Меню
Назад » » 2012 » АПРЕЛЬ » 19

ПСИХОЛОГИЯ (2)




ЧАСТНЫЕ БЕСПЛАТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ / ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ






















     ПСИХОЛОГИЯ

 

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (5)
...множества индивидуальных различий в человеческой психологии существует также и целый ряд типических различий. Прежде всего выделяются два различных типа, которые я назвал типом интровертным и типом ...которая не только в аналитической психологии, но и в других областях науки, равно как и в личных отношениях между людьми, вела и продолжает вести к недоразумениям ...
 
психология (от греч. psyche — душа и logos — учение, наука) — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от физиологических, но не отделимых от них психических процессов, актов, состояний. В течение столетий явления, изучаемые П., обозначались общим термином «душа» и считались предметом одного из разделов философии, названного в XVI в. П. Сведения об указанных явлениях накапливались и во многих других направлениях исследований, а также в различных сферах практики (в особенности медицинской и педагогической). Своеобразие этих явлений, их данность человеку в форме непосредственных, неотчуждаемых от него переживаний, их особая познаваемость, обусловленная способностью индивида к самонаблюдению и самоотчету о них, их интимно-личностная ценность были истолкованы религиозно-идеалистическими учениями как показатель их порождаемости особой сущностью. В противовес этому развивалась материалистическая традиция, ориентированная на союз П. с естествознанием, укреплявшая научное знание о психике, исходя из достижений в изучении ее материального субстрата (органов чувств и высших нервных центров). Было показано, что психические процессы, будучи продуктом взаимодействия индивида с внешней средой, сами являются активным причинным фактором (детерминантой) поведения. Если идеалистические концепции неправомерно объясняли эту активность особой психической причинностью, познаваемой путем внутреннего наблюдения (интроспекции), то естественно-научное исследование генетически первичных форм психики (а также ее патологических проявлений) утвердило приоритет объективных методов, к-рые в дальнейшем стали определяющими для П. Самонаблюдение сохраняет значение важного, но вспомогательного источника информации о человеческой психике, сущностной характеристикой которой является сознание. Будучи порождением и функцией социальных (надындивидуальных) процессов, сознание индивидуального субъекта имеет свою системную и смысловую организацию, придающую различным проявлениям психики (познавательным, мотивационно-аффективным, операциональным, личностным) свойства, качественно отличающие их от психики животных. Возможность постижения процессов сознания независимо от рефлексии (самоотчета) о них субъекта обусловлена тем, что они возникают и развиваются в объективной системе его отношений с другими людьми, окружающим миром. В этой же системе, «всматриваясь» в других, субъект приобретает способность судить о внутреннем плане своего поведения (см. Я-концепция). Не все компоненты этого плана переводимы на язык сознания, но и они, образуя сферу бессознательного, служат предметом П. Зависимость человеческого поведения от биологических и социальных факторов определяет своеобразие его исследования в П., которая развивается в «диалоге» между данными о природе и о культуре, интегрируемые в ее собственные понятия, несводимые к другим и в свою очередь используемые другими науками. В ходе разработки основных проблем П. сформировался ее категориальный аппарат, в к-ром выделяются категории образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика П. неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива. Включение П. в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другими науками П. сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, к-рые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научно-технический прогресс. Изучение проблем «искусственного интеллекта», с одной стороны, творчества — с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями П. Наряду с ними стремительно развиваются социальная П. и П. управления, решающие задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность П. в многоплановый контекст взаимодействия различ ных социальных, естественных и технических наук (на уровне как фундаментальных, так и прикладных ис следований) придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дальнейшего развития.
 
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
Психология. (106)
В психологии и социологии различные шкалы применяются для изучения разных характеристик социально психологических явлений. Первоначально выделялись четыре типа числовых систем, определявших соответственно ... Впсихологии и социологии шкалы оценок стали применяться одними из первых. Простейший пример такой шкалы — обычная школьная система баллов.

Социальная психология. (33)
Психология самореализующихся ожиданий и фондовая биржа Вечером 6 января 1981 г. Джозеф Грэнвилл, популярный во Флориде советник по инвестициям, телеграфировал своим ...Джон Мэйнард Кейнс сравнил подобную психологиюфондовой биржи с популярными конкурсами красоты, которые проводили лондонские газеты. Победителем конкурса становился тот подписчик, кто выбирал из сотни лиц ...

