- 1977 Просмотров
- Обсудить
ФИЛОСОФИЯ | ЭТИКА | ЭСТЕТИКА | ПСИХОАНАЛИЗ | ПСИХОЛОГИЯ | ПСИХИКА | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
МИФ | МИФОЛОГИЯ | МИФОЛОГИЧЕСКИЙ | ФИЛОСОФ | ПСИХОЛОГ | ПОЭТ | ПИСАТЕЛЬ | ЮНГ | ФРОММ
ЛЮБОВЬ | ВЛАСТЬ | ВЕРА | ОБЛАДАНИЕ И БЫТИЕ | НИЦШЕ \ ЛОСЕВ \ СОЛОВЬЕВ \ ШЕКСПИР \ ГЕТЕ
РИТОРИКА | КРАСНОРЕЧИЕ | РИТОРИЧЕСКИЙ | ОРАТОР | ОРАТОРСКИЙ | СЛЕНГ | ФЕНЯ | ЖАРГОН | АРГО | РЕЧЬ ( 1 )
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ | DICTIONARY LEXICON | LITERATURE | ПОНЯТИЕ (1) (10) (6) (2) (7) (5) (9) (3) (4) (8)
ГНОСЕОЛОГИЯ ( 1 ) ( 2 ) ( 3 ) ( 4 ) / ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ
ГРУППА / ГРУППОВОЕ / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНОЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
ФРИДРИХ НИЦШЕ ВОЛЯ К ВЛАСТИ ОПЫТ ПЕРЕОЦЕНКИ ВСЕХ ЦЕННОСТЕЙ
ФИЛОСОФИЯ | (1) (2) (3) (7) (10) (5) (8) (6) (9) (4) | ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ
31. ВОПРОС О БЫТИИ У И. КАНТА
Иммануил Кант (1724–1804) — один из величайших умов человечества, основоположник немецкой классической философии.
Основные работы Канта:
— «Всеобщая естественная история и теория неба»;
— «Критика чистого разума»;
— «Критика практического разума».
В творчестве Канта усматриваются два основных блока:
— теория познания;
— учение о бытии, нравственности и морали. Лейтмотивом всей философии этого мыслителя стали его три знаменитых вопроса:
— «Что я могу знать?»
— «Что я должен делать?»
— «На что я могу надеяться?»
Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода:
— «докритический» — до начала 70-х гг. XVIII в., в этот период мыслитель обращался к философским проблемам естествознания, он предложил мысль о развитии мира, о том, что наша планета ранее имела совершенно иной облик, нежели сейчас;
— «критический» — это период, когда Кант сделал предметом своего пристального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности.
Кант утверждал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.
Согласно Канту, критический анализ структуры познавательного опыта человека может привести к выводу о том, что объективная реальность как совершенно не зависимое от наших чувств и разума бытие является принципиально недоступным, непознаваемым для нас.
Иммануил Кант под метафизикой подразумевал любые суждения, которые не основываются на чувственных данных. Но наряду с гносеологическим объяснением он допускал и ее онтологическую интерпретацию как сверхчувственной реальности и оценивал ее как первичную, которая определяет мир чувственных явлений (именуемых феноменами, а метафизические явления именуются ноуменами): это ноуменальная реальность, которая аффицирует нашу чувственность,т. е. воздействует на нее, но остается непостижимой для чувств и для ума.
Смысл кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в том, что чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И как бы мы ни старались проникнуть вглубь явлений, наше знание все равно будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе.
Кант как философ:
— поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта;
— признал, что действительность всегда выходит за пределы любого знания: она в этом смысле «хитрее» всяких теорий и бесконечно богаче их;
— констатировал, что мир познается всегда только в формах его данности человеку.
По мнению Канта, в процессе познания участвуют:
— чувственный опыт;
— рассуждающее мышление (структуру которого составляют категории).
Основной функцией своих категорий Кант считал синтетическую, потому что в процессе познания осуществляется синтез (объединение) разрозненных чувственных впечатлений в устойчивые комплексы, становящиеся предметом нашего суждения.
В центре внимания онтологии Канта находится бытие-процесс, истолковывающийся как жизнь. По мнению мыслителя, жизнь — это не абстрактное понятие, а бытие определенного индивида.
32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА
Артур Шопенгауэр (1788–1860). Одной из ярчайших фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр, который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля.
В основе мира, согласно Шопенгауэру, лежит воля, которая подчиняет себе интеллект.
Насколько воля сильнее интеллекта, по словам Шопенгауэра, можно судить по собственным поступкам, потому что почти все они продиктованы не доводами разума, а инстинктами и желаниями. Самым сильным инстинктом в жизни является половая любовь, т. е. продолжение рода, а на самом деле — воспроизводство новых поколений для страданий, мук и неминуемой гибели.
Шопенгауэр отрицал все догматы христианства, в том числе и бессмертие души. По мнению Шопенгауэра, господство мирового зла и вера в Бога несовместимы.
Фридрих Ницше (1844–1900). Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.
По мнению Ницше, мир — это постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же».
Вслед за Артуром Шопенгауэром Ницше в основе мира называл волю:
— как движущую силу становления;
— как порыв;
— как «волю к власти»;
— волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральное понятие у Ницше — идея жизни. Он родоначальник направления, которое называется философией жизни.
В человеке, по мнению Ницше, главным является принцип телесности и вообще биологическое орга-низменное начало; интеллект же — это лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.
Анри Бергсон. Анри Бергсон (1859–1941) — французский мыслитель, представитель интуитивизма и философии жизни.
Воззрения Бергсона можно определить как отступление от материалистически-механистического и позитивистского направления философской мысли.
Наиболее важны его учения: об интенсивности ощущений; времени; свободе воли; памяти в ее соотношении со временем; творческой эволюции; роли интуиции в постижении сущего.
Бергсон предлагал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличающуюся от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя — «вниз».
Смысл жизни, по мнению Бергсона, постижим лишь с помощью интуиции, интерпретировавшейся в своеобразную симпатию, доступную непосредственному проникновению в сущность предмета путем слияния с его уникальной природой.
Проблемы, интересовавшие Бергсона:
— душа и тело;
— идея духовной энергии;
— сновидения и т. п.
Они имели для него особое значение, потому что:
— он желал «освободить» дух от тела и тем самым доказать возможность бессмертия души;
— с ними был связан его интерес к спиритизму и телепатии.
Карл Маркс. Маркс Карл (1818–1883) — философ и социалист, создатель «Коммунистического манифеста», основоположник исторического материализма.
Маркс и Энгельс создают свою новую философию, называющуюся «новым материализмом».
Применив материалистическую диалектику к анализу общественной жизни, К. Маркс сделал два открытия: «тайну» прибавочной стоимости в капиталистическом обществе; материалистическое понимание истории.
33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ
Онтология — дисциплина в философии, которая рефлектирует универсальные основы, принципы, организацию, структуру, динамику бытия.
Позитивизм — философское направление, которое утверждало, что источником подлинного, позитивного знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Философы-позитивисты попытались осмыслить пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Такие усилия были обусловлены борьбой с философской онтологией. Позитивисты объявили себя противниками онтологии.
Анализ отношения позитивизма к онтологии довольно сложен. Позитивизм выступает с требованием исследования явлений без философии и какого-либо оценочного знания.
В данном случае спутаны две вещи:
— роль философского мышления в познании;
— оценочный характер знания.
Философская методология — это важная часть миропознания, а оценочный характер знания важно учитывать при обобщении материала и не допускать в процессе исследований.
Онтология же, отвергаемая позитивизмом, фактически овладела самим позитивизмом в другой форме — отрицания сущностного освоения мира, потому что ориентация на фактическое, чувственное, событийное познание оставляет в стороне познание сущности вещей, законов.
Позитивизм воспринимался исследователями как философия, которая:
— отсекает от науки любые спекуляции;
— избавляет философию от онтологии;
— помогает творчеству, серьезной исследовательской работе.
Одной из причин интереса к позитивизму и его большой жизненной силы является тот факт, что его последователями оказались многие известные ученые и великие мыслители.
Неопозитивизм — философское течение, восходящее к позитивизму, эмпиризму и эмпириокритицизму.
Его наиболее известные представители: Р. Карнап; А. Айер; Б. Рассел; Л. Витгенштейн; Дж. Остин и др.
