- 2248 Просмотров
- Обсудить
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
ГНОСЕОЛОГИЯ ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГРУППА / ГРУППОВОЕ / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНОЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
ФРИДРИХ НИЦШЕ ВОЛЯ К ВЛАСТИ ОПЫТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ
82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Искусство зародилось в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но и в то время оно еще не начало мыслиться как особый вид деятельности.
Вплоть до Платона (включая и его самого) искусством считалось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс отделения собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (здесь он привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.
Например, для нас поэмы Гомера являются главным образом произведениями искусства, а для его современников они были настолько энциклопедически емкими, что рассматривались и как философское обобщение, и как этический эталон, и как изложение религиозной системы, и как творения искусства.
Малой выявленностью в античной культуре того, что мы сейчас называем искусством, объясняется тот факт, что тогда не был развит, например, такой столь распространенный в Новое время жанр литературы, как роман. Литература как часть искусства была представлена большей частью поэтическими произведениями, проза же при всей ее эстетической оформлен-ности была по своим целям, как правило, философской или исторической.
Искусство часто даже пугало людей своей таинственной силой. Так, предполагалось, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), потому что она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию.
Ортодоксальное христианство в первые века своего существования запрещало театр и живопись как нечто, что оспаривает суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы.
Даже в Новое время, когда вследствие бурного развития общественной жизни о запрете на искусство уже не могло быть и речи, государство продолжало накладывать жесткие цензурные запреты на литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения.
В XIX и XX вв. на первое место выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Вследствие облечения властью идеологические системы, которые вбирают в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Но, к сожалению, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некоей логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилитаризации эстетического чувства.
В результате идеологического диктата появляется так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (т. е. уже псевдоискусством) и самой идеологией.
Засилие в кино 70-х гг. прошлого века так называемой производственной темы, которая подавалась и переходила из одного фильма в другой банальной схемой борьбы, скажем, молодого новатора и сначала сопротивляющегося, но затем признающего свои ошибки руководителя, негативно сказалось на общем состоянии кинематографа.
83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
Религия — это важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением религии занимаются:
— богословие (стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения);
— история (исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления);
— философия (анализирует сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества). Основной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.
Термин «религия» определяют по-разному: одни производят его от лат. religare — связывать, а другие, например Цицерон, от relegere — собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. religio — благочестие, святость.
Религия — это выражение признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.
В каждой религии можно найти две стороны:
— теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта;
— практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека. Религию нельзя считать выражением деятельности какой-либо одной стороны человеческой души.
В религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями.
В вопросе о происхождении религии много разнообразных мнений. Прежде всего нужно различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания.
Принципы, которые лежат в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы:
— супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);
— рационалистические(предполагают сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), чисто прагматические стремления определенных лиц (Т. Гоббс, Г. Болин-брок) ради удержания власти, олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), объективирование известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж. Ренан), почитание предков (Г. Спенсер)).
Что касается проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:
— сциентистски-позитивистский— объясняет религию как низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;
— исторический (эволюционный) — усматривает в религии развивающуюся форму знания, которое сохраняет всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого, уровня знания;
— абсолютный — рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как по сути, так и по значимости для человека и общества.
84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.
Широкое распространение имеют различные религиозные модели философского мышления.
К ним относятся: философия католической церкви (неотомизм); философия православия; философия ислама; различные восточные религиозные философские учения: философия буддизма, философия даосизма, философия йоги и др.
Возникновение неотомизма относится к концу XIX в. и имеет сегодня широкое распространение как философская модель мышления людей, которые живут в странах, где господствует католическая церковь.
Энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был объявлен единственно истинной философией, соответствующей христианскому учению. Международным центром неотомизма стал Высший институт философии в Бельгии и Папская католическая академия в Риме.
Основу этого направления составляет философия средневекового схоласта Фомы Аквинского.
Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательством различных религиозных догм; рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; толкованием естественно-научныхтеорий и социальной практики.
Наиболее яркими представителями неотомизма являются:
— Жак Маритен;
— Этьен Анри Жильсон;
— Юзеф Мария Бохенский;
— ГуставАндреас Веттер. Неотомизм старался синтезировать:
— эмпиризм и рационализм;
— созерцательность и практицизм;
— индивидуализм и соборность;
— религию и науку.
Представителями неотомизма продолжается в своеобразной форме тенденция превращения философии в служанку богословия.
Главный раздел неотомизма — метафизика, или «первая философия», что значит учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому и трансцендентному миру. В это время утверждается трансцендентность понятий «единство», «истина», «благо», «прекрасное»; доказывается бытие Бога путем аналогии с бытием мира.
Натурфилософия этого направления основана на рассмотрении диалектики формы и содержания, которая понималась в духе учения Аристотеля: материя пассивна, а форма активна, и только через форму материя приобретает свою определенность, конкретность и жизненность.
В теории познания неотомисты обращались к различным формам познания: чувственному познанию; рациональному познанию; интуиции.
Смысл и назначение человеческого сознания философия неотомизма видит в обнаружении трансцендентного и субъективного в чувственном восприятии. Человеческий интеллект обязан согласовываться с божественными истинами. Наука открывает только внешние связи явлений и событий, тогда как конечные причины относятся к Богу.
Значит, творчество личности, ее самопознание и свобода органически связаны с Богом.
Неотомизм также немало внимания уделяет социально-философским проблемам: формам отношения личности и общества (индивидуализм, коллективизм, солидарность, любовь к ближнему, семья, государство, разделение труда, общение и др.).
Конечно, главной проблемой в неотомизме является проблема Бога. Бог может быть постигнут как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Именно Бог сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире.
85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, которая направлена на познание и преобразование объективной действительности, духовное производство, имеющее своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука является одновременно:
— системой знаний;
— духовным производством системы знаний;
— практической деятельностью основы системы знаний.
Для любого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется.
То, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а то, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Большое многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания.
Современная наука — это достаточно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей.
Предметом науки является:
— внеположный человеку мир;
— различные формы и виды движения сущего;
— отражение в сознании форм и видов движения сущего, т. е. сам человек.
По своему предмету науки делятся:
— на естественно-технические, которые изучают законы природы и способы ее освоения и преобразования;
— общественные, которые изучают различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл).
Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, которые изучают наиболее общие законы развития природы, общества, мышления.
Предмет науки оказывает влияние на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта.
В современном мире для развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучные логические приемы — это индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое др.
В любой науке существует эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, которые нуждаются в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук соединяются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.
Существенной частью научного познания является философское истолкование данных науки, которое составляет ее мировоззренческую и методологическую основу. Даже отбор фактов, особенно в общественных науках, подразумевает большую теоретическую подготовленность и философскую культуру ученого. В настоящее время развитие научного знания требует не только теоретического осмысления фактов, но и анализа самого способа их получения, размышлений об общих путях поисков нового.
86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Наука — это сфера деятельности людей, основной функцией которой является выработка, систематизация, проверка объективных знаний о действительности.
Наука появилась в Древней Греции, ее родоначальниками считаются Аристотель, Архимед, Евклид и др. Долгое время наука не развивалась, и только в Новое время (XVI–XVII вв.) ситуация изменилась — наука стала важнейшим фактором жизни.
С точки зрения философии в науке различают два уровня исследования:
— эмпирический (направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется с помощью эксперимента и наблюдения);
— теоретический(концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез, принципов). Важная особенность научного исследования — взаимонагруженность эмпирических и теоретических данных.
1. Эмпирический способ исследования.
Эксперимент является основным способом эмпирического исследования. Эксперимент — это испытание явлений, которые изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
Составляющие эксперимента:
— экспериментатор;
— изучаемое явление;
— приборы.
Другой способ эмпирического познания — наблюдение. Наблюдением с точки зрения эмпирического познания называют целостный способ изучения явлений, наблюдение биологических, астрономических, социальных и других процессов.
2. Теоретический способ исследования. Теорией называется система понятий, законови принципов, позволяющая описать и объяснить не который класс явлений. С помощью теории можно объяснить огромное количество фактов, получить в лаконичной форме емкую информацию, спрогнозировать будущий ход событий.
Наука является сложным и многогранным общественным явлением: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки.
В разное время роль науки была неодинакова, но значение ее понималось уже в глубокой древности. В Античности наука являлась результатом происшедшего разделения умственного и физического труда. В виде самостоятельной формы общественного сознания она стала функционировать начиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура Античности начала разделяться на отдельные виды и формы духовной деятельности. Появление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания связывается с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. В Средневековье также происходил процесс развития знания, хотя порой и в скрытой форме, как, например, химия (химическое мышление) в форме алхимии.
Феодальное общество с его капитализмом поставило такие практические проблемы, которые могли быть разрешены уже только научно: производство достигало масштабов, делавших необходимым применение механики, математики и других наук. Наука стала духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощались в технических нововведениях. Весь следующий ход истории являет собой неуклонный и все углубляющийся процесс «онаучивания» производства.
Последующее развитие науки обусловливается неуклонно возрастающими потребностями производства и расширением мирового рынка.
87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из устойчивого, фактического, несомненного.
Первый позитивизм называется классическим позитивизмом, его представители: Огюст Конт (1798–1857); Милль Джонс Стюарт (1806–1873); Спенсер Герберт(1820–1903)и др.
1. Огюст Конт — французский философ, один из родоначальников позитивизма и социологии.
Основные работы: «Курс позитивной философии»; «Дух позитивной философии».
По мнению Огюста Конта, метафизика (учение о сущности явлений) должна уступить место позитивной философии. Позитивной философией французский мыслитель называл совокупность общих научных положений всего обширного положительного естественно-научного и социального материала. Именно поэтому философию Конта назвали позитивной, т. е. положительной.
Главная особенность позитивной философии состоит в признании всех явлений подчиненными естественным неизменным законам.
Основными чертами позитивной философии Конт считал то, что она не оторвана от жизни, опирается на конкретные факты и обобщения частных наук и является результатом их схождения.
Важным понятием в философии Конта является «человечество», дающее ей систематизацию мысли.
В исследованиях Конта просматривается материалистическое понимание истории.
У позитивной философии конкретно-исторический характер, в связи с этим Конт выделяет три основные стадии эволюции человечества: — теологическая — фиктивное состояние человеческого духа, которое объясняет природу воздействием многочисленных сверхъестественных факторов;
— метафизическая — абстрактное состояние, в котором сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями, при помощи которых объясняются все наблюдаемые явления;
— научная — положительное состояние человека, в котором он стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений.
Огюст Конт выделил четыре основных свойства философии: изучение положительной философии — единственное правильное средство обнаружить логические законы человеческого ума; положительная философия играет важную роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования; исследование общих положительных наук способствует прогрессу отдельных положительных наук; положительную философию следует считать прочной основой общественного преобразования.
2. Милль Джонс Стюарт — британский философ, экономист, общественный деятель.
Основной заслугой ученого стала разработанная им в «Системе логики» совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Он также разработал интуитивистскую трактовку логики как всеобщей методологии наук.
Стюарт считал индукцию единственно допустимым приемом познания. Большое значение философ придавал нравственному совершенствованию индивида.
3. Спенсер Герберт — английский философ, который называл своей основной целью создание синтетической философии, объединяющей данные всех наук и формулирующей их общие закономерности.
По мнению Спенсера, философия — это однородное, целостное знание, основанное на частных науках и достигшее высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир.
88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ
Вторая форма позитивизма — эмпириокритицизм (критика опыта) — хронологически относится к концу XIX — началу XX вв.
Представлен эмпириокритицизм двумя крупными мыслителями:
— Эрнстом Махом (1838–1916);
— Рихардом Авенариусом (1843–1896). Эмпириокритицизм — философская система «чистого опыта», критический критицизм, стремящийся ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире».
Эрнст Мах — австрийский физик и философ, настаивающий на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов, совокупность ощущений образует тела. Свои элементы мыслитель считает нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам.
Понятия австрийский философ рассматривал как символы, которые обозначают «комплексы ощущений», а науки в целом — как совокупность гипотез, которые подлежат замещению непосредственными наблюдениями.
По мнению Эрнста Маха, мир в целом и все вещи в нем — «комплексы ощущений». Задачей науки является их описание (с математической обработкой), т. е. честное описание фактов чувственного восприятия, к которым приспосабливается мысль. Мах считает такое описание идеалом научного исследования, из которого следует удалить все лишнее (религиозные представления, философские категории) для облегчения мыслительного процесса.
Авенариус и Мах предложили критический анализ опыта, чтобы очистить науку от метафизических утверждений.
Предметом второго позитивизма были:
— особенности научного мышления;
— механизм образования знания;
— анализ методов получения истинного знания. Этот подход к позитивному знанию позволил дать новое по сравнению с первым, классическим позитивизмом объяснение ощущений — как изначальных, «нейтральных», не разложимых на «физическое» и «психическое» элементов.
Второй позитивизм значительно повлиял на интеллектуально-мировоззренческий климат первой четверти XX в., когда наступило концептуальное переосмысление содержания исходных методологических положений классической науки.
Влияние второго позитивизма испытали:
— А. Эйнштейн (1879–1955) — известный французский математик и философ;
— А. Пуанкаре (1854–1912) — немецкий физик, химик, философ науки;
— В. Оствальд (1853–1932) — лауреат Нобелевской премии по химии.
В вопросах гносеологии и методологии второй позитивизм разделял феноменологические и эмпирические позиции. Например, для Маха понятие может быть настолько содержательным, насколько оно выражает непосредственную связь данных чувственного опыта.
Науку, ее цель и природу Эрнст Мах объяснял инст-рументалистски, рассматривая науку как совокупность операций, которые позволяют полезно действовать на практике. Целью науки является простое и экономическое описание фактов. Функция науки — адаптивно-биологическая, помогающая человеку ориентироваться в жизни.
Идеи второго позитивизма оказали существенное влияние на интеллектуально-мировоззренческий и методологический климат науки конца XIX — начала XX вв., когда в познании начались радикальные качественные изменения.
Искусство зародилось в первобытном обществе, приобрело свои основные черты в Античности, но и в то время оно еще не начало мыслиться как особый вид деятельности.
Вплоть до Платона (включая и его самого) искусством считалось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Процесс отделения собственно эстетической деятельности, т. е. искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (здесь он привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.
Например, для нас поэмы Гомера являются главным образом произведениями искусства, а для его современников они были настолько энциклопедически емкими, что рассматривались и как философское обобщение, и как этический эталон, и как изложение религиозной системы, и как творения искусства.
Малой выявленностью в античной культуре того, что мы сейчас называем искусством, объясняется тот факт, что тогда не был развит, например, такой столь распространенный в Новое время жанр литературы, как роман. Литература как часть искусства была представлена большей частью поэтическими произведениями, проза же при всей ее эстетической оформлен-ности была по своим целям, как правило, философской или исторической.
Искусство часто даже пугало людей своей таинственной силой. Так, предполагалось, что любое стремящееся к порядку государство должно запретить музыку (да и другие искусства), потому что она размягчает нравы и делает невозможной строгую субординацию.
Ортодоксальное христианство в первые века своего существования запрещало театр и живопись как нечто, что оспаривает суровый аскетизм, которого требовали этические христианские догматы.
Даже в Новое время, когда вследствие бурного развития общественной жизни о запрете на искусство уже не могло быть и речи, государство продолжало накладывать жесткие цензурные запреты на литературу, требуя от нее послушного воспевания официального мировоззрения.
В XIX и XX вв. на первое место выдвинулась проблема соотношения искусства и идеологии. Вследствие облечения властью идеологические системы, которые вбирают в себя политические, моральные и другие установки каждого данного общества, нередко стремятся к подавлению свободы искусства, к его политизации. Но, к сожалению, при этом смысловая сторона художественных произведений упрощенно отождествляется с некоей логически упорядоченной системой политических идей, что приводит к забвению специфики собственно художественного мышления, к утилитаризации эстетического чувства.
В результате идеологического диктата появляется так называемая массовая культура, в которой эстетические показатели настолько снижены, что фактически исчезает всякое различие между таким усредненным искусством (т. е. уже псевдоискусством) и самой идеологией.
Засилие в кино 70-х гг. прошлого века так называемой производственной темы, которая подавалась и переходила из одного фильма в другой банальной схемой борьбы, скажем, молодого новатора и сначала сопротивляющегося, но затем признающего свои ошибки руководителя, негативно сказалось на общем состоянии кинематографа.
83. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФСКОЕ ЗНАНИЕ
Религия — это важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением религии занимаются:
— богословие (стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения);
— история (исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления);
— философия (анализирует сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества). Основной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.
Термин «религия» определяют по-разному: одни производят его от лат. religare — связывать, а другие, например Цицерон, от relegere — собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. religio — благочестие, святость.
Религия — это выражение признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.
В каждой религии можно найти две стороны:
— теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта;
— практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека. Религию нельзя считать выражением деятельности какой-либо одной стороны человеческой души.
В религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями.
В вопросе о происхождении религии много разнообразных мнений. Прежде всего нужно различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания.
Принципы, которые лежат в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы:
— супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);
— рационалистические(предполагают сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), чисто прагматические стремления определенных лиц (Т. Гоббс, Г. Болин-брок) ради удержания власти, олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), объективирование известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж. Ренан), почитание предков (Г. Спенсер)).
Что касается проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:
— сциентистски-позитивистский— объясняет религию как низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;
— исторический (эволюционный) — усматривает в религии развивающуюся форму знания, которое сохраняет всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого, уровня знания;
— абсолютный — рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как по сути, так и по значимости для человека и общества.
84. ПРОБЛЕМА ВОЗМОЖНОСТИ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ КАК ФИЛОСОФИИ В XIX в.
Широкое распространение имеют различные религиозные модели философского мышления.
К ним относятся: философия католической церкви (неотомизм); философия православия; философия ислама; различные восточные религиозные философские учения: философия буддизма, философия даосизма, философия йоги и др.
Возникновение неотомизма относится к концу XIX в. и имеет сегодня широкое распространение как философская модель мышления людей, которые живут в странах, где господствует католическая церковь.
Энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был объявлен единственно истинной философией, соответствующей христианскому учению. Международным центром неотомизма стал Высший институт философии в Бельгии и Папская католическая академия в Риме.
Основу этого направления составляет философия средневекового схоласта Фомы Аквинского.
Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательством различных религиозных догм; рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; толкованием естественно-научныхтеорий и социальной практики.
Наиболее яркими представителями неотомизма являются:
— Жак Маритен;
— Этьен Анри Жильсон;
— Юзеф Мария Бохенский;
— ГуставАндреас Веттер. Неотомизм старался синтезировать:
— эмпиризм и рационализм;
— созерцательность и практицизм;
— индивидуализм и соборность;
— религию и науку.
Представителями неотомизма продолжается в своеобразной форме тенденция превращения философии в служанку богословия.
Главный раздел неотомизма — метафизика, или «первая философия», что значит учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому и трансцендентному миру. В это время утверждается трансцендентность понятий «единство», «истина», «благо», «прекрасное»; доказывается бытие Бога путем аналогии с бытием мира.
Натурфилософия этого направления основана на рассмотрении диалектики формы и содержания, которая понималась в духе учения Аристотеля: материя пассивна, а форма активна, и только через форму материя приобретает свою определенность, конкретность и жизненность.
В теории познания неотомисты обращались к различным формам познания: чувственному познанию; рациональному познанию; интуиции.
Смысл и назначение человеческого сознания философия неотомизма видит в обнаружении трансцендентного и субъективного в чувственном восприятии. Человеческий интеллект обязан согласовываться с божественными истинами. Наука открывает только внешние связи явлений и событий, тогда как конечные причины относятся к Богу.
Значит, творчество личности, ее самопознание и свобода органически связаны с Богом.
Неотомизм также немало внимания уделяет социально-философским проблемам: формам отношения личности и общества (индивидуализм, коллективизм, солидарность, любовь к ближнему, семья, государство, разделение труда, общение и др.).
Конечно, главной проблемой в неотомизме является проблема Бога. Бог может быть постигнут как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Именно Бог сотворил все, что существует вне его, трансцендентен по отношению ко всему сущему, но сохраняет действенное присутствие в мире.
85. НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ И МИР НАУКИ
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, которая направлена на познание и преобразование объективной действительности, духовное производство, имеющее своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука является одновременно:
— системой знаний;
— духовным производством системы знаний;
— практической деятельностью основы системы знаний.
Для любого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется.
То, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а то, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Большое многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания.
Современная наука — это достаточно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей.
Предметом науки является:
— внеположный человеку мир;
— различные формы и виды движения сущего;
— отражение в сознании форм и видов движения сущего, т. е. сам человек.
По своему предмету науки делятся:
— на естественно-технические, которые изучают законы природы и способы ее освоения и преобразования;
— общественные, которые изучают различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл).
Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, которые изучают наиболее общие законы развития природы, общества, мышления.
Предмет науки оказывает влияние на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта.
В современном мире для развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучные логические приемы — это индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое др.
В любой науке существует эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, которые нуждаются в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук соединяются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.
Существенной частью научного познания является философское истолкование данных науки, которое составляет ее мировоззренческую и методологическую основу. Даже отбор фактов, особенно в общественных науках, подразумевает большую теоретическую подготовленность и философскую культуру ученого. В настоящее время развитие научного знания требует не только теоретического осмысления фактов, но и анализа самого способа их получения, размышлений об общих путях поисков нового.
86. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
Наука — это сфера деятельности людей, основной функцией которой является выработка, систематизация, проверка объективных знаний о действительности.
Наука появилась в Древней Греции, ее родоначальниками считаются Аристотель, Архимед, Евклид и др. Долгое время наука не развивалась, и только в Новое время (XVI–XVII вв.) ситуация изменилась — наука стала важнейшим фактором жизни.
С точки зрения философии в науке различают два уровня исследования:
— эмпирический (направлен непосредственно на изучаемый объект и реализуется с помощью эксперимента и наблюдения);
— теоретический(концентрируется вокруг обобщающих идей, законов, гипотез, принципов). Важная особенность научного исследования — взаимонагруженность эмпирических и теоретических данных.
1. Эмпирический способ исследования.
Эксперимент является основным способом эмпирического исследования. Эксперимент — это испытание явлений, которые изучаются в контролируемых и управляемых условиях.
Составляющие эксперимента:
— экспериментатор;
— изучаемое явление;
— приборы.
Другой способ эмпирического познания — наблюдение. Наблюдением с точки зрения эмпирического познания называют целостный способ изучения явлений, наблюдение биологических, астрономических, социальных и других процессов.
2. Теоретический способ исследования. Теорией называется система понятий, законови принципов, позволяющая описать и объяснить не который класс явлений. С помощью теории можно объяснить огромное количество фактов, получить в лаконичной форме емкую информацию, спрогнозировать будущий ход событий.
Наука является сложным и многогранным общественным явлением: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться, но и общество на высокой ступени развития немыслимо без науки.
В разное время роль науки была неодинакова, но значение ее понималось уже в глубокой древности. В Античности наука являлась результатом происшедшего разделения умственного и физического труда. В виде самостоятельной формы общественного сознания она стала функционировать начиная с эпохи эллинизма, когда целостная культура Античности начала разделяться на отдельные виды и формы духовной деятельности. Появление собственно научных, обособленных и от философии, и от религии форм знания связывается с именем Аристотеля, заложившего первоначальные основы классификации различных знаний. В Средневековье также происходил процесс развития знания, хотя порой и в скрытой форме, как, например, химия (химическое мышление) в форме алхимии.
Феодальное общество с его капитализмом поставило такие практические проблемы, которые могли быть разрешены уже только научно: производство достигало масштабов, делавших необходимым применение механики, математики и других наук. Наука стала духовным содержанием производительных сил, ее достижения воплощались в технических нововведениях. Весь следующий ход истории являет собой неуклонный и все углубляющийся процесс «онаучивания» производства.
Последующее развитие науки обусловливается неуклонно возрастающими потребностями производства и расширением мирового рынка.
87. ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ КОНТА, МИЛЛЯ И СПЕНСЕРА
Позитивизм — направление в науке и философии, исходящее из «позитивного», т. е. из устойчивого, фактического, несомненного.
Первый позитивизм называется классическим позитивизмом, его представители: Огюст Конт (1798–1857); Милль Джонс Стюарт (1806–1873); Спенсер Герберт(1820–1903)и др.
1. Огюст Конт — французский философ, один из родоначальников позитивизма и социологии.
Основные работы: «Курс позитивной философии»; «Дух позитивной философии».
По мнению Огюста Конта, метафизика (учение о сущности явлений) должна уступить место позитивной философии. Позитивной философией французский мыслитель называл совокупность общих научных положений всего обширного положительного естественно-научного и социального материала. Именно поэтому философию Конта назвали позитивной, т. е. положительной.
Главная особенность позитивной философии состоит в признании всех явлений подчиненными естественным неизменным законам.
Основными чертами позитивной философии Конт считал то, что она не оторвана от жизни, опирается на конкретные факты и обобщения частных наук и является результатом их схождения.
Важным понятием в философии Конта является «человечество», дающее ей систематизацию мысли.
В исследованиях Конта просматривается материалистическое понимание истории.
