Меню
Назад » »

НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ

БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

 

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал-демократических студенческих беспорядках исключен из Киевского университета. В 1900 выслан на 3 года в Вологодскую губернию. Состоял в партии кадетов. Выступал в сборниках "Проблемы идеализма" (1902), "Вехи" (1909), "Из глубины" (1918). Организатор Вольной академии духовной культуры в Москве (1918—1922). Преподавал философию в Московском университете. Арестовывался, в 1922 выслан за границу. После краткого пребывания в Берлине, где преподавал в Русском научном институте, с 1924 жил во Франции (Кламар, пригород Парижа), профессор Русской религиозно-философской академии в Париже. Основатель и редактор русского религиозно-философского журнала "Путь" (Париж, 1925—1940), а также редактор издательства ИМКА-ПРЕСС. Огромное литературное и философское дарование, религиозные искания плодотворно и богато отразились в творчестве Б., вобравшем в себя также и плоды его сомнений и трагических конфликтов с самим собой.

В работах "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" (1901), "Философия свободы" (1911), "Смысл творчества. Опыт оправдания человека" (1916), "Судьба России. Опыт по психологии войны и национальности" (1918), "Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы" (1923), "Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии" (1923), "О назначении человека. Опыт парадоксальной этики" (1931), "Основная антиномия личности и общества" (1931), "Генеральная линия советской философии и воинствующий атеизм" (1932), "Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы" (1934), "Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения" (1934), "Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности" (1937), "Человеческая личность и сверхличные ценности" (1937), "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937), "О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии" (1939), "Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19—20 века" (1946), "Самопознание. Опыт философской автобиографии" (1949), "Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого" (1952) и др. Б. исследовал проблемы свободы и кризиса культуры, размышлял над путями русской и всемирной истории двадцатого столетия, осуществлял изыскания историософского характера. Эволюцию философских идей Б. можно разделить (Зеньковский) на четыре периода, каждый из которых определяется по тому акценту, который его характеризует. В первый период Б. выдвигает на первый план этическую проблематику. Второй период отмечен религиозно-мистическим переломом в мировоззрении Б. Третий период определяется акцентом на историософских вопросах (включая и характерный для последних лет Б. интерес к эсхатологии). Четвертый период связан с его персоналистическими идеями. Философские воззрения Б. базировались на ряде автономных идейно-ценностных комплексов, отражавших его индивидуальные предпочтения и приоритеты: своеобычная трактовка личности, оригинальная концепция свободы, идея метаисторического эсхатологического "смысла" исторического процесса.

Противополагая объекты, феномены, мир, необходимость и дух (Бога), свободу, ноуменальную реальность, Б. именно последнюю трактовал как подлинную "вещь в себе" — именно в структурах субъекта, личности и коренится потенциал человеческой духовной свободы. Посюсторонний мир у Б. — продукт "нисхождения", "ниспадения" безосновной, безначальной свободы — самоосуществление духа в субъекте результируется, по Б., в отчужденных объектах, подчиненных необходимости. Объективация духовного начала, согласно Б., искажает его, лишь творческие усилия людей преодолевают отчужденную внеположность объектов человеку. Достижение состояния всеобъемлющего избавления от объективированности феноменов мира через прорыв свободы в эту сферу, конституирование радикально иного "внеисторического" бытия — смысл истории у Б. Различение мира призрачного (это "мир" в кавычках, мировая данность, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного ("мир" без кавычек, "космос", идеальное бытие, где царствует любовь и свобода) — одно из оснований миропредставления Б. Человек, его тело и дух находятся в плену у "мира", призрачного бытия — это есть следствие грехопадения человека, описанного в Библии. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, "выйти из рабства в свободу", из вражды "мира" в "космическую любовь". Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: "Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность". Рассмотрение человека как существа, одаренного огромной творческой мощью, и в то же время вынужденного подчиняться материальной необходимости, определяет характер понимания Б. таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви.

Критикуя ханжеское отношение к этим вопросам современного ему общества и церкви, Б. подчеркивает, что "это мучительнейший вопрос для каждого существа, для всех людей он также безмерно важен как вопрос о поддержании жизни и смерти. Это — проклятый, мировой вопрос, и каждый пытается в уединении, тщательно скрываясь, таясь и стыдясь, точно позора, победить половое разъединение мира, эту основу всякого разъединения, последний из людей пытается любить, хотя бы по-звериному". Глубинное основание полового влечения Б. видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности божественной. Это воссоединение в любви есть одновременное творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости, в космос, царство свободы. Любовь творит иную, новую жизнь, вечную жизнь лица. "В творческом акте любви раскрывается творческая тайна лица любимого. Любящий знает о лице любимого то, чего весь мир не знает, и любящий всегда более прав, чем весь мир". По мнению Б., нет общественного прогресса — смысл истории в обретении людьми в собственной эволюции ипостаси обитателей "мира свободного духа", находящегося вне реального исторического времени, в ином ("эсхатологического характера") измерении.

Соприкасание мира посюсторонней истории и "царства божия", вкупе с его подлинной духовностью, потенциально осуществимо в любой момент времени: Бог, дух являют себя миру, не корректируя его. Созданная Б. система новых мировоззренческих ориентации в миро- и человековедении была связана с выбором им жестко определенной системы гуманистических координат, осознанием и пониманием того, что по сравнению с человеческой личностью весь мир — ничто, "все внешнее, предметное, материальное есть лишь символизация свершающегося в глубине духа, в Человеке". Наиболее полно основополагающее значение моральной, истинно человеческой сферы в творчестве Б. прозвучало в книге "Смысл творчества". Вся эта работа есть апофеоз человека, его моральное возвеличение, при котором основной задачей человека становится творчество. "Цель человека не спасение, а творчество", — пишет Б. "Не творчество должны мы оправдывать, а наоборот — творчеством должны мы оправдывать жизнь". Для Б. "творческий акт задерживается в мире искуплением", а в моральном сознании, по Б., открывается внутренняя двойственность: "христианство как мораль искупления, не раскрыло морального творчества". Нельзя жить в мире и творить новую жизнь, пишет Б., с одной моралью послушания. А это уже попытка найти новую "этику творчества", возлагающую на человека ответственность за его судьбу и судьбу мира. Апофеоз творчества связывается с персоналистической метафизикой, которую развивал Б. в книгах "О рабстве и свободе человека" и "Я и мир объектов", с учением об "объективации духа". По словам Б., в нем всегда была "влюбленность в высший мир", а к "низшему миру — только жалость", т.е. жалость к миру, который есть лишь "объективация духа", а не подлинное бытие, не первореальность. По Б., есть два пути самореализации личности: "объективация", или принятие "общеобязательных" форм жизни, и путь "трансцендирования", или "жизнь в свободе". Объективация всегда "антиперсоналистична", ибо обезличивает человека, создает "рабью" психологию.

Личность в своем подлинном и творческом движении стеснена, как считает Б., неотвратимой и роковой объективацией, поэтому "быть в мире есть уже падение". Идея об объективации служит тому, чтобы отделить личность от мира, вобрать творчество вовнутрь человека. Но тогда творчество, которое стремится "овладеть" миром, теряет свой смысл, так как результаты творчества снова связывают нас с "падшим" миром. Понимая, что персонализм, отчуждая личность от мира, провозглашает не просто трагичность творчества, но и обессмысливает его, Б. ввел новое понятие "экспрессивности", которая призвана стать на место "объективации". "Экспрессивность" вводит нас в творчество и во внешний мир, но "сохраняет" и то, что было в личности. Однако преодолеть противоречивость концепции, которая формировалась всю жизнь, Б. так и не удалось: творчество у него неизбежно ведет к "объективации", хотя оно же назначено ее разрушить. Признание примата личностного над социальным позволило Б. выступить против практики тотального подчинения индивида общественно-утилитарным целям и провозгласить свободу человека в качестве самодовлеющей ценности. Последовательно выступая против "разжигания инстинктов" масс и разгула стихии насилия, Б. стремился понять причины и механизмы несвободы человека и отчужденный характер создаваемой им культуры. По мысли Б., несмотря на героическую борьбу людей за свою свободу на протяжении почти всей своей истории, они все же остаются несвободными и в лучшем случае, в результате всех своих усилий, меняют одну несвободу на другую. В своей исторической судьбе, с точки зрения Б., человек проходит разные стадии, и всегда трагична эта судьба. В начале человек был рабом природы, и он начал героическую борьбу за свое сохранение, независимость и освобождение. Он создал культуру, государства, национальные единства, классы. Но он стал рабом государства, национальности, классов. Ныне, утверждал Б., вступает он в новый период.

Он хочет овладеть иррациональными общественными силами. Он создает организованное общество и развитую технику, делает человека орудием организации жизни и окончательного овладения природой. Но он становится рабом организованного общества и техники, рабом машины, в которую превращено общество и незаметно превращается сам человек. Тревога и печаль Б. по поводу неизбывности человеческого рабства побуждали его обратить внимание на комплекс освободительных и псевдоосвободительных идей, циркулировавших в то время в общественном сознании. Б., отдав дань увлечению марксовой философско-социологической парадигмой, отвергнул ее затем из-за неприятия идеи пролетарского мессианизма, а также вследствие собственной ориентации на рассмотрение человека, его культуры и деятельности в контексте не столько "частичных", идеологизированных, сколько универсальных критериев. В этой связи блестящий русский интеллектуал Струве, комментируя книгу Б. "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии", подчеркивал, что истина и идеал у автора не заимствуют своего достоинства от классовой точки зрения, а сообщают ей это достоинство. Такова точка зрения философского идеализма. Принципиально же, это — внеклассовая, общечеловеческая точка зрения, и было бы нечестно и смешно, по Струве, утаивать это. Отдавая должное марксизму как социологической доктрине, Б. отрицал его притязания на статус философии истории, ибо данному учению присуще отождествление духовного существа, "общечеловека" и человека классового, группового и эгоистичного с прагматичными и узкими целями и ценностями. Марксизм, по Б., выступая как объяснительная модель социологического уровня при анализе общественно-экономических процессов, не способен наполнить историю имманентным смыслом, сформулировав для человечества действительный идеал исторического развития. В дальнейшем Б. обратился к задаче выработки нового религиозного сознания, которое должно было содействовать прояснению существа человека, духа, свободы и современной социальной ситуации.

Именно с этих позиций Б. осуществил исследование одной из наиболее запутанных и идеологизированных проблем социологического и социально-философского теоретизирования последних веков — проблемы равенства. Подвергая критике идею равенства как "метафизически пустую идею", ведущую к энтропии и гибели социального мира, Б. провозгласил особую ценность свободы, любви к свободе и, в конечном счете, значимость права на неравенство. Б. был, пожалуй, одним из первых социальных философов, обративших внимание на формирование отчужденного характера социальных ценностей и социальных движений своего времени. В частности, Б. зафиксировал и дал своеобычную интерпретацию определенного рода трансформационным процессам в учении и политической практике социализма. По мысли Б., социалистическая идея как результат теоретической и практической деятельности людей обретает некую самостоятельную и самодовлеющую сущность, приобретающую при всей своей антирелигиозной направленности отчетливо выраженную телеологическую, мессианскую и религиозную окраску. В социализме, как религии, утверждал Б., проявляется что-то сверхчеловеческое, религиозно-тревожное и в социалистически-религиозном пафосе чувствуется уже сверхисторическое начало. Социализму как особой лже-религии, согласно Б., присущи свои святыни ("народ", "пролетариат"), свое учение о грехопадении (появление частной собственности), культ жертвенности (счастье будущих поколений как смысл существования людей), экстремально-эсхатологическое переживание истории, которая должна завершиться установлением "рая на земле". Но это, по Б., демоническая религия. Основатели теории научного социализма, с его точки зрения, не интересовались тем, как их идеи трансформируются в психиках миллионов индивидов. Еще в 1907 Б. предупреждал, что в границах социалистического сознания рождается культ земной материальной силы, нарастает процесс гипостазирования общественных универсалий, порождающий устремление к сверхчеловеческому — к "новому земному богу", возвышающемуся на груде человеческих трупов и развалинах вечных ценностей.

Анализируя "истоки и смысл русского коммунизма", Б. квалифицировал его как "неслыханную тиранию" и вскрыл людоедскую сущность большевизма, основанного на принципах антигуманизма, антидемократизма, отрицания свободы и прав человека, постоянно приносящего людей и их интересы в жертву ненасытному государству. Подвергая критическому анализу разнообразные концепции социального прожектерства и социального утопизма, Б. констатировал, что утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем до сих пор предполагалось. Это суждение Б., беспощадная глубина которого быть может не вполне осознавалась даже им самим, стало апокалипсическим знамением многострадального 20 в. Предельно негативно оценивая разнообразные социологические версии учения об общественном прогрессе, Б. настаивал на признании абсолютной и непреходящей ценности всякого поколения людей и всякой культуры. По Б., данное учение "заведомо и сознательно утверждает, что для огромной массы человеческих поколений и для бесконечного ряда времен и эпох существует только смерть и могила... Все поколения являются лишь средством для осуществления этой блаженной жизни, этого счастливого поколения избранников, которое должно явиться в каком-то неведомом и чуждом для нас грядущем". Нравственный смысл и пафос этого тезиса Б. противостоял революционистским риторикам, постулирующим пренебрежение человека к собственной судьбе, его самоуничижение ввиду принадлежности к "менее совершенному" поколению либо "менее прогрессивной" культуре. Одновременно Б. отвергал и цели тех реформаторов истории, которые видят смысл жизни поколений настоящего, главным образом, как процесс обеспечения достойной жизни грядущим поколениям. Размышляя в последние годы жизни о трагических судьбах России, Б. был твердо убежден в том, что обновление и освобождение Родины явится результатом не какого-то давления извне, а произойдет от имманентных импульсов, "от внутренних процессов в русском народе". Возрождение прерванных культурных ценностей, принципов самоценности и суверенности личности, идеалов духовной свободы может и должно, по Б., выступить основанием для этого процесса.

Будучи по существу романтиком и мало интересуясь реальностью, Б., мысль которого работала очень интенсивно, постоянно находился под властью своих исканий. Самое глубокое в нем было связано с его этическими поисками, с его публицистическими темами; все его метафизическое дарование здесь проявлялось с огромной силой. В этой сфере Б. по праву имел мировое значение; к его голосу прислушивались во всем мире. Наиболее значительный вклад Б. в диалектику русской и мировой мысли определялся его философскими построениями в сфере морали. Идеи Б. оказали значительное влияние на развитие французского экзистенциализма и персонализма, а также на социально-философские концепции "новых левых" течений во Франции 1960—1970-х.

А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко

 

о. Александр Мень Николай Александрович Бердяев (1)
Александр Мень Николай Александрович Бердяев В Петербурге в начале XX века произошло важное событие начали свою работу Петербургские религиозно философские собрания.... Николай Александрович Бердяев приезжал туда, и впоследствии, на протяжении многих десятилетий, темы, которые бурно дебатировались на Собраниях, постоянно присутствовали в его произведениях.

о. Александр Мень Николай Александрович Бердяев (2)
И Бердяев вместе со своими друзьями единомышленниками ответил на эту книгу блестяще! Он показал, что фатум, исторический рок, который действительно может вести ... Христианство, говорит Бердяев, бросает вызов судьбе и никогда не может примириться с механическим, мертвящим, фатальным. Можно сказать, что в Бердяеве бессмертие жило как ...

Н.А.Бердяев. СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА. Опыт оправдания человека. (1)
Бердяев СМЫСЛ ТВОРЧЕСТВА Опыт оправдания человека «Ich weiss, das ohne mich Gott nicht ein Nu kann leben, Werd ich zu nicht, ... Соловьевской идее «положительного всеединства» Бердяев придает персоналистическую трактовку, связывая перспективу становления Богочеловечества с личностным творческим актом. Так сохраняется и трагизм свободы, постулированный Достоевским.

Николай Бердяев. СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. (1)
Николай Бердяев СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ К пониманию нашей эпохи ГЛАВА I Суд ...

Николай Бердяев. Я И МИР ОБЪЕКТОВ. (1)
Николай Бердяев Я И МИР ОБЪЕКТОВ Опыт философии одиночества и общения Самый могущественный человек тот, ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА. (1)
Николай Бердяев ФИЛОСОФИЯ СВОБОДНОГО ДУХА Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться ...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (1)
Н.А.Бердяев ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь ...

Н.А.Бердяев. Истина и откровение. (1)
Н.А.Бердяев Истина и откровение Пролегомены к критике Откровения . ПРЕДИСЛОВИЕ Книга эта представляет пересмотр основных ...

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (1)
Н.А.Бердяев САМОПОЗНАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Книга эта мной давно задумана. Замысел книги мне представляется своеобразным.

Н. Бердяев
Бердяев родился в дворянской семье. Его отец, Александр Михайлович Бердяев, был офицером кавалергардом, потом киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления ...

БЕРДЯЕВ Николай Александрович
БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — русский философ и публицист. В 1898 за участие в социал демократических студенческих беспорядках ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (1)
Николай Бердяев ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА ПИСЬМО ПЕРВОЕ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Письма эти, в которых я хочу подвести итог ...

Николай Бердяев. О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА. (1)
Николай Бердяев О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА Опыт персоналистической философии La mode est aujourd'...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (5)
Бердяев приводит в своей книге «А.С.Хомяков» (М., 1912. С.45). [2] Понятие «меонизм», например, использовал Н.М....философии использовал понятие «меонизм» близкий Бердяеву этого периода по православному умонастроению В.Ф.Эрн. Он считал, что в творчестве Л.М.Лопатина, С.Н.Трубецкого, В.

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (34)
Бердяев] | ["Философия свободы"] | [Библиотека "ВЕХИ"] © 2000, Библиотека "ВЕХИ" [1] В качестве приложения к «Философии свободы» Бердяев поместил опубликованную в июльском номере ...

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (2)
Бердяев был атаманом войска Донского. Прадед генерал аншеф Н. М. Бердяев был новороссийским генерал губернатором. Его переписка с Павлом I была ...

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (28)
...мне была идея Богочеловечества, – признавал Бердяев, – которую продолжаю считать основной идеей русской религиозной мысли. Но соловьевцем я никогда не был» (Самопознание. С. 173).... [11] Близость Бердяева к философии «общего дела» Н.Ф.Федорова наиболее очевидна именно в утверждении идеи «завоевания» воскресения.

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (14)
...упоминание «Софии» неорганично для философии Бердяева и свидетельствует лишь о его солидарности с «софиологами» С.Н.Булгаковым и П.А.Флоренским. Позднее Бердяев в «софиологии» (к которой по ...

Николай Бердяев ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
Николай Бердяев ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ВЛ. СОЛОВЬЕВА Все более или менее признают, что Вл.

Николай Бердяев. Алексей Степанович Хомяков. (1)
Николай Бердяев Алексей Степанович Хомяков Предисловие Моя монография об Алексее Степановиче Хомякове не есть историческое исследование ...

Николай Бердяев. Константин Леонтьев. (1)
Николай Бердяев Константин Леонтьев Очерк из истории русской религиозной мысли Глава I Происхождение. Молодость в Москве.

Николай Бердяев. Константин Леонтьев. (22)
Николай Бердяев Константин Леонтьев Очерк из истории русской религиозной мысли Библиография Подробная библиография о К.

Николай Бердяев. О книге С.Л.Франка Непостижимое
Николай Бердяев О книге С.Л.Франка "Непостижимое" Книга С.Л.Франка значительная.

Н.А.Бердяев. ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ. (10)
Предлагаемое здесь решение вопроса о взаимоотношении знания и веры принципиально отличается от трех типических решений, нами отвергнутых.... [10] Бердяев следует за той интерпретацией евангельского рассказа об искушениях Христа, которая представлена Достоевским в романе «Братья Карамазовы» («поэма» Ивана Карамазова «Великий ...

Н.А.Бердяев. Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo. (1)
Н.А.Бердяев Mиpocoзepцaниe Дocтoeвcкoгo И cвeт вo тьмe cвeтит, и тьмa нe oбъялa eгo, Om Иoaннa.

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (3)
В детстве и юности я знал мир феодально аристократический высшего стиля. Это связано с польскими родственниками моей матери.... Мать часто говорила, что Бердяевы не совсем нормальны, Кудашевы же нормальны. Мой брат был человек нервно больной в тяжелой форме.

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (28)
Глава IX РУССКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МИР КОММУНИСТИЧЕСКИЙ Я пережил русскую революцию как момент моей собственной судьбы, а не ...однажды было напечатано, что у Бердяева во Вторник опять было собрание, на котором обсуждался вопрос, антихрист ли Ленин, и в результате собеседования было решено, что Ленин ...

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (29)
В стихии большевистской революции и в ее созиданиях еще больше, чем в ее разрушениях, я очень скоро почувствовал ...бандитизм, нельзя ли отвезти господина Бердяева домой на автомобиле?” Автомобиля не нашлось, но меня отвез с моими вещами солдат на мотоциклетке.

Н.А.Бердяев. САМОПОЗНАНИЕ. (42)
ТЯЖЕЛЫЕ ГОДЫ (Добавление 1940–46 годов) Моя автобиография оборвалась и требует добавления, которое имеет довольно большое значение....ценимого в Германии философа, как Бердяев. По словам представителя гестапо, это вызвало переполох, что, конечно, было преувеличением. Но я себе не раз задавал вопрос, почему я ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (2)
Русский народ не есть народ западноевропейский, он — в большей степени народ восточноазиатский.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (3)
ПИСЬМО ВТОРОЕ О РЕЛИГИОЗНО ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАХ ОБЩЕСТВЕННОСТИ Господствующее сознание XIX века, которое мнило себя «передовым» и «прогрессивным», ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (4)
Многие из вас любят говорить о свободе и освобождении. Но кто освобождается у вас, о чьей свободе ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (5)
ПИСЬМО ТРЕТЬЕ О ГОСУДАРСТВЕ Как слабы и беспомощны все ваши рационалистические теории государства.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (6)
Империализм стар, как мир, он возник не в нашу буржуазно капиталистическую эпоху.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (7)
ПИСЬМО ЧЕТВЁРТОЕ О НАЦИИ Люди вашего, враждебного мне, склада мало думали о нации и национальной проблеме.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (8)
На французском языке есть два слова для обозначения двух существенно различных понятий — nation и peuple .

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (9)
ПИСЬМО ПЯТОЕ О КОНСЕРВАТИЗМЕ Я хочу говорить сейчас о консерватизме не как о политическом направлении и политической ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (10)
ПИСЬМО ШЕСТОЕ ОБ АРИСТОКРАТИИ Любовь к аристократической идее сделалась уделом немногих в ваш демократический век.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (11)
Культура не есть дело одного человека и одного поколения. Культура существует в нашей крови.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (12)
ПИСЬМО СЕДЬМОЕ О ЛИБЕРАЛИЗМЕ Слово либерализм давно уже потеряло всякое обаяние, хотя происходит оно от прекрасного слова ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (13)
Вы любите противополагать либерализм и социализм как два вечно враждующих и несовместимых начала.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (14)
ПИСЬМО ВОСЬМОЕ О ДЕМОКРАТИИ Токвиль так передает своё впечатление от поступательного роста демократии в начале своей блестящей ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (15)
Демократическая идеология есть крайний рационализм. Он покоится на вере в возможность рационализировать человеческую жизнь и окончательно устроить ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (16)
ПИСЬМО ДЕВЯТОЕ О СОЦИАЛИЗМЕ Социализм не есть выдумка наших дней. Социализм — одно из вековечных начал, действовавших ещё ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (17)
Ваш социализм есть принудительная добродетель и принудительное братство. Вот чем противен ваш социализм, вот почему он эстетически ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (18)
Вот проблема, над которой вы слишком мало задумывались и которую вы отталкиваете от себя своим извращенным морализмом.

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (19)
ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ ОБ АНАРХИЗМЕ Анархизм, как и социализм, есть одно из вековечных устремлений, с давних времен проявлявшееся ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (20)
В основе религиозного анархизма можно открыть атрофию чувства личности. У толстовцев, духоборов и других религиозных анархистов личность ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (21)
ПИСЬМО ОДИННАДЦАТОЕ О ВОЙНЕ Жизнь в этом мире есть борьба. Борьба — дитя греховного раздора, она происходит от ...

Николай Бердяев. ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА. (22)
Войны бывают очень разнокачественные по своему характеру. Бывают войны более или менее равных по своей силе и ...

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar