- 1080 Просмотров
- Обсудить
Борис Абрамович Слуцкий (7 мая 1919, Славянск — 23 февраля 1986, Тула) — русский поэт-фронтовик, переводчик. Родился в Славянске в еврейской семье. Отец был мелким служащим, мать — преподавательницей музыки. Его двоюродный брат Меир Хаймович Слуцкий (Меир Амит) в 1962—1963 годах возглавлял военную разведку Израиля, а затем до 1968 года — Моссад. В 1922 году вместе с семьёй переехал в Харьков. В 1937—1941 годах учился в Московском юридическом институте, одновременно с 1939 года — в Литературном институте им. Горького (окончил в 1941 году, в первые дни войны).
Борис Абрамович Слуцкий
Дети смотрят на нас
голубыми глазами. Дети плачут о нас горевыми слезами. Дети смотрят на нас. Дети каждый твой шаг подглядят и обсудят, вознесут до небес или твердо осудят. Дети смотрят на нас. Обмануть — не моги, провести — и не пробуй этот взгляд, что пурги зауральской суровей. Дети смотрят на нас.Борис Слуцкий. Стихи разных лет.
Из неизданного.
Москва: Советский писатель, 1988.
ЦЕННОСТИ
Ценности сорок первого года: я не желаю, чтобы льгота, я не хочу, чтобы броня распространялась на меня. Ценности сорок пятого года: я не хочу козырять ему. Я не хочу козырять никому. Ценности шестьдесят пятого года: дело не сделается само. Дайте мне подписать письмо. Ценности нынешнего дня: уценяйтесь, переоценяйтесь, реформируйтесь, деформируйтесь, пародируйте, деградируйте, но без меня, без меня, без меня.Борис Слуцкий. Стихи разных лет.
Из неизданного.
Москва: Советский писатель, 1988.
* * *
Песню крупными буквами пишут, и на стенку вешают текст, и поют, и злобою пышут, выражают боль и протест. Надо все-таки знать на память, если вправду чувствуешь боль, надо знать, что хочешь ославить, с чем идешь на решительный бой. А когда по слогам разбирает, запинаясь, про гнев поет, гнев меня самого разбирает, смех мне подпевать не дает.Борис Слуцкий. Стихи разных лет.
Из неизданного.
Москва: Советский писатель, 1988.
* * *
Не ведают, что творят, но говорят, говорят. Не понимают, что делают, но все-таки бегают, бегают. Бессмысленное толчение в ступе — воды, и все это в течение большой беды! Быть может, век спустя интеллигентный гот, образованный гунн прочтет и скажет: пустяк! Какой неудачный год! Какой бессмысленный гул! О чем болтали! Как чувства мелки! Уже летали летающие тарелки!Борис Слуцкий. Стихи разных лет.
Из неизданного.
Москва: Советский писатель, 1988.
* * *
Ожидаемые перемены околачиваются у ворот. Отрицательные примеры вдохновляют наоборот. Предает читателей книга, и добро недостойно зла. В ожидании скорого сдвига жизнь — как есть напролет — прошла. Пересчета и перемера ветер не завывает в ушах. И немедленное, помедля сделать шаг, не делает шаг.Борис Слуцкий. Стихи разных лет.
Из неизданного.
Москва: Советский писатель, 1988.
* * *
Уже не любят слушать про войну прошедшую, и как я ни взгляну с эстрады в зал, томятся в зале: мол, что-нибудь бы новое сказали. Еще боятся слушать про войну грядущую, ее голубизну небесную, с грибами убивающего цвета. Она еще не родила поэта. Она не закусила удила. Ее пришествия еще неясны сроки. Она писателей не родила, а ныне не рождаются пророки.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
КЛИМАТ НЕ ДЛЯ ЧАСОВ
Этот климат — не для часов. Механизмы в неделю ржавеют. Потому, могу вас заверить, время заперто здесь на засов. Время то, что, как ветер в степи, по другим гуляет державам, здесь надежно сидит на цепи, ограничено звоном ржавым. За штанину не схватит оно. Не рванет за вами в погоню. Если здесь говорят: давно,— это все равно что сегодня. Часовые гремуче храпят, проворонив часы роковые, и дубовые стрелки скрипят, годовые и вековые. А бывает также, что вспять все идет в этом микромире: шесть пробьет, а за ними — пять, а за ними пробьет четыре. И никто не крикнет: скорей! Зная, что скорей — не будет. А индустрия календарей крепко спит, и ее не будят.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
ПАМЯТНИК ДОСТОЕВСКОМУ
Как искусство ни упирается, жизнь, что кровь, выступает из пор. Революция не собирается с Достоевским рвать договор. Революция не решается, хоть отчаянно нарушается Достоевским тот договор. Революция это зеркало, что ее искривляло, коверкало, не желает отнюдь разбить. Не решает точно и веско, как же ей поступить с Достоевским, как же ей с Достоевским быть. Из последних, из сбереженных на какой-нибудь черный момент — чемпионов всех нерешенных, но проклятых вопросов срочных, из гранитов особо прочных воздвигается монумент. Мы ведь нивы его колосья. Мы ведь речи его слога, голоса его многоголосья и зимы его мы — пурга. А желает или не хочет, проклянет ли, благословит — капля времени камень точит. Так что пусть монумент стоит.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
СТАРЫЕ ЦЕРКВИ
Полутьма и поля, в горизонты оправленные, широки как моря. Усеченные и обезглавленные церкви бросили там якоря. Эти склады и клубы прекрасно стоят, занимая холмы и нагорья, привлекая любой изучающий взгляд на несчастье себе и на горе. Им народная вера вручала места, и народного также неверья не смягчила орлиная их красота. Ощипали безжалостно перья. Перерубленные почти пополам, небеса до сих пор поднимают, и плывет этот флот по лугам, по полям, все холмы, как и встарь, занимает. Полуночь, но до полночи — далеко. Полусумрак, но мрак только начат. И старинные церкви стоят высоко. До сих пор что-то значат.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
ПРОЕКТ СТРАШНОГО СУДА
Страшный суд не будет похож на народный и на верховный. Род людской, дурной и греховный, он, возможно, не вгонит в дрожь. Может быть, бедный род людской отбоярится, отопрется, откричится и отоврется и тихонько уйдет на покой. А покой — это вам не рай, это вам не поповский фетиш, где что хочешь, то выбирай, куда хочешь, туда и поедешь. Страшный суд не имеет средств, чтоб взвалить на себя этот крест устроения рода людского. Он поступит иначе. Толково. Словно бедного профсоюза в доме отдыха, он разрешит самые неотложные узы и в округе гулять разрешит. И трехразовым он питанием обеспечит, постельным бельем и культмассовым воспитанием. Вот и весь возможный объем благ. А более даже странно ждать от тех роковых минут. Потому что он все-таки Страшный, не какой-нибудь, суд!Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
* * *
Потребности, гордые, словно лебеди, парящие в голубой невесомости, потребности в ужасающей степени опередили способности. Желанья желали всё и сразу. Стремленья стремились прямо вверх. Они считали пошлостью фразу «Слаб человек!». Поскольку был лишь один карман и не было второго кармана, бросавшимся к казенным кормам казалось, что мало. А надо было жить по совести. Старинный способ надежен и прост. Тогда бы потребности и способности не наступали б друг другу на хвост.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
СОВЕСТЬ
Начинается повесть про совесть. Это очень старый рассказ. Временами, едва высовываясь, совесть глухо упрятана в нас. Погруженная в наши глубины, контролирует все бытие. Что-то вроде гемоглобина. Трудно с ней, нельзя без нее. Заглушаем ее алкоголем, тешем, пилим, рубим и колем, но она на распил, на распыл, на разлом, на разрыв испытана, брита, стрижена, бита, пытана, все равно не утратила пыл.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
* * *
Во-первых, он — твоя судьба, которую не выбирают, а во-вторых, не так уж плох таковский вариант судьбы, а в-третьих, солнышко блестит, и лес шумит, река играет, и что там думать: «если бы», и что там рассуждать: «кабы». Был век, как яблочко, румян. Прогресс крепчал вроде мороза. Выламываться из времен — какая суета и проза. Но выломались из времен, родимый прах с ног отряхнули. Такая линия была, которую упорно гнули. Они еще кружат вокруг планеты, вдоль ее обочин, как спутничек с собачкой Друг, давно подохшей, между прочим. Давно веселый пес подох, что так до колбасы был лаком, и можно разве только вздох издать, судьбу его оплакав. Оплачем же судьбу всех тех, кто от землицы оторвался, от горестей и от утех, и обносился, оборвался, и обозлился вдалеке, торя особую дорожку, где он проходит налегке и озирается сторожко.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
* * *
Деревня, а по сути дела — весь. История не проходила здесь. Не то двадцатый век, не то двадцатый до Рождества Христова, и стрельчатый готический седой сосновый бор гудит с тех пор и до сих пор. Не то двадцатый век, не то второй. Забытая старинною игрой в историю извечная избенка и тихий безнадежный плач ребенка. Земля и небо. Между — человек. Деталей нет. Невесть который век.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
РЕКВИЗИТ ДВУХ СТОЛЕТИЙ
Поскорей высчитывайте шансы — или джинсы, или дилижансы. Синтез двух столетий невозможен — реквизит на разных складах сложен и по разным ведомствам оформлен. Будь столетьем собственным доволен. Двум столетьям вместе не ужиться — или дилижансы, или джинсы. Надеваю джинсы потопорней, но не забываю свои корни. Погремучей джинсы надеваю, с корнем дилижанс не отрываю, раз уж для меня определили это каверзное или — или. Вдруг удастся им объединиться — с дилижансом сочетаться джинсам.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
МЕСТНОСТЬ И ОКРЕСТНОСТЬ
Я в таком селе поселился, где никто мне в душу не лез. Было весело — веселился. Было грустно — рыдал до слез. Столько было грибов в этой местности, что они начинались в окрестности моего окна и крыльца, продолжались же — без конца. А язык местного населения, его выговор и разговор жажды означал утоление и звучит во мне до сих пор. У высокого местного неба звезды были — одна к одной. А у местного круглого хлеба запах был густой и ржаной. А старухи здешней местности славились во всей окрестности как по линии доброты, так по линии верности, честности, были ласковы и просты. А над крышами всеми кресты телевизоров возвышались, и вороны на них не решались почему-то сидеть, не могли. А от здешней зеленой земли к небу восходили деревья, и цветы, и пары куренья от земли прямо к небу шли.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
МОРАЛЬНЫЙ ИЗНОС
Человек, как лист бумаги, изнашивается на сгибе. Человек, как склеенная чашка, разбивается на изломе. А моральный износ человека означает, что человека слишком долго сгибали, ломали, колебали, шатали, мяли, били, мучили, колотили, попадая то в страх, то в совесть, и мораль его прохудилась, как его же пиджак и брюки.Борис Слуцкий. Судьба.
Стихи разных лет.
Москва, "Современник", 1990.
* * *
Виноватые без вины виноваты за это особо, потому что они должны виноватыми быть до гроба. Ну субъект, ну персона, особа! Виноват ведь! А без вины! Вот за кем приглядывать в оба, глаз с кого спускать не должны! Потому что бушует злоба в виноватом без вины.
Борис Слуцкий. Судьба. Стихи разных лет. Москва, "Современник", 1990.
Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)
МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ | РИТОРИКА
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.