Под общим названием неопозитивизма объединяются многие теории:
— логический позитивизм;
— логический эмпиризм;
— логический атомизм;
— философия лингвистического анализа;
— различные направления аналитической философии, смыкающиеся с теорией критического рационализма. Основной задачей неопозитивизма является борьба с онтологией, философией в целом, стремление поставить себя над борьбой материализма и идеализма.
Неопозитивисты полностью отказались от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия и предельного основания мироздания.
Неопозитивизм полностью отвергал традиционную философию, включая умозрительную натурфилософию, и предлагал заменить их новой философией — философией науки. Главной задачей философии науки считался анализ структуры естественно-научного знания формально-логическими средствами.
Отрицательные черты неопозитивизма:
— сведение философии к анализу языка науки, а философской методологии — к частнонаучной;
— абсолютизация формальной логики и искусственного языка в познании;
— антиисторизм;
— преувеличение принципа верификации;
— игнорирование социокультурных факторов познавательного процесса и др.
34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ
С начала XX в. начинается возвращение к онтологии. Мысли людей снова устремлены к простому, единому и целостному.
Русская метафизика. Метафизика — первофи-лософия. Ее задача — докопаться до истины путем описания богатого многообразия и загадочных глубин бытия, а также через построение и толкование связи всего сущего.
Предмет изучения метафизики: бытие; ничто; свобода; бессмертие.
Русские философы считали, что философские проблемы и их решения подпитываются духовными запросами людей, а если сказать точнее, являются их отражением.
Русские философы связывали решение проблемы бытия со спецификой:
— мировоззрения;
— мироощущения народа;
— людей определенной культуры.
Русские мыслители не приняли европейского толкования бытия, потому что специфика русского мировоззрения базируется на ином по сравнению с западным мироощущении.
Русская философия питается соками русского мироощущения и тяготеет к онтологизму, а не к той или иной форме субъективного идеализма.
Отношение русской философии к онтологии имеет истоки в русском религиозном сознании. Суть русской религиозности — бытие в Боге. Именно эта религиозность определила философское решение темы бытия.
Религиозный онтологизм стал родоначальником философского онтологизма.
Русскому мировоззрению и русской религиозной философии было чуждо представление об индивидуально-личностной сфере как подлинном бытии.
Духовное творчество светских и религиозных мыслителей в России было направлено на объяснение глубочайших онтологических, бытийственных истоков человеческой жизни.
Неотомизм. Неотомизм — философия католической церкви, ядро неосхоластики.
Неотомизм возник в конце XIX в., энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был назван единственно истинной философией, соответствующей христианскомуучению.
Неотомизм — одно из наиболее значительных направлений в философии, основное распространение он получил в Бельгии и Франции, но имеет своих представителей почти во всех странах.
Важнейшим исследовательским центром является Высший институт философии, который был основан при Лувенском университете в 1882 г. кардиналом Дезире Мерсье.
Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательством различных религиозныхдогм; рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; толкованием естественно-научныхтеорий и социальной практики; проблемами метафизики — учением о действии и потенции: наличие бытия является действием определенного бытия, неактивная потенция выражает реальное ограничение действия, становление есть переход от потенции к действию.
Главный раздел неотомизма — метафизика, учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому и трансцендентному миру.
Философия неотомизма рассматривает бесконечное бытие Бога как акт и потенциал.
Основная проблема неотомизма — проблема Бога.
Бог постигается как реальность: бесконечная; вечная; несотворенная; совершенная; личностная.
Неотомизм также разрабатывает:
— проблемы натурфилософии;
— проблемы духа;
— вопросы познания;
— проблемы этики.
35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Сознание — символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.
Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.
В истории философии первым был термин душа. Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум» как составляющую внеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира.
Понятие «ум» также применялось и для характеристики части индивидуального сознания, определяющейся как часть мыслящая, в отличие от части чувствующей, а также в противоположность эмоциям и воле.
Господство в прошлом религиозной идеологии имело печальные последствия для развития философии. Отразилось оно и на исследованиях души, духовной деятельности человека. Сознание в развитом виде выступает как уникальное свойство человека, и религия (любая мировая религия) не могла не обратить на это внимание и представила сознание, душу человека как дар божий, благодаря которому человек оказался сопричастен Богу. И именно традиционное использование слова «душа» в религиозном смысле заставило отказаться от этого слова в науке и употреблять слово «сознание».
Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.
Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру:
— познание (одной из форм существования сознания является знание);
— практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;
— ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально:
— оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;
— оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;
— оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;
— оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;
— оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.
В жизни возникли и развились по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались преобладающими:
— религия;
— искусство.
Сознание, с одной стороны, может создать возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно может допустить уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии.
36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.
Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.
Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.
Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.
Важно понять, что отличие между материальным и духовным, объективным и субъективным составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса или размышления независимо от того, отдает ли себе в этом отчет тот, кто философствует.
При этом это отличие далеко не всегда выливается в вопрос, а после перевода в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.
Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.
Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат:
— наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;
— людей, с другой стороны.
А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.
Основные качества сознания:
— когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;
— целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;
— интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», т. е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;
— эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.
Основные функции познания:
— познавательная (отражает действительность);
— оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);
— целеполагающая (ставит перед собой цели);
— управленческая (управляет своим поведением).
Иммануил Кант (1724–1804) — один из величайших умов человечества, основоположник немецкой классической философии.
Основные работы Канта:
— «Всеобщая естественная история и теория неба»;
— «Критика чистого разума»;
— «Критика практического разума».
В творчестве Канта усматриваются два основных блока:
— теория познания;
— учение о бытии, нравственности и морали. Лейтмотивом всей философии этого мыслителя стали его три знаменитых вопроса:
— «Что я могу знать?»
— «Что я должен делать?»
— «На что я могу надеяться?»
Творчество Иммануила Канта принято делить на два периода:
— «докритический» — до начала 70-х гг. XVIII в., в этот период мыслитель обращался к философским проблемам естествознания, он предложил мысль о развитии мира, о том, что наша планета ранее имела совершенно иной облик, нежели сейчас;
— «критический» — это период, когда Кант сделал предметом своего пристального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности.
Кант утверждал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ.
Согласно Канту, критический анализ структуры познавательного опыта человека может привести к выводу о том, что объективная реальность как совершенно не зависимое от наших чувств и разума бытие является принципиально недоступным, непознаваемым для нас.
Иммануил Кант под метафизикой подразумевал любые суждения, которые не основываются на чувственных данных. Но наряду с гносеологическим объяснением он допускал и ее онтологическую интерпретацию как сверхчувственной реальности и оценивал ее как первичную, которая определяет мир чувственных явлений (именуемых феноменами, а метафизические явления именуются ноуменами): это ноуменальная реальность, которая аффицирует нашу чувственность,т. е. воздействует на нее, но остается непостижимой для чувств и для ума.
Смысл кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в том, что чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. И как бы мы ни старались проникнуть вглубь явлений, наше знание все равно будет отличаться от вещей, каковы они суть сами по себе.
Кант как философ:
— поставил вопрос о принципиальной ограниченности человеческого опыта;
— признал, что действительность всегда выходит за пределы любого знания: она в этом смысле «хитрее» всяких теорий и бесконечно богаче их;
— констатировал, что мир познается всегда только в формах его данности человеку.
По мнению Канта, в процессе познания участвуют:
— чувственный опыт;
— рассуждающее мышление (структуру которого составляют категории).
Основной функцией своих категорий Кант считал синтетическую, потому что в процессе познания осуществляется синтез (объединение) разрозненных чувственных впечатлений в устойчивые комплексы, становящиеся предметом нашего суждения.
В центре внимания онтологии Канта находится бытие-процесс, истолковывающийся как жизнь. По мнению мыслителя, жизнь — это не абстрактное понятие, а бытие определенного индивида.
32. ПРОБЛЕМАТИКА БЫТИЯ У А. ШОПЕНГАУЭРА, Ф. НИЦШЕ, А. БЕРГСОНА, К. МАРКСА
Артур Шопенгауэр (1788–1860). Одной из ярчайших фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр, который был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалектикой Гегеля.
В основе мира, согласно Шопенгауэру, лежит воля, которая подчиняет себе интеллект.
