialogue: the papers presented at the World Congress on Mulla Sadra, May, 1999, Tehran. Tehran: Sadra Islamic Philosophy Research Institute, 2004.P.109-120. Эмпедокл из Акраганта (др.-греч. Ἐμπεδοκλῆς) (ок. 490 до н. э., Агридженто — ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ, врач, государственный деятель, жрец. Труды Эмпедокла написаны в форме поэм. Был плюралистом, то есть признавал множественность архэ. Являлся сторонником демократии. Деятельность его протекала в сицилийском городе Акраганте (Агригенте). Он обладал всевозможными талантами и достоинствами. О нём ходили легенды как о чудотворце необычайной силы, который смог воскресить женщину, находившуюся до этого целый месяц без дыхания. Владел искусством красноречия и даже основал школу ораторского искусства в Сицилии. По некоторым сообщениям, одно время Эмпедокл был пифагорейцем, однако за огласку учений Пифагора был изгнан. По характеру был очень тщеславен, считал себя божеством[источник не указан 182 дня]. В связи с этим его смерть окутана легендами. Рассказывают, что он, предчувствуя смерть, бросился в жерло вулкана Этна, чтобы его чтили как Бога. Однако Боги приняли его не полностью — без сандалий. Ему принадлежит поэма «О природе», из которой сохранились 340 стихов, а также религиозная поэма «Очищения» (иначе — «Искупления»; дошло около 100 стихов). Сёмушкин А. В. Эмпедокл. М.: Мысль, 1985. — 192 с. Сёмушкин А. В. «Загадка» Эмпедокла // Историко-философский ежегодник 1988. М.: Наука, 1988. — С.22-37. Аванесов С. С. Эмпедокл: божественность и самоубийство // Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. Новосибирский государственный университет, 2007. — Том 1. — № 2. — С. 147—171. — ISSN 1995-4328. Федорова О. Б. «Играющее дитя», или фрагмент Эмпедокла о дыхании в свете филологического анализа // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. — 2010, № 2. — с.3-34. — ISSN 0130-0091. Егоров А. С. Поэтический язык Эмпедокла // В кн.: Философия. Язык. Культура / Отв. ред.: В. В. Горбатов. Вып. 3. СПб.: Алетейя, 2012. № 22. С. 237—248. Егоров А. С. Эмпедокл и проблема греческого шаманизма // Вопросы философии. М., 2007, № 8. — С. 97-105. Егоров А. С. Проблемы реконструкции учения Эмпедокла. Авт. дисс… к.филос.н. М. 2007. Kingsley, Peter (1995). Ancient Philosophy, Mystery, and Magic: Empedocles and Pythagorean Tradition. Oxford: Clarendon Press. ISBN 0-19-814988-3. Wright, M. R. (1995). Empedocles: The Extant Fragments (new ed.). London: Bristol Classical Press. ISBN 1-85399-482-0. Primavesi, Oliver. Empedokles Physika I. Eine Rekonstruktion des zentralen Gedankengangs. De Gruyter, Berlin und New York 2008, ISBN 978-3-11-020925-9. Анаксагор из Клазомен (др.-греч. Ἀναξαγόρας, ок. 500 до н. э. — 428 до н. э.) — древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Анаксагор — один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, родился в Клазоменах около 500 до н. э. С ранних лет он отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Рожанский И. Д. Анаксагор. М: Мысль, 1983. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических космогоний до возникновения атомистики. Изд. А. В. Лебедев. М.: Наука, 1989. Хакимов Р. З. «Разум» как детерминирующий фактор в философской системе Анаксагора // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. — 1993. — № 3. — С. 56-64. Янков В. А. Геометрия Анаксагора. Историко-математические исследования, 8(43), 2003, с. 241—267. Янков В. А. Строение вещества в философии Анаксагора // Вопросы философии. — М., 2003. — № 5. — С. 135-149. Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон. Анаксагор из Клазомен (англ.) — биография в архиве MacTutor. (англ.) Демокрит Абдерский (Δημόκριτος; ок. 460 до н. э., Абдеры — ок. 370 до н. э.) — великий древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии. Маковельский А. О. Древнегреческие атомисты. — Баку, 1946. Лурье С. Я. Демокрит: Тексты, перевод, исследования. — Л.: Наука, 1970. 664 стр. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов Асмус В. Ф. Античная философия Асмус В. Ф. Демокрит. — М.: МГУ, 1960. Верлинский А. Л. Дата рождения Демокрита у Аполлодора и Фрасилла (Заметки о методах античной хронографии) // MOUSEION: Профессору Александру Иосифовичу Зайцеву ко дню семидесятилетия. Сб. статей. — СПб., 1997. — С. 100—127. Виц Б. Б. Демокрит. — М.: Мысль, 1979. Верлинский А. Л. Необходимость, случайность, свобода: Демокрит и его наследники // Linguistica et philologica: Сб. статей к 75-летию Ю. В. Откупщикова. СПб., изд-во СПбГУ, 1999. — С. 211—238. Дитмар А. Б. К вопросу о космогонических и географических взглядах Демокрита (около 460—359 гг. до н. э.) // Учёные записки ЯГПИ им. К. Д. Ушинского. — 1959. — Т. ХХХII (XLII) «Естествознание». — С. 349—367. Зубов В. П. К вопросу о математическом атомизме Демокрита // Вестник древней истории. — 1951. — № 4. — С. 204—208. Зубов В. П. Развитие атомистических представлений до начала XIX века. — М.: Наука, 1965. Лурье С. Я. К хронологии софиста Антифонта и Демокрита // Известия Российской Академии наук. — 1918. — С. 2285—2306. Лурье С. Я. Механика Демокрита. Архив истории науки и техники, сер. 1, вып. 7. — 1935. — С. 129—180. Лурье С. Я. Теория бесконечно-малых у древних атомистов. — М.-Л.: Изд. АН СССР, 1935. Лурье С. Я. Очерки по истории античной науки. — М.-Л., 1947. Лурье С. Я. Демокрит и индуктивная логика // Вестник древней истории. — 1961. — № 4. — С. 58—67. Лысенко В. Г. Атомизм вайшешиков и атомизм Демокрита (Опыт сравнительного анализа) // Древняя Индия. Историко-культурные связи. — М., 1982. — С. 187—201. Майстров Л. Е. О принципе исономии у Демокрита // Историко-математические исследования, вып. 20. — 1975. — С. 299—302. Щетников А. И. Вопрос о характере касания прямой и круга как проблемная точка развития древнегреческой геометрии в конце V — начале IV века до н. э. Историко-математические исследования, 11(46). — 2006. — С. 174—196. Лурье С. Я., Ботвинник М. Н. Путешествие Демокрита. — М.: Детская литература, 1964. Протагор (др.-греч. Πρωταγόρας, ок. 490 до н. э. — ок. 420 до н. э.) — древнегреческий философ. Один из старших софистов. Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности в ходе своих многолетних странствий. Будучи в Афинах, помимо других, он общался с Периклом и Еврипидом (ок. 484—406 до Р. Х.). Платон. Диалог «Протагор» на сайте philosophy.ru Б. Рассел История западной философии. Гл. Х. Протагор Лисанюк Е. Н., Микиртумов И. Б. Дело «Протагор versus Эватл»: принять нельзя отклонить. — В сборнике: Человек познающий, человек созидающий, человек верующий. Редакционная коллегия: Ю. Н. Солонин (пред) и др. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. (Вестник СПбГУ. Министерство образования и науки РФ. Спецвыпуск). С. 85-97.
ОРТОДОКСИЯ
...семантическом его смысле); (2) — в философии культуры: феномен канонического воспроизведения в рамках традиции определенной теоретической системы, обретшей аксиологически акцентированный статус "учения", — вне значимых семантических трансформаций ее ... " Скандал в философии" ), тяготеющему — при аппликации на массовое сознание — к катехическим жанрам бытия в культуре. В философии постмодерна О.
ДЕИЗМ
...зафиксирована и в традиции древнегреческой философии, а именно в рамках натурфилософских моделей космогенеза, мыслящих творческое мировое начало (Логос у Гераклита, Нус у Анаксагора и др....космического процесса" в статье Античная философия ). Внутренняя парадоксальность Д., вдохновленного в своем возникновении когнитивным пафосом сциентизма, заключается в том, что при последовательно логическом движении внутри своей ...
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Например, для древневосточной философии характерна ориентация на концепцию спонтанности: все "вещи", обладающие одной и той же самостью ("жань"), образуют род ("лэй") и посредством универсальной ...субъектной ее компоненте, — соответственно, древнегреческая философия ориентирована на натурфилософские модели, трактующие акт космогенеза в качестве целеположенного со стороны ментально артикулированных сущностей (нус, логос и т.п.
СЕКС
Логос Античная философия ). В античной культуре оформляется трактовка С. как пути восхождения от мира сотворенных подобий к миру совершенных эйдотических образцов: "влечение к ... В современной философии феномен С. трактуется как один из фундаментальных феноменов человеческого бытия (Шелер, Э.Финк и др.
ЖИЛЬСОН (Gilson) Этьен Анри
Основные сочинения: "Философия св. Бонавентуры" (1924), "Св. Фома Аквинский" (1925), "Дух средневековой философии" (1932), "Теология и история духа" (1943), "Философия средневековья" (тт.
МАРИТЕН (Maritain) Жак
С 1899 изучал естествознание и философию в Сорбонне. С 1901 под влиянием философа Ш. Пеги переходит на позиции христианского социализма. После принятия католичества в 1906 М.... становится профессором философиикатолического института в Париже. В 1919 он организует кружок по изучению томизма, просуществовавший до 1939. В заседаниях кружка участвовали Ж.
ЛОТЦЕ (Lotze) Рудольф Герман
...университете изучал медицину, физику и философию. Философия не была, впрочем, первой его специальностью, в университете он готовился к званию врача. Но, как говорил сам Л.
Алексей Александрович Маслов Тайный смысл и разгадка кодов Лао-цзы (37)
Ян Хиншуна) // Древнекитайская философия. Т. 1. М., 1972. 4. Дао дэ цзин (опыт стихотворного перевода В. Перелешина) // «Проблемы Дальнего Востока», 1990, № 3. 5.... История китайской философии. Пер. с кит. В.С. Таскина. Общая редакция и послесловие М.Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1983. 7.
ТАРСКИЙ (Tarski) Альфред
Президент Международного союза истории и философии науки. Президент Ассоциации символической логики. Соредактор известнейшего журнала по логике "The Journal of Symbolic Logic".... также Аналитическая философия .) А.А. Грицанов
Фридрих Ницше. По ту сторону добра и зла (8)
...грозит произойти между наукой и философией совершенно незаметно и как бы со спокойной совестью. Полагаю, что нужно иметь право высказывать свое мнение о таких высших вопросах ...человека науки, его эмансипация отфилософии есть одно из более тонких следствий демократического строя и неустройства; самопрославление и самопревозношение ученого находится нынче всюду в периоде полного ...
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (49)
...такое обоснование в той "новой философии", которую Гегель называет "периодом мыслительного рассудка". Слово самого Гегеля: "Собственное мышление и знание человека, такое мышление и знание, при котором ...экономического предпринимательства, и в социальной философии Дж. Локка, Б.Спинозы и Д.Юма она получает "высокое подтверждение". Однако такое подтверждение необходимо и для мышления, создающего науку ...
ПЕТР АБЕЛЯР
В этом смысле философия П.А. является по преимуществу критическим лингвистическим анализом. Эта особенность обусловила решение П.А. проблемы универсалий в духе "концептуализма".... также Универсалии Средневековаяфилософия Схоластика Концептуализм .) А.Р. Усманова
НЕОДЕТЕРМИНИЗМ (2)
В противоположность этому, постмодернистская философия фундирована той презумпцией, что закономерности, которым подчинена рассматриваемая ею предметность, принадлежат принципиально нелинейному типу детерминизма....этого центральной проблемой становится для философии постмодернизма проблема новизны как источника подлинной множественности и, в равной мере, проблема множественности как условия подлинной новизны, что фундировано радикальным ...
ГНОСТИЦИЗМ
Античная философия ) и — опосредовано — от мифологии (см. Мифология ), а именно — проблемы бинарной мировой оппозиции, понимаемой как напряженное противостояние и связь материального (земного, ...структур сохранена и в античной философии, хотя решена в совершенно новом смысловом ключе. Так, у Платона единство материального и идеального миров обеспечивается двумя каналами: от мира ...
ПИФАГОР Самосский
...что впредь и стало именоваться "философией" (phileo — люблю и sophia). В качестве основного принципа всего сущего П. выделял число. По мысли П.... также Античная философия Гармония сфер .) А.Н. Шуман
ШПЕТ Густав Густавович
...Антропологизм Лаврова в свете истории философии" (1922), "Эстетические фрагменты" (вып. 1—3, 1922—1923), "Театр как исскуство" (1922), "Введение в этническую психологию" (вып.... Философия в своем развитии, считает Ш., проходит три ступени: мудрости, метафизики и строгой науки (последняя — цель его построений).
ПРАВДА
Аналитическая философия Рассел Язык Языковые игры ). В рамках русской философии и в пределах российской ментальности поиск П.
СЕН-СИМОН (Sen-Simon) Клод-Анри де Рувруа
...народ" не способен принять положительную философию в чистом виде, ему нужна вера и поэтому необходимо новой философской системе придать силу религиозного чувства, согласованного с "прогрессом наук".... Философия техники ). Е.М. Прилепко
Луций Анней Сенека (22)
...Некоторые принимают только ту часть философии, что дает особые наставления человеку в каждой роли и, не стремясь придать стройность всему в его жизни, советует мужу, как ...управлять рабами; прочие же части философии они отставляют как витающие за пределами нашей пользы, — как будто можно дать совет касательно части, не постигнув прежде всей жизни ...
ФИШЕР (Fischer) Куно
ФИШЕР (Fischer) Куно (1824—1907) — немецкий историк философии 19 в., профессор (с 1872), создатель фундаментальных трудов по истории древней и особенно новой философии, работы которого стали классическим образцом ...
Луиджи Каррер
Был профессором философии в Падуе , позже профессором технической школы в Венеции и директором Museo Carrer там же. В поэзии был последователем Уго Фосколо .
Мариано Антонио Капра
Преследовался инквизицией за приверженность французской философии. Умер в нищете, в больнице. Написал: «Notte poetica» (Фаенца, 1776 ); «La Rocca di Lupo» (Ф.
АПЕЛЬ (Apel) Карл-Отто
...один из основоположников современной версии философии постмодерна. Окончил Гетевский университет (Франкфуртна Майне), где в 1972 стал профессором философии. Ученик Э.Ротхакера; испытал влияние концепций Пирса, Хайдеггера, ...
Дао
философии. Этимологически восходит к идее главенства (шоу [1]) в «движении/поведении» (син [3]). Ближайшие коррелятивные категории — дэ [1] (благодать) и ... философии центральным для нее стал вопрос о соотношении «человеческого» и «небесного», т. е. общеприродного, дао. (В узком смысле «небесное дао» означало ...
Карл Густав Юнг и последователи Человек и его символы (23)
Иоланда Якоби Индивидуальная символика: случай из психоаналитической практики Начало анализа Широко распространено мнение, что методы юнгианской философии применимы только к людям среднего возраста. Действительно, психика многих мужчин и женщин, достигших средних лет, остается незрелой и нуждается в ...
ЯСПЕРС (Jaspers) Карл
Профессор психологии (с 1916), профессор философии (с 1922) Гейдельбергского (1916—1937, 1945—1948) и Базельского университетов (1948—1961). (В 1937 был изгнан из университета как антинацист.... Задача философии у Я. — вскрыть то обстоятельство, что в основании всех ипостасей сознательной деятельности людей лежит неосознаваемое творчество "экзистенции" (бытия особого плана, ...
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.