Сушков Игорь Рудольфович. Психология взаимоотношений групп в социальной системе (1)
...Сушков Игорь Рудольфович "Психология взаимоотношений групп в социальной системе" Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Диссертационное исследование на тему "Психология взаимоотношений групп в социальной системе" ...

Факультет психологии СПбГУ
...Выпускники Неформально Новости Кафедры медицинской психологии и психофизиологии общей психологии онтопсихологии педагогики и педагогической психологии политической психологии психологии и педагогики личностного и профессионального развития психологии кризисных ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (2)
...году Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в Цюрихе, в том же году он основал Швейцарское общество практической психологии.

ГиперИнфо. Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 11
Но само объяснение становится в психологии возможным, поскольку новая точка зрения не игнорирует внешние проявления вещей, не ограничивается исключительно генетическим рассмотрением, но с необходимостью включает в ...заключается в том, что в психологии мы часто сталкиваемся с такими процессами, которые уже омертвели, т. е. проделали очень долгое историческое развитие и превратились в какую ...

Социальная психология. (49)
Размышления об эволюционной психологии Не подвергая сомнению естественный отбор как таковой — процесс, посредством которого природа отбирает физические и поведенческие черты, способствующие выживанию генов, — критики эволюционного направления в психологии находят в толкованиях его приверженцев ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (9)
...удивительно поэтому, что и наша психология отличается, главным образом, отрицательной установкой по отношению к бессознательному. Понятно, более того необходимо, чтобы наука исключала точку зрения чувства, равно ...как же дело обстоит с психологией? Поскольку она считает себя наукой, постольку и она принуждена поступать так же. Но исчерпывает ли она тем предмет своих исследований?

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (8)
Психология сюжета, героя, литературных идей, чувств. Психологическое противоречие формализма. Непонимание психологии материала. Практика формализма. Элементарный гедонизм Уже из предыдущего мы видели, ...

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
...год опубликования "Введения в социальную психологию" (У.Мак Дугалл) и "Социальной психологии" Дж.Росса. Примечательно, что первая из них посвящена "естественным склонностям и способностям человеческого мышления", ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (4)
Иначе обстоит дело с аналитической психологией Юнга. Отклонить притязания последней не так то легко. В противоположность психосексуализму она вторгается в область всей психической жизни не как ...испытало на себе воздействие его психологии. Но, по существу, кажется мне мысль Шмица вот в каком отношении правильной: Юнг больше чем психоаналитик, почему он в глазах "...

Психология. (75)
Ранний этап развития психологии труда и психологии инженерной, главной проблемой коего была научная организация труда ( труд: организация научная). Ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности ...

Психология креативной личности
...время к выделению специального раздела психологии – психологии креативности, предшествовали многолетние исследования интеллектуальной и мыслительной деятельности человека.Эти исследования, в ходе которых возникла сама проблема креативности, осуществлялись ...

Психология. (19)
В психологии — закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включает причинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствию и ...ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (...

Российская Академия Наук ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ
...системных исследований психики Лаборатория когнитивной психологии Лаборатория психологии речи и психолингвистики Лаборатория психологии способностей имени В.Н. Дружинина Лаборатория математической психологии имени В.Ю.

Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — направление, возникшее в начале 60 х гг. XX века в США и позиционируемое его основоположниками в качестве "третьей силы" в психологии, альтернативной психоанализу и бихевиоризму.

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (5)
Непонимание психологии формы. Зависимость от ассоциативной и сенсуалистической психологии. В психологии было выдвинуто чрезвычайно много различных теорий, из которых каждая по‑своему ...

Л. С. Выготский. Сознание как проблема психологии поведения
...замечать, как будто для новой психологии он и не существует вовсе. Вследствие этого складывающиеся на наших глазах системы научной психологии несут в себе о самого начала ...

Психология. (8)
БИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии XX в., начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста».

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (6)
Вместо того чтобы объяснить нам психологию искусства, они сами нуждаются в объяснении, которое может быть дано только на почве научно разработанной психологии искусства.

Майерс Д. Социальная психология. (3)
Как сказал социолог Эндрю Грили, «психология, несмотря на все свои старания, не может — как не могу этого сделать и я — ответить на вопросы о цели и ... Социальная психология — один из важных подходов, но не единственный, воспользовавшись которым мы можем посмотреть на себя и понять себя.