Насколько воля сильнее интеллекта, по словам Шопенгауэра, можно судить по собственным поступкам, потому что почти все они продиктованы не доводами разума, а инстинктами и желаниями. Самым сильным инстинктом в жизни является половая любовь, т. е. продолжение рода, а на самом деле — воспроизводство новых поколений для страданий, мук и неминуемой гибели.
Шопенгауэр отрицал все догматы христианства, в том числе и бессмертие души. По мнению Шопенгауэра, господство мирового зла и вера в Бога несовместимы.
Фридрих Ницше (1844–1900). Фридрих Ницше — немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.
По мнению Ницше, мир — это постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же».
Вслед за Артуром Шопенгауэром Ницше в основе мира называл волю:
— как движущую силу становления;
— как порыв;
— как «волю к власти»;
— волю к расширению своего Я, к экспансии. Центральное понятие у Ницше — идея жизни. Он родоначальник направления, которое называется философией жизни.
В человеке, по мнению Ницше, главным является принцип телесности и вообще биологическое орга-низменное начало; интеллект же — это лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов.
Анри Бергсон. Анри Бергсон (1859–1941) — французский мыслитель, представитель интуитивизма и философии жизни.
Воззрения Бергсона можно определить как отступление от материалистически-механистического и позитивистского направления философской мысли.
Наиболее важны его учения: об интенсивности ощущений; времени; свободе воли; памяти в ее соотношении со временем; творческой эволюции; роли интуиции в постижении сущего.
Бергсон предлагал в качестве субстанции жизнь как некую целостность, отличающуюся от материи и духа: жизнь устремлена «вверх», а материя — «вниз».
Смысл жизни, по мнению Бергсона, постижим лишь с помощью интуиции, интерпретировавшейся в своеобразную симпатию, доступную непосредственному проникновению в сущность предмета путем слияния с его уникальной природой.
Проблемы, интересовавшие Бергсона:
— душа и тело;
— идея духовной энергии;
— сновидения и т. п.
Они имели для него особое значение, потому что:
— он желал «освободить» дух от тела и тем самым доказать возможность бессмертия души;
— с ними был связан его интерес к спиритизму и телепатии.
Карл Маркс. Маркс Карл (1818–1883) — философ и социалист, создатель «Коммунистического манифеста», основоположник исторического материализма.
Маркс и Энгельс создают свою новую философию, называющуюся «новым материализмом».
Применив материалистическую диалектику к анализу общественной жизни, К. Маркс сделал два открытия: «тайну» прибавочной стоимости в капиталистическом обществе; материалистическое понимание истории.
33. АНТИОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ПОЗИТИВИСТОВ И НЕОПОЗИТИВИСТОВ
Онтология — дисциплина в философии, которая рефлектирует универсальные основы, принципы, организацию, структуру, динамику бытия.
Позитивизм — философское направление, которое утверждало, что источником подлинного, позитивного знания могут быть лишь отдельные эмпирические науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Философы-позитивисты попытались осмыслить пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Такие усилия были обусловлены борьбой с философской онтологией. Позитивисты объявили себя противниками онтологии.
Анализ отношения позитивизма к онтологии довольно сложен. Позитивизм выступает с требованием исследования явлений без философии и какого-либо оценочного знания.
В данном случае спутаны две вещи:
— роль философского мышления в познании;
— оценочный характер знания.
Философская методология — это важная часть миропознания, а оценочный характер знания важно учитывать при обобщении материала и не допускать в процессе исследований.
Онтология же, отвергаемая позитивизмом, фактически овладела самим позитивизмом в другой форме — отрицания сущностного освоения мира, потому что ориентация на фактическое, чувственное, событийное познание оставляет в стороне познание сущности вещей, законов.
Позитивизм воспринимался исследователями как философия, которая:
— отсекает от науки любые спекуляции;
— избавляет философию от онтологии;
— помогает творчеству, серьезной исследовательской работе.
Одной из причин интереса к позитивизму и его большой жизненной силы является тот факт, что его последователями оказались многие известные ученые и великие мыслители.
Неопозитивизм — философское течение, восходящее к позитивизму, эмпиризму и эмпириокритицизму.
Его наиболее известные представители: Р. Карнап; А. Айер; Б. Рассел; Л. Витгенштейн; Дж. Остин и др.
Под общим названием неопозитивизма объединяются многие теории:
— логический позитивизм;
— логический эмпиризм;
— логический атомизм;
— философия лингвистического анализа;
— различные направления аналитической философии, смыкающиеся с теорией критического рационализма. Основной задачей неопозитивизма является борьба с онтологией, философией в целом, стремление поставить себя над борьбой материализма и идеализма.
Неопозитивисты полностью отказались от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия и предельного основания мироздания.
Неопозитивизм полностью отвергал традиционную философию, включая умозрительную натурфилософию, и предлагал заменить их новой философией — философией науки. Главной задачей философии науки считался анализ структуры естественно-научного знания формально-логическими средствами.
Отрицательные черты неопозитивизма:
— сведение философии к анализу языка науки, а философской методологии — к частнонаучной;
— абсолютизация формальной логики и искусственного языка в познании;
— антиисторизм;
— преувеличение принципа верификации;
— игнорирование социокультурных факторов познавательного процесса и др.
34. ВОЗВРАЩЕНИЕ К ОНТОЛОГИИ: РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА, НЕОТОМИЗМ
С начала XX в. начинается возвращение к онтологии. Мысли людей снова устремлены к простому, единому и целостному.
Русская метафизика. Метафизика — первофи-лософия. Ее задача — докопаться до истины путем описания богатого многообразия и загадочных глубин бытия, а также через построение и толкование связи всего сущего.
Предмет изучения метафизики: бытие; ничто; свобода; бессмертие.
Русские философы считали, что философские проблемы и их решения подпитываются духовными запросами людей, а если сказать точнее, являются их отражением.
Русские философы связывали решение проблемы бытия со спецификой:
— мировоззрения;
— мироощущения народа;
— людей определенной культуры.
Русские мыслители не приняли европейского толкования бытия, потому что специфика русского мировоззрения базируется на ином по сравнению с западным мироощущении.
Русская философия питается соками русского мироощущения и тяготеет к онтологизму, а не к той или иной форме субъективного идеализма.
Отношение русской философии к онтологии имеет истоки в русском религиозном сознании. Суть русской религиозности — бытие в Боге. Именно эта религиозность определила философское решение темы бытия.
Религиозный онтологизм стал родоначальником философского онтологизма.
Русскому мировоззрению и русской религиозной философии было чуждо представление об индивидуально-личностной сфере как подлинном бытии.
Духовное творчество светских и религиозных мыслителей в России было направлено на объяснение глубочайших онтологических, бытийственных истоков человеческой жизни.
Неотомизм. Неотомизм — философия католической церкви, ядро неосхоластики.
Неотомизм возник в конце XIX в., энцикликой Папы Льва XIII (1879 г.) неотомизм был назван единственно истинной философией, соответствующей христианскомуучению.
Неотомизм — одно из наиболее значительных направлений в философии, основное распространение он получил в Бельгии и Франции, но имеет своих представителей почти во всех странах.
Важнейшим исследовательским центром является Высший институт философии, который был основан при Лувенском университете в 1882 г. кардиналом Дезире Мерсье.
Неотомизм занимается: философским обоснованием бытия Бога; доказательством различных религиозныхдогм; рассмотрением «чистого бытия» как некоего духовного первоначала; толкованием естественно-научныхтеорий и социальной практики; проблемами метафизики — учением о действии и потенции: наличие бытия является действием определенного бытия, неактивная потенция выражает реальное ограничение действия, становление есть переход от потенции к действию.
Главный раздел неотомизма — метафизика, учение о принципах бытия, которое противопоставляется умопостигаемому и трансцендентному миру.
Философия неотомизма рассматривает бесконечное бытие Бога как акт и потенциал.
Основная проблема неотомизма — проблема Бога.
Бог постигается как реальность: бесконечная; вечная; несотворенная; совершенная; личностная.
Неотомизм также разрабатывает:
— проблемы натурфилософии;
— проблемы духа;
— вопросы познания;
— проблемы этики.
35. ФЕНОМЕН СОЗНАНИЯ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА
Сознание — символическое бытие мозговых структур, оно отражает окружающий нас мир, отражает материю. Сознание часто определяют как субъективный образ объективного мира.
Сознание — это уяснение субъектом природы некоторых явлений и процессов, оно является результатом познания, а способом его существования является знание.
В истории философии первым был термин душа. Через некоторое время философский анализ привел к необходимости наряду с понятием «души» как особой части человека выделить понятие «ум» как составляющую внеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира.
Понятие «ум» также применялось и для характеристики части индивидуального сознания, определяющейся как часть мыслящая, в отличие от части чувствующей, а также в противоположность эмоциям и воле.
Господство в прошлом религиозной идеологии имело печальные последствия для развития философии. Отразилось оно и на исследованиях души, духовной деятельности человека. Сознание в развитом виде выступает как уникальное свойство человека, и религия (любая мировая религия) не могла не обратить на это внимание и представила сознание, душу человека как дар божий, благодаря которому человек оказался сопричастен Богу. И именно традиционное использование слова «душа» в религиозном смысле заставило отказаться от этого слова в науке и употреблять слово «сознание».
Сознание — это одна из черт человека, определяющая его специфическое положение в мире, его особый онтологический статус.
Философия выделяет основные типы отношения сознания к миру:
— познание (одной из форм существования сознания является знание);
— практика, которая представляет собой целенаправленную деятельность одаренного сознанием человека;
— ценностное отношение к миру, к обществу, к человеку, которое определяется системой моральных, эстетических и других действующих в обществе норм. Сознание многофункционально:
— оно обеспечивает жизнедеятельность человека и общества в такой же степени, как и материальное производство;
— оно порождает мир идеальных образов, мир особых идеальных объектов и дает возможность отрываться от материального мира, уходить за его пределы, возвышаться над ним;
— оно идеально дает проигрывать действия и предвидеть результаты материальных действий, позволяет выбирать наилучшие, как ему представляется, способы действий для достижения заранее поставленных целей;
— оно способно возвыситься над реальным миром и реальными отношениями настолько, что может увести человека в вымышленный мир, принимая эти вымыслы за высшую реальность, за истинно сущий мир;
— оно может переключить мысли, чувства человека на этот мир и подчинить ему многие формы жизнедеятельности человека.
В жизни возникли и развились по меньшей мере две сферы духовной жизни, где элементы вымысла оказались преобладающими:
— религия;
— искусство.
Сознание, с одной стороны, может создать возможности для активной преобразующей деятельности в материальном производстве, в науке и технике, в общественной деятельности, с другой стороны, оно может допустить уход в мир искусства, в мир религии, в мир фантазии.
36. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам, сознание мгновенно соотносит, связывает увиденное, услышанное человеком с тем, что он почувствовал, подумал, пережил.
Бытие — общее понятие о существовании, о сущем вообще, это материальные вещи, все процессы (химические, физические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.
Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.
Вопрос о соотношении сознания и бытия носит иной характер, чем обычные философские вопросы. Есть мнение, что это не столько вопрос, сколько смысловая направленность философской мысли.
Важно понять, что отличие между материальным и духовным, объективным и субъективным составляет некий «нерв» любого конкретного философского вопроса или размышления независимо от того, отдает ли себе в этом отчет тот, кто философствует.
При этом это отличие далеко не всегда выливается в вопрос, а после перевода в такую форму разрастается в множество взаимосвязанных между собой вопросов.
Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.
Наиболее общими, самыми главными предпосылками человеческого существования служат:
— наличие мира (прежде всего природы), с одной стороны;
— людей, с другой стороны.
А все остальное является производным, осмысливается как результат практического и духовного освоения людьми первичных(природных) и вторичных(общественных) форм бытия и взаимодействия людей между собой на этой основе.
Основные качества сознания:
— когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других живых существ;
— целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;
— интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», т. е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;
— эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.
Основные функции познания:
— познавательная (отражает действительность);
— оценочно-ориентационная (оценивает явления действительности и свое бытие в них);
— целеполагающая (ставит перед собой цели);
— управленческая (управляет своим поведением).
РЕКЛАМИРУЙ СЕБЯ В КОММЕНТАРИЯХ
ADVERTISE YOURSELF COMMENT
ПОДАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЕ БЕСПЛАТНО
( POST FREE ADS WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
ДОБАВИТЬ САЙТ (БЛОГ, СТРАНИЦУ) В КАТАЛОГ
( ADD YOUR WEBSITE WITHOUT REGISTRATION AND FREE )
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.