У позитивной философии конкретно-исторический характер, в связи с этим Конт выделяет три основные стадии эволюции человечества: — теологическая — фиктивное состояние человеческого духа, которое объясняет природу воздействием многочисленных сверхъестественных факторов;
— метафизическая — абстрактное состояние, в котором сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами, настоящими сущностями, при помощи которых объясняются все наблюдаемые явления;
— научная — положительное состояние человека, в котором он стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений.
Огюст Конт выделил четыре основных свойства философии: изучение положительной философии — единственное правильное средство обнаружить логические законы человеческого ума; положительная философия играет важную роль во всеобщем преобразовании системы воспитания и образования; исследование общих положительных наук способствует прогрессу отдельных положительных наук; положительную философию следует считать прочной основой общественного преобразования.
2. Милль Джонс Стюарт — британский философ, экономист, общественный деятель.
Основной заслугой ученого стала разработанная им в «Системе логики» совокупность методов индуктивного исследования причинных связей. Он также разработал интуитивистскую трактовку логики как всеобщей методологии наук.
Стюарт считал индукцию единственно допустимым приемом познания. Большое значение философ придавал нравственному совершенствованию индивида.
3. Спенсер Герберт — английский философ, который называл своей основной целью создание синтетической философии, объединяющей данные всех наук и формулирующей их общие закономерности.
По мнению Спенсера, философия — это однородное, целостное знание, основанное на частных науках и достигшее высшей ступени познания закона, охватывающего весь мир.
88. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС В ФИЗИКЕ И ВТОРОЙ ПОЗИТИВИЗМ
Вторая форма позитивизма — эмпириокритицизм (критика опыта) — хронологически относится к концу XIX — началу XX вв.
Представлен эмпириокритицизм двумя крупными мыслителями:
— Эрнстом Махом (1838–1916);
— Рихардом Авенариусом (1843–1896). Эмпириокритицизм — философская система «чистого опыта», критический критицизм, стремящийся ограничить философию изложением данных опыта при полном исключении всякой метафизики с целью выработки «естественного понятия о мире».
Эрнст Мах — австрийский физик и философ, настаивающий на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов, совокупность ощущений образует тела. Свои элементы мыслитель считает нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам.
Понятия австрийский философ рассматривал как символы, которые обозначают «комплексы ощущений», а науки в целом — как совокупность гипотез, которые подлежат замещению непосредственными наблюдениями.
По мнению Эрнста Маха, мир в целом и все вещи в нем — «комплексы ощущений». Задачей науки является их описание (с математической обработкой), т. е. честное описание фактов чувственного восприятия, к которым приспосабливается мысль. Мах считает такое описание идеалом научного исследования, из которого следует удалить все лишнее (религиозные представления, философские категории) для облегчения мыслительного процесса.
Авенариус и Мах предложили критический анализ опыта, чтобы очистить науку от метафизических утверждений.
Предметом второго позитивизма были:
— особенности научного мышления;
— механизм образования знания;
— анализ методов получения истинного знания. Этот подход к позитивному знанию позволил дать новое по сравнению с первым, классическим позитивизмом объяснение ощущений — как изначальных, «нейтральных», не разложимых на «физическое» и «психическое» элементов.
Второй позитивизм значительно повлиял на интеллектуально-мировоззренческий климат первой четверти XX в., когда наступило концептуальное переосмысление содержания исходных методологических положений классической науки.
Влияние второго позитивизма испытали:
— А. Эйнштейн (1879–1955) — известный французский математик и философ;
— А. Пуанкаре (1854–1912) — немецкий физик, химик, философ науки;
— В. Оствальд (1853–1932) — лауреат Нобелевской премии по химии.
В вопросах гносеологии и методологии второй позитивизм разделял феноменологические и эмпирические позиции. Например, для Маха понятие может быть настолько содержательным, насколько оно выражает непосредственную связь данных чувственного опыта.
Науку, ее цель и природу Эрнст Мах объяснял инст-рументалистски, рассматривая науку как совокупность операций, которые позволяют полезно действовать на практике. Целью науки является простое и экономическое описание фактов. Функция науки — адаптивно-биологическая, помогающая человеку ориентироваться в жизни.
Идеи второго позитивизма оказали существенное влияние на интеллектуально-мировоззренческий и методологический климат науки конца XIX — начала XX вв., когда в познании начались радикальные качественные изменения.
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.