Социальная психология. (59)
Социальная психология в моей работе Когда я поступила в аспирантуру и начала изучать организацию книгоиздательства, моей целью было совершенствование собственных редакторских навыков....предстоит встреча с принципами социальной психологии. Однако один из фундаментальных ее принципов — нормативное влияние — тесно связан с книгоиздательским маркетингом. Многие люди покупают книги не для того, ...

Психология креативной личности 3
...считать в отражательной и «воспитательной» психологии (на идиота социальная среда не оказывает ровным счетом никакого воздействия), а сам развивающийся организм активно ассимилирует окружающую социальную среду....в журнале «Вопросы философии и психологии» за 1892 год.Когда автора известной в свое время истории новой философии, Куно Фишера, спрашивали, почему он не отводит в ...

ГиперИнфо. Отто Вайнингер. Пол и Характер. МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 18. ГиперИнфо.
МУЖСКАЯ И ЖЕНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Пора вернуться к основному вопросу нашего исследования. Разрешение его теперь значительно облегчено предшествовавшим разбором различных второстепенных явлений, который очень часто ...с тем единственное основное понятие психологии. Гносеологическое сознание и обладание непрерывным "я", трансцендентальный субъект и душа понятия, взаимно заменяющие друг друга.

Психология. (6)
...стал ведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала до начала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственной деятельности и познания....а позже — и с проблемами психологииличности и психологией педагогической. Она составила основу так называемых теорий среды, утверждающих ведущую роль окружения и внешних воздействий при формировании ...

Психология. (107)
ЭГО ПСИХОЛОГИЯ (эгопсихология) — одно из направлений психоанализа, сформированное под влиянием идей и трудов последователей З. Фрейда — его дочери А. Фрейд и Э....как доминирующую часть личности, эго психологиясчитает, что Я играет более важную и независимую роль,, чем полагал Фрейд. Главные представители эго психологии — А. Фрейд, Э.

Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (2)
...этих образов присутствует частичка человеческой психологии и человеческой судьбы, следы радостей и горестей, бесконечное количество раз повторявшихся в жизнях наших предшественников, и более того, будущих повторяться ...Рsусhе» пар4I7 Карл Густав Юнг "Психология и литература" ВВЕДЕНИЕ Психология, гордо влачащая свое существование в маленьком и в высшей степени академическом алькове, за последние годы стала, ...

Психология. (91)
В психологии принцип структуры восходит к работам X. Эренфельса, описавшего структуры перцептивные ( перцепция; действие перцептивное), относящиеся к воспринимаемому объекту в целом и ...исследования непосредственно развивались в гештальт психологии. В отечественной психологии принцип структуры связывался с деятельностью предметной. Для этого принципа характерно: 1) понимание структуры как неразложимых на отдельные ...

Социальная психология. (120)
...посещает вводный курс лекций по психологии. Он говорит, что ему нужно помочь подготовиться к экзамену и что ваше имя он взял из списка слушателей.... Эволюционная психология Третий подход к трактовке альтруизма базируется на эволюционной теории. В главах 5 и 11 уже говорилось, что, согласно представлениям эволюционных ...

ПСИХОЛОГИЯ
ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche — душа, logos — учение, наука, слово) — наука о происхождении, развитии, функционировании и закономерностях психической жизни человека и животных.

Социальная психология. (51)
Резюме Результаты глубокого изучения гендерных ролей свидетельствуют о большом влиянии на них культуры. Гендерные роли зависят от культуры и ... Главный урок социальной психологии По мнению физика Нильса Бора, «истины бывают тривиальными и великими. Утверждение, диаметрально противоположное тривиальной истине, — не более чем ложь, а ...

Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (4)
Карл Густав Юнг "Монолог «Улисса»" Улисс моего заголовка отсылает к Джеймсу Джойсу, а не к тому хитроумному, ...таким образом, является феноменом, который психология не может оставить без внимания. Джойс оказал заметное влияние на своих современников, и это как раз явилось причиной моего интереса ...

Карл Густав Юнг. Об отношении аналитической психологии к поэзии. (9)
Эрих Нойманн "Искусство и время" Искусство и время — обширная тема; уверен, что вы не ожидаете ее полного ... данное исследование посвящено психологии культуры; целью его является понимание искусства, как психологического феномена, имеющего особое значение, как для коллектива, так и для и индивидуума.

Майерс Д. Социальная психология. (1)
Майерс — профессор психологии Хоуп колледжа в штате Мичиган. Он не только блестящий педагог, но и выдающийся ученый: за исследования групповой поляризации Американская психологическая ... Она должна рассказывать о социальной психологии не менее увлекательно, чем репортер криминалист рассказывает о каком либо расследовании, а для этого в ней должны быть как обобщенные ...

