- 27.10.2013
- 1653 Просмотра
- Обсудить
ПОНЯТИЕ
Логос (236)
...ибо они немыслимы без пустого пространства. Левкипп и Д., признавая явления, т. е. множественность и движение, должны были признать реальность и небытие, т. е. пустоты....незримых тел, атомов, движущихся в пространстве. Возникновение и уничтожение есть не что иное, как соединение и разъединение атомов; следовательно, строго говоря, нет ни возникновения, ни уничтожения; ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (16)
...у других млекопитающих сужение "жизненного пространства" ведет к агрессивному поведению. Так, Мэтьюз отмечал, что ему не известно ни одного случая драки млекопитающих со смертельным исходом, кроме ...естественная" потребность в минимальном жизненном пространстве? Может быть, скученность мешает животному реализовать врожденную потребность в свободном движении и т. д.? А может быть, в тесноте животное ...
ПРОСТРАНСТВО
ПРОСТРАНСТВО
П., будучи одним из важнейших элементов мифопоэтической архаичной модели мира, осмысливалось в рамках этой модели совершенно отлично от того, как оно представляется современному человечеству под воздействием научных взглядов (особенно после Галилея и Ньютона), которые постулировали геометризованное, гомогенное, непрерывное, бесконечно делимое П., равное самому себе в каждой его части. Это «рационализированное» пространство не существовало в мифопоэтической модели мира (как нередко не было и самого слова для «П.»).
В архаичной модели мира П. оживотворено, одухотворено и качественно разнородно. Оно не является идеальным, абстрактным, пустым, не предшествует вещам, его заполняющим, а наоборот, конституируется ими. Оно всегда заполнено и всегда вещно; вне вещей оно не существует. Воплощением отсутствия П. (не-П.) является хаос до начала творения; в условиях уже наличествующего творения, когда складывается оппозиция: П. в космосе (в центре) - отсутствие П. в хаосе (на периферии); наконец, внутри самого космоса - в остатках хаотического начала, ещё не переработанного космическими силами, когда хаотическое отсутствие П. (не-П.) помещается в центре космоса, который окружает своим П. область хаотического не-П. Не разделяет мифопоэтическое сознание и П. и время. Любое полноценное описание П. первобытным или архаичным сознанием предполагает определение «здесь-теперь», а не просто «здесь»; П. и время образуют в этом случае неразрывное единство - хронотоп. «Языковая» мифология подтверждает это заключение нередкими примерами обозначения П., его «наполнения» (боги, люди, животные, растения, элементы сакральной топографии, сакрализованные и мифологизированные объекты из сферы культуры, совокупность всего, что так или иначе «организует» П., собирает его) и времени одним и тем же словом или словами одного корня. Классический образец - лат. orbis, «окружность», «круг», но и - «земной круг», «мир», «земля» (ср. orbis terrae или terrarum; также - «область», «страна», «царство» и т. д., даже «небо», «небесный свод»); «годичный круговорот», «год», «круговое движение» (ср. orbis temporum, «круговорот времён», orbis annuus, «годовой оборот») и, наконец, «человечество», «человеческий род», целый ряд круглых предметов и т. п.
Отделённость П. от не-П., его отдельность - важнейшее свойство П., и в ряде случаев само П. обозначается по этому принципу (ср. др.-инд. rajas «пространство» при rjati, «простирает», из индоевропейского *reg'-, «проводить линию», «резать», «очерчивать»; ср. лат. regiones, «небесные линии», проводившиеся во время гаданий римскими авгурами, но и обозначение определённого пространства, региона). Но П. возникает не только и не столысо через отделение его от чего-то, выделение из хаоса, сколько через развёртывание, распространение его вовне по отношению к некоему центру [т. е. той точке, из которой совершается или некогда совершилось это развёртывание и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота; ср. при др.-инд. rajas, «пространство», обозначение творческого женского принципа Vi-raj, букв. «раз-» и «простор» («пространство»)] или безотносительно к этому центру. В этом последнем случае особенно показательным нужно считать русское слово «пространство», обладающее исключительной семантической ёмкостью и мифопоэтической выразительностью. Его внутренняя форма (*рго-stor-) апеллирует к таким смыслам, как «вперёд», «вширь», «вовне», «открытость», «воля». Мифопоэтическая вселенная - не просто широкое, развёртывающееся вовне, свободное П. Это П. к тому же организовано, расчленено, состоит из частей и, следовательно, предполагает две противоположные по смыслу операции, удостоверяющие, однако, единое содержание - составность П. Речь идёт об осуществляемых мифологическим мышлением и действием операциях членения (анализ) и соединения (синтез) П., которые выявляются не только в результате научной реконструкции, но и реально и вполне осознанно используются носителями мифологического сознания в основном годовом ритуале на стыке старого и нового года: распадение старого мира [прежнего пространственно-временного (и вещного) континуума] - расчленение жертвы, понимаемой как образ этого мира; составление (соединение, синтезирование из частей, образовавшихся при распадении) нового мира - собирание воедино членов тела расчленённой ранее жертвы. Вместе с тем на заключительном этапе мифопоэтической эпохи обнаруживается тенденция выработки основ «преднаучной» и «предфилософской» концепции относительно однородного и равного самому себе в своих частях П. На этом этапе П. предпочитают описывать не столько как гармоническое равновесие соподчинённых частей, имеющее эстетическую ценность (сама космизованность П. придаёт ему эту ценность) и потому доступное отражению в Слове (характерно, что космогонические тексты о П. и его частях лежат у истоков того, что можно назвать эстетически отмеченной, сакральной поэзией), сколько как то, что измеряется. Эти измерения П. во многих традициях получили исключительное развитие (напр., в Египте, в Двуречье, в Китае, в древнеамериканских цивилизациях и т. п.) и дали начало разветвлённой нумерологии и геометрии (отчасти - астрономии) как особым областям постепенно десакрализующегося знания. Но и в эту эпоху П. всё ещё лишено непрерывности, сплошной протяжённости, гомогенности; оно разнородно.
Особенного внимания заслуживают случаи, когда разные (в идеале - все) возникающие части П. имеют единый источник происхождения, в частности, когда им ставятся в соответствие разные части некоего единого другого образа. Ср. мифы о происхождении частей космического или (чаще) земного П. из членов тела первочеловека. Мифологизированные объекты, заполняющие П. и конституирующие его, выстраивают в пределах общего П. некое семантическое П. определённой структуры (семантическое обживание П.). Центр всего сакрального П. отмечается алтарём, храмом, крестом, древом мировым, мировой осью (axis mundi), пупом земли, камнем, мировой горой, высшей персонифицированной сакральной ценностью.
К центру ведёт путь, т. е. то, что связывает самую отдалённую периферию, во-первых, и все объекты, заполняющие П., во-вторых, с высшей сакральной ценностью. Движение по П. к центру подтверждает действительность-истинность самого П., «пробегаемого» этим путём, и, главное, доступность каждому узнать П., освоить его, достигнуть его сокровенных ценностей. Путь в горизонтальном П. стал той осью, на которой создавались различные эпические формы народной словесности и прежде всего сказка. В сказке герой отправляется вовне, на периферию П., отличающуюся особой опасностью и концентрацией злых сил; более того, место, к которому приезжает сказочный герой, часто находится вне П., в том остатке «непространственного» хаоса, где решается судьба и героя, и самого этого места, поскольку победа героя обозначает освоение П., приобщение его космизированному и организованному «культурному» П. Такая же задача решается и в специальных ритуалах освоения П. во многих традициях: обход территории по периметру, операция освоения центра (или двух основных центров - переднего угла и печи - при ритуале перехода в новый дом у восточных славян), освящение ключевых точек нового П. с помощью жертвоприношения, помещения в них сакральных ценностей (крест, икона, другие символы благополучия), разного рода оберегов и амулетов, заговаривания (молитвы, заговоры и т. п.); ср. мифологические фигуры богов стран света, охранителей-стражей границ П. или его отмеченных точек и т. п.
Некоторые тексты, описывающие путь, очень подробно характеризуют объектную структуру П.; ср., например, заговоры с детально разработанными этапами пути из своего дома к сакральному центру (из избы дверьми на двор, со двора воротами в поле, по дороге через поле, реку, через лес и горы, к синему морю-окияну, посреди которого остров Буян, на нём бел-горюч камень-алатырь, на нём дерево, крест и т. п., иногда святители); при этом начальная и конечная точки пути соотнесены с отмеченными временными моментами (напр., с утренней зарёй или появлением месяца и звёзд). «Объектная» структура пути вместе с тем с исключительной точностью указывает все грани перехода между «своим» П. и «чужим» П. Особое внимание мифопоэтического сознания к началу и концу (пределу), с одной стороны, и к переходам-границам (порог, дверь, мост, лестница, окно и т. п.), - с другой, обнаруживает его тончайшую способность не только к дифференциации П., но и к усвоению (определению) семантики частей П., преимущественно тех ключевых мест (или моментов, если речь идёт о времени), от которых зависит безопасность человека. Поэтому в архаичной модели мира особое внимание уделено «дурному» П. (болото, лес, ущелье, развилка дорог, перекрёсток). Нередко особые объекты указывают на переход к этим неблагоприятным местам или же нейтрализуют их (ср. роль креста, позже - храма, часовни, иконы и т. п.).
Наряду с универсальными для любого мифопоэтического сознания чертами восприятия П. можно засвидетельствовать и различия, связанные с особенностями образа жизни людей и их материального производства. Французский археолог и этнограф А. Леруа-Гуран отмечает, что для бродячего охотника П. - это путь, трасса его кочевок: он воспринимает П. динамически, двигаясь через него. Эта линейная и динамическая форма П. (espace itinerant) отразилась и в древнейшей мифологии - особенно в мифах о культурных героях, совершающих свои подвиги как бы по пути своих странствований. Древность этой мифологии засвидетельствована памятниками верхнепалеолитической наскальной живописи, где композиция развёртывается линейно на протяжении иногда километров (пещеры Ласко, Нио и др.). Представления о статическом или радиальном П. (espace rayonnant), воспринимаемом в виде серии расходящихся от сакрального центра концентрических кругов, затухающих к границам неведомого, присущи только земледельческим народам и народам городской культуры.
Архаичные представления о П., в частности о роли пути в освоении П. и в становлении героя (как субъекта странствия), надолго пережили мифопоэтическую эпоху. Хронотоп тех произведений античной художественной литературы позднего периода, которые определяются как авантюрный роман испытания, авантюрно-бытовой роман, биографический роман, равным образом сохраняет как следы мифопоэтического понимания П., так и признаки начавшегося процесса демифологизации и десакрализации этого П. (ср. абстрактную пространственную экстенсивность с обилием случайностей, техническую неконкретизированную связь П. и времени, пассивность и известную «механистичность» героя в отношении П. и времени и т. п. как характерные черты античного романа). Рыцарский роман средневековья в определённой степени продолжает эту же линию. Но и в великих произведениях искусства от «Божественной комедии» Данте до «Фауста» И. В. Гёте, «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя или «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского достаточно отчётливо обнаруживаются следы мифопоэтической концепции П. Более того, подлинное и самодовлеющее П. в художественном произведении (особенно у писателей с мощной архетипической основой) обычно отсылает именно к мифопоэтическому П. (ср. творчество Э. Т. А. Гофмана, Гоголя, Достоевского, М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки, Т. Манна, Г. Хессе, А. Белого, К. К. Вагинова, А. П. Платонова и др.) с характерными для него членениями и семантикой составляющих его частей. То же относится и к произведениям изобразительного искусства (ср. тему П. в иконописи, у Джотто и других тречентистов, у мастеров «космизированного» пейзажа в 16 в., в ряде более поздних направлений живописи и скульптуры - вплоть до наших дней. См. также статьи Космос, Космогонические мифы. Модель мира. Изобразительное искусство и мифология.
Лит.: Соловьев В. С., Пространство, Собр. соч., т. 10, СПБ. 1914; Леон-Портилья М., философия нагуа, М., 1961, с. 66-67, 132-43, 304; Мостепаненко А. М. и М. В., Четырехмерность пространства и времени, М.-Л., 1966; Флоренский П. А., Обратная перспектива, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 3, Тарту, 1967; его же, Иконостас, в сб.: Богословские труды, сб. 9. М., 1972, с. 80-148; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 4 изд., М., 1979; его же, Формы времени и хронотопа в романе, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 3 изд., М., 1979; Лотман Ю. М., Проблема художественного пространства в прозе Гоголя, в кн.: Труды по русской и славянской филологии, т. 11, Тарту, 1968; Неклюдов С. Ю., Время и пространство в былине, в кн.: Славянский фольклор, М., 1972; его же, Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора, в кн.: Типологические исследования по фольклору. Сб. статей памяти В. Я. Проппа, М., 1975; Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л., 1974;
Жегин Л. Ф., Язык живописного произведения, М-, 1970; Шапиро М., Некоторые проблемы визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа, в кн.: Семиотика и искусствометрия, М., 1972; Цивьян Т. В., О некоторых способах отражения в языке оппозиции внутренний/внешний, в сб.: Структурно-типологические исследования в области грамматики славянских языков, М., 1973; её же, К семантике пространственных элементов в волшебной сказке, в кн.: Типологические исследования по фольклору. Сб. статей памяти В. Я. Проппа, М., 1975; Beйль Г., Симметрия, пер. с англ., М., 1968; Вернадский В. И., Размышления натуралиста,
кн. 1 - Пространство и время в неживой и живой природе, М., 1975; Топоров В. Н., О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления, в кн.: Structure of texts ..., The Hauge - P., 1973;
Байбурин А. К., Обряды при переходе в новый дом у восточных славян..., «Советская этнография», 1976; № 5; Вундт В., Пространство и время, в кн.: Новые идеи в математике, сб. 2 - Пространство и время, I, СПБ, 1913; Panofskу Е., Die Perspektive als «symbolische Form», в сб.: Vortrage der Bibliothek Warburg. 1924-1925; B.-Lpz., 1927; Alexander S., Space, time and deity, v. 1, L., 1927; Bunim М. S., Space in medieval painting and the forerunners of perspective, N. Y., 1940; Hartmann N.. Philosophic der Natur, В., 1960;
Thompson D'arcy Wentworth. On growth and form, 2 ed„ v. 1-2, Camb., 1952;
Eliade М., Traité d'histoire des religions. P., 1964; его же, Le chamanisme et les techniques archaïques de l'extase, P., 1951; Jammer M„ Concepts of space, Camb. (Mass.), 1954; Blanchоt М., L'espace littéraire, P., 1968; Reichenbach Н., The Philosophy of Space and Time, N. Y., 1958; Smart J. J. C., Spatialising time, Levi-Strauss C., La pensée sauvage. P., 1962; его же, Mythologiques, t. 1-4, P., 1964- 1971; Borel Е., Space and time, N. Y., 1960;
Bollnow 0., Mensch und Raum, Stuttg., 1963; Giedion S., Space, time and architecture, 5 ed., Camb. (Mass.), 1967; Poulet G., L'espace proustlen. P., 1963; Past о Т., The space-frame experience in art, N. Y„ 1964; Kannegiesser K., Raum. Zeit. Unendlichkeit, 2 Autl., В., 1966; Collier G., Form, space and vision, Englewood Cliff, 1967; Pereira I. R., The nature of space. A metaphysical and aesthetic inquiry. Wash., 1968; Thorn R„ Stabilité structurelle et rnorphogenese. Reading (Mass.), 1972; Spencer Sh., Space, time and structure in the modern novel, N. Y., 1971; Leroi-Gоurhan A., Le geste et la parole, v. 2 - La mémoire et les rythmes P., 1965;
Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, (М., 1972].
В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Логос (517)
реальность атомов и пустого пространства. Атомы, т. е. неделимые, но занимающие пространство частицы материи, отличаются друг от друга только количественно, по величине, форме и распорядку.
ЭПИСТЕМА
...через мышление, а также в пространстве познавательных ("непсихологических") представлений в виде "слов образов". Соотнесение слов и вещей в границах данной Э....ранее в этом качестве полагалосьпространство, упорядочивающее совокупность отношений тождества и различия, то в настоящий момент роль "пространства" и соответствующей парадигмы постижения бытия обретают "время" и "...
АГНИ-ЙОГА (16)
" "И без слова Пространство ручается о сокровище". Голос сказал: "Мудро, ты неутомим. Там, где слышал Учение, там и Сокровище. Встань и не ходи далеко....явление этих вихрей называли мысльюпространства. 585. Если кто желает обратиться к основам Ведической медицины, тот поступает правильно. Несмотря на позднейшие добавления, сущность Вед остается полезной.
Восприятие (1)
...21 21:13:12 Восприятие пространства Восприятие пространства — образное отражение пространственных характеристик окружающего мира,восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное ...
РАЗДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВ
...доминанта энкратического языка в культурном пространстве не только делает его всепроникающим (в бартовской оценке — "липким"), но и создает иллюзорное ощущение естественности его (а с течением времени — ...и конфликты": "акратическая сфера" дискурсивного пространства дробится на своего рода арго ("диалекты, кружки, системы"), которые Р.Барт, заимствуя термин Ницше, обозначает как "фикции".
ВРЕМЯ в деконструкции
...апории с другим парадоксом — парадоксом пространства, что приводит в конечном итоге к пространственно временной интерпретации мира как последовательности во времени и одновременности впространстве.
ПЕРЦЕПТИВНОЕ
ПЕРЦЕПТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО (от лат. per cipere — "принимать в себя, охватывать, овладевать") — в изобразительном искусстве — зрительно воспринимаемое пространство, в отличие от физически существующего ...
АГНИ-ЙОГА (13)
...охранения, когда неистовая угроза поражает пространство. Как заботливый работник зову сотрудников для несения сокровища. 453. Херувим изображался с крыльями без прочих человеческих конечностей....все таки нельзя вызвать огонь пространства. Эти явления стихии не подчинены приказу, но вырастают из расширения сознания. Называем сознание Нашим садом, где растут плоды труда.
ПЛОСКОСТЬ
...универсум: только тела существуют в пространстве и только настоящее существует во времени. Все тела — причины друг друга и друг для друга, но причины чего?... Результатом выступает итоговое оформление пространства мира, формирование поверхности — единственного, по мнению Хайдеггера, "действительного места" мира — места осуществления действия сил "раскалывания".
АГНИ-ЙОГА (7)
...исполненных желанием дать все дать пространству, дать невидимым мирам, именно дать знанию незнакомых людей. Эта отвлеченность от мира обычного дает новое мышление.... Вся действительность слагается законами пространства. Даже начало болезни и выздоровления неуловимо. Часто момент первоначала можно уловить лишь при непрерывном наблюдении, ибо каждое законное действие рождает ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (23)
Понятие кубического фута пространства, где бы и сколько бы раз я его ни мыслил, само по себе совершенно одно и то же. Но два кубических фута в пространстве отличаются друг от друга уже ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (56)
...сказанного ясно, что во внешнем пространстве нет и не может возникнуть никакой телесной массы, и весь космос состоит из всего присущего ему вещества....некая одинокая игрушка в безбрежномпространстве, окруженная пустотой. Представление о вселенной как о бесконечной и безразличной протяженности возникло лишь в новоевропейское время и окончательно оформилось только ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (69)
как абсолютно плотное, а то пространство, в котором двигались их атомы, они трактовали как пустое (cenon), т.е. опять таки в качестве абсолютно пустого....пустое являлось у атомистов такимпространством, которое было абсолютно бескачественно, т.е. пространством, максимально обобщенным, таким, которое уже никак не могло влиять на атомы, ускорять или ...
П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. (12) Письмо четверое: свет истины
...как обращение их в беспредельное пространство» (Op. [M.]. Новицкий. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. Киев, 1860. Ч. И, стр....следовательно, и имеет Существо Его Пространство, глубину, высоту, долготу и широту. Ибо не можно представить себе Света, который бы не имел пространства, коего блеск не распространялся ...
Логос (930)
Лиры, внутреннее пространство заполнено чрезвычайно редким туманом, чаще же оно вполне темно. В Т. Лиры фотография указала еще на звездообразное сгущение в центре ... Гершель отметил, что в темном пространстве между лопастями так наз. trifid nebula (в созв. Стрельца) видна характерная тройная звезда, а теперь эта звезда уже приходится на ...
МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль
...тождественными (инвариантными) во времени и пространстве связями и отношениями. Между рациональной схемой тождества и реальностью постоянно существует "зазор", который и призвано заполнять и сужать усложняющееся в ...полное тождество во времени и пространстве, т.е. природа тогда не существовала бы". Тем самым открывается путь к своеобразной дереализации непосредственной данности в (по)знании — стремление ...
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ
Пространство, по Аристотелю, существует. Но как? Оно существует вовсе не в виде абсолютной и всегда однородной данности, но ...... Попадая из одного участка пространства и времени в другой, мы, сами по себе нисколько не меняясь, ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 02 18 00:33:...
Логос (233)
выкопал трупы на всем пространстве о ва, которое было видно от храма, и перенес их на другое место. Вероятно после его смерти, другой «моревластитель», Поликрат ...рукавами, причем происхождение этих трехугольных пространств вовсе не принималось в расчет. Современная геология ограничила, с одной стороны, это понятие, обозначая им лишь наносимые самой рекой и ...
ИНФОРМАЦИЯ (56)
...ДОБРО ЗЛО в конкретном историческом пространстве времени (здесь сейчас), но продолженном в прошлое и будущее и в другое пространство. В силу своей всеобщности эти модели и ...
Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (20) Игрушки и игры. Психолого-этнографическая интерлюдия
...тяготение к нежилому и «тайному» пространству (пустырь за домом, сад или огород, старые дома, заброшенные производственные помещения, свалки, лесные заросли и т. п.)....домиков» являются исследование и освоение пространства (поисковые игры), игры с мотивом соперничества и овладения пространством противника (типа «войнушка»), охота на мелких
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (3)
...обеспечивает, удовлетворяющий запас истин, есть пространство и [счетная] единица. Пространство есть наличное бытие, в которое понятие вписывает свои различия, как в пустую мертвую стихию, где они ...
Логос (45)
, пространство 65781 кв. км. (по вычислению И. Стебницкого, без 4 главных островов), высота н. у. м. 49 м.... второе по пространству соленое озеро земли, причем количество солей около 12 тысячных. т. е. значительно меньшее, чем в океане.
Логос (58)
называют наполненное газом или парами пространство, окружающее какое нибудь тело так напр. говорят об А. солнца, других небесных тел, равно как об А.... называют пространство, в пределах которого проявляется действие наэлектризованного тела; электрическая А. таким образом тождественна со сферой электрического действия, или влияния.
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (6)
Так, например, геометрия имеет пространство своей проблемой, а основание бытия в нем своим органоном; для арифметики проблема время, а основание бытия в нем органон; для ...что, говоря языком Канта, время, пространство и причинность принадлежат не вещи в себе, а только ее явлению, формой которого они служат; на моем же языке это ...
ФУКО (Foucault) Мишель (Поль-Мишель) (2)
...реализуется неразрывно сознанием, организует социальное пространство по принципу "всеподнадзорности" — каждый потенциально/реально под наблюдением, должен постоянно следить за собой (социальная "оптика")....что власть реализуется во всем пространстве социума, в любом учреждении, идеальным ее пространством, по мысли Ф., остается тюрьма, которую он исследует и на практике, учреждая "Группу ...
ПОРЯДОК ДИСКУРСА
...доминантным и привилегированным феноменам культурного пространства, "вершил правосудие и присуждал каждому его долю". Подобный его статус был обеспечен общими метафизически артикулированными основаниями античной культуры (см. Метафизика ), задающими пространство мышления, в рамках которого бытие ...
Логос (5)
Пространство и очертание берегов. А. простирается от крайней восточной оконечности; мыса Байрона (153° 40' вост. долг.... Очевидно имеются и такие пространства, на которых целый год не выпадает ни капли дождя. В период дождей, от ливней в южных колониях, реки выходят из ...
ЛАНДШАФТ
...при этом формирует собственное — текстовое пространство, ибо язык (по Гумбольдту, "сплетающийся из пространства") в значимой степени складывается как способ фиксации и воспроизведения именно пространственно временных отношений.
Джозеф Редьярд Киплинг (29)
...его душой, А буря мировых пространств его бичами жгла, И начал Томлинсон рассказ про добрые дела. «О, это читал я, — он сказал, — а это был голос ...великий мрак, А буря мировых пространствледенила насквозь его, И он стремился на адский огонь, как на свет очага своего. Дьявол сидел среди толпы погибших темных ...
Риторика, лингвистика, коммуникавистика - Прагматика, речевое воздействие
...исследования, направленные на самоорганизацию коммуникативного пространства, не требующие активного вмешательства третьей силы и способные заинтересовать коммуникантов в решении общих для всех экологических проблем....том, чтобы влиятельные игроки коммуникативного пространства, маркетологи, рекламщики, пиарщики, осознали для себя выгоду принятия соответствующих рекомендаций. В качестве исторического прецедента окультуривания коммуникативного пространства, можно привести классическую ...
ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ
В терминологическом пространстве постмодернизма указанная парадигмальная установка выражает себя в переориентации с понятия "структура", фиксирующего стабильную гештальтную определенность объекта, на концепты, выражающие идею ...модели мира — как в понятийном пространстве… Постмодернизм ... Каталог статей Это Интересно 2012 02 19 08:42:16 Специальный Философский словарь со ссылками на работы. П.
Логос (236)
...ибо они немыслимы без пустого пространства. Левкипп и Д., признавая явления, т. е. множественность и движение, должны были признать реальность и небытие, т. е. пустоты....незримых тел, атомов, движущихся в пространстве. Возникновение и уничтожение есть не что иное, как соединение и разъединение атомов; следовательно, строго говоря, нет ни возникновения, ни уничтожения; ...
Эрих Фромм. Анатомия человеческой деструктивности (16)
...у других млекопитающих сужение "жизненного пространства" ведет к агрессивному поведению. Так, Мэтьюз отмечал, что ему не известно ни одного случая драки млекопитающих со смертельным исходом, кроме ...естественная" потребность в минимальном жизненном пространстве? Может быть, скученность мешает животному реализовать врожденную потребность в свободном движении и т. д.? А может быть, в тесноте животное ...
ПРОСТРАНСТВО
ПРОСТРАНСТВО
П., будучи одним из важнейших элементов мифопоэтической архаичной модели мира, осмысливалось в рамках этой модели совершенно отлично от того, как оно представляется современному человечеству под воздействием научных взглядов (особенно после Галилея и Ньютона), которые постулировали геометризованное, гомогенное, непрерывное, бесконечно делимое П., равное самому себе в каждой его части. Это «рационализированное» пространство не существовало в мифопоэтической модели мира (как нередко не было и самого слова для «П.»).
В архаичной модели мира П. оживотворено, одухотворено и качественно разнородно. Оно не является идеальным, абстрактным, пустым, не предшествует вещам, его заполняющим, а наоборот, конституируется ими. Оно всегда заполнено и всегда вещно; вне вещей оно не существует. Воплощением отсутствия П. (не-П.) является хаос до начала творения; в условиях уже наличествующего творения, когда складывается оппозиция: П. в космосе (в центре) - отсутствие П. в хаосе (на периферии); наконец, внутри самого космоса - в остатках хаотического начала, ещё не переработанного космическими силами, когда хаотическое отсутствие П. (не-П.) помещается в центре космоса, который окружает своим П. область хаотического не-П. Не разделяет мифопоэтическое сознание и П. и время. Любое полноценное описание П. первобытным или архаичным сознанием предполагает определение «здесь-теперь», а не просто «здесь»; П. и время образуют в этом случае неразрывное единство - хронотоп. «Языковая» мифология подтверждает это заключение нередкими примерами обозначения П., его «наполнения» (боги, люди, животные, растения, элементы сакральной топографии, сакрализованные и мифологизированные объекты из сферы культуры, совокупность всего, что так или иначе «организует» П., собирает его) и времени одним и тем же словом или словами одного корня. Классический образец - лат. orbis, «окружность», «круг», но и - «земной круг», «мир», «земля» (ср. orbis terrae или terrarum; также - «область», «страна», «царство» и т. д., даже «небо», «небесный свод»); «годичный круговорот», «год», «круговое движение» (ср. orbis temporum, «круговорот времён», orbis annuus, «годовой оборот») и, наконец, «человечество», «человеческий род», целый ряд круглых предметов и т. п.
Отделённость П. от не-П., его отдельность - важнейшее свойство П., и в ряде случаев само П. обозначается по этому принципу (ср. др.-инд. rajas «пространство» при rjati, «простирает», из индоевропейского *reg'-, «проводить линию», «резать», «очерчивать»; ср. лат. regiones, «небесные линии», проводившиеся во время гаданий римскими авгурами, но и обозначение определённого пространства, региона). Но П. возникает не только и не столысо через отделение его от чего-то, выделение из хаоса, сколько через развёртывание, распространение его вовне по отношению к некоему центру [т. е. той точке, из которой совершается или некогда совершилось это развёртывание и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота; ср. при др.-инд. rajas, «пространство», обозначение творческого женского принципа Vi-raj, букв. «раз-» и «простор» («пространство»)] или безотносительно к этому центру. В этом последнем случае особенно показательным нужно считать русское слово «пространство», обладающее исключительной семантической ёмкостью и мифопоэтической выразительностью. Его внутренняя форма (*рго-stor-) апеллирует к таким смыслам, как «вперёд», «вширь», «вовне», «открытость», «воля». Мифопоэтическая вселенная - не просто широкое, развёртывающееся вовне, свободное П. Это П. к тому же организовано, расчленено, состоит из частей и, следовательно, предполагает две противоположные по смыслу операции, удостоверяющие, однако, единое содержание - составность П. Речь идёт об осуществляемых мифологическим мышлением и действием операциях членения (анализ) и соединения (синтез) П., которые выявляются не только в результате научной реконструкции, но и реально и вполне осознанно используются носителями мифологического сознания в основном годовом ритуале на стыке старого и нового года: распадение старого мира [прежнего пространственно-временного (и вещного) континуума] - расчленение жертвы, понимаемой как образ этого мира; составление (соединение, синтезирование из частей, образовавшихся при распадении) нового мира - собирание воедино членов тела расчленённой ранее жертвы. Вместе с тем на заключительном этапе мифопоэтической эпохи обнаруживается тенденция выработки основ «преднаучной» и «предфилософской» концепции относительно однородного и равного самому себе в своих частях П. На этом этапе П. предпочитают описывать не столько как гармоническое равновесие соподчинённых частей, имеющее эстетическую ценность (сама космизованность П. придаёт ему эту ценность) и потому доступное отражению в Слове (характерно, что космогонические тексты о П. и его частях лежат у истоков того, что можно назвать эстетически отмеченной, сакральной поэзией), сколько как то, что измеряется. Эти измерения П. во многих традициях получили исключительное развитие (напр., в Египте, в Двуречье, в Китае, в древнеамериканских цивилизациях и т. п.) и дали начало разветвлённой нумерологии и геометрии (отчасти - астрономии) как особым областям постепенно десакрализующегося знания. Но и в эту эпоху П. всё ещё лишено непрерывности, сплошной протяжённости, гомогенности; оно разнородно.
Особенного внимания заслуживают случаи, когда разные (в идеале - все) возникающие части П. имеют единый источник происхождения, в частности, когда им ставятся в соответствие разные части некоего единого другого образа. Ср. мифы о происхождении частей космического или (чаще) земного П. из членов тела первочеловека. Мифологизированные объекты, заполняющие П. и конституирующие его, выстраивают в пределах общего П. некое семантическое П. определённой структуры (семантическое обживание П.). Центр всего сакрального П. отмечается алтарём, храмом, крестом, древом мировым, мировой осью (axis mundi), пупом земли, камнем, мировой горой, высшей персонифицированной сакральной ценностью.
К центру ведёт путь, т. е. то, что связывает самую отдалённую периферию, во-первых, и все объекты, заполняющие П., во-вторых, с высшей сакральной ценностью. Движение по П. к центру подтверждает действительность-истинность самого П., «пробегаемого» этим путём, и, главное, доступность каждому узнать П., освоить его, достигнуть его сокровенных ценностей. Путь в горизонтальном П. стал той осью, на которой создавались различные эпические формы народной словесности и прежде всего сказка. В сказке герой отправляется вовне, на периферию П., отличающуюся особой опасностью и концентрацией злых сил; более того, место, к которому приезжает сказочный герой, часто находится вне П., в том остатке «непространственного» хаоса, где решается судьба и героя, и самого этого места, поскольку победа героя обозначает освоение П., приобщение его космизированному и организованному «культурному» П. Такая же задача решается и в специальных ритуалах освоения П. во многих традициях: обход территории по периметру, операция освоения центра (или двух основных центров - переднего угла и печи - при ритуале перехода в новый дом у восточных славян), освящение ключевых точек нового П. с помощью жертвоприношения, помещения в них сакральных ценностей (крест, икона, другие символы благополучия), разного рода оберегов и амулетов, заговаривания (молитвы, заговоры и т. п.); ср. мифологические фигуры богов стран света, охранителей-стражей границ П. или его отмеченных точек и т. п.
Некоторые тексты, описывающие путь, очень подробно характеризуют объектную структуру П.; ср., например, заговоры с детально разработанными этапами пути из своего дома к сакральному центру (из избы дверьми на двор, со двора воротами в поле, по дороге через поле, реку, через лес и горы, к синему морю-окияну, посреди которого остров Буян, на нём бел-горюч камень-алатырь, на нём дерево, крест и т. п., иногда святители); при этом начальная и конечная точки пути соотнесены с отмеченными временными моментами (напр., с утренней зарёй или появлением месяца и звёзд). «Объектная» структура пути вместе с тем с исключительной точностью указывает все грани перехода между «своим» П. и «чужим» П. Особое внимание мифопоэтического сознания к началу и концу (пределу), с одной стороны, и к переходам-границам (порог, дверь, мост, лестница, окно и т. п.), - с другой, обнаруживает его тончайшую способность не только к дифференциации П., но и к усвоению (определению) семантики частей П., преимущественно тех ключевых мест (или моментов, если речь идёт о времени), от которых зависит безопасность человека. Поэтому в архаичной модели мира особое внимание уделено «дурному» П. (болото, лес, ущелье, развилка дорог, перекрёсток). Нередко особые объекты указывают на переход к этим неблагоприятным местам или же нейтрализуют их (ср. роль креста, позже - храма, часовни, иконы и т. п.).
Наряду с универсальными для любого мифопоэтического сознания чертами восприятия П. можно засвидетельствовать и различия, связанные с особенностями образа жизни людей и их материального производства. Французский археолог и этнограф А. Леруа-Гуран отмечает, что для бродячего охотника П. - это путь, трасса его кочевок: он воспринимает П. динамически, двигаясь через него. Эта линейная и динамическая форма П. (espace itinerant) отразилась и в древнейшей мифологии - особенно в мифах о культурных героях, совершающих свои подвиги как бы по пути своих странствований. Древность этой мифологии засвидетельствована памятниками верхнепалеолитической наскальной живописи, где композиция развёртывается линейно на протяжении иногда километров (пещеры Ласко, Нио и др.). Представления о статическом или радиальном П. (espace rayonnant), воспринимаемом в виде серии расходящихся от сакрального центра концентрических кругов, затухающих к границам неведомого, присущи только земледельческим народам и народам городской культуры.
Архаичные представления о П., в частности о роли пути в освоении П. и в становлении героя (как субъекта странствия), надолго пережили мифопоэтическую эпоху. Хронотоп тех произведений античной художественной литературы позднего периода, которые определяются как авантюрный роман испытания, авантюрно-бытовой роман, биографический роман, равным образом сохраняет как следы мифопоэтического понимания П., так и признаки начавшегося процесса демифологизации и десакрализации этого П. (ср. абстрактную пространственную экстенсивность с обилием случайностей, техническую неконкретизированную связь П. и времени, пассивность и известную «механистичность» героя в отношении П. и времени и т. п. как характерные черты античного романа). Рыцарский роман средневековья в определённой степени продолжает эту же линию. Но и в великих произведениях искусства от «Божественной комедии» Данте до «Фауста» И. В. Гёте, «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя или «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского достаточно отчётливо обнаруживаются следы мифопоэтической концепции П. Более того, подлинное и самодовлеющее П. в художественном произведении (особенно у писателей с мощной архетипической основой) обычно отсылает именно к мифопоэтическому П. (ср. творчество Э. Т. А. Гофмана, Гоголя, Достоевского, М. Пруста, Дж. Джойса, Ф. Кафки, Т. Манна, Г. Хессе, А. Белого, К. К. Вагинова, А. П. Платонова и др.) с характерными для него членениями и семантикой составляющих его частей. То же относится и к произведениям изобразительного искусства (ср. тему П. в иконописи, у Джотто и других тречентистов, у мастеров «космизированного» пейзажа в 16 в., в ряде более поздних направлений живописи и скульптуры - вплоть до наших дней. См. также статьи Космос, Космогонические мифы. Модель мира. Изобразительное искусство и мифология.
Лит.: Соловьев В. С., Пространство, Собр. соч., т. 10, СПБ. 1914; Леон-Портилья М., философия нагуа, М., 1961, с. 66-67, 132-43, 304; Мостепаненко А. М. и М. В., Четырехмерность пространства и времени, М.-Л., 1966; Флоренский П. А., Обратная перспектива, в кн.: Труды по знаковым системам, т. 3, Тарту, 1967; его же, Иконостас, в сб.: Богословские труды, сб. 9. М., 1972, с. 80-148; Бахтин М. М., Проблемы поэтики Достоевского, 4 изд., М., 1979; его же, Формы времени и хронотопа в романе, в его кн.: Вопросы литературы и эстетики, М., 1975; Лихачев Д. С., Поэтика древнерусской литературы, 3 изд., М., 1979; Лотман Ю. М., Проблема художественного пространства в прозе Гоголя, в кн.: Труды по русской и славянской филологии, т. 11, Тарту, 1968; Неклюдов С. Ю., Время и пространство в былине, в кн.: Славянский фольклор, М., 1972; его же, Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора, в кн.: Типологические исследования по фольклору. Сб. статей памяти В. Я. Проппа, М., 1975; Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л., 1974;
Жегин Л. Ф., Язык живописного произведения, М-, 1970; Шапиро М., Некоторые проблемы визуального искусства. Пространство изображения и средства создания знака-образа, в кн.: Семиотика и искусствометрия, М., 1972; Цивьян Т. В., О некоторых способах отражения в языке оппозиции внутренний/внешний, в сб.: Структурно-типологические исследования в области грамматики славянских языков, М., 1973; её же, К семантике пространственных элементов в волшебной сказке, в кн.: Типологические исследования по фольклору. Сб. статей памяти В. Я. Проппа, М., 1975; Beйль Г., Симметрия, пер. с англ., М., 1968; Вернадский В. И., Размышления натуралиста,
кн. 1 - Пространство и время в неживой и живой природе, М., 1975; Топоров В. Н., О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления, в кн.: Structure of texts ..., The Hauge - P., 1973;
Байбурин А. К., Обряды при переходе в новый дом у восточных славян..., «Советская этнография», 1976; № 5; Вундт В., Пространство и время, в кн.: Новые идеи в математике, сб. 2 - Пространство и время, I, СПБ, 1913; Panofskу Е., Die Perspektive als «symbolische Form», в сб.: Vortrage der Bibliothek Warburg. 1924-1925; B.-Lpz., 1927; Alexander S., Space, time and deity, v. 1, L., 1927; Bunim М. S., Space in medieval painting and the forerunners of perspective, N. Y., 1940; Hartmann N.. Philosophic der Natur, В., 1960;
Thompson D'arcy Wentworth. On growth and form, 2 ed„ v. 1-2, Camb., 1952;
Eliade М., Traité d'histoire des religions. P., 1964; его же, Le chamanisme et les techniques archaïques de l'extase, P., 1951; Jammer M„ Concepts of space, Camb. (Mass.), 1954; Blanchоt М., L'espace littéraire, P., 1968; Reichenbach Н., The Philosophy of Space and Time, N. Y., 1958; Smart J. J. C., Spatialising time, Levi-Strauss C., La pensée sauvage. P., 1962; его же, Mythologiques, t. 1-4, P., 1964- 1971; Borel Е., Space and time, N. Y., 1960;
Bollnow 0., Mensch und Raum, Stuttg., 1963; Giedion S., Space, time and architecture, 5 ed., Camb. (Mass.), 1967; Poulet G., L'espace proustlen. P., 1963; Past о Т., The space-frame experience in art, N. Y„ 1964; Kannegiesser K., Raum. Zeit. Unendlichkeit, 2 Autl., В., 1966; Collier G., Form, space and vision, Englewood Cliff, 1967; Pereira I. R., The nature of space. A metaphysical and aesthetic inquiry. Wash., 1968; Thorn R„ Stabilité structurelle et rnorphogenese. Reading (Mass.), 1972; Spencer Sh., Space, time and structure in the modern novel, N. Y., 1971; Leroi-Gоurhan A., Le geste et la parole, v. 2 - La mémoire et les rythmes P., 1965;
Гуревич А. Я., Категории средневековой культуры, (М., 1972].
В. Н. Топоров.
(Источник: «Мифы народов мира».)
Логос (517)
реальность атомов и пустого пространства. Атомы, т. е. неделимые, но занимающие пространство частицы материи, отличаются друг от друга только количественно, по величине, форме и распорядку.
ЭПИСТЕМА
...через мышление, а также в пространстве познавательных ("непсихологических") представлений в виде "слов образов". Соотнесение слов и вещей в границах данной Э....ранее в этом качестве полагалосьпространство, упорядочивающее совокупность отношений тождества и различия, то в настоящий момент роль "пространства" и соответствующей парадигмы постижения бытия обретают "время" и "...
АГНИ-ЙОГА (16)
" "И без слова Пространство ручается о сокровище". Голос сказал: "Мудро, ты неутомим. Там, где слышал Учение, там и Сокровище. Встань и не ходи далеко....явление этих вихрей называли мысльюпространства. 585. Если кто желает обратиться к основам Ведической медицины, тот поступает правильно. Несмотря на позднейшие добавления, сущность Вед остается полезной.
Восприятие (1)
...21 21:13:12 Восприятие пространства Восприятие пространства — образное отражение пространственных характеристик окружающего мира,восприятие величины и формы предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное ...
РАЗДЕЛЕНИЕ ЯЗЫКОВ
...доминанта энкратического языка в культурном пространстве не только делает его всепроникающим (в бартовской оценке — "липким"), но и создает иллюзорное ощущение естественности его (а с течением времени — ...и конфликты": "акратическая сфера" дискурсивного пространства дробится на своего рода арго ("диалекты, кружки, системы"), которые Р.Барт, заимствуя термин Ницше, обозначает как "фикции".
ВРЕМЯ в деконструкции
...апории с другим парадоксом — парадоксом пространства, что приводит в конечном итоге к пространственно временной интерпретации мира как последовательности во времени и одновременности впространстве.
ПЕРЦЕПТИВНОЕ
ПЕРЦЕПТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО (от лат. per cipere — "принимать в себя, охватывать, овладевать") — в изобразительном искусстве — зрительно воспринимаемое пространство, в отличие от физически существующего ...
АГНИ-ЙОГА (13)
...охранения, когда неистовая угроза поражает пространство. Как заботливый работник зову сотрудников для несения сокровища. 453. Херувим изображался с крыльями без прочих человеческих конечностей....все таки нельзя вызвать огонь пространства. Эти явления стихии не подчинены приказу, но вырастают из расширения сознания. Называем сознание Нашим садом, где растут плоды труда.
ПЛОСКОСТЬ
...универсум: только тела существуют в пространстве и только настоящее существует во времени. Все тела — причины друг друга и друг для друга, но причины чего?... Результатом выступает итоговое оформление пространства мира, формирование поверхности — единственного, по мнению Хайдеггера, "действительного места" мира — места осуществления действия сил "раскалывания".
АГНИ-ЙОГА (7)
...исполненных желанием дать все дать пространству, дать невидимым мирам, именно дать знанию незнакомых людей. Эта отвлеченность от мира обычного дает новое мышление.... Вся действительность слагается законами пространства. Даже начало болезни и выздоровления неуловимо. Часто момент первоначала можно уловить лишь при непрерывном наблюдении, ибо каждое законное действие рождает ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (23)
Понятие кубического фута пространства, где бы и сколько бы раз я его ни мыслил, само по себе совершенно одно и то же. Но два кубических фута в пространстве отличаются друг от друга уже ...
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. АРИСТОТЕЛЬ И ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА (56)
...сказанного ясно, что во внешнем пространстве нет и не может возникнуть никакой телесной массы, и весь космос состоит из всего присущего ему вещества....некая одинокая игрушка в безбрежномпространстве, окруженная пустотой. Представление о вселенной как о бесконечной и безразличной протяженности возникло лишь в новоевропейское время и окончательно оформилось только ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (69)
как абсолютно плотное, а то пространство, в котором двигались их атомы, они трактовали как пустое (cenon), т.е. опять таки в качестве абсолютно пустого....пустое являлось у атомистов такимпространством, которое было абсолютно бескачественно, т.е. пространством, максимально обобщенным, таким, которое уже никак не могло влиять на атомы, ускорять или ...
П.А.Флоренский. Столп и утверждение истины. (12) Письмо четверое: свет истины
...как обращение их в беспредельное пространство» (Op. [M.]. Новицкий. Постепенное развитие древних философских учений в связи с развитием языческих верований. Киев, 1860. Ч. И, стр....следовательно, и имеет Существо Его Пространство, глубину, высоту, долготу и широту. Ибо не можно представить себе Света, который бы не имел пространства, коего блеск не распространялся ...
Логос (930)
Лиры, внутреннее пространство заполнено чрезвычайно редким туманом, чаще же оно вполне темно. В Т. Лиры фотография указала еще на звездообразное сгущение в центре ... Гершель отметил, что в темном пространстве между лопастями так наз. trifid nebula (в созв. Стрельца) видна характерная тройная звезда, а теперь эта звезда уже приходится на ...
МЕЙЕРСОН (Meyerson) Эмиль
...тождественными (инвариантными) во времени и пространстве связями и отношениями. Между рациональной схемой тождества и реальностью постоянно существует "зазор", который и призвано заполнять и сужать усложняющееся в ...полное тождество во времени и пространстве, т.е. природа тогда не существовала бы". Тем самым открывается путь к своеобразной дереализации непосредственной данности в (по)знании — стремление ...
ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ
Пространство, по Аристотелю, существует. Но как? Оно существует вовсе не в виде абсолютной и всегда однородной данности, но ...... Попадая из одного участка пространства и времени в другой, мы, сами по себе нисколько не меняясь, ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 02 18 00:33:...
Логос (233)
выкопал трупы на всем пространстве о ва, которое было видно от храма, и перенес их на другое место. Вероятно после его смерти, другой «моревластитель», Поликрат ...рукавами, причем происхождение этих трехугольных пространств вовсе не принималось в расчет. Современная геология ограничила, с одной стороны, это понятие, обозначая им лишь наносимые самой рекой и ...
ИНФОРМАЦИЯ (56)
...ДОБРО ЗЛО в конкретном историческом пространстве времени (здесь сейчас), но продолженном в прошлое и будущее и в другое пространство. В силу своей всеобщности эти модели и ...
Игорь Кон Мальчик – отец мужчины (20) Игрушки и игры. Психолого-этнографическая интерлюдия
...тяготение к нежилому и «тайному» пространству (пустырь за домом, сад или огород, старые дома, заброшенные производственные помещения, свалки, лесные заросли и т. п.)....домиков» являются исследование и освоение пространства (поисковые игры), игры с мотивом соперничества и овладения пространством противника (типа «войнушка»), охота на мелких
Г.В.Ф.Гегель ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА (3)
...обеспечивает, удовлетворяющий запас истин, есть пространство и [счетная] единица. Пространство есть наличное бытие, в которое понятие вписывает свои различия, как в пустую мертвую стихию, где они ...
Логос (45)
, пространство 65781 кв. км. (по вычислению И. Стебницкого, без 4 главных островов), высота н. у. м. 49 м.... второе по пространству соленое озеро земли, причем количество солей около 12 тысячных. т. е. значительно меньшее, чем в океане.
Логос (58)
называют наполненное газом или парами пространство, окружающее какое нибудь тело так напр. говорят об А. солнца, других небесных тел, равно как об А.... называют пространство, в пределах которого проявляется действие наэлектризованного тела; электрическая А. таким образом тождественна со сферой электрического действия, или влияния.
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (6)
Так, например, геометрия имеет пространство своей проблемой, а основание бытия в нем своим органоном; для арифметики проблема время, а основание бытия в нем органон; для ...что, говоря языком Канта, время, пространство и причинность принадлежат не вещи в себе, а только ее явлению, формой которого они служат; на моем же языке это ...
ФУКО (Foucault) Мишель (Поль-Мишель) (2)
...реализуется неразрывно сознанием, организует социальное пространство по принципу "всеподнадзорности" — каждый потенциально/реально под наблюдением, должен постоянно следить за собой (социальная "оптика")....что власть реализуется во всем пространстве социума, в любом учреждении, идеальным ее пространством, по мысли Ф., остается тюрьма, которую он исследует и на практике, учреждая "Группу ...
ПОРЯДОК ДИСКУРСА
...доминантным и привилегированным феноменам культурного пространства, "вершил правосудие и присуждал каждому его долю". Подобный его статус был обеспечен общими метафизически артикулированными основаниями античной культуры (см. Метафизика ), задающими пространство мышления, в рамках которого бытие ...
Логос (5)
Пространство и очертание берегов. А. простирается от крайней восточной оконечности; мыса Байрона (153° 40' вост. долг.... Очевидно имеются и такие пространства, на которых целый год не выпадает ни капли дождя. В период дождей, от ливней в южных колониях, реки выходят из ...
ЛАНДШАФТ
...при этом формирует собственное — текстовое пространство, ибо язык (по Гумбольдту, "сплетающийся из пространства") в значимой степени складывается как способ фиксации и воспроизведения именно пространственно временных отношений.
Джозеф Редьярд Киплинг (29)
...его душой, А буря мировых пространств его бичами жгла, И начал Томлинсон рассказ про добрые дела. «О, это читал я, — он сказал, — а это был голос ...великий мрак, А буря мировых пространствледенила насквозь его, И он стремился на адский огонь, как на свет очага своего. Дьявол сидел среди толпы погибших темных ...
Риторика, лингвистика, коммуникавистика - Прагматика, речевое воздействие
...исследования, направленные на самоорганизацию коммуникативного пространства, не требующие активного вмешательства третьей силы и способные заинтересовать коммуникантов в решении общих для всех экологических проблем....том, чтобы влиятельные игроки коммуникативного пространства, маркетологи, рекламщики, пиарщики, осознали для себя выгоду принятия соответствующих рекомендаций. В качестве исторического прецедента окультуривания коммуникативного пространства, можно привести классическую ...
ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ
В терминологическом пространстве постмодернизма указанная парадигмальная установка выражает себя в переориентации с понятия "структура", фиксирующего стабильную гештальтную определенность объекта, на концепты, выражающие идею ...модели мира — как в понятийном пространстве… Постмодернизм ... Каталог статей Это Интересно 2012 02 19 08:42:16 Специальный Философский словарь со ссылками на работы. П.
ВРЕМЯ \ПРОСТРАНСТВО \ БЫТИЕ
ВРЕМЯ\ВРЕМЯ 2\ВРЕМЯ 5\ВРЕМЯ 7\ВРЕМЯ 9
ВРЕМЯ 3\ВРЕМЯ 6\ВРЕМЯ 10\ВРЕМЯ 4\ВРЕМЯ 8
Бытие (1)\Бытие (3)\Бытие (4)\Бытие (6)\Бытие (10)
Бытие (5)\Бытие (7)\Бытие (9)\Бытие (8)\Бытие (2)
ПРОСТРАНСТВО (10)\ПРОСТРАНСТВО (9)\ПРОСТРАНСТВО (8)\ПРОСТРАНСТВО (7)
ПРОСТРАНСТВО (6)\ПРОСТРАНСТВО (5)\ПРОСТРАНСТВО (4)\ПРОСТРАНСТВО (3)
ПРОСТРАНСТВО (2)\ПРОСТРАНСТВО (1)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.