- 27.10.2013
- 2499 Просмотров
- Обсудить
ПОНЯТИЕ
Джордж Гордон Байрон (167)
" XXIII Тем временем крылатый караван Пространство рассекал с великой силой, Как лебедь волны рек полдневных стран. Ну, скажем, Ганга, Инда или Нила, А то и Темзы....его немое, И взор егопространство полнил тьмою. XXV Он так непримиримо поглядел На вход навеки для него закрытый, Что Петр и тот порядком оробел: Он ...
ПРЕДДВЕРИЕ
...6) Малые половые губы (нимфы) Пространство между малыми губами называется преддверием влагалища. В преддверие влагалища, кроме того, открывается своим наружным отверстием мочеиспускательный канал, а также выводные ... Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры....равновесия тела в пространстве, служит преддверие лабиринта – вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, ...
Пространство Минковского ― четырёхмерное псевдоевклидово пространство сигнатуры (1,\;3), предложенное в качестве геометрической интерпретации пространства-времени специальной теории относительности.
Пуанкаре А. О динамике электрона. — В кн.: Принцип относительности: Сб. работ классиков релятивизма.— М.: Атомиздат, 1973, с. 90—93, 118—160.
Фущич В.И., Никитин А.Г. «Симметрия уравнений Максвелла» (Наукова думка, 1983) стр. 6.
Топологическое пространство — множество с дополнительной структурой определённого типа (так называемой топологией); является основным объектом изучения раздела геометрии под названием топология.
Исторически, понятие топологического пространства появилось как обобщение метрического пространства. Топологические пространства естественным образом возникают почти во всех разделах математики.
Александров, П. С. Введение в теорию множеств и общую топологию. — М.: ГИИТЛ, 1948.
Келли, Дж. Л. Общая топология. — М.: Наука, 1968.
Энгелькинг, Р. Общая топология. — М.: Мир, 1986. — 752 с.
Вулих, Б. З. Краткий курс теории функций вещественной переменной (введение в теорию интеграла). — М.: Наука, 1973. — 352 с.
П. Халмош. Теория меры. М.: Издательство иностранной литературы, 1953. — 282 с. http://icm.krasn.ru/refextra.php?id=3787 (книга в 2011 году является библиографической редкостью)
А. Н. Колмогоров, С. В. Фомин. Элементы теории функций и функционального анализа Наука, 1976.
Богачев В. И., Основы теории меры, 2-е изд., в двух томах, НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, Москва-Ижевск, 2006.
В. И. Богачев, О. Г. Смолянов. Действительный и функциональный анализ. Издательства: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2009 г. 724 стр. ISBN 978-5-93972-742-6.
Богачев В. И., Гауссовские меры, Наука, Москва, 1997.
Богачев В. И., Дифференцируемые меры и исчисление Маллявэна, НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, Москва, 2008.
Lp (пространство)
Колмогоров А.Н., Фомин С.В. Элементы теории функций и функционального анализа. — изд. четвёртое, переработанное. — М.: Наука, 1976. — 544 с.
Треногин В. А. Функциональный анализ. — М.: Наука, 1980. — 495 с.
В физике термин пространство понимают, в основном, в двух смыслах:
1) так называемое обычное пространство, называемое также физическим пространством — трёхмерное пространство нашего повседневного мира и/или прямое развитие этого понятия в физике (развитие, возможно, иногда достаточно изощрённое, но прямое, так что можно сказать: наше обычное пространство на самом деле таково). Это пространство, в котором определяется положение физических тел, в котором происходит механическое движение, геометрическое перемещение различных физических тел и объектов.
2) различные абстрактные пространства в том смысле, как они понимаются в математике, не имеющие к обычному («физическому») пространству никакого отношения, кроме отношения более или менее далёкой формальной аналогии (иногда, в отдельных простых случаях, правда, просматривается и генетическая связь, например для пространства скоростей, импульсного пространства). Обычно это те или иные абстрактные векторные или линейные пространства, впрочем, часто снабженные разнообразными дополнительными математическими структурами. Как правило, в физике термин пространство применяется в этом смысле обязательно с уточняющим определением или дополнением (пространство скоростей, цветовое пространство, пространство состояний, гильбертово пространство, пространство спиноров), или, в крайнем случае, в виде неразрывного словосочетания абстрактное пространство. Такие пространства используются однако для постановки и решения вполне «земных» задач в обыкновенном трёхмерном пространстве.
Рассматриваются в физике и ряд пространств, которые занимают как бы промежуточное положение в этой простой классификации, то есть такие, которые в частном случае могут совпадать с обычным физическим пространством, но в общем случае — отличаться от него (как, например, конфигурационное пространство) или содержать обычное пространство в качестве подпространства (как фазовое пространство, пространство-время или пространство Калуцы).
В теории относительности в её стандартной интерпретации пространство оказывается одним из проявлений единого пространства-времени, и выбор координат в пространстве-времени, в том числе и разделение их на пространственные и временную, зависит от выбора конкретной системы отсчёта.
В большинстве разделов физики сами свойства физического пространства (размерность, неограниченность и т. п.) никак не зависят от присутствия или отсутствия материальных тел. В общей теории относительности оказывается, что материальные тела модифицируют свойства пространства, а точнее, пространства-времени, «искривляют» пространство-время.
Одним из постулатов любой физической теории (Ньютона, ОТО и т. д.) является постулат о реальности того или иного математического пространства (например, Евклидова у Ньютона).
Физическое пространство — это уточняющий термин, используемый для разграничения этого понятия как от более абстрактного (обозначаемого в этой оппозиции как абстрактное пространство), так и для различения реального пространства от слишком упрощенных его математических моделей.
Тут имеется в виду трёхмерное «обычное пространство», т.е. пространство в понимании (1), как описано в начале статьи. В традиционных рамках теории относительности стандартным является именно такое употребление термина (а для четырёхмерного пространства Минковского или четырёхмерного псевдориманова многообразия общей теории относительности используется соответственно термин пространство-время). Однако в более новых работах, особенно если это не может вызвать путаницы, термин пространство употребляют и в отношении пространства-времени в целом. Например, если говорят о пространстве размерности 3+1, имеется в виду именно пространство-время (а представление размерности в виде суммы обозначает сигнатуру метрики, как раз и определяющую количество пространственных и временных координат этого пространства; во многих теориях количество пространственных координат отличается от трёх; существуют и теории с несколькими временными координатами, но последние очень редки). Аналогично говорят «пространство Минковского», «пространство Шварцшильда», «пространство Керра» и т. д.
Возможность выбора разных систем пространственно-временных координат и перехода от одной такой системы координат к другой, аналогичен возможности выбора разных (с разным направлением осей) систем декартовых координат в обычном трёхмерном пространстве, причём от одной такой системы координат можно перейти к другой поворотом осей и соответcтвующим преобразованием самих координат - чисел, характеризующих положение точки в пространстве относительно данных конкретных декартовых осей. Однако следует заметить, что преобразования Лоренца, служащие аналогом поворотов для пространства-времени, не допускают непрерывного поворота оси времени до произвольного направления, например, ось времени нельзя повернуть до противоположного направления и даже до перпендикулярного (последнему соответствовало бы движение системы отсчета со скоростью света).
Размерность (в физике) — количество независимых параметров, необходимых для описания состояния объекта, или количество степеней свободы физической системы. Размерность является физической величиной, показывающей связь данной величины с физическими величинами, положенными в основу системы единиц; записывается в виде произведения символов соответствующих основных величин, возведенных в определенные степени, которые называются показателями размерности.
В математике существует несколько различных подходов к определению размерности, например
Размерность векторного пространства
Комбинаторная размерность множества определяется на основании его комбинаторных свойств и может быть произвольным неотрицательным числом.
Более общие определения даны в теории размерности
Размерность Лебега, или топологическая размерность.
Хаусдорфова размерность метрического пространства.
Размерность Минковского допускает обобщение на фракталы, при этом их размерность может быть произвольным неотрицательным числом.
Для того, чтобы описать положение окружности на плоскости, достаточно трёх параметров: двух координат центра и радиуса, то есть: пространство окружностей на плоскости — трёхмерно; пространство точек на той же поверхности — двумерно; тем не менее сама окружность — пространство точек на окружности — одномерна: любая её точка может быть описана одним параметром.
В рамках ходовых моделей поверхности нашей планеты для определения положения города (город при этом рассматривается не как двумерный объект, а как точка) на поверхности Земли достаточно двух параметров, а именно: географической широты и географической долготы. Соответственно: пространство в таких моделях является двумерным (сокращённо — 2D, от англ. dimension), см. геопространство.
В рамках ходовых моделей нашей физической реальности для определения положения некоего объекта, к примеру — самолёта (самолёт при этом рассматривается не как трёхмерный объект, а как точка), требуется указать три координаты — дополнительно к широте и долготе нужно знать высоту, на которой он находится. Соответственно: пространство в таких моделях является трёхмерным (3D). К этим трём координатам может быть добавлена четвёртая (время) для описания не только текущего положения самолёта, но и момента времени. Если добавить в модель ориентацию (крен, тангаж, рыскание) самолёта, то добавятся ещё три координаты и соответствующее абстрактное пространство модели станет семимерным.
R. Blei Analysis in integer and fractional dimensions, — New-York: Cambridge university press, — 556 p. — 2003. — ISBN 0-511-01266-7 (netLibrary Edition), ISBN 0-521-65084-4 (hardback).
Топос (др.-греч. τόπος — букв. «место»; перен. «тема», «аргумент») имеет разные значения:
Топос в математике — тип категорий в теории категорий, по своим свойствам напоминающих и обобщающих категорию множеств. Топосы, в частности, используются в геометрии, топологии, математической логике, информатике (в области баз данных).
Топ или (реже) топос в традиционной логике и классической риторике — аргумент (синонимы: «иторическое место», «диалектическое место»), общезначимое утверждение или тема («общее место»).
Из риторической традиции исходит исследование топосов или общих мест (нем. Toposforschung) в литературоведении — это созданное Эрнстом Робертом Курциусом направление, которое исследует мировую литературу через историю повторяющихся мотивов (общих мест; например, «золотой век», «книга природы»).
Топос в культурологии — синоним выражений категория культуры или образ культуры (формирующееся, необщепринятое значение).
Топосы в социологии — склонности, предпочтения знаковые слова какой-либо социальной группы (формирующееся, необщепринятое значение).
«Топос» — фестиваль авторской песни в Санкт-Петербурге.
«Топос» — сетевой литературно-художественный и философско-культурологический журнал.
«Топос» — философско-культурологический журнал.
Логос (663)
На этом пространстве насчитывается до 67 более или менее уцелевших П., как громадных, так и незначительных по величине. Обычай возводить П.... обнимают пространство 3300 кв. км. и имеют в длину до 430 км. при ширине от 20 до 110 км.
Форма (9)
времени и пространству, объединенным в возможности движения, а отчасти к предмету чистой ...понятной, обозримой, до конца объяснимойформой закона основания.... Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (5) Пространство и время суть чистые формы его, а ощущение вообще есть его материя. Пространство и время мы можем познавать только a ...
ОРИЕНТИР 5
...дискурсов, существуют и в "постсоветском пространстве" — в Беларуси и Украине. Принято считать, что "взрыв постколониальности" произошел в ... ориентирует вовсе не во времени: "пост " означает определенную позицию, ...на физические ограничения скорости тел — пространство и гравитацию. Возникает "третий интервал" (первые два — пространство и время) — ... Пытаясь ориентировать восприятие по "третьему горизонту", человек испытывает шок восприятия, "...
АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
...времени и ограничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве". 2.
Владимир Соловьев. РОССИЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. (39)
...во первых, неопределенной множественностью в пространстве или бесконечным делением частей; во вторых, неопределенным изменением во времени или бесконечным разобщением моментов; и, как результатом этого двойного разделения, ... Бесконечное дробление материальных частей в пространстве выражается в человеческом роде неопределенной и анархической множественностью сосуществующих индивидуумов; бесконечному разобщению моментов во времени соответствует в существовании человечества неопределенная ...
В большом количестве фантастических произведений никакого объяснения природы параллельных миров не даётся, их существование и свойства просто постулируются. Однако во многих случаях делается попытка так или иначе логически объяснить существование параллельных миров и возможность перемещения людей и предметов между ними. Далее описаны основные логические концепции, предлагаемые авторами фантастики.
Предполагается, что реальная Вселенная в действительности имеет не три пространственных измерения, а больше. После такого предположения делается естественное (и математически правильное) обобщение понятия «параллельности»: если в двумерном пространстве (на плоскости) могут существовать параллельные прямые, а в трёхмерном пространстве — параллельные прямые и плоскости, то естественно, что в четырёхмерном (и бо́льшего числа пространственных измерений) пространстве могут существовать параллельные (то есть не пересекающиеся друг с другом, но при этом существующие, возможно, совсем рядом) трёхмерные пространства. Далее достаточно предположить, что мы, в силу каких-то причин, не можем воспринимать непосредственно эти «дополнительные» пространственные измерения, и получится логически достаточно стройная картина множественности миров.
— … Просто разные измерения. Ты слышал, наверно, о теории параллельных пространств.
— Ну, Глеб… это же наивная теория. Старый сюжетный крючок для детских фантастических рассказов. И потом — это именно теория, не больше…
— А собственно, почему наивная? Посуди сам: если могут быть параллельные линии и параллельные плоскости, почему не может быть параллельных трехмерных пространств?
Яр покачал головой:
— Чёрт его знает… Я себе это объяснял как-то по-другому.
— Я тоже пытался объяснить по-всякому. Но все равно в голове застревает детская картинка: понимаешь, пространства вроде прозрачных кубиков, плотно прижатых друг к другу… И вот наши друзья-манекены своими взрывами и экспериментами что-то сдвинули, нарушили в этой кристаллической решетке. Кубики сдвинулись, проломили друг друга, по ним пошли трещины… В одну такую трещину и занесло сюда по рельсовой колее начинающего журналиста Глеба Вяткина…
Владислав Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне», Книга 3, «Мальчик и ящерка»
В некоторых случаях под миром понимается не только пространственная составляющая, но и время, которое понимается как четвёртое измерение. В этом случае возможно параллельное сосуществование четырёхмерных миров, в каждом из которых время течёт по-своему.
Перемещение между мирами в многомерной системе может объясняться либо созданием принципиально новой техники, дающей возможность перемещаться вдоль «дополнительных» координатных осей, либо просто тем, что разные миры в определённых местах пересекаются или соприкасаются (так же, как могут соприкасаться линии на плоскости или поверхности в трёхмерном пространстве). Совершив путешествие вдоль этих дополнительных осей, которые естественным образом нельзя почувствовать, путешественник может достичь миров, которые недостижимы и невидимы. В одной из первых работ в жанре современной научной фантастики — «Машина времени» Г. Уэллса, — время в этом смысле использовалось как дополнительное «измерение». Герой, взяв модель четырёхмерного мира из классической физики и интерпретацию времени как пространственного измерения, нашёл способ перемещаться во времени.
Существует много примеров, когда автор создает дополнительное пространственное измерение, в котором герои могут путешествовать, чтобы добраться до параллельных вселенных. Дуглас Адамс в своей последней книге из серии «Автостопом по галактике» использует идею о возможности дополнительной оси дополнительно к традиционным четырём измерениям пространства и времени. Однако, если судить по роману, в действительности это вообще не параллельные вселенные, а только модель охвата протяженности пространства, времени и вероятности. Роберт Э. Хайнлайн в книге «Число зверя» допускал наличие шестимерной вселенной. В дополнение к трем пространственным измерениям, он применял понятие симметрии, чтобы добавить два новых временных измерения, так, чтобы получилось два комплекта из трех. Как и ситуации с четвёртым измерением в «Машине времени» Г. Уэллса, путешествующий во времени человек может преодолеть эти дополнительные измерения при наличии соответствующего оборудования.
Хотя это технически неправильно, понятие «другого измерения» стало синонимом понятия «параллельный мир». Его использование стало привычным в фильмах, на телевидении и комиксах, и гораздо меньше в прозе современной научной фантастики даже тогда, когда собственно о пространственных измерениях речи не идёт.
Иногда постулируется образование «иных миров» в ситуациях, когда определённое событие может иметь более одного возможного исхода. Крайним выражением такого подхода является картина мультивселенной, в которой существует бесконечное количество миров, отличающихся друг от друга тем, что в них определённое событие (хотя бы одно) имело различные исходы. При принятии такого предположения оказывается, что любая возможность в каком-то из миров непременно реализуется, и наш мир отличается от прочих только тем, что в нём реализовался один определённый набор возможностей.
В других случаях появление параллельных миров объявляется результатом действий путешественников во времени: когда некто, переместившийся на машине времени в прошлое, воздействует на некоторое событие, изменяя его исход, появляется новая вселенная, и дальнейшие события идут уже по другому пути. При этом судьба путешественника может быть различной: в одних случаях предполагается, что по возвращении назад он окажется в собственном времени (то есть не почувствует изменения истории), в других — изменивший события путешественник вернётся в будущее нового, созданного им мира, исчезнув из своей родной реальности.
Некоторые авторы допускают возможность последующей «состыковки» параллельных реальностей: предполагается, что через некоторое время после воздействия, изменившего ход событий, результаты этого воздействия могут нивелироваться — созданный параллельный мир окажется эквивалентен исходному и сольётся с ним. Параллельная реальность оказывается неким подобием «объездного пути» на дороге, — отделившись однажды, она некоторое время существует самостоятельно, но потом возвращается к своей основе. В этом случае возникает интересное следствие: оказывается, что прошлое, которое мы полагаем однозначным и неизменным, может быть столь же многовариантным, как и будущее, — может существовать несколько вариантов прошлого одного и того же мира, при этом невозможно сказать, какой из вариантов правилен, а какой ложен.
— Не занимайся ерундой. Если ты помнишь своё детство, значит, оно у тебя было, а всё остальное — бесполезная философия. А если в один прекрасный день вместо одного детства ты вспомнишь два или три — тем лучше. От богатства, которое само в руки идёт, не отказываются.
Макс Фрай. «Хроники Ехо 2. Властелин Морморы»
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (286)
Простор, широкое свободное пространство. Р. полей, лугов. Нар. 2. Свобода поступать по своему (разг.). Летом ребятам р. РАЗДОЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (разг.)....во все стороны, по всему пространствучего н. Лупа разлила слабый свет. По лицу разлита улыбка. Цветы разлили аромат. * Водой не разольешь (не разлить) кого (разг.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (24)
...здесь стоит chöra, то есть "пространство". Во вторых же, не очень понятно, почему из всех определений материи Халкидий берет только этот момент....лишенное всякого становления и вечноепространство, воспринимавшее идеи, которое мы и называем материей (350), то есть эту неизменную кормилицу всех бесконечно изменчивых материально оформленных вещей (351), ...
У Роджера Желязны в цикле фэнтезийных романов «Хроники Амбера» описана система параллельных миров, существующих вокруг единственного действительно реального мира — Амбера. Амбер реален, все остальные миры (включая и полагаемый нами реальным мир Земли) есть не более чем «отражения» — подобия Амбера, созданные людьми, способными творить параллельные миры. В целом идея «отражений» в амберском цикле аналогична идее древней легенды о художнике, нарисовавшем картину и ушедшем в неё жить. Немногие посвящённые в тайну творения отражений могут, выехав из Амбера, создать отражение по собственной прихоти, войти в него и жить там, если пожелают. При этом отражение, когда его покидает создатель, продолжает существовать и жить своей жизнью.
В российской фантастике наиболее стройную картину вселенной, состоящей из множества параллельных миров, построил Владислав Крапивин в своём цикле «В глубине Великого Кристалла». Согласно идеям этого цикла, Вселенная представляет собой некое подобие многомерного кристалла, в котором каждая грань — отдельный мир, но четвёртым измерением (а также измерениями высших порядков) является не время, а многовариантности развития. Миры, соседствующие на Великом Кристалле, вследствие этого, могут разительно отличаться внешне, но по сути однотипны — они оказываются приблизительно на одном уровне экономического и социального развития, проблемы и свершения в них примерно одни и те же.
В сеттинге Planescape, полноценно описывающем космологою D&D, показана система планов. «Внутренние планы» — это планы элементов, из которых построена вся материя в Мультивслеленной — к ним относятся четыре стихии, а также позитивная и негативная энергия (например, Элементальный план Воды — бесконечный мир воды, без дна или поверхности). Простые смертные живут на Первичном Материальном Плане, там находятся их миры в виде планет или других форм. «Внешние планы» — это планы, созданные верой многих народов — различные варианты рая, ада и других видов загробной жизни (помимо шаблонных вариантов, здесь можно встретить, например, Олимп, Асгард или Гадес).
Эти планы соединены Эфирным и Астральным планами, обеспечивающими переход от одного кольца планов к другому. Также можно перемещаться с помощью порталов или объектов, существующих на нескольких планах одновременно — дерево Иггдрасиль, река Стикс.
Многие широко используемые в научной фантастике варианты идеи гиперпространства есть не что иное, как разновидности идеи параллельного мира. Используемое в во многих научно-фантастических вселенных понятие «гиперпространство» соотносится с параллельной вселенной, которая используется как средство перемещения со скоростью большей скорости света, для межзвездных путешествий. (Яркий пример: «Вавилон 5».) Обоснования для существования этой формы гиперпространства варьируются от работы к работе, но существуют два общих элемента:
по крайней мере, некоторые (если не все) объекты на карте мира гиперпространства соответствуют объектам нашей вселенной, обеспечивая, таким образом, точки «входа» и «выхода» для путешественников.
время перемещения между двумя точками в гиперпространстве меньше времени для перемещения между аналогичными объектами в нашей вселенной. Это происходит либо благодаря разнице в скорости света, либо из-за различной скорости течения времени, либо потому, что аналогичные объекты в гиперпространстве находятся ближе друг к другу, либо благодаря иным особенностям физики такого «гиперпространства».
Иногда понятие «гиперпространство» используется как обозначение многомерного мира с дополнительными пространственными измерениями. В этой модели наша трёхмерная вселенная представляется как «вмятая» в какое-либо более высокое пространственное измерение, и, перемещаясь в это измерение, корабль может преодолевать огромное расстояние в обычном пространстве. Так как эта концепция предлагает «новое измерение», оно уже не вполне соответствует идее параллельного мира.
В сюжетном смысле идея параллельного мира может быть использована по-разному.
Действие целиком помещается в другой мир, и все описываемые герои являются уроженцами данного мира (классический пример — «Властелин колец»). В таком случае само понятие «параллельный мир» в произведении может не упоминаться вовсе, хотя фактически описываемая реальность полностью соответствует данному понятию. Основной причиной использования параллельного мира в таких сюжетах обычно является свобода, которую даёт выход за пределы известной нам реальности, либо необходимость введения явлений и факторов, отсутствующих в реальном мире (боги, магия, необычная физика и так далее).
Действие целиком помещается в другой мир, но один или несколько героев не являются уроженцами данного мира (обычно они являются уроженцами нашего мира, в силу неких обстоятельств попавшими в параллельный мир). Так обстоит дело в «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса, в «Альмарик» Роберта Говарда или, например, в первых книгах цикла «Сварог» Александра Бушкова. В подобных случаях параллельный мир может использоваться автором двояко: с одной стороны, как и в предыдущем случае, в качестве средства создания «сцены» для действия героев, не ограниченной законами и историей нашего мира, с другой — как способ показать поведение человека нашего, реального мира в обстоятельствах, далеко выходящих за рамки того, что человек может предположить. В одних произведениях акцент делается на способности человека адаптироваться в совершенно чуждой ему реальности и становиться адекватным ей, в других — на том, что современный человек в иной реальности может выжить и достичь успеха, оставаясь самим собой и сопротивляясь влиянию среды. Особняком стоит характерный сюжет, в котором герой, оказавшись в параллельном мире, сначала обнаруживает в себе необычные способности, а затем узнаёт, что в действительности он является уроженцем именно этого мира, по каким-то причинам выброшенным за пределы своей реальности и потерявшим память. Эти сюжеты разработаны в произведениях Роджера Желязны и в первой книге «Многоярусного мира» Филипа Фармера. Тейлор Андерсон в своём цикле «Destroyermen» описывает мир населённый опасными хищниками, динозаврами и двумя разумными расами: миролюбивыми лемурианцами и жестокими ящероподобными гриками, которые желают истребить лемурианцев. В эту войну попадает экипаж американского эсминца времён Второй мировой войны под названием «Уокер». Считаясь устаревшим в своём мире, «Уокер» является верхом совершества военной техники в этой паралельной реальности.
Герои действуют в нескольких мирах, перемещаясь из одного в другой, или путешествуя во времени, активно участвуют в создании, изменении и модификации миров. В американской фантастике примером могут служить «Кольцо вокруг Солнца» Клиффорда Саймака и философское фэнтези Порог Урсулы ле Гуин. В российской фантастике в качестве примера можно привести последние произведения цикла «В глубине Великого Кристалла» Крапивина, цикл «Хроники Упорядоченного» Ника Перумова, цикл «Одиссей покидает Итаку» Василия Звягинцева. Таким же образом идея параллельных миров используется в трилогии Филипа Пулмана «Тёмные начала».
Иная реальность тем или иным образом вторгается в обычную жизнь нашего мира. Английская героиня книги Саргарет Кавендиш отправляет подводные лодки и «людей-птиц», вооруженных «огненными камнями», обратно через врата Пылающего мира на Землю, чтобы уничтожать врагов Англии. Краснознаменный Тихоокеанский Флот великого Советского Союза из параллельного мира в дилогии «Красные звезды (Встречный катаклизм , Параллельный катаклизм)» Фёдора Березина периодически появляется в нашем мире и успешно ведет войну с американскими авианосными группировками.
В произведениях «мрачной» фэнтези и в книгах ужаса параллельный мир — это место, где скрываются опасные вещи и существа, и часто герой вынужден противостоять нападению из другой реальности. Так происходит в большинстве книг Лавкрафта и серии компьютерных игр Doom, где природа этой другой реальности остается таинственной, известной только из-за своего воздействия на наш мир.
Параллельный мир так же может быть итогом мыслительной деятельности человека. Всё, о чём человек долгое время думает, что человек представляет, может материализоваться в параллельный мир. В рассказе Роберта Шекли «Лавка миров» человек может попасть в измерение, в котором воплощалось его самое сокровенное желание.
Идея параллельных миров раскрывается в течение нескольких серий самого длинного североамериканского фантастического сериала Звездные Врата: ЗВ-1.
Лев Николаевич Толстой. Война и мир. Том 1 (38)
...неподвижно; потом он въехал в пространство, занимаемое кавалерией Уварова и здесь заметил уже передвижения и признаки приготовлений к делу; проехав кавалерию Уварова, он уже ясно услыхал ...в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом. Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (30)
...либо границу своего протяжения в пространстве; существует ли где нибудь, быть может в моем мыслящем Я, неделимое и неразрушимое единство, или же все делимо и преходяще; ...имеет начало; наполнено ли мировое пространство существами на бесконечном протяжении, или оно заключено в определенные границы; есть ли где нибудь в мире нечто простое, или же ...
Карл Юнг. КРАСНАЯ КНИГА (6)
Если мы внутри себя, тогда пространство вокруг нас свободно, но заполнено Богом. Наши отношения с людьми идут через эту пустоту и также через Бога....предсказал мне что холод внешнегопространства распространится по земле.155 Этим он показал мне образно что Бог встанет между людьми и будет подстегивать каждого кнутом ледяного ...
ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф
...события, воспринимаемые человеком, находятся в пространстве наряду с пространством вне человека, внутри него тоже существует некое душевное пространство, арена духовных реальностей и событий".
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (250)
Пространство, окружающее, опоясывающее что н. Лесопарковый (зеленый) п. столицы. 3. То же, что талияПо п. в воде. Трава до пояса.... Пространство, выделяемое внутри территории страны на основании каких н. собственных признаков. Тарифный п. 6. Часть скелета, служащая для причленения к туловищу ...
Всемирный Потоп
...от подобного затопления значительных прибрежных пространств безусловно сыграл свою роль в появлении и глобальном распространении истории о потопе. Другой стороной вопроса было изменение базиса эрозии рек ... В теории, все пространство от уреза реки до таяния покровных ледников и вверх по склонам речной долины на высоту в 50 метров должно было ...
Стены
...декоративная отделка Внутренние стены делят пространство дома и обеспечивают звукоизоляцию помещений. Как наружные, так и внутренние стены воспринимают также и ветровые нагрузки на здание....только ограждают помещения от внешнего пространства и передают на перекрытия собственный вес в пределах каждого этажа. Выбор материалов и конструкции стен зависит от многих факторов.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ
...во времени и протяжённости в пространстве). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (Титченер)....во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (см. Э. Титченер).
ПАСТИШ
...при столкновении в одном интертекстуальном пространстве двух и более фрагментов содержательно и стилистически различных "текстуальных миров" — неизбежное возникновение квази пародийного эффекта, в рамках которого каждый фрагмент "... задает аксиологическое пространство тотальной аутопародии (П. как тип отношения) и одновременно ее результат, поскольку последний в постмодернистской системе отсчета является принципиально процессуальным и ...
Логос (1052)
...является материализм принимающий двигающийся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания ... Челпанов, «Проблема восприятия пространства», ч. II, 1904, стр. 215). Исходя из указанных предпосылок, эмпиризм считает происшедшими из опыта законы мышления, формы познания, основания математического ...
ДЕКЛАРАЦИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА.
Каждый имеет право на управление пространством и временем. 4. Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять Божественную и духовную информацию. 5....имеет права проникать в Духовное пространство человека и его Пространство Любви против воли человека и находящихся в нём лиц. Статья 12 1.
Онтология (2)
...проблемы, связанные с исследованием диалогического пространства, где разворачиваются этические отношения. Структурирование диалогического пространства сопряжено с выявлением метафизических уровней ..., с необходимостью должна предшествовать онтологии.
ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg) Фридрих Адольф
Пространство, время и причинность уже предполагают движение. Анализируя интуиции пространства и времени, Т. подвергает критике учение Канта о трансцендентальной идеальности этих ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (60)
не может быть явлением в пространстве. Из этого можно заключить, что среди внешних явлений никогда не бывает мыслящих существ как таковых, иными словами, мы не можем ...что они получают представления о пространстве, материи, фигуре и т. д., могло бы, если рассматривать его как ноумен (или, лучше, как трансцендентальный предмет), быть в то ...
ДЕБЕЛЯК Алеш. Неуловимые общие мечты (1)
...снаружи, на окраине приемлемого публичного пространства, на террасе, не совсем на улице, но уж точно не среди этой кондиционированной роскоши. Она зарезервирована для избранных....с разной степенью приемлемости) посткоммунистическим пространством. Доминирующая форма языка, предусматривающая эту исключительность, не фиксирована. Не обращая внимания на разницу в исторических конфигурациях, она восходит к тому ...
ФОРМИРОВАНИЕ (6)
пространства в современной физике" (1937), "Формирование научного духа. Вклад в психоанализ объективного познания" (1938), "Философия "не".... Такими инвариантами являются: пространство, временность, каузальность, вещность, интерсубъективность, которые даны в ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 01 30 19:46:16 Психиатрия (1) Например, ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (13)
как и оно наполняют пространство (существующее, может быть, тоже лишь в качестве представления) и как оно действуют в пространстве, это хотя и доказывается бесспорно из ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
...образовательные стандарты обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального ...получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (73)
...общее учение о дифференциале массы, пространства и движения. И.Л.Гейберг тоже пишет о Демокрите: "...многое заставляет предполагать в нем предшественника Архимеда в области исчисления бесконечно ...анализа, и учение о неэвклидовости пространства, и учение о всеобщей связи явлений, и акустику с правильным соотношением тонов, и диалектику с учением об единстве противоположностей, и ...
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (142)
Расстояние, пространство между двумя железнодорожными путями. МЕЖДУРЕЧЬЕ, я,род.мн. чий, ср. Местность между двумя или несколькими реками, включающая водоразделы и прилегающие ...Пространство, расстояние между рядами посаженных растений. || прил. междурядный, ая, ое. МЕЖДУСОБОЙЧИК, а, м. (разг. шутл.). Приятельская встреча, пирушка в узком кругу.
ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике
"иным" в пространстве существующих дискурсов как "маргинальное по отношению к центру", как "Инаковое", как открывающее "бесконечность Другого". "Тотальность" биполярна и поэтому допускает внутри ...свободы и свободы, открывающей "новые пространства"), онтологии — диалектика (описывающая инториорные отношения биполярности как отношения господства угнетения и подчинения зависимости внутри замкнутого пространства).
ТРАНС-ДИСКУРСИВНОСТЬ
...или иного текста на культурное пространство (как, например, роман Э.Рэдклиф "Замок в Пиренеях", сделавший возможными романы ужасов начала 19 в....что "учредитель дискурсивности" реально открывает пространство "для чего то, отличного от себя и тем не менее принадлежащего ему, тому, что они основали".
Психология. (38)
...процедура — один из методов построения пространств семантических субъективных. Предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, ...выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и по мере надобности усложняемом структурными компонентами (предметами, убежищами и пр.; 5) метод проблемной клетки (ящика) — нахождение возможности ...
ВНЕВРЕМЕННОЙ
стремление вне пространственного в пространство, вневременного в пределы времени, духа в материю, это есть отношение свободы к необходимости, отношение между "что то" и "ничто", отношение ...развитое и развернутое во времени, пространстве и всех формах закона основания, ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 02 09 07:11:33 Артур Шопенгауэр.
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (32)
...иное, как эмпирический синтез (в пространстве и времени), и, следовательно, даны только в этом синтезе. Но оттого, что обусловленное (в явлении) дано, вовсе еще не следует, ... в пространстве и времени, всякое условие, к которому мы можем прийти при объяснении данных явлений, в свою очередь обусловлено, так как эти ...
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ 4
...к дадаистскому пониманию коллажа как пространства ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 01 30 19:46:16 КОНЦЕПЦИЯ ...концепты и схемы рассуждений, формируя "фундаментальные вопросы" ("идеи"), в ...новых вариантов космического устройства игрового пространства: мировое древо каждый раз вырастает заново, задавая ...феномен современной культуры выражает такие фундаментальные презумпции постмодерна, как презумпция "заката метанарраций" (см.
Логос (941)
...пределах этих очень больших по пространству территорий передвижение У., равно как отдельных их частей, было совершенно свободное, «безвозбранное». Этот взгляд на землю, как на общее достояние ..., ни определенных пространств для кочевки улусных родов. Бурятские поколения, перекочевавшие в XVI и XVII вв. из Монголии к Байкалу, также занимали земли целыми ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (55)
...сделать, если уже намечены координаты пространства за пределами географической карты кантовского разума, некой третьей *"Согласно сказанному, диалектическое утверждение чистого разума должно отличаться от всех софистических положений, ...заключенные в границы представлений о пространстве и времени и, следовательно, ограниченные. Кант не против перехода к аффирма тивности, он не пренебрегает приспособлением.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (6)
...текстов, выступающих как самодостаточные игровые пространства ментального уровня. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. (42) Следущее, вероятно, является попыткой объяснения иррационального привеска, который добавляется к идее кризиса: ...объектами и ситуациями, как открытые пространства (АГОРАФОБИЯ), замкнутые пространства(... ГиперИнфо. Эрих Фромм. ЧЕРТЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА НОВАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ (1) ...а господство над техникой и иррациональными ...
Логос (181)
Все явления природы совершаются в пространстве и времени. Это суть «вещей в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов. Как пространство, так и время могут быть измерены ...
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (209)
пространство. П, через ручей. 2. кого что. Поместить в другое место. П. чемоданы с крыльца в дом. 3. что.... пространство. П. дорогу и через дорогу. 2. Проползти из одного места в другое. П. в укрытие.
Джордж Гордон Байрон (167)
" XXIII Тем временем крылатый караван Пространство рассекал с великой силой, Как лебедь волны рек полдневных стран. Ну, скажем, Ганга, Инда или Нила, А то и Темзы....его немое, И взор егопространство полнил тьмою. XXV Он так непримиримо поглядел На вход навеки для него закрытый, Что Петр и тот порядком оробел: Он ...
ПРЕДДВЕРИЕ
...6) Малые половые губы (нимфы) Пространство между малыми губами называется преддверием влагалища. В преддверие влагалища, кроме того, открывается своим наружным отверстием мочеиспускательный канал, а также выводные ... Лабиринт сигнализирует положение головы в пространстве, в связи с чем происходит перераспределение тонуса мускулатуры....равновесия тела в пространстве, служит преддверие лабиринта – вестибулярный аппарат, иннервируемый вестибулярным нервом, ...
Пространство Минковского ― четырёхмерное псевдоевклидово пространство сигнатуры (1,\;3), предложенное в качестве геометрической интерпретации пространства-времени специальной теории относительности.
Пуанкаре А. О динамике электрона. — В кн.: Принцип относительности: Сб. работ классиков релятивизма.— М.: Атомиздат, 1973, с. 90—93, 118—160.
Фущич В.И., Никитин А.Г. «Симметрия уравнений Максвелла» (Наукова думка, 1983) стр. 6.
Топологическое пространство — множество с дополнительной структурой определённого типа (так называемой топологией); является основным объектом изучения раздела геометрии под названием топология.
Исторически, понятие топологического пространства появилось как обобщение метрического пространства. Топологические пространства естественным образом возникают почти во всех разделах математики.
Александров, П. С. Введение в теорию множеств и общую топологию. — М.: ГИИТЛ, 1948.
Келли, Дж. Л. Общая топология. — М.: Наука, 1968.
Энгелькинг, Р. Общая топология. — М.: Мир, 1986. — 752 с.
Вулих, Б. З. Краткий курс теории функций вещественной переменной (введение в теорию интеграла). — М.: Наука, 1973. — 352 с.
П. Халмош. Теория меры. М.: Издательство иностранной литературы, 1953. — 282 с. http://icm.krasn.ru/refextra.php?id=3787 (книга в 2011 году является библиографической редкостью)
А. Н. Колмогоров, С. В. Фомин. Элементы теории функций и функционального анализа Наука, 1976.
Богачев В. И., Основы теории меры, 2-е изд., в двух томах, НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, Москва-Ижевск, 2006.
В. И. Богачев, О. Г. Смолянов. Действительный и функциональный анализ. Издательства: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», Институт компьютерных исследований, 2009 г. 724 стр. ISBN 978-5-93972-742-6.
Богачев В. И., Гауссовские меры, Наука, Москва, 1997.
Богачев В. И., Дифференцируемые меры и исчисление Маллявэна, НИЦ Регулярная и хаотическая динамика, Москва, 2008.
Lp (пространство)
Колмогоров А.Н., Фомин С.В. Элементы теории функций и функционального анализа. — изд. четвёртое, переработанное. — М.: Наука, 1976. — 544 с.
Треногин В. А. Функциональный анализ. — М.: Наука, 1980. — 495 с.
В физике термин пространство понимают, в основном, в двух смыслах:
1) так называемое обычное пространство, называемое также физическим пространством — трёхмерное пространство нашего повседневного мира и/или прямое развитие этого понятия в физике (развитие, возможно, иногда достаточно изощрённое, но прямое, так что можно сказать: наше обычное пространство на самом деле таково). Это пространство, в котором определяется положение физических тел, в котором происходит механическое движение, геометрическое перемещение различных физических тел и объектов.
2) различные абстрактные пространства в том смысле, как они понимаются в математике, не имеющие к обычному («физическому») пространству никакого отношения, кроме отношения более или менее далёкой формальной аналогии (иногда, в отдельных простых случаях, правда, просматривается и генетическая связь, например для пространства скоростей, импульсного пространства). Обычно это те или иные абстрактные векторные или линейные пространства, впрочем, часто снабженные разнообразными дополнительными математическими структурами. Как правило, в физике термин пространство применяется в этом смысле обязательно с уточняющим определением или дополнением (пространство скоростей, цветовое пространство, пространство состояний, гильбертово пространство, пространство спиноров), или, в крайнем случае, в виде неразрывного словосочетания абстрактное пространство. Такие пространства используются однако для постановки и решения вполне «земных» задач в обыкновенном трёхмерном пространстве.
Рассматриваются в физике и ряд пространств, которые занимают как бы промежуточное положение в этой простой классификации, то есть такие, которые в частном случае могут совпадать с обычным физическим пространством, но в общем случае — отличаться от него (как, например, конфигурационное пространство) или содержать обычное пространство в качестве подпространства (как фазовое пространство, пространство-время или пространство Калуцы).
В теории относительности в её стандартной интерпретации пространство оказывается одним из проявлений единого пространства-времени, и выбор координат в пространстве-времени, в том числе и разделение их на пространственные и временную, зависит от выбора конкретной системы отсчёта.
В большинстве разделов физики сами свойства физического пространства (размерность, неограниченность и т. п.) никак не зависят от присутствия или отсутствия материальных тел. В общей теории относительности оказывается, что материальные тела модифицируют свойства пространства, а точнее, пространства-времени, «искривляют» пространство-время.
Одним из постулатов любой физической теории (Ньютона, ОТО и т. д.) является постулат о реальности того или иного математического пространства (например, Евклидова у Ньютона).
Физическое пространство — это уточняющий термин, используемый для разграничения этого понятия как от более абстрактного (обозначаемого в этой оппозиции как абстрактное пространство), так и для различения реального пространства от слишком упрощенных его математических моделей.
Тут имеется в виду трёхмерное «обычное пространство», т.е. пространство в понимании (1), как описано в начале статьи. В традиционных рамках теории относительности стандартным является именно такое употребление термина (а для четырёхмерного пространства Минковского или четырёхмерного псевдориманова многообразия общей теории относительности используется соответственно термин пространство-время). Однако в более новых работах, особенно если это не может вызвать путаницы, термин пространство употребляют и в отношении пространства-времени в целом. Например, если говорят о пространстве размерности 3+1, имеется в виду именно пространство-время (а представление размерности в виде суммы обозначает сигнатуру метрики, как раз и определяющую количество пространственных и временных координат этого пространства; во многих теориях количество пространственных координат отличается от трёх; существуют и теории с несколькими временными координатами, но последние очень редки). Аналогично говорят «пространство Минковского», «пространство Шварцшильда», «пространство Керра» и т. д.
Возможность выбора разных систем пространственно-временных координат и перехода от одной такой системы координат к другой, аналогичен возможности выбора разных (с разным направлением осей) систем декартовых координат в обычном трёхмерном пространстве, причём от одной такой системы координат можно перейти к другой поворотом осей и соответcтвующим преобразованием самих координат - чисел, характеризующих положение точки в пространстве относительно данных конкретных декартовых осей. Однако следует заметить, что преобразования Лоренца, служащие аналогом поворотов для пространства-времени, не допускают непрерывного поворота оси времени до произвольного направления, например, ось времени нельзя повернуть до противоположного направления и даже до перпендикулярного (последнему соответствовало бы движение системы отсчета со скоростью света).
Размерность (в физике) — количество независимых параметров, необходимых для описания состояния объекта, или количество степеней свободы физической системы. Размерность является физической величиной, показывающей связь данной величины с физическими величинами, положенными в основу системы единиц; записывается в виде произведения символов соответствующих основных величин, возведенных в определенные степени, которые называются показателями размерности.
В математике существует несколько различных подходов к определению размерности, например
Размерность векторного пространства
Комбинаторная размерность множества определяется на основании его комбинаторных свойств и может быть произвольным неотрицательным числом.
Более общие определения даны в теории размерности
Размерность Лебега, или топологическая размерность.
Хаусдорфова размерность метрического пространства.
Размерность Минковского допускает обобщение на фракталы, при этом их размерность может быть произвольным неотрицательным числом.
Для того, чтобы описать положение окружности на плоскости, достаточно трёх параметров: двух координат центра и радиуса, то есть: пространство окружностей на плоскости — трёхмерно; пространство точек на той же поверхности — двумерно; тем не менее сама окружность — пространство точек на окружности — одномерна: любая её точка может быть описана одним параметром.
В рамках ходовых моделей поверхности нашей планеты для определения положения города (город при этом рассматривается не как двумерный объект, а как точка) на поверхности Земли достаточно двух параметров, а именно: географической широты и географической долготы. Соответственно: пространство в таких моделях является двумерным (сокращённо — 2D, от англ. dimension), см. геопространство.
В рамках ходовых моделей нашей физической реальности для определения положения некоего объекта, к примеру — самолёта (самолёт при этом рассматривается не как трёхмерный объект, а как точка), требуется указать три координаты — дополнительно к широте и долготе нужно знать высоту, на которой он находится. Соответственно: пространство в таких моделях является трёхмерным (3D). К этим трём координатам может быть добавлена четвёртая (время) для описания не только текущего положения самолёта, но и момента времени. Если добавить в модель ориентацию (крен, тангаж, рыскание) самолёта, то добавятся ещё три координаты и соответствующее абстрактное пространство модели станет семимерным.
R. Blei Analysis in integer and fractional dimensions, — New-York: Cambridge university press, — 556 p. — 2003. — ISBN 0-511-01266-7 (netLibrary Edition), ISBN 0-521-65084-4 (hardback).
Топос (др.-греч. τόπος — букв. «место»; перен. «тема», «аргумент») имеет разные значения:
Топос в математике — тип категорий в теории категорий, по своим свойствам напоминающих и обобщающих категорию множеств. Топосы, в частности, используются в геометрии, топологии, математической логике, информатике (в области баз данных).
Топ или (реже) топос в традиционной логике и классической риторике — аргумент (синонимы: «иторическое место», «диалектическое место»), общезначимое утверждение или тема («общее место»).
Из риторической традиции исходит исследование топосов или общих мест (нем. Toposforschung) в литературоведении — это созданное Эрнстом Робертом Курциусом направление, которое исследует мировую литературу через историю повторяющихся мотивов (общих мест; например, «золотой век», «книга природы»).
Топос в культурологии — синоним выражений категория культуры или образ культуры (формирующееся, необщепринятое значение).
Топосы в социологии — склонности, предпочтения знаковые слова какой-либо социальной группы (формирующееся, необщепринятое значение).
«Топос» — фестиваль авторской песни в Санкт-Петербурге.
«Топос» — сетевой литературно-художественный и философско-культурологический журнал.
«Топос» — философско-культурологический журнал.
Логос (663)
На этом пространстве насчитывается до 67 более или менее уцелевших П., как громадных, так и незначительных по величине. Обычай возводить П.... обнимают пространство 3300 кв. км. и имеют в длину до 430 км. при ширине от 20 до 110 км.
Форма (9)
времени и пространству, объединенным в возможности движения, а отчасти к предмету чистой ...понятной, обозримой, до конца объяснимойформой закона основания.... Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (5) Пространство и время суть чистые формы его, а ощущение вообще есть его материя. Пространство и время мы можем познавать только a ...
ОРИЕНТИР 5
...дискурсов, существуют и в "постсоветском пространстве" — в Беларуси и Украине. Принято считать, что "взрыв постколониальности" произошел в ... ориентирует вовсе не во времени: "пост " означает определенную позицию, ...на физические ограничения скорости тел — пространство и гравитацию. Возникает "третий интервал" (первые два — пространство и время) — ... Пытаясь ориентировать восприятие по "третьему горизонту", человек испытывает шок восприятия, "...
АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА
...времени и ограничен также в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве". 2.
Владимир Соловьев. РОССИЯ И ВСЕЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ. (39)
...во первых, неопределенной множественностью в пространстве или бесконечным делением частей; во вторых, неопределенным изменением во времени или бесконечным разобщением моментов; и, как результатом этого двойного разделения, ... Бесконечное дробление материальных частей в пространстве выражается в человеческом роде неопределенной и анархической множественностью сосуществующих индивидуумов; бесконечному разобщению моментов во времени соответствует в существовании человечества неопределенная ...
В большом количестве фантастических произведений никакого объяснения природы параллельных миров не даётся, их существование и свойства просто постулируются. Однако во многих случаях делается попытка так или иначе логически объяснить существование параллельных миров и возможность перемещения людей и предметов между ними. Далее описаны основные логические концепции, предлагаемые авторами фантастики.
Предполагается, что реальная Вселенная в действительности имеет не три пространственных измерения, а больше. После такого предположения делается естественное (и математически правильное) обобщение понятия «параллельности»: если в двумерном пространстве (на плоскости) могут существовать параллельные прямые, а в трёхмерном пространстве — параллельные прямые и плоскости, то естественно, что в четырёхмерном (и бо́льшего числа пространственных измерений) пространстве могут существовать параллельные (то есть не пересекающиеся друг с другом, но при этом существующие, возможно, совсем рядом) трёхмерные пространства. Далее достаточно предположить, что мы, в силу каких-то причин, не можем воспринимать непосредственно эти «дополнительные» пространственные измерения, и получится логически достаточно стройная картина множественности миров.
— … Просто разные измерения. Ты слышал, наверно, о теории параллельных пространств.
— Ну, Глеб… это же наивная теория. Старый сюжетный крючок для детских фантастических рассказов. И потом — это именно теория, не больше…
— А собственно, почему наивная? Посуди сам: если могут быть параллельные линии и параллельные плоскости, почему не может быть параллельных трехмерных пространств?
Яр покачал головой:
— Чёрт его знает… Я себе это объяснял как-то по-другому.
— Я тоже пытался объяснить по-всякому. Но все равно в голове застревает детская картинка: понимаешь, пространства вроде прозрачных кубиков, плотно прижатых друг к другу… И вот наши друзья-манекены своими взрывами и экспериментами что-то сдвинули, нарушили в этой кристаллической решетке. Кубики сдвинулись, проломили друг друга, по ним пошли трещины… В одну такую трещину и занесло сюда по рельсовой колее начинающего журналиста Глеба Вяткина…
Владислав Крапивин. «Голубятня на жёлтой поляне», Книга 3, «Мальчик и ящерка»
В некоторых случаях под миром понимается не только пространственная составляющая, но и время, которое понимается как четвёртое измерение. В этом случае возможно параллельное сосуществование четырёхмерных миров, в каждом из которых время течёт по-своему.
Перемещение между мирами в многомерной системе может объясняться либо созданием принципиально новой техники, дающей возможность перемещаться вдоль «дополнительных» координатных осей, либо просто тем, что разные миры в определённых местах пересекаются или соприкасаются (так же, как могут соприкасаться линии на плоскости или поверхности в трёхмерном пространстве). Совершив путешествие вдоль этих дополнительных осей, которые естественным образом нельзя почувствовать, путешественник может достичь миров, которые недостижимы и невидимы. В одной из первых работ в жанре современной научной фантастики — «Машина времени» Г. Уэллса, — время в этом смысле использовалось как дополнительное «измерение». Герой, взяв модель четырёхмерного мира из классической физики и интерпретацию времени как пространственного измерения, нашёл способ перемещаться во времени.
Существует много примеров, когда автор создает дополнительное пространственное измерение, в котором герои могут путешествовать, чтобы добраться до параллельных вселенных. Дуглас Адамс в своей последней книге из серии «Автостопом по галактике» использует идею о возможности дополнительной оси дополнительно к традиционным четырём измерениям пространства и времени. Однако, если судить по роману, в действительности это вообще не параллельные вселенные, а только модель охвата протяженности пространства, времени и вероятности. Роберт Э. Хайнлайн в книге «Число зверя» допускал наличие шестимерной вселенной. В дополнение к трем пространственным измерениям, он применял понятие симметрии, чтобы добавить два новых временных измерения, так, чтобы получилось два комплекта из трех. Как и ситуации с четвёртым измерением в «Машине времени» Г. Уэллса, путешествующий во времени человек может преодолеть эти дополнительные измерения при наличии соответствующего оборудования.
Хотя это технически неправильно, понятие «другого измерения» стало синонимом понятия «параллельный мир». Его использование стало привычным в фильмах, на телевидении и комиксах, и гораздо меньше в прозе современной научной фантастики даже тогда, когда собственно о пространственных измерениях речи не идёт.
Иногда постулируется образование «иных миров» в ситуациях, когда определённое событие может иметь более одного возможного исхода. Крайним выражением такого подхода является картина мультивселенной, в которой существует бесконечное количество миров, отличающихся друг от друга тем, что в них определённое событие (хотя бы одно) имело различные исходы. При принятии такого предположения оказывается, что любая возможность в каком-то из миров непременно реализуется, и наш мир отличается от прочих только тем, что в нём реализовался один определённый набор возможностей.
В других случаях появление параллельных миров объявляется результатом действий путешественников во времени: когда некто, переместившийся на машине времени в прошлое, воздействует на некоторое событие, изменяя его исход, появляется новая вселенная, и дальнейшие события идут уже по другому пути. При этом судьба путешественника может быть различной: в одних случаях предполагается, что по возвращении назад он окажется в собственном времени (то есть не почувствует изменения истории), в других — изменивший события путешественник вернётся в будущее нового, созданного им мира, исчезнув из своей родной реальности.
Некоторые авторы допускают возможность последующей «состыковки» параллельных реальностей: предполагается, что через некоторое время после воздействия, изменившего ход событий, результаты этого воздействия могут нивелироваться — созданный параллельный мир окажется эквивалентен исходному и сольётся с ним. Параллельная реальность оказывается неким подобием «объездного пути» на дороге, — отделившись однажды, она некоторое время существует самостоятельно, но потом возвращается к своей основе. В этом случае возникает интересное следствие: оказывается, что прошлое, которое мы полагаем однозначным и неизменным, может быть столь же многовариантным, как и будущее, — может существовать несколько вариантов прошлого одного и того же мира, при этом невозможно сказать, какой из вариантов правилен, а какой ложен.
— Не занимайся ерундой. Если ты помнишь своё детство, значит, оно у тебя было, а всё остальное — бесполезная философия. А если в один прекрасный день вместо одного детства ты вспомнишь два или три — тем лучше. От богатства, которое само в руки идёт, не отказываются.
Макс Фрай. «Хроники Ехо 2. Властелин Морморы»
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (286)
Простор, широкое свободное пространство. Р. полей, лугов. Нар. 2. Свобода поступать по своему (разг.). Летом ребятам р. РАЗДОЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна (разг.)....во все стороны, по всему пространствучего н. Лупа разлила слабый свет. По лицу разлита улыбка. Цветы разлили аромат. * Водой не разольешь (не разлить) кого (разг.
А.Ф.Лосев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ. ИТОГИ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО РАЗВИТИЯ. (24)
...здесь стоит chöra, то есть "пространство". Во вторых же, не очень понятно, почему из всех определений материи Халкидий берет только этот момент....лишенное всякого становления и вечноепространство, воспринимавшее идеи, которое мы и называем материей (350), то есть эту неизменную кормилицу всех бесконечно изменчивых материально оформленных вещей (351), ...
У Роджера Желязны в цикле фэнтезийных романов «Хроники Амбера» описана система параллельных миров, существующих вокруг единственного действительно реального мира — Амбера. Амбер реален, все остальные миры (включая и полагаемый нами реальным мир Земли) есть не более чем «отражения» — подобия Амбера, созданные людьми, способными творить параллельные миры. В целом идея «отражений» в амберском цикле аналогична идее древней легенды о художнике, нарисовавшем картину и ушедшем в неё жить. Немногие посвящённые в тайну творения отражений могут, выехав из Амбера, создать отражение по собственной прихоти, войти в него и жить там, если пожелают. При этом отражение, когда его покидает создатель, продолжает существовать и жить своей жизнью.
В российской фантастике наиболее стройную картину вселенной, состоящей из множества параллельных миров, построил Владислав Крапивин в своём цикле «В глубине Великого Кристалла». Согласно идеям этого цикла, Вселенная представляет собой некое подобие многомерного кристалла, в котором каждая грань — отдельный мир, но четвёртым измерением (а также измерениями высших порядков) является не время, а многовариантности развития. Миры, соседствующие на Великом Кристалле, вследствие этого, могут разительно отличаться внешне, но по сути однотипны — они оказываются приблизительно на одном уровне экономического и социального развития, проблемы и свершения в них примерно одни и те же.
В сеттинге Planescape, полноценно описывающем космологою D&D, показана система планов. «Внутренние планы» — это планы элементов, из которых построена вся материя в Мультивслеленной — к ним относятся четыре стихии, а также позитивная и негативная энергия (например, Элементальный план Воды — бесконечный мир воды, без дна или поверхности). Простые смертные живут на Первичном Материальном Плане, там находятся их миры в виде планет или других форм. «Внешние планы» — это планы, созданные верой многих народов — различные варианты рая, ада и других видов загробной жизни (помимо шаблонных вариантов, здесь можно встретить, например, Олимп, Асгард или Гадес).
Эти планы соединены Эфирным и Астральным планами, обеспечивающими переход от одного кольца планов к другому. Также можно перемещаться с помощью порталов или объектов, существующих на нескольких планах одновременно — дерево Иггдрасиль, река Стикс.
Многие широко используемые в научной фантастике варианты идеи гиперпространства есть не что иное, как разновидности идеи параллельного мира. Используемое в во многих научно-фантастических вселенных понятие «гиперпространство» соотносится с параллельной вселенной, которая используется как средство перемещения со скоростью большей скорости света, для межзвездных путешествий. (Яркий пример: «Вавилон 5».) Обоснования для существования этой формы гиперпространства варьируются от работы к работе, но существуют два общих элемента:
по крайней мере, некоторые (если не все) объекты на карте мира гиперпространства соответствуют объектам нашей вселенной, обеспечивая, таким образом, точки «входа» и «выхода» для путешественников.
время перемещения между двумя точками в гиперпространстве меньше времени для перемещения между аналогичными объектами в нашей вселенной. Это происходит либо благодаря разнице в скорости света, либо из-за различной скорости течения времени, либо потому, что аналогичные объекты в гиперпространстве находятся ближе друг к другу, либо благодаря иным особенностям физики такого «гиперпространства».
Иногда понятие «гиперпространство» используется как обозначение многомерного мира с дополнительными пространственными измерениями. В этой модели наша трёхмерная вселенная представляется как «вмятая» в какое-либо более высокое пространственное измерение, и, перемещаясь в это измерение, корабль может преодолевать огромное расстояние в обычном пространстве. Так как эта концепция предлагает «новое измерение», оно уже не вполне соответствует идее параллельного мира.
В сюжетном смысле идея параллельного мира может быть использована по-разному.
Действие целиком помещается в другой мир, и все описываемые герои являются уроженцами данного мира (классический пример — «Властелин колец»). В таком случае само понятие «параллельный мир» в произведении может не упоминаться вовсе, хотя фактически описываемая реальность полностью соответствует данному понятию. Основной причиной использования параллельного мира в таких сюжетах обычно является свобода, которую даёт выход за пределы известной нам реальности, либо необходимость введения явлений и факторов, отсутствующих в реальном мире (боги, магия, необычная физика и так далее).
Действие целиком помещается в другой мир, но один или несколько героев не являются уроженцами данного мира (обычно они являются уроженцами нашего мира, в силу неких обстоятельств попавшими в параллельный мир). Так обстоит дело в «Хрониках Нарнии» Клайва Льюиса, в «Альмарик» Роберта Говарда или, например, в первых книгах цикла «Сварог» Александра Бушкова. В подобных случаях параллельный мир может использоваться автором двояко: с одной стороны, как и в предыдущем случае, в качестве средства создания «сцены» для действия героев, не ограниченной законами и историей нашего мира, с другой — как способ показать поведение человека нашего, реального мира в обстоятельствах, далеко выходящих за рамки того, что человек может предположить. В одних произведениях акцент делается на способности человека адаптироваться в совершенно чуждой ему реальности и становиться адекватным ей, в других — на том, что современный человек в иной реальности может выжить и достичь успеха, оставаясь самим собой и сопротивляясь влиянию среды. Особняком стоит характерный сюжет, в котором герой, оказавшись в параллельном мире, сначала обнаруживает в себе необычные способности, а затем узнаёт, что в действительности он является уроженцем именно этого мира, по каким-то причинам выброшенным за пределы своей реальности и потерявшим память. Эти сюжеты разработаны в произведениях Роджера Желязны и в первой книге «Многоярусного мира» Филипа Фармера. Тейлор Андерсон в своём цикле «Destroyermen» описывает мир населённый опасными хищниками, динозаврами и двумя разумными расами: миролюбивыми лемурианцами и жестокими ящероподобными гриками, которые желают истребить лемурианцев. В эту войну попадает экипаж американского эсминца времён Второй мировой войны под названием «Уокер». Считаясь устаревшим в своём мире, «Уокер» является верхом совершества военной техники в этой паралельной реальности.
Герои действуют в нескольких мирах, перемещаясь из одного в другой, или путешествуя во времени, активно участвуют в создании, изменении и модификации миров. В американской фантастике примером могут служить «Кольцо вокруг Солнца» Клиффорда Саймака и философское фэнтези Порог Урсулы ле Гуин. В российской фантастике в качестве примера можно привести последние произведения цикла «В глубине Великого Кристалла» Крапивина, цикл «Хроники Упорядоченного» Ника Перумова, цикл «Одиссей покидает Итаку» Василия Звягинцева. Таким же образом идея параллельных миров используется в трилогии Филипа Пулмана «Тёмные начала».
Иная реальность тем или иным образом вторгается в обычную жизнь нашего мира. Английская героиня книги Саргарет Кавендиш отправляет подводные лодки и «людей-птиц», вооруженных «огненными камнями», обратно через врата Пылающего мира на Землю, чтобы уничтожать врагов Англии. Краснознаменный Тихоокеанский Флот великого Советского Союза из параллельного мира в дилогии «Красные звезды (Встречный катаклизм , Параллельный катаклизм)» Фёдора Березина периодически появляется в нашем мире и успешно ведет войну с американскими авианосными группировками.
В произведениях «мрачной» фэнтези и в книгах ужаса параллельный мир — это место, где скрываются опасные вещи и существа, и часто герой вынужден противостоять нападению из другой реальности. Так происходит в большинстве книг Лавкрафта и серии компьютерных игр Doom, где природа этой другой реальности остается таинственной, известной только из-за своего воздействия на наш мир.
Параллельный мир так же может быть итогом мыслительной деятельности человека. Всё, о чём человек долгое время думает, что человек представляет, может материализоваться в параллельный мир. В рассказе Роберта Шекли «Лавка миров» человек может попасть в измерение, в котором воплощалось его самое сокровенное желание.
Идея параллельных миров раскрывается в течение нескольких серий самого длинного североамериканского фантастического сериала Звездные Врата: ЗВ-1.
Лев Николаевич Толстой. Война и мир. Том 1 (38)
...неподвижно; потом он въехал в пространство, занимаемое кавалерией Уварова и здесь заметил уже передвижения и признаки приготовлений к делу; проехав кавалерию Уварова, он уже ясно услыхал ...в занятое толпами разнородных войск пространство, находящееся за деревнею Працом. Что такое? Что такое? По ком стреляют? Кто стреляет? спрашивал Ростов, ровняясь с русскими и австрийскими ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (30)
...либо границу своего протяжения в пространстве; существует ли где нибудь, быть может в моем мыслящем Я, неделимое и неразрушимое единство, или же все делимо и преходяще; ...имеет начало; наполнено ли мировое пространство существами на бесконечном протяжении, или оно заключено в определенные границы; есть ли где нибудь в мире нечто простое, или же ...
Карл Юнг. КРАСНАЯ КНИГА (6)
Если мы внутри себя, тогда пространство вокруг нас свободно, но заполнено Богом. Наши отношения с людьми идут через эту пустоту и также через Бога....предсказал мне что холод внешнегопространства распространится по земле.155 Этим он показал мне образно что Бог встанет между людьми и будет подстегивать каждого кнутом ледяного ...
ШТЕЙНЕР (Steiner) Рудольф
...события, воспринимаемые человеком, находятся в пространстве наряду с пространством вне человека, внутри него тоже существует некое душевное пространство, арена духовных реальностей и событий".
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (250)
Пространство, окружающее, опоясывающее что н. Лесопарковый (зеленый) п. столицы. 3. То же, что талияПо п. в воде. Трава до пояса.... Пространство, выделяемое внутри территории страны на основании каких н. собственных признаков. Тарифный п. 6. Часть скелета, служащая для причленения к туловищу ...
Всемирный Потоп
...от подобного затопления значительных прибрежных пространств безусловно сыграл свою роль в появлении и глобальном распространении истории о потопе. Другой стороной вопроса было изменение базиса эрозии рек ... В теории, все пространство от уреза реки до таяния покровных ледников и вверх по склонам речной долины на высоту в 50 метров должно было ...
Стены
...декоративная отделка Внутренние стены делят пространство дома и обеспечивают звукоизоляцию помещений. Как наружные, так и внутренние стены воспринимают также и ветровые нагрузки на здание....только ограждают помещения от внешнего пространства и передают на перекрытия собственный вес в пределах каждого этажа. Выбор материалов и конструкции стен зависит от многих факторов.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ
...во времени и протяжённости в пространстве). Всё, что не укладывалось в эту жёсткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (Титченер)....во времени и протяженности в пространстве. Все, что не укладывалось в эту жесткую схему, должно было устраняться из интроспективного описания как «ошибка стимула» (см. Э. Титченер).
ПАСТИШ
...при столкновении в одном интертекстуальном пространстве двух и более фрагментов содержательно и стилистически различных "текстуальных миров" — неизбежное возникновение квази пародийного эффекта, в рамках которого каждый фрагмент "... задает аксиологическое пространство тотальной аутопародии (П. как тип отношения) и одновременно ее результат, поскольку последний в постмодернистской системе отсчета является принципиально процессуальным и ...
Логос (1052)
...является материализм принимающий двигающийся в пространстве и вступающие в разнообразные комбинации частицы материи за истинную реальность, за мир опыта. Все содержание сознания и все законы познания ... Челпанов, «Проблема восприятия пространства», ч. II, 1904, стр. 215). Исходя из указанных предпосылок, эмпиризм считает происшедшими из опыта законы мышления, формы познания, основания математического ...
ДЕКЛАРАЦИЯ БОЖЕСТВЕННЫХ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА.
Каждый имеет право на управление пространством и временем. 4. Каждый имеет право искать, получать и свободно распространять Божественную и духовную информацию. 5....имеет права проникать в Духовное пространство человека и его Пространство Любви против воли человека и находящихся в нём лиц. Статья 12 1.
Онтология (2)
...проблемы, связанные с исследованием диалогического пространства, где разворачиваются этические отношения. Структурирование диалогического пространства сопряжено с выявлением метафизических уровней ..., с необходимостью должна предшествовать онтологии.
ТРЕНДЕЛЕНБУРГ (Trendelenburg) Фридрих Адольф
Пространство, время и причинность уже предполагают движение. Анализируя интуиции пространства и времени, Т. подвергает критике учение Канта о трансцендентальной идеальности этих ...
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (60)
не может быть явлением в пространстве. Из этого можно заключить, что среди внешних явлений никогда не бывает мыслящих существ как таковых, иными словами, мы не можем ...что они получают представления о пространстве, материи, фигуре и т. д., могло бы, если рассматривать его как ноумен (или, лучше, как трансцендентальный предмет), быть в то ...
ДЕБЕЛЯК Алеш. Неуловимые общие мечты (1)
...снаружи, на окраине приемлемого публичного пространства, на террасе, не совсем на улице, но уж точно не среди этой кондиционированной роскоши. Она зарезервирована для избранных....с разной степенью приемлемости) посткоммунистическим пространством. Доминирующая форма языка, предусматривающая эту исключительность, не фиксирована. Не обращая внимания на разницу в исторических конфигурациях, она восходит к тому ...
ФОРМИРОВАНИЕ (6)
пространства в современной физике" (1937), "Формирование научного духа. Вклад в психоанализ объективного познания" (1938), "Философия "не".... Такими инвариантами являются: пространство, временность, каузальность, вещность, интерсубъективность, которые даны в ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 01 30 19:46:16 Психиатрия (1) Например, ...
Артур Шопенгауэр. МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (13)
как и оно наполняют пространство (существующее, может быть, тоже лишь в качестве представления) и как оно действуют в пространстве, это хотя и доказывается бесспорно из ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
...образовательные стандарты обеспечивают: единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального ...получении качественного образования; единства образовательного пространства в Российской Федерации; защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья; преемственности образовательных программ на разных ступенях ...
А.Ф.Лосев ИСТОРИЯ АНТИЧНОЙ ЭСТЕТИКИ РАННЯЯ КЛАССИКА (73)
...общее учение о дифференциале массы, пространства и движения. И.Л.Гейберг тоже пишет о Демокрите: "...многое заставляет предполагать в нем предшественника Архимеда в области исчисления бесконечно ...анализа, и учение о неэвклидовости пространства, и учение о всеобщей связи явлений, и акустику с правильным соотношением тонов, и диалектику с учением об единстве противоположностей, и ...
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (142)
Расстояние, пространство между двумя железнодорожными путями. МЕЖДУРЕЧЬЕ, я,род.мн. чий, ср. Местность между двумя или несколькими реками, включающая водоразделы и прилегающие ...Пространство, расстояние между рядами посаженных растений. || прил. междурядный, ая, ое. МЕЖДУСОБОЙЧИК, а, м. (разг. шутл.). Приятельская встреча, пирушка в узком кругу.
ДУССЕЛЬ (Dussel) Энрике
"иным" в пространстве существующих дискурсов как "маргинальное по отношению к центру", как "Инаковое", как открывающее "бесконечность Другого". "Тотальность" биполярна и поэтому допускает внутри ...свободы и свободы, открывающей "новые пространства"), онтологии — диалектика (описывающая инториорные отношения биполярности как отношения господства угнетения и подчинения зависимости внутри замкнутого пространства).
ТРАНС-ДИСКУРСИВНОСТЬ
...или иного текста на культурное пространство (как, например, роман Э.Рэдклиф "Замок в Пиренеях", сделавший возможными романы ужасов начала 19 в....что "учредитель дискурсивности" реально открывает пространство "для чего то, отличного от себя и тем не менее принадлежащего ему, тому, что они основали".
Психология. (38)
...процедура — один из методов построения пространств семантических субъективных. Предложен американским психологом Ч. Осгудом в 1952 г. и применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, ...выбора пути и местонахождения в пространстве, огороженном стенками и по мере надобности усложняемом структурными компонентами (предметами, убежищами и пр.; 5) метод проблемной клетки (ящика) — нахождение возможности ...
ВНЕВРЕМЕННОЙ
стремление вне пространственного в пространство, вневременного в пределы времени, духа в материю, это есть отношение свободы к необходимости, отношение между "что то" и "ничто", отношение ...развитое и развернутое во времени, пространстве и всех формах закона основания, ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 02 09 07:11:33 Артур Шопенгауэр.
И. Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА (32)
...иное, как эмпирический синтез (в пространстве и времени), и, следовательно, даны только в этом синтезе. Но оттого, что обусловленное (в явлении) дано, вовсе еще не следует, ... в пространстве и времени, всякое условие, к которому мы можем прийти при объяснении данных явлений, в свою очередь обусловлено, так как эти ...
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ 4
...к дадаистскому пониманию коллажа как пространства ... Каталог статей Гуманитарные науки 2011 01 30 19:46:16 КОНЦЕПЦИЯ ...концепты и схемы рассуждений, формируя "фундаментальные вопросы" ("идеи"), в ...новых вариантов космического устройства игрового пространства: мировое древо каждый раз вырастает заново, задавая ...феномен современной культуры выражает такие фундаментальные презумпции постмодерна, как презумпция "заката метанарраций" (см.
Логос (941)
...пределах этих очень больших по пространству территорий передвижение У., равно как отдельных их частей, было совершенно свободное, «безвозбранное». Этот взгляд на землю, как на общее достояние ..., ни определенных пространств для кочевки улусных родов. Бурятские поколения, перекочевавшие в XVI и XVII вв. из Монголии к Байкалу, также занимали земли целыми ...
Адорно Т. Негативная диалектика. (55)
...сделать, если уже намечены координаты пространства за пределами географической карты кантовского разума, некой третьей *"Согласно сказанному, диалектическое утверждение чистого разума должно отличаться от всех софистических положений, ...заключенные в границы представлений о пространстве и времени и, следовательно, ограниченные. Кант не против перехода к аффирма тивности, он не пренебрегает приспособлением.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ (6)
...текстов, выступающих как самодостаточные игровые пространства ментального уровня. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. (42) Следущее, вероятно, является попыткой объяснения иррационального привеска, который добавляется к идее кризиса: ...объектами и ситуациями, как открытые пространства (АГОРАФОБИЯ), замкнутые пространства(... ГиперИнфо. Эрих Фромм. ЧЕРТЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА НОВАЯ НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ (1) ...а господство над техникой и иррациональными ...
Логос (181)
Все явления природы совершаются в пространстве и времени. Это суть «вещей в своем роде», характеризующиеся отсутствием положительных атрибутов. Как пространство, так и время могут быть измерены ...
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (209)
пространство. П, через ручей. 2. кого что. Поместить в другое место. П. чемоданы с крыльца в дом. 3. что.... пространство. П. дорогу и через дорогу. 2. Проползти из одного места в другое. П. в укрытие.
ВРЕМЯ \ПРОСТРАНСТВО \ БЫТИЕ
ВРЕМЯ\ВРЕМЯ 2\ВРЕМЯ 5\ВРЕМЯ 7\ВРЕМЯ 9
ВРЕМЯ 3\ВРЕМЯ 6\ВРЕМЯ 10\ВРЕМЯ 4\ВРЕМЯ 8
ПРОСТРАНСТВО (10)\ПРОСТРАНСТВО (9)\ПРОСТРАНСТВО (8)\ПРОСТРАНСТВО (7)
ПРОСТРАНСТВО (6)\ПРОСТРАНСТВО (5)\ПРОСТРАНСТВО (4)\ПРОСТРАНСТВО (3)
ПРОСТРАНСТВО (2)\ПРОСТРАНСТВО (1)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Теги
Похожие материалы
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.