Л. С. Выготский. Исторический смысл психологического кризиса (19)
...что борьба идет за общую психологию. Кто пытается перескочить через эту проблему, перепрыгнуть через методологию, чтобы сразу строить ту или иную частную психологическую науку, тот неизбежно, ...приложимых к физике и кпсихологии, не конкретизировав их в методологии, прямо подойти к частному психологическому исследованию: вот почему этих психологов упрекают в том, что они ...

ГиперИнфо.С.Л.Рубинштейн. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ. ГиперИнфо 11
...и определили первые шаги экспериментальной психологии.Но экспериментальная методика стала скоро прокладывать себе и несколько иные пути. Существенный этап составили в этом отношении исследования Г....психофизики и психофизиологии эксперимент в психологии в дальнейшем стал продвигаться от элементарных процессов ощущения к высшим психическим процессам; с этим продвижением в иные области связано было ...

ГиперИнфо. Психология креативной личности 2
...уже перечисляется 4176 работ по психологии креативности, из них 3000 вышли после 50–х годов.5Я уже упоминал, что исследования, приведшие к выделению самостоятельного раздела психологии – психологии креативности, проводились не только ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (47)
Ее цель, скорее, обеспечить критическую психологию возможностью осуществлять методическое исследование и представление эмпирического материала. Во первых, это критический инструмент для исследователя, нуждающегося в опорных точках зрения ... В такой молодой науке, как психология, ограничение понятий рано или поздно станет неизбежной необходимостью. Когда нибудь психологи будут вынуждены согласиться относительно ряда основных принципов, позволяющих избежать ...

ГиперИнфо. Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 7
к психологии обыденной жизни, — видеть часто важные психологические документы. Мы хотели бы пойти тем же путем и показать в области интересующей нас ...данные эксперимента, ни данные из психологии примитивного человека, гораздо более жизненные, сложные и драгоценные. Эти ничтожные и вместе с тем глубоко значительные явления можно было бы ...

ГиперИнфо. Лев Семенович Выготский. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА 4
...как об отличительной черте старой психологии. Старая психология не различала вовсе двух процессов развития поведения ребенка и принимала детское развитие не только за единый, но и ...

Психология
Психология (др. греч. ψυχή — душа ; λόγος — слово академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике людей и животных . Научная психология система теоретических понятийных методических и ...

Психология. Академическая и прикладная наука. Характер, темперамент.
Психология (др. греч. ψυχή — душа ; λόγος — слово академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах в психике людей и животных . Научная психология система теоретических понятийных методических и ...

Л.С. ВЫГОТСКИЙ. ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА. (9)
...желание избегнуть дуализма при рассмотрении психологии искусства приводит к тому, что и единственный из оставленных здесь факторов получает неверное освещение. «Наиболее явственно обнаруживается значимость формы для ...никакой определенной идеи в области психологии искусства. Несостоятельность теории, говорящей, что задачей искусства является создание красивых вещей и оживление их восприятия, обнаружена в психологии с достоверностью ...

Карл Густав Юнг и аналитическая психология. В. В. Зеленский (42)
...у Шпиттелера, а в христианской психологии дьявол или Антихрист. У Ницше Заратустра открывает свою тень в "Безобразнейшем человеке". 64. Экстраверсия. Экстраверсией называется обращение либидо (см.... Применяя свой принцип к психологии, Гераклит говорит: "Пусть никогда не будет у вас, эфесяне, недостатка в богатстве, чтобы могла обнаружиться ваша испорченность".

Сушков Игорь Рудольфович. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по изучению курса Юридическая психология (1)
...УКАЗАНИЯ по изучению курса «Юридическая психология» (для студентов дневного и заочного отделений юридического факультета) Составитель доктор психологических наук Сушков Игорь Рудольфович Часть I. Общая психологияЧасть II.

Александр Лурия. Психология как историческая наука (3)
...которые имеют, однако, для исторической психологии не меньший интерес. В психологической науке первой половины XX в. было проведено немало исследований, описывавших основные законы человеческого восприятия . Авторы классической психологии, изучавшие эту проблему, никогда не ...

Психология. (58)
...образом не сводится к нему ( психология различий половых) и зависит от множества исторических, социальных факторов ( роль половая). Биологические теории подчеркивают преимущественно ее филогенетические константы и универсальные ... ПОЛЕ — в психологии — совокупность переживаемых субъектом актуальных — «здесь и теперь» — побудителей его активности. Понятие поля разрабатывалось в рамках гештальт психологии и психологиитопологической, ...

Психология. (28)
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ — направление в современной западной психологии социальной, основанное на концепциях американского социолога и психолога Дж. Г. Мида. Под социальным взаимодействием в интеракционизме понимается непосредственная межличностная коммуникация («... ИНТЕРВЬЮ — в психологии — способ получения социально психологической информации с помощью устного опроса. В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, ...

Л. С. Выготский. Проблема развития в структурной психологии (5)
...самая характерная для современной структурной психологии, и для книги Коффки в частности. Твердо укрепившиеь в промежуточной позиции, эти психологи видят себя одинаково удаленными как от механицизма, ... центральную проблему сравнительной психологии и центральную проблему детской психологии, он пытается слить воедино. Он говорит: для того чтобы дать широкое обоснование предлагаемому им объяснению ...
 
психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, основанная на явленности в самонаблюдении особых переживаний, не относимых к внешнему миру. Область знаний о внутреннем — психическом — мире человека. Термин возник в XVI в. и означает собственно учение о душе или науку о душе. В строгом смысле понимается как наука о психике, а психолог — человек, профессионально занимающийся психологией в теоретическом и практическом плане, в том числе для помощи людям в определенных ситуациях.
Отделение психологии от философии произошло во 2-й половине XIX в. Это стало возможным в силу развития объективных экспериментальных методов, пришедших на смену интроспекции, и формирования особого предмета психологии человека, основными признаками коего стали деятельностная активность и присвоение общественно-исторического опыта.
В системе наук психология занимает совершенно особое место. Причины:
1) она — наука о самом сложном, что пока известно человечеству;
2) в ней как бы сливаются объект и субъект познания; только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием;
3) ее практические следствия уникальны — они не только несоизмеримо значительнее результатов других наук, но и качественно иные: поскольку познать нечто — это значит овладеть им и научиться управлять, а управление своими психическими процессами, функциями и способностями — задача самая грандиозная; к тому же, познавая себя, человек тем самым себя изменяет.
В историческом плане можно выделить два принципиально различных этапа развития психологии — этапы психологии донаучной и психологии научной. Когда речь идет просто о психологии, обычно имеется в виду именно психология научная.
Вообще перед психологией стоит двоякая задача: все дальше развивать теоретические исследования и адекватно решать — иногда срочно — практические проблемы. Такое призвание психологии дает основание рассматривать ее как научное исследование поведения и психических процессов, в том числе умственной деятельности, а также как практическое применение приобретенных знаний.
Психология уже накопила много фактов о ом, как новое знание о себе делает человека другим, меняет его отношения, цели, состояния и переживания. Можно сказать, что психология — наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
Психология — живая, становящаяся, развивающаяся область знания и практики. В ней сосуществуют многие подходы, направления, теории, не во всем взаимно согласные, а порой трудно соотносимые: основанные на разных философских системах, с разными понятийными аппаратами, разными объяснительными принципами. В психологии нет единой парадигмы — главенствующей теоретической и практической системы, определяющей науку в целом. Более того, многие ее направления принципиально не придерживаются традиционных научных принципов, избегают глубоких теоретических построений, не задаваясь серьезным самообоснованием, и в существенной мере оказываются искусством работы с душевным миром человека. Нет согласия и в том, что первоочередно должна изучать психология, каков ее предмет.
Объект психологии; хотя психология буквально означает науку о душе, вопрос о реальности души доныне спорен с традиционно-научных позиций; пока душу не удается «научно» обнаружить и доказать либо опровергнуть ее существование, экспериментировать с нею. Душа остается эмпирически неуловимой. В этом — одна из особенностей психологии. Если говорить не о душе, а о психике, положение не изменится: психика оказывается столь же неуловимой. Но для каждого вполне очевидно существование некой субъективной реальности, мира явлений психических в форме мыслей, переживаний, представлений, чувств, побуждений, желаний и прочего; ее и можно считать объектом психологии. Хотя эта психическая реальность у каждого своя, можно предположить, что она формируется по единым основным принципам, стараться обнаружить и исследовать их.
Другая особенность психологии — в том, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования: приходится искать другие объекты и через их изучение — косвенно — делать выводы о собственно психике. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что считается главным, определяющим психическую жизнь, — от того принципа объяснительного, который предлагается некоей школой научной.
Предмет психологии менялся с течением времени. Во времена господства интроспекции он неразрывно связывался с ее методом и представлял собой сферу сознания человека. Во втором десятилетии XX в., в связи с развенчанием метода интроспекции, произошла смена предмета психологии: им стало поведение человека. Так в психологию были введены совершенно новые факты — факты поведения. Но сознанию как предмету психологии можно противоставить не только поведение (как внутренне наблюдаемому — внешне наблюдаемое), но и неосознаваемые процессы психические — как наблюдаемые лишь опосредованно, через «побочные эффекты» (см. процесс душевный бессознательный). Эти процессы стали особенно интенсивно изучаться с начала XX в., и уже первые результаты нанесли такой удар по психологии сознания, который вполне соизмерим с ударом бихевиоризма.
С позиций теории деятельности, предмет психологии — законы порождения и функционирования отражения психического индивидом объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных. Здесь деятельность принимается как исходная реальность, с коей имеет дело психология, а психика рассматривается как ее производная и как ее неотъемлемая сторона. Так что психика не может существовать вне деятельности, а деятельность — вне психики. Упрощая, можно сказать, что предмет психологии — психически управляемая деятельность. Более узкая точка зрения — выделение как предмета психологии деятельности ориентировочной — системы психического управления деятельностью. В практике исследований это реализовалось в русле двух стратегических линий: в одной из них деятельность выступает как предмет исследования, в другой — как объяснительный принцип. Так, представления о строении деятельности, о ее динамике, формах, о процессе интериоризации и прочем — результат реализации первой линии. А применение понятий и положений теории деятельности к анализу процессов психических, сознания, личности — результат реализации второй линии. Обе линии тесно переплетаются, и успехи каждой из них составляют основу для развития другой.
Основными проблемами психологии научной являются:
1) проблема психофизиологическая — об отношении психики к ее телесному субстрату;
2) проблема психосоциальная — о зависимости психики от социальных процессов и ее активной роли в их реализации конкретными индивидами и группами;
3) проблема психопраксическая — о формировании психики в ходе реальной практической деятельности и о зависимости этой деятельности от ее психических регуляторов — образов, операций, мотивов, личностных свойств;
4) проблема психогностическая — об отношении чувственных и умственных психических образов к отображаемой ими реальности, и пр.
Разработка этих проблем ведется на основе:
1) принципа детерминизма — раскрытия обусловленности явлений действием производящих их факторов;
2) принципа системности — трактовки этих явлений как внутренне связанных компонент целостной психической организации;
3) принципа развития — признания преобразования, изменения психических процессов, их перехода от одного уровня к другому, появления новых форм процессов психических.
В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, где выделяются категории образа, мотива, действия, личности и пр. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытности, служит основанием всего многообразия ответвлений психологии, кои выступают в виде отдельных отраслей, нередко обретая самостоятельный статус. Превращение психологии в пучок отраслей обусловлено запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими проблемами. Эти проблемы обычно комплексны и разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно, лишь когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами и объяснительными принципами. А в контактах с другими науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами.
Серьезное воздействие на дальнейшее развитие психологии оказало появление и широкое распространение компьютеров, взявших на себя выполнение ряда функций, бывших прежде уникальным достоянием человеческого мозга, — функций накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретико-информационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению и нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логико-математического аппарата, компьютеров и прочего, — но и с его явными и неявными недостатками, связанными не столько с очеловечением машины, сколько с «кибернетизацией» человека и живых существ вообще.
Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, не могущих передаваться электронным устройствам, прежде всего — способностей творческих. Изучение проблем интеллекта искусственного и человеческого творчества становятся важными направлениями психологии.
Наряду с ними стремительно развиваются психология социальная и психология управления, решающие задачи, связанные с ролью «человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и прочими актуальными проблемами со-" временности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук придает особую остроту методологическому анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур — с целью выявления самых перспективных направлений ее развития.
 
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.


 





























 



Психология (5)\Психология (3)\Психология (2)\Психология (1)\Психология (4)
Психология (6)\Психология (7)\Психология (8)\Психология (9)\Психология (10)


МИФОЛОГИЯ
СИЛА И МУДРОСТЬ СЛОВА

ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОЛОГИЯ  | РИТОРИКА

ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ






РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT


      
     



ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